Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Систематизация нормативно-правовых актов

 

Нормативно-правовые акты создаются различными правотворче­скими органами государства. Они имеют неодинаковую юридическую силу, несовпадающее временное действие, распространяются на раз­личных субъектов и разное территориальное пространство. Естествен­но, что с течением времени между ними появляются противоречия. Ко­личественное увеличение нормативного материала создает трудности в его использовании. Выход из этой затруднительной ситуации, нару­шающей оптимальные основы правового регулирования общественных отношений, состоит в систематизации законодательства. [24]

Систематизация законодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно-правового регулирования в ин­струмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными дела­ми в интересах личности.

Систематизация нормативно-правовых актов, (законода­тельства) — это деятельность, направленная на упорядочение и совер­шенствование правовых норм.

В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям обще­ственного развития. Они группируются по определенным системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.

В странах, где действует прецедентное или обычное право, систе­матизация правовых норм представляет собой сложную проблему, по­скольку современное законодательство лишь формально признает нор­мативно-правовую состоятельность прецедентов и правовых обычаев.

Каноны религиозного права (мусульманского, буддистского) не могут не учитываться системой законодательства тех государств, где данные каноны являются господствующими среди большинства населе­ния в силу устойчивости религиозных убеждений, имеющих многовеко­вую традицию. В современном обществе общечеловеческие, внерелигиозные, вненациональные интересы личности как общей первоосновы цивилизованного мира являются благодатной почвой для функциони­рования такой нормативно -правовой системы, которая гармонично координирует и всемерно учитывает разнообразие религиозных и на­циональных потребностей людей.

В настоящее время используются три основные формы системати­зации нормативно-правовых актов: кодификация, инкорпорация, кон­солидация.

I. Кодификация — это деятельность правотворческих органов госу­дарства по созданию нового, сводного, систематизированного норматив­но-правового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторон­ней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений. [25]

В процессе кодификации в проект создаваемого акта включаются действующие нормы, не утратившие своего значения, и вновь созданные нормы, которые вносят качественные изменения в регулирование опре­деленной области общественных отношений.

Кодификация законодательства характеризуется следующими признаками.

- кодификационной деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы на основании конститу­ционных или других законных полномочий.

- в результате кодификации создается новый нор­мативно-правовой акт, включающий нормы, существенно отличающиеся от ранее действовавших.

-кодификационный акт является сводным актом, так как в нем сводятся воедино нормы, находившиеся ранее в различных актах, но регулировавшие одну и ту же область общественных отноше­ний.

- кодификационный акт является основным сре­ди актов, которые действуют в определенной сфере общественной жизни. Такой акт в основных чертах регулирует общественные отношения, являющиеся предметом регулирования данной отрасли права (например, Земельный кодекс). В нем же содержатся общие принципы, имеющие руководящее значение для всех норм этой отрасли права.

- нормативно-правовые акты, создаваемые в резуль­тате кодификации, рассчитаны на длительное регулирование обществен­ных отношений. Они учитывают возможные изменения в общественной жизни и способны регулировать более совершенные общественные от­ношения, которые могут возникнуть в будущем.

Кодификация — это наиболее сложная и совершенная форма си­стематизации законодательства, имеющая правотворческий характер. Посредством ее создается единый, юридически и логически цельный, внутренне согласованный нормативно-правовой акт. Кодификацион­ный акт в своей структуре, как правило, имеет общую часть, в которой и закрепляются отраслевые принципы (общие положения), определяю­щие характер и содержание данной отрасли права в целом.

Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию подразделяются на три основных вида.

1. Основы законодательства — это нормативно-правовой акт, устанавливающий важнейшие положения (основные начала) определен­ной отрасли права или сферы государственного управления. Такая форма кодификации используется в федеративных (союзных) госу­дарствах. Основы законодательства составляют нормативно-правовую базу для кодификационной деятельности членов федерации.

2. Кодекс — наиболее распространенный вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требую­щих правовой упорядоченности (Гражданский кодекс, Уголовный ко­декс, Таможенный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и другие),

3. Устав, положение — это кодификационные акты специаль­ного действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (например, президентом или пра­вительством). Кодификационными актами являются общевоинские уставы, действующие в вооруженных силах, Устав железных дорог.

Значительное число кодификационных актов в современных госу­дарствах не имеют специального наименования. Это различного рода законы: о собственности, о пенсионном обеспечении, о военной службе, о местном самоуправлении и т. д.

II. Инкорпорация представляет собой объединение в сборники или собрания действующих нормативно-правовых актов в определенном по­рядке без изменения содержания.

В результате инкорпорации производится внешняя обработка дей­ствующего законодательства. Это означает, что:

1. При внешней обработке нормативно-правовые акты распола­гаются в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном, то есть достигается их внешняя упорядоченность.

2. Содержание нормативно-правовых актов, включаемых в ин-корпоративные сборники или собрания законодательства, по существу не изменяется. В них не включаются лишь те нормы, которые отменены в законном порядке или признаны утратившими силу.

Инкорпорацию производит систематизирующий орган (например, министерство юстиции), не имеющий полномочий отменять, изменять или устанавливать правовые нормы. Он может лишь отразить в сборнике изменения и дополнения, которые уже сделал правотворче­ский орган.

Инкорпорация бывает официальной и неофициальной.

Официальная инкорпорация — это упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих нор­мативно-правовых актов. Издаваемые этими органами сборники зако­нодательства имеют официальный характер. Хотя они и не являются источниками права, однако на них можно ссылаться в процессе право­творчества и применения права.

По своей юридической природе акт официальной инкорпорации яв­ляется формой опубликования действующих нормативно-правовых актов в обработанном и упорядоченном виде.

Отличие официальной инкорпорации от кодификации выражает­ся в уровне систематизации правовых норм. Если кодификация направ­лена на существенное развитие системы права, изменение содержания правового регулирования, то инкорпорация таких функций не выполня­ет. Не изменяя содержания правового регулирования, она призвана привести в строгую систему те нормативно-правовые акты, которые уже созданы в процессе кодификации правотворческими органами.

Различают два вида официальной инкорпорации: хронологи­ческую и предметную (систематическую).

Хронологическая инкорпорация — это такая форма систематиза­ции, при которой упорядочение нормативно-правовых актов произво­дится по времени их опубликования и вступления в законную силу. В хронологическом порядке издаются акты законодательной и исполни­тельной власти в специальных официальных изданиях (например, в «Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации», бюллетенях нормативно-правовых актов ведомственных или местных органов государственной власти). При хронологической инкорпорации Каждый нормативный акт имеет порядковый номер, указывается его наименование, год, месяц и день издания, а также номер статьи. Это в значительной мере облегчает поиск необходимого нормативно-правового акта, возможность оперативного нахождения и применения находящихся в нем правовых норм.

Систематическая инкорпорация представляет собой упорядочение действующих нормативно-правовых актов по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной дея­тельности. В систематизированных сборниках или собраниях законода­тельства нормативный материал распределяется по видам или сферам правового регулирования (государственному строительству, финансам, народному образованию, обороне страны, общественным организаци­ям, 5толовной ответственности и т. д.). Пользуясь предметной инкорпо­рацией, государственные органы, должностные лица и граждане могут быстро и оперативно использовать интересующие их нормы права.

Неофициальная инкорпорация — это внешняя обработка зако­нодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами (учебными заведениями, ведомствами, учеными и практи­ками) без специальных на то полномочий правотворческих органов. Неофициальная инкорпорация обслуживает специфические потребности учреждений, организаций, отдельных категорий специалистов в норма­тивно-правовом материале. Это могут быть сборники трудового или жилищного законодательства, справочники по законодательству для военнослужащих, учителей, геологов, работников правоохранительных органов. Официальной формой опубликования они не являются, поэто­му на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

III. Консолидация — это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, дей­ствующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания.

Особенность консолидации состоит в том, что она содержит в се­бе некоторые черты кодификации и инкорпорации. Консолидационный акт является сводным нормативно-правовым актом — и это формально сближает его с кодификацией; а тот факт, что он по существу не вносит ничего нового в регулирование общественных отношений, роднит его с инкорпорацией. По форме систематизации нормативно-правовых ак­тов консолидация в большей мере примыкает к систематической инкор­порации. Она используется там, где отсутствует необходимость или возможность кодификации. В этих случаях консолидация выступает как эффективное средство для объединения однородного нормативного материала, сокращения числа актов и улучшения формы правового ре­гулирования.


Заключение

 

Целью работы является анализ нормативно-правовых актов как источников права. В результате проведенного анализа, я пришел к следующим выводам:

1) Нормативно-правовой акт является одним из основных источни­ков права современного государства. В нем выражается большинство правовых, норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения.

2) По результатам проведенного анализа нами был сделан вывод, что назначением формы права является упорядочение содержания права, придание ему свойств государственно-властного характера. Под формами (источниками) права в юридической литературе понимают способы закрепле­ния и выражения правовых норм.

3) Источниками права являются официальные государственные до­кументы, в которых закрепляются юридические нормы. И таким образом, эти правила приобретают общеобяза­тельное значение.

Основными формами (источниками) права являются: правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика), норма­тивно-правовой акт.

4) По результатам проведенного анализа нами был сделан вывод, что нормативно-правовым актом является акт правотворчества, в ко­тором содержатся нормы права. Нормативно-правовой акт объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством. К нормативно-правовым актам относятся кон­ституции, другие законы, нормативные решения органов исполнитель­ной власти. Дру­гие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координи­руют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический пе­риод.

5) Признаками нормативно-правового акта является то, что он: создается в результате правотвор­ческой деятельности компетентных органов государства или всенарод­ным волеизъявлением (референдумом); в нем содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обяза­тельностью.

6) По основным субъектам государственного правотворчества норма­тивно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

Законом является нормативно-правовой акт, принимаемый выс­шим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребно­стей населения страны.

Подзаконными нормативно-правовыми актами являются правотворческие акты компетентных органов, которые осно­ваны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы. По содержанию подзаконные акты являются актами различных органов исполнительной власти.

7) Законы Российской Федерации подразделяют по субъектам, их принимающим, по юридической силе и по от­раслям права. По субъектам принятия законы делятся на: а) принятые на референдуме; б) принятые Федеральным Собранием РФ; в) законы субъектов федерации.

Путем референдума могут быть приняты как федеральные законы, так и законы субъектов федерации. Нормативные договоры и международно-правовые акты, акты СССР и акты Конституционного Суда РФ также являются источниками российского права.

8) Судебная практика выступает источником права в тех случаях, когда в силу неясности, про­тиворечивости или неопределенности нормативных предписании суд вынужден конкретизировать или уточнять содержание правовых норм или создавать новые нормы вследствие обнаруженных пробелов в праве.

9) Действие нормативных актов во времени определяется двумя временными моментами (точками): моментом вступле­ния нормативного акта в силу и моментом утраты им юриди­ческой силы.

По результатам проведенного анализа я пришел к выводу, что момент начала действия нормативных актов определяет­ся следующими правилами:

а) если в нормативном акте указано время начала действия нормативного акта, то с этого указанного времени он и всту­пает в силу;

б) если в нормативном акте начало действия не опреде­лено, то вступают в силу общие правила для данного вида нормативных актов, установленные законом или иным ак­том.

10) Систематизацией нормативно-правовых актов, (законода­тельства) является деятельность, направленная на упорядочение и совер­шенствование правовых норм. В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям обще­ственного развития.

11) Инкорпорацией называется объединение в сборники или собрания действующих нормативно-правовых актов в определенном по­рядке без изменения содержания, в результате которой производится внешняя обработка дей­ствующего законодательства.

 Консолидацией является форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, дей­ствующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания.

Так как все политические процессы в правовом государстве должны осуществляться в рамках права, то нами сделан вывод о том, что в нормативно-правовом акте выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. В этом и заключается ее главное значение как формы права.

 

       

 

Список использованной литературы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...