Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и признаки нормативно-правовых актов

Нормативно-правовой акт — это акт правотворчества, в ко­тором содержатся нормы права[16]. Среди современных источников права нормативно-правовой акт занимает ведущее место. Он объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством. К нормативно-правовым актам относятся кон­ституции, другие законы, нормативные решения органов исполнитель­ной власти. В отличие от других источников права, нормативные акты наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового регулирования.

Дру­гие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулирова­нии общественных отношений.

В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координи­руют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический пе­риод.

Мировая юридическая наука рассматривает источники права в неразрывном единстве с содержанием правовых норм. Выражение юри­дических норм в обычае, прецеденте, в судебной практике имеет казуис­тический и не всегда определенный характер. Эти нормы складываются постепенно, по мере повторения частных случаев, применения опреде­ленного правила поведения. Поэтому юридические нормы не могут в указанных формах воплотить в себе общего и достаточно определенно­го выражения.

С развитием общественной жизни, усложнением общественных отношений эти обязательные установления становятся тормозом обще­ственного прогресса.

Переход к всеобщему нормативному регулированию осу­ществляется эволюционно. Вначале нормативное регулирование рас­пространялось лишь на те сферы общественной жизни, которые непо­средственно касались интересов государственной власти. Частные иму­щественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем нор­мативно-правовое регулирование расширяется, подчиняя себе другие области общественной жизни, и становится, таким образом, преобла­дающей формой правового регулирование общественных отношений.

В отличие от других источников (форм) права нормативно-правовой акт обладает следующими признаками: [17]

1. Нормативно-правовой акт создается в результате правотвор­ческой деятельности компетентных органов государства или всенарод­ным волеизъявлением (референдумом). Правотворческая деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая со­стоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм.

Правотворчество — это деятельность, направленная на подготов­ку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов. Она имеет две основные формы: непосредственное правотворчество и опо­средованное (государственное) правотворчество.

Непосредственное правотворчество осуществляется в результате проведения референдумов, которые в конституционном порядке прини­мают или отвергают предлагаемые государственной законодательной властью нормативно-правовые акты.

Государственное правотворчество выражается в установлении, изменении или отмене норм права в определяемом законом порядке. К нему примыкает также нормотворчество общественных организаций, которое санкционируется государством. При этом нормы, создаваемые общественными организациями, приобретают качество и свойства пра­вовых норм, охраняемых государством.

2. В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обяза­тельностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не яв­ляются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится пер­сонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализа­цией конкретного права или обязанности (например, назначение орга­ном социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).

Индивидуальные правовые акты являются важным и необходи­мым средством реализации общих предписаний правовых норм, содер­жащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный госу­дарственный характер, их осуществление обеспечивается компетентны­ми органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источ­никами права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифициро­ванным лицам и конкретным жизненным ситуациям.

3. От нормативно-правового акта как источника права следует отличать источники правоведения, или источники нашего знания о пра­ве. Мы черпаем сведения о нормах права из различного рода сборников законодательства, из исторических правовых памятников, из произве­дений профессиональных юристов. Все это источники нашего познания правовых норм, а не источники права.

4. Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального го­сударственного документа, который имеет обязательные атрибуты: на­звание акта (закон, указ, постановление); наименование органа, при­нявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти).

5. В нормативных актах нормы права группируются по определен­ным структурным образованиям: разделам, главам, статьям (например, в Гражданском кодексе: раздел «Обязательное право», глава «Исполнение обязательств», статья «Досрочное исполнение обязательства»).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...