Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Направления дальнейшего совершенствования межбюджетных отношений в РФ




 

Основным документом, определяющим перспективы развития межбюджетных отношений в РФ до 2013 является «Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 года».

Согласно Концепции, в соответствии со сложившейся ситуацией развитие межбюджетных отношений и инструментов управления бюджетным процессом в ближайшие годы необходимо направить на решение следующих задач:

- установление особенностей организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в условиях экономического кризиса;

-  создание стимулов повышения качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;

-  корректировка механизмов оказания финансовой помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;

-  совершенствование системы разграничения расходных обязательств между органами государственной власти и местного самоуправления;

-  дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований [15, С. 38].

Прогнозируемый переход на стадию экономического роста позволяет поставить перед межбюджетными отношениями новые задачи. Главными из них являются: воздействие на формирование инфраструктуры регионов и муниципалитетов для решения федеральных проблем развития экономики; софинансирование структурных инвестиционных проектов, создающих точки роста и новые рабочие места; обеспечение инновационной составляющей экономического роста за счет развития научно-исследовательских центров; выравнивание доступности услуг образования и здравоохранения для жителей конкретных регионов.

В дальнейшем могут быть сформулированы следующие принципы разграничения полномочий между бюджетами трех уровней:

- принцип зависимости разграничения полномочий между уровнями бюджетной системы от потребностей общества в целом и конкретного гражданина в соответствующих общественных благах;

-  принцип осуществления конкретных расходов с учетом максимизации полезного эффекта при минимизации расходов, включая затраты на администрирование и последующий контроль;

-  принцип обеспечения "потенциала действий" как способности соответствующего уровня власти осуществлять полномочия по финансированию первоочередных направлений региональной экономической политики в случае изменения макроэкономических условий в национальной хозяйственной системе;

-  принцип обеспечения возможности для всех уровней бюджетной системы оперативного реагирования на изменяющиеся макроэкономические условия [13, С. 24].

Реализация этих принципов позволяет создать устойчивую в своей основе, но открытую к изменениям систему разграничения бюджетных полномочий между уровнями бюджетной системы. Формирование системы разграничения бюджетных полномочий на основе сформулированных выше принципов, дает возможность повысить роль межбюджетных отношений в стимулировании экономического роста в регионах и муниципалитетах.

Это позволяет определить следующие приоритеты развития межбюджетных отношений: умеренная децентрализация бюджетных полномочий; обеспечение конкуренции между регионами и муниципалитетами за инвестиции при недопущении конкуренции в налоговой сфере; повышение эффективности системы предоставления межбюджетных трансфертов; совершенствование распределения налогов между уровнями бюджетной системы; разграничение собственности на природные ресурсы между федеральным центром, регионами и муниципалитетами.

В сфере межбюджетных отношений в России до сих пор остаются нерешенными некоторые актуальные проблемы. Одна из них - правовой статус участников межбюджетных отношений, связанная с недостаточной регламентацией отношений центра и субъектов Федерации при неопределенности статуса последних. С провозглашением Конституцией РФ равенства субъектов Федерации все республики в составе России имеют на практике существенно больше прав по сравнению с другими субъектами - краями, областями, округами. Такое неравенство ущемляет их бюджетные права и снижает эффективность межбюджетных отношений. Необходимо также в законодательном порядке определить статус третьего уровня бюджетной системы, т. е. контрагента органов власти субъекта Федерации по межбюджетным отношениям внутри страны. На практике создаются муниципалитеты с урезанными бюджетными правами в части установления местных налогов, получения отчислений от регулирующих налогов и финансовой помощи из вышестоящих бюджетов.

Обеспечение конкуренции между регионами и муниципалитетами за инвестиции при недопущении конкуренции в налоговой сфере является важным направлением повышения эффективности межбюджетных отношений.

Повышение эффективности системы предоставления межбюджетных трансфертов является одним из важнейших направлений совершенствования межбюджетных отношений.

Важной задачей совершенствования системы межбюджетных трансфертов является обеспечение инвестиционной направленности этой системы, что означает: достижение баланса между текущей финансовой помощью в форме трансфертов из ФФПР и капитальной финансовой поддержкой из Фонда регионального развития для усиления инвестиционной составляющей по сравнению с текущей финансовой помощью; совершенствование законодательных основ и методического обеспечения заемной деятельности региональных и местных бюджетов в целях аккумулирования ресурсов на их развитие; выработку механизмов стимулирования субфедеральных и муниципальных органов власти по укреплению собственной доходной и бюджетной базы для целей инвестиционного использования. Прежде всего, речь идет о повышении эффективности управления объектами собственности, находящейся в ведении региональных властей и муниципалитетов, и росте на этой основе доходов их бюджетов [4, С. 16].

Преимущественное направление развития системы трансфертов - предоставление целевой финансовой помощи в виде субвенций и субсидий. Однако при значительных различиях в налоговых потенциалах регионов неизбежно сохранение нецелевой финансовой помощи в виде дотаций, обеспечивающих выравнивание регионов по уровню бюджетной обеспеченности.

Анализ сложившейся практики приводит к выводу о необходимости в стратегическом плане пересмотреть систему расщепления налогов между уровнями бюджетной системы. Ныне она не решает задачу укрепления налоговой составляющей доходной базы региональных и местных бюджетов. Разграничение налоговых полномочий между уровнями бюджетной системы является одним из трех ключевых блоков системы межбюджетных отношений.

Таким образом, целью стратегии развития межбюджетных отношений в РФ является создание эффективно функционирующего механизма распределения доходных источников между органами власти для реализации их расходных полномочий, связанных с решением задач социально-экономического и политического развития страны в целом, ее регионов, муниципальных образований. Методами достижения этой цели являются совершенствование законодательства с учетом складывающихся социально-экономических условий, формализация методик распределения финансовой помощи между федеральным центром и регионами, между регионами и муниципальными образованиями, использование стандартов бюджетных затрат на конкретные цели.

 


Заключение

 

В результате проведенного исследования было определено, что бюджетная политика государства - главная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений. Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики и социальной сферы. Кроме того, бюджетная политика предопределяет организацию финансовых отношений между субъектами хозяйствования и государством в ходе осуществления налоговой политики, проведения государственной инвестиционной политики, при выработке бюджетной политики в отношении приоритетных отраслей и видов деятельности.

Важнейшей составной частью бюджетной политики страны выступает, как уже отмечено, концепция межбюджетных отношений. На ее основе разрабатываются подходы к разграничению доходных и расходных полномочий между уровнями власти, определению критериев и методов предоставления финансовой помощи на базе условий функционирования бюджетной системы. Иными словами, совершенствуются финансово-бюджетные отношения между федеральными, региональными и местными органами власти, что является одним из главных факторов политико-экономического развития России и, следовательно, успеха реализации бюджетной политики.

Суть межбюджетных отношений выражается в финансовых взаимосвязях между различными уровнями власти. Они призваны обеспечивать, прежде всего, оптимальное распределение доходных и расходных полномочий между уровнями власти и, соответственно, уровнями бюджетной системы, а также выравнивание бюджетной обеспеченности по всей территории страны.

Следует отметить, что в настоящее время для РФ остается актуальной проблема выбора модели бюджетного устройства и совершенствование межбюджетных отношений как для стран с развитой рыночной экономикой, так и для недавно начавших рыночные преобразования. Для России изучение опыта стран, где механизм бюджетного регулирования давно сложился, а также стран, лишь недавно прошедших сложный путь бюджетных преобразований, учёт их ошибок в этом процессе, может оказать помощь в решении данной сложной и многогранной проблемы.

Любая бюджетная система (унитарная или федеративная) должна быть ориентирована на достижение следующих глобальных целей: экономическая эффективность, политическая стабильность, господство закона и укрепление единства государства. Чем больше государство, чем разнообразнее условия (экономические, культурные, национальные и т. д.), тем актуальнее задача сбалансирования бюджетных интересов центра и территорий.

Осуществление политических и экономических преобразований в России требует формирования качественно новой модели бюджетной системы, адекватной федеративному устройству государства, способной обеспечивать эффективное распределение и перераспределение общественных финансовых ресурсов на всех уровнях власти, т. к. в конечном итоге от этого зависит не только социально-экономическое развитие страны, но и взаимоотношения между федеральным центром и регионами.

Бюджетный федерализм определяет взаимоотношения между бюджетами различных уровней в рамках единого государства. Построение подлинного бюджетного федерализма немыслимо при нерешенности основных проблем федерализма в государстве.

Анализ реализации принципов бюджетного устройства Российской Федерации позволил выделить основные проблемы, тормозящие экономическое развитие страны.

Динамика структуры доходов и расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за 2008-2010 гг. свидетельствует о высокой степени централизации доходных источников вместе с высокой степенью децентрализации фактических расходов, включая значительный объем полномочий совместного ведения органов власти различного уровня, что может привести к снижению самостоятельности региональных органов власти.

Существующая модель распределения межбюджетных трансфертов (как и модель межбюджетных отношений в целом) способна отчасти решить задачу выравнивания финансовой обеспеченности территорий, но не способна стимулировать экономическое развитие территорий. Региональные органы власти при такой системе не только не заинтересованы в наиболее эффективном использовании собственных возможностей, но ориентированы на иждивенческую модель поведения.

Таким образом, в процессе написания данной курсовой работы были выявлены следующие наиболее значимыми проблемами бюджетной системы РФ:

- проблема несоответствия доходов региональных и местных бюджетов расходным обязательствам региональных и местных органов власти;

-  недостаточно эффективная нормативно-правовая основа, регулирующая межбюджетные отношения;

-  чрезмерная межрегиональная дифференциация регионов в плане социально-экономического развития;

-  неэффективная система распределения финансовой помощи нуждающимся регионам и муниципалитетам посредством межбюджетным трансфертов, поощряющая иждивенческие настроения и отбивающая у регионов-доноров совершенствовать свою финансово-экономическую деятельность.

В связи с этим основными направлениями совершенствования межбюджетных отношений в России должны стать:

- укрепление финансовой самостоятельности субъектов Федерации;

-  укрупнение регионов на взаимовыгодной, экономически целесообразной основе;

-  создание четкой нормативно-правовой основы, объективно оценивающей усилия нуждающихся регионов, направленные на рост своей социально-экономической базы;

-  введение эффективной дифференцированной системы выделения трансфертов нуждающимся регионам в зависимости от результатов их финансово-экономической деятельности;

-  обеспечение определенных финансовые преимуществ для регионов-доноров, за счет которых живут регионы, получающие федеральную помощь.


Список литературы

 

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998. № 145-ФЗ. - Консультант-Плюс.

.   Архипов А.И., Погосов И.А. Финансы: учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010.

.   Балтина А.М., Волохина В.А., Попова Н.В. Финансовые системы зарубежных стран: учеб пособие. - М.: Финансы и статистика, 2011.

.   Богов Х.М. Развитие межбюджетных отношений и предпосылок экономического роста // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2011, № 16.

.   Бюджетная политика и межбюджетные отношения в субъектах Российской Федерации / А.С. Колесов, В.А. Гуртов, А.С. Ревайкин, С.В. Сигова; Под ред. А.С. Колесова. - М.: Финансы, 2011.

.   Врублевская О., Романовский М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2012.

.   Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. - 3-е изд., исп. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011.

.   Ерошкина Л.А. Основные направления совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2011, № 23.

.   Миляков Н.В. Финансы. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2011.

.   Мищенко В.В., Медведева А.Г. Межбюджетное регулирование как инструмент сглаживания территориальной дифференциации в регионе // Вестник Алтайского государственного аграрного университета, 2010, № 12.

.   Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010.

.   Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011.

.   Подпорина И.В. Межбюджетные отношения и бюджетное регулирование // Финансы, 2010, № 10.

.   Поляк Г.Б., Кононов П.И. Бюджетное право: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция» и «Экономика». - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.

.   Слепов В.А., Шубов В.Б. Приоритетные направления развития межбюджетных отношений // Финансы, 2010, № 3

.   Суглобов А.Е., Черкасова Ю.И. Развитие межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы и кредит, 2011, № 1.

.   Финансы / Под ред. Г.Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

.   Финансы. Под ред. В.В. Ковалева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Велби, Проспект, 2011.

.   Ходасевич С. Бюджетный федерализм: оценка условий // Экономист, 2010, № 4.

.   Отчёт об исполнении консолидированного бюджета РФ за 2011 г. - взято с официального сайта Федерального казначейства (Казначейства России) http://www.roskazna.ru

.   Отчёт об исполнении консолидированного бюджета РФ за 2010 г. - взято с официального сайта Федерального казначейства (Казначейства России) http://www.roskazna.ru

.   Отчёт об исполнении консолидированного бюджета РФ за 2010 г. - взято с официального сайта Федерального казначейства (Казначейства России) http://www.roskazna.ru

.   Анализ межбюджетных трансфертов в 2011 - 2013 гг. http://www.protown.ru


Приложение 1

 

Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов) и федерального бюджета в общих доходах консолидированного бюджета Российской Федерации в 2008-2013 гг., %

 

 


Приложение 2

бюджетный финансовый государство экономика

Доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов) и федерального бюджета в общих доходах консолидированного бюджета Российской Федерации в 2008-2013 гг., %

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...