Системы информационного права.
Система информационного права - это объективно-существующая совокупность норм, сгруппированных в относительно самостоятельные формы (правовые институты) Правовой институт – это взаимосвязанная группа норм, регулирующих однородные общественные отношения Система ИП формируется в зависимости от того, насколько его норма формируется и оформляется в структурный элемент отрасли. Как отрасль, почти все правовые институты ИП носят межотраслевой, комплексных характер, при этом межотраслевые комплексные институты комплексного права могут по объему представлять крупный массив правовых норм, состоящих из нескольких относительно самостоятельных однородных правовых институтов. Такое объединение называется суботрасль или подотрасль. В общую часть входят структурные элементы отрасли, имеющие базовое значение для всех институтов особенной части: 1. Основные базовые категории и понятия 2. Предмет и особенность методы ИП 3. Принципы ИП 4. Источники и система ИЗ 5. Структурные характеристики и особенности информационных правоотношений 6. Институт права на информацию и институт доступа к информации и ИС Особенная часть включает в себя: 1. Правовой режим информационных ресурсов Понятие и классификация информационных ресурсов Особенности режима отдельных, наиболее значимых видов информационных ресурсов: базы данных, архивы, библиотеки, статистические массивы информации. Тесно связан с этим институтом комплекс норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу использования электронного документа, документооборота, электронной подписи, электронного взаимодействия. Отдельные ученые обосновывают суботрасль использования электронного документа, документооборота, электронной подписи, электронного взаимодействия
2. Правовой режим информации доступа (тайны ведения) – один из самых комлексных институтов (суботсаль), включающих несколько институтов – правовой режим гос. Тайны, правовой режим служебной тайны, правовой режим коммерческой тайны правовой режим профессиональной тайны, правовой режим персональных данных. 3. Правовое регулирование информационных систем – этот институт состоит из нормативных массивов, с помощью которых регулируются правооотношения по поводу создания и использования ГАС, а также негосударственных информационных системы, включая ИС предприятий и муниципальной ИС. 4. Правовое регулирование действий в области деятельности телекоммуникаций. Эта суботрасль состоит из самостоятельных крупных комплексов правовых институтов 5. Правовое регулирование распространения массовой информации – этот институт состоит из НА о деятельности организаций, распространяющих с помощью СМИ (медиаправо). Проблемы соотношения свободы и ответственности, Правовой институт рекламной информации входят сюда 6. Правовое обеспечение информационной безопасности направлено на защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере 7. Международное информационное право - информация передается в трансграничном режиме. Закрепление норм международного информационного права имеет свои особенности и давние традиции. Трансграничность глобальных коммуникаций приводит современные гос.-правовые системы к объединению. Международные организации формируют наиболее типовые решения, разрабатывают стандартные технологии и технические нормы, которые в совокупности представляют собой международный правовой массив (правило международной электронной торговли). Существует ряд международных договоров и соглашений по тем или иным вопросом информационной деятельности. Иногда принимаются политические документы, например хартия о глобальном.
СДАТЬ ДО 1 НОЯБРЯ РЕФЕРАТЫ (КРАЙНИЙ СРОК ДО 10 НОЯБРЯ – ТОЛЬКО ПО УВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЕ) Принципы информационного права Конституционные принципы (предыдущая лекция) Отраслевые принципы 1. Принцип баланса интересов в информационной сфере – этот принцип закреплен в п.8 Доктрины «Информационная безопасность в РФ» баланс интересов личности, общества, государства в информационной сфере. В ст.6 ФЗ «О государственной тайне, в частности, это положение закон учитывает при выборе сведений, которые включаются/исключаются в состав государственной тайне. Баланс интересов – уравновешивание интересов личности, общества и государства. Баланс интересов – критерий устойчивости информационной сферы. В тексте Доктрины описаны все интересы личности, общества и государства. Примеры: · свобода поиска информации – интерес личности (ст.29 КРФ), · защита персональных данных – интерес личности (КРФ и ФЗ «О персональных данных»), · духовное и культурное развитие личности, o создание условий для общественного согласия – интересы общества o обеспечение распространения СМИ позитивного содержания – интересы общества Ø защита конституционного строя и укрепления суверенитета и территориальной целостности РФ – интерес государства Ø укрепление законности и правопорядка в информационной сфере - интерес государства Баланс интересов может нарушаться, как со стороны личности, так и со стороны государства (например, издание неправомерных НПА – о гос. тайне) 2. Принцип открытости информации – ст. 3,7 ФЗ «Об информации» - проявляется в свободе доступа к информации. Общедоступной информацией – общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. В ст.8 установлено правило, согласно которому, не может быть ограничен доступ к следующей информации: § НПА и вся правовая информация § Информация состояния окружающей среды § Информация о деятельности государственных органов и ОМУ (за исключением сведений, составляющих государственную тайну)
§ Информация библиотечных, музейных и архивных фондов (за исключением сведений, составляющих личные сведения и государственную тайну) § Иная информация, закрытость которой не допускается Ст. 55 КРФ – ограничение открытости информации назначается только ФЗ Исключительные случаи: Нравственность Здоровье человека Права и интересы других лиц Обеспечение обороны страны и безопасности государства (носят исчерпывающий характер) ФЗ «О доступе к официальной информации», ФЗ «О доступе к судебной информации» УК РФ, КоАП РФ предусматривает ответственность 13.27, 13.28 КоАП за нарушение к доступу информации, 87, 273 ст. УК РФ – за распространение сведений, составляющих тайну. 3. Принцип достоверности информации – вытекает из природы и сущности информации Ст. 42 КРФ – защита окружающей среды и человека от загрязнения, достоверная информация об окружающей среде Ст. 3 ФЗ «Об информации» - право каждого человека на достоверную и своевременно представленную информацию Ст. 5 ФЗ «О персональных данных» - адекватность информации как соответствие действительности Ст. 11 Закона «Об обеспечении доступа к оф. информации» - предоставление достоверной информации 4. Принцип технологической обусловленности – вытекает из характера научно-технического прогресса. Прослеживается прямая связь информационного права с технической и технологической средой. Электронное взаимодействие органов власти – концепт, являющийся основой информационного взаимодействия. Единая система межведомственного взаимодействия Постановление Правительства 8.09.06 г. Что такое технологическое обеспечение информационного взаимодействия – это совокупность информационных сервисов международных стандартов, а также используемые единые технологические решения, единые классификаторы, электронных структур и электронных баз данных ФЗ «Об электронной подписи» ФЗ «О связи» Без терминологии, мы не сможем описать законы в информационной сфере, но они всегда носят технологический характер, т.е. вытекают из негуманитарных наук. Стандарты и технические требования к отдельным объектам информационного характера…
Источники информационного права – нормативные акты, закрепляющие нормы информационного права: Международные акты – договоры, хартии, декларации. 1. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. В это Конвенции изложены положения о личности, семейной тайне и иных видах тайн. 2. Окинавская хартия глобального информационного общества 22.06.00 г. – 10 крупнейших стран подписали это соглашение. В хартии содержатся основные положения основных прав и свобод человека в информационном обществе. 3. Декларация принципов информационного общества – подписан в Тунисе на двухэтапном совещании руководителей государств, дополнена в 2005 г. · Принцип доступа к информации, идеям и знаниям · Принцип построения информационной и телекоммуникационной структуры (информационное общество носит глобальный характер, построение информационного общества в РФ должно соответствовать международным стандартам) · Принцип доверия и безопасности при использовании информационных технологий · Принцип уважения культурной самобытности 4. Конвенция о защите лиц при обработке персональных данных 1970-е годы 5. Конвенция об информационном и правовом сотрудничестве в области информационных услуг (Подписана Россией в 2001 году) – речь идет об услугах связи, телематических услугах. 6. Конвенция о киберпреступности (конвенция о преступности в сфере информации), Будапешт, 2001 г. (Россия не подписала эту конвенцию) – эта конвенция не гарантирует защиту информации ограниченного доступа. Но в отдельных положениях РФ следует конвенции – сотрудничество в интеграции и объединении норм права регламентирующих ответственность за преступления в информационной сфере, мерах процессуального характера. Отдельные положения Конвенции внедрены в УК РФ (например, ст.2421) Федеральные законы информационного законодательства: 1. Конституция РФ - содержит фундаментальные правовые положения: конституционные принципы, определяющие информационные права и свободы, а также информационные гарантии в информационной сфере. Все нормы КРФ, содержащие положения информационного характера: · Основные: ст. 23, 24, 29, 42 · Обеспечивающие: ст. 26, 28, 31, 33, 44 · Гарантирующие: ст. 41, 55, 56, 17 (п.3) 2. ФЗ и подзаконные акты 3. Законы субъектов РФ и подзаконные акты · Конституции (Уставы) субъектов РФ · Подзаконные акты – правительственные, администрации – направлены на реализацию права информации · Нормативные акты органов местного самоуправления (носят локальный характер)
· Нормативные документы организаций и предприятий – инструкции, положения 4. Постановления КС РФ – правовые позиции КС 5. Стандарты, технические правила и условия – это технические нормы – регламентируют организацию построения информационных систем (ФЗ «О техническом регулировании») Основные стандарты: · Национальный стандарт об информационных технологиях (2008 г.) · Унифицированные системы документации – требования к электронному документу · Санитарные правила и нормы – СанПин: гигиенические требования персональной электронной техники 6. Административный и технический регламент – содержатся нормы и правового содержания и технического 7. Юридический обычай Система информационного законодательства: 1. Базовые и специальные законы – общий НП климат деятельности: основные понятия информационной сферы и их определения. Принципы правового регулирования – ст. 3 ФЗ «Об информации», ФЗ «О персональных данных», ФЗ «Об электронной подписи» Правовой статус основных субъектов информационных правоотношений – ФЗ «Об информации», ФЗ «О связи» Общий правовой режим информации – Базовые законы действуют на информационные правоотношения двуедино – закрепляют общий правовой режим и содержат в себе конкретные правила поведения ФЗ «О информации», ФЗ «О Связи», ФЗ «О Персональных данных», ФЗ «О базах данных», ФЗ «О государственной тайне», ФЗ «О коммерческой тайне» - содержатся нормы прямого действия 2. Специальные законы – закрепляют нормы, которые регулируют правоотношения в области отдельных видов информационной деятельности: · сфера государственного управления – деятельность по государственной регистрации дактилоскопической информации · деятельность по обеспечению избирательных процессов – ГАС «Выборы» · деятельность закон «о кредитных историях», ФЗ «О рекламе», деятельность об организации торгов · распространение массовой информации Закон РФ «О СМИ» Функции: · определение специального правового режима отдельных видов информации 3. Отраслевые законы – отраслевые кодексы (ГК, УК, ТрК, ТК, АПК, ГПК, УПК и т.д.). Отраслевые законы регулируют правоотношения по использованию отраслевых объектов информационного права (часть 4 ГК) УК РФ – ответственность за совершение преступлений в информационной сфере (глава 28) ТрК РФ – содержит статьи, определяющий специальный режим персональных данных, ответственность за дисциплинарные правонарушения КоАП РФ – предусматривает более 100 составов административных правонарушений – защита персональных данных, защита тайны, ответственность за нарушение доступности к информации (официальной и судебной) – глава 13
Подзаконные акты – Постановления Правительства, Указы Президента РФ Постановление «О межведомственном взаимодействии» Постановление 24.03.11 «О технических требованиях к универсальной электронной карте» Постановление «О порядке ввода в эксплуатацию ГИС» реестр ГИС – это специальная информационная система, содержащая сведения о государственных ИС предназначенная для предоставления гос. услуг и использование гос. функций Указ Президента РФ 17.03.2008 «о мерах по обеспечению информационной безопасности в сетях Интернет» Постановление от 3.11.1994 «Об утверждении положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в ФОГВ» (Положение о служебной информации)
Тенденции развития информационного законодательства. Формирование имеет 2 пути: 1. спонтанный - проблема регулирования возникает с движением жизни 2. концептуальный – начинается с написания концепции учеными Информационное законодательство громоздко и ему нужна систематизация (кодификация): 1. повышенная актуальность 2. практика правоприменения 3. есть сформированный категориальный аппарат 4. научное обоснование Проблемы: · пробелы в законодательстве – о праве на информацию, об информационных ресурсах, о базах данных, о реестровой информации, об информационных системах, о служебной тайне, о телекоммуникациях
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|