Типы, виды и подвиды правовой культуры
Типология как метод научного познания предполагает расчленение всех существовавших и существующих ПК на отдельные единицы и группировку их с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа. В рамках каждого типа, как правило, можно выделять отдельные виды и подвиды ПК. В данном контексте, по существу, речь идет о пространственной структуре ПК (подробнее см. [59]). В отечественной литературе в качестве самостоятельных типов обычно выделяют ПК личности, ПК отдельных социальных групп и общества в целом. В зависимости от уровня и глубины познания правовых явлений, их использования в правовом поведении ПК личности в свою очередь подразделяют на обыденную, профессиональную и теоретическую (см., например, [1, 2, 11, 12, 14, 33]). В.П. Сальников считает также, что можно говорить о «цивилистической, криминалистической, административной и судебно-процессуальной ПК» личности. «Нет необходимости вести речь о самостоятельной структуре ПК личности исходя из всех отраслей права, – пишет он, – однако могут иметь и имеют место в реальной жизни различные ее направления с учетом существенных особенностей деятельности суда, органов внутренних дел (в целом административных органов), следствия или цивилистики. Наблюдаются такие особенности и применительно к деятельности различных служб милиции. Поэтому и выделяются направления правовой культуры личности, ориентированные на гражданское, административное, уголовное право, на судебный процесс» [23. С. 367]. Нам представляется, что пространственная структура ПК является более богатой и многообразной. 1. Действительно, по ее носителям (творцам, агентам и т.п.) можно выделять ПК индивидов (Иванова, Петрова и т.п.), социальных групп и слоев населения (например, пенсионеров и студентов), классов (например, рабочего класса), наций (например, французов и немцев) и общества в целом (ПК российского общества). Особое место в этом ряду занимает ПК должностных лиц, поскольку степень знания и понимания ими права, грамотные юридические действия существенно влияют на авторитет власти, реализацию прав и законных интересов граждан и организаций, эффективность юридических преобразований во всех сферах общественной жизни.
2. Нельзя не согласиться с наличием обыденного и научного (теоретического) типов (уровней) ПК (подробнее см. [1, 2, 10, 11, 23, 38]). Обыденная ПК – это все проявления юридических ценностей в обыденной жизнедеятельности людей, о которых они чаще всего не задумываются. Ведущую роль в ее содержании играют традиционные ценности, юридические стереотипы, установки, обычаи, привычки и т.д. Значительное место в регулировании общественных отношений на этом уровне занимают подсознательные и бессознательные элементы в правовом поведении людей и их коллективов. Все возникающие проблемы, ведущие в последующем к изменениям ПК, как правило, назревают в обыденной культуре и затем осознаются, подвергаются рефлексии, рационализируются в научной, профессиональной и иных специализированных сферах ПК. Научный (теоретический) тип ПК, как правило, присущ ученым-юристам и включает систему специальных теоретических знаний, умений, навыков, идей, принципов, концепций, моделей правового регулирования общественных отношений и других юридических ценностей, выраженных в их творческой деятельности, ее результатах, рекомендациях и предложениях по совершенствованию содержания и форм права, юридической практики (правотворческой, правореализующей, правосистематизирующей и т.д.), психологического механизма поведения субъектов правоотношений. Не случайно основоположник современной культурологии Л.А. Уайт (1900 – 1975 гг.) полагал, что наука и техника, а не те или иные разновидности индивидуального и коллективного поведения (деятельности) или идеи, традиции и знания определяют в конечном счете развитие культуры и общества в целом (ср.[61. С. 291 – 292]).
В широком смысле юридическая наука начинается с построения (реконструкции и т.п.) рациональной картины правовой действительности, на основе изучения закономерностей развития и функционирования последней. Порой складывается впечатление, что вся юридическая наука является относительно самостоятельным типом (компонентом и т.п.) ПК. Однако в правоведении существует и много ложных (действительных или кажущихся) суждений (выводов, идей, теорий и т.п.), которые «выпадают» из системы правовых ценностей, служащих прогрессивному, поступательному движению общества. Поэтому следует достаточно осторожно подходить к роли и оценке юридической науки в формировании ПК на всех этапах развития цивилизации. 3. По уровню наличия (отсутствия) преимущественно профессиональных (непрофессиональных) элементов в ее содержании и формах ПК подразделяется на профессиональный и непрофессиональный типы. Профессиональная ПК включает специальные юридические знания, способности, практические умения, навыки, привычки, нормы, стандарты, мастерство и т.п., которые связаны с конкретной юридической профессией (уровень овладения профессиональной ПК выражается обычно в соответствующем «квалификационном разряде»). Так, в отечественной юридической науке немало работ посвящено ПК судей, сотрудников органов внутренних дел (милиции и т.п.), пенитенциарных учреждений и др. (см. [37, 62, 63, 64]). Причем отдельные авторы порою забывают различать, с одной стороны, формальную квалификацию, которая документально отражена в официальных удостоверениях, дипломах, аттестатах, сертификатах и т.д., а с другой – реальную правовую квалификацию, предполагающую не только наличие определенных теоретических и учебно-прикладных знаний и ценностей, правил и моделей юридической деятельности, но и личного профессионального опыта (умения, привычек, мастерства и т.п.), сформированного в ходе конкретной юридической практики (в суде общей юрисдикции, арбитражном суде и т.п.). Профессиональной ПК становится лишь при гармоничном сочетании указанных двух начал.
4. В зависимости от определенного исторического типа (формационный подход) необходимо разграничивать ПК рабовладельческого, феодального, буржуазного, социалистического и постиндустриального общества. 5. Как известно, в относительно самостоятельные типы группируются правовые системы, которым присущи некоторые общие черты в содержании права и формах его выражения, юридической практике (правотворческой, правоприменительной, судебной и т.д.) и правоотношениях, правовой психологии и идеологии (подробнее см. [8. Ч. 1]). Поэтому можно говорить о романо-германской и англосаксонской, традиционно-религиозных (мусульманской, индусской, иудейской и т.п.) и иных типах ПК. Если иметь в виду, например, перспективы распространения и освоения исламского юридического наследия, развития мусульманско-правовой культуры в России (да и в мире в целом), то в данном случае мы сталкиваемся с фундаментальными вопросами, которые имеют ключевое теоретическое и практическое значение, от решения которых зависит будущее страны и всего человечества. Дело в том, что в правовые системы других стран привносятся не богатейшие достижения мусульманско-правовой культуры, а скорее антикультурные элементы, которые ведут к усилению национализма, фанатизма, экстремизма, терроризма и т.д. (о некоторых тенденциях проявления мусульманско-правовой культуры см., например, [53]). В этом плане очень интересной представляется проблема культурно-правовой экспансии в целом, которая лишь только поставлена в отечественной и зарубежной юридической науке и требует глубочайшего и всестороннего исследования (см., например, [8. Ч. 1; 66]). Глубочайшие мысли по поводу особенностей русской культуры, в частности нравственной и правовой, в свое время были высказаны Ф.М. Достоевским. Он писал: «Национальная идея русская есть в конце концов лишь всемирное общечеловеческое объединение» [57. С. 457]. В России, по его мнению, «возникает высокий культурный тип, которого нет в мире, – тип всемирного боления за всех» [там же].
Особую роль в настоящее время играет международная ПК, поскольку разрабатываемые на данном уровне правовые ценности (стандарты, образцы, эталоны, общепризнанные нормы, принципы и т.д.) имеют глобальное и универсальное воздействие на правовые системы многих стран мира. Данный тип ПК можно назвать «культурной суперсистемой». Нельзя, видимо, забывать и о значимости региональных международно-правовых культур. Например, в Европейском Союзе складываются специфические для данного сообщества правовые ценности, которые, с одной стороны, впитывают все позитивное из национальных ПК, а с другой – формируют общее для всех стран, входящих в ЕС, культурно-правовое пространство. 6. По доминирующей роли в той или иной правовой системе правовых ценностей следует выделять господствующую и подчиненную ей ПК. Так, в течение нескольких столетий в большинстве стран Западной Европы господствующей считалась римская ПК, в арабских и некоторых других странах (регионах) с начала VII века н.э. и по настоящее время – мусульманская ПК. 7. Естественно, что следует различать ПК господствующих и эксплуатируемых классов (слоев, социальных групп и т.д.). Здесь уже речь идет о другой по своей сущности типологии ПК. 8. По уровню зрелости ПК может быть высокая, средне-достаточная и низкая. Последний тип уже граничит с антикультурой. 9. По типу юридической практики, в которой формируются и осуществляются те или иные правовые ценности, можно говорить о ПК правотворческой и интерпретационной, правосистематизирующей и правореализующей, судебной и следственной, нотариальной и т.п. практики. 10. В зависимости от сферы общественной жизни, в которой используются правовые ценности, следует выделять ПК в области образования, здравоохранения, торговли и т.д. 11. В любом обществе можно выделить массовую и элитарную ПК. Массовая ПК характерна для широких слоев населения и формируется, как правило, средствами массовой информации, архаичными системами юридического образования (в России в данном случае речь идет, прежде всего, о «карликовых» факультетах и частных вузах) и правовой пропаганды. Данное понятие может быть осмыслено как в позитивном, так и в негативном аспектах. Негативный смысл выражения «массовая ПК» заключается в том, что населению (отдельным лицам, социальным группам и т.д.) прививаются примитивные юридические знания, представления, действия и т.д., которые приводят порой к «юридическому одичанию».
Позитивный смысл данного понятия можно видеть в том, что некоторые агенты ПК стремятся внедрить правовые ценности высокого уровня и зрелости в многомиллионные массы народа (например, международные стандарты и социально-правовые механизмы защиты прав и свобод человека в практику различных стран) (подробнее см. [55]). Элитарная ПК – это совокупность юридических понятий, идей, идеалов, убеждений, установок, навыков, мастерства, грамотного понимания и осуществления юридических предписаний в практической деятельности разнообразных субъектов права, которыми обладают обычно немногие юристы (ученые и практики), государственные, политические и общественные деятели. Носителями элитарной ПК, например, были римские юристы Ульпиан, Гай, Павел, Модестиан и др. Не случайно в Дигестах Юстиниана кодифицированы сочинения тридцати девяти виднейших римских юристов (больше всего заимствований – около 2500 фрагментов – было из трудов Ульпиана). В культурологии практически все авторы обращают внимание на существование в любом обществе разнообразных субкультур, их соотношение с массовой и элитарной культурой, контркультурой и т.д. Безусловно, что существуют и соответствующие юридические субкультуры. Многие отечественные авторы (Ю.М. Антонян, М.М. Бабаев, Е.Г. Багреева, А.И. Гуров и др.) основной акцент в данном случае делают на преступной субкультуре. Однако понятие «юридическая субкультура» следует рассматривать более широко. Оно не всегда предполагает антагонистические, неразрешимые противоречия и противостояния между базовыми правовыми ценностями и специфическими правовыми взглядами, представлениями, идеями, юридическими поступками, например, отдельных социальных групп и слоев населения (молодежи, этносов и т.п.) общественных и религиозных объединений. Правовая субкультура в этом аспекте раскрывается как часть общей ПК, в некоторых свойствах (элементах, сторонах и т.п.) отличающаяся и / или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая развивать ПК данного общества. Она не противостоит господствующей ПК, а включает ряд юридических ценностей доминирующей ПК и добавляет к ним новые ценности, характерные только для данной субкультуры, отражая тем самым пеструю юридическую картину любого общества (см.[59. С. 10 – 11]). В рамках определенных типов, можно рассматривать и отдельные виды и подвиды ПК. Например, в романо-германском типе ПК относительно самостоятельное место занимают романская и германская виды ПК. В культуре правореализующей практики (тип) можно выделить ПК судебной и следственной практики (виды), ПК конституционных судов и судов общей юрисдикции (подвиды) и т.д. Можно рассматривать, видимо, и другие типы, виды и подвиды ПК: западную и восточную, африканскую и латиноамериканскую, общенациональную и этническую, городскую и сельскую, молодежную и разнообразные смешанные ПК, которые занимают свое особое место в культурно-правовом пространстве. Многообразие культурных типов (видов и подвидов), несмотря на их своеобразие и относительную самостоятельность, позволяют достаточно широко и глубоко уяснить природу ПК в целом, показать ее место и фундаментальное значение в преобразовании всех сторон общественной и личной жизнедеятельности. В определенной степени этот аспект проблемы мы затронем и при характеристике отдельных функций ПК. Функции правовой культуры Функциональный подход представляет собой один из приемов (методов и т.п.) системного исследования, сущность которого состоит, во-первых, в определении места, роли и значения (функции) правовой культуры в целом в гражданском обществе; во-вторых, в выделении элементов ПК и их взаимодействия; в-третьих, в установлении функционирования отдельных типов, видов и подвидов ПК. В данном контексте структурная дифференциация ПК сопровождается дифференциацией ее функций. Э. Дюркгейм писал: «…слово функция употребляется в двух довольно различных значениях. То оно означает систему жизненных движений, – отвлекаясь от их последствий, – то выражает отношение соответствия, существующее между этими движениями и известными потребностями организма» [67. С. 37]. То есть функции культуры он связывал с удовлетворением каких-либо потребностей и установлением их «общей гармонии» (там же). Б. Малиновский, развивая идеи Э. Дюркгейма, функциональный анализ культуры дополняет институциональным, выделяя определенные единицы человеческой организации для удовлетворения соответствующих потребностей и интересов, т.е. выделяются носители (агенты и.т.п.) культуры (см. [68. С. 116 – 124]). Р.К. Мертон сформулировал собственную парадигму и выделил три главных постулата: во-первых, функциональное единство общества (согласованность функционирования всех частей); во-вторых, универсальность всех социальных явлений; в-третьих, функциональная необходимость. Сосредоточившись на теории среднего уровня, он не отождествляет функциональное с полезным (культурным) и необходимым, а приходит к выводу, что одно явление может иметь различные функции, точно так же, как одна и та же функция может выполняться различными явлениями. Он ввел также различие между явными и латентными функциями культуры. Явные функции – это результат действия, которое вызвано намеренно и признано в качестве такового. К латентной же функции относятся все результаты следствия, появление которых не входило в намерение действующего субъекта (см. [69; 70. С. 116 – 117]). По мнению Т. Парсонса, значение культуры для общественных отношений огромно. Он рассматривает ее через «теорию действия» в рамках функционального подхода. На первом плане у него оказывается категория «роль», которая раскрывается через ролевые ожидания, образцы оценок субъектов взаимодействия, ожидания и ответы на эти ожидания, в соответствующих отношениях. Причем образцы оценок являются элементами именно культуры. Особенно в позднейших работах Т. Парсонса культура становится тем механизмом, через который общественная система функционирует и приобретает стабильность (подробнее см. [71. С. 31 и след.]. В современной философской литературе совершенно справедливо подчеркивается тот момент, что функциональный подход особенно ценен и важен тогда, когда в качестве предметов изучения выступают явления и процессы, внутренний причинный механизм и природа которых не всегда известны и представляют собой «черный ящик» (см. [17. С. 311]). ПК выступает в качестве силы, преобразующей объективную и субъективную реальность: общественные отношения и институты, а также соответствующие им представления и установки, мотивы и интересы, весь образ жизни и мысли людей и их коллективов. Как верно отмечает А.Г. Спиркин, вне культуры (в том числе правовой) невозможна жизнь человека и общества в целом. Каждое новое поколение начинает свою жизнь в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, умения, навыки, человеческие чувства не передаются новому поколению по наследству – они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры. Если человек создает культуру, то культура создает человека: «культура не пассивное хранение материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями, – пишет он, – а активное творческое их использование человечеством для социального прогресса. Общество осуществляет воспроизводство и совершенствует себя, только наследуя и творчески перерабатывая накопленные богатства культуры. Культура – это не только результат человеческой деятельности, но и исторически сложившиеся способы проявления своих чувств, и приемы, а также уровень мышления» [17. С. 763 – 764]. В отечественной юридической литературе, к сожалению, отсутствуют работы, посвященные исследованию понятия и подробной классификации функций ПК. Традиционно выделяются преобразовательно-познавательная, праворегулятивная, коммуникативная, ценностно-нормативная (аксиологическая), правосоциализаторская и прогностическая функции ПК (см., например, [1, 2, 11, 12, 14, 23, 33]). Итак, начнем с определения. Под функциями следует понимать относительно обособленные направления позитивного воздействия ПК на сознание и поведение (деятельность) людей, их коллективов и организаций, все сферы общественной и личной жизни, в которых проявляются ее динамичная природа, система юридических ценностей, определяющая степень устойчивости и гарантированности, упорядоченности и управляемости общественных отношений. По времени действия все функции ПК можно подразделить на постоянные и временные. Определенное значение имеет их классификация на неосновные и основные. Так, Г.В. Драч выделяет всего две главные функции культуры: «трансляции социального опыта» и «социализации личности» [21. С. 99 и след.]. Наиболее предпочтительной в научном, учебно-методическом и практически-прикладном плане представляется выделение двух больших групп функций ПК: общесоциальных и специально-юридических (подробнее о них см. [72]. Одним из объективных критериев классификации функций служит та или иная сфера общественной жизни, которая подвергается воздействию со стороны разнообразных правовых ценностей. По этому основанию все функции ПК можно разграничить на экономическую, политическую, социальную, идеологическую, экологическую, демографическую, функцию социального контроля и установления компромиссов (подробнее см. [там же]. Кратко рассмотрим содержание каждой из специально-юридических функций. Правопреобразующая (креативная – от лат. creation – созидание) функция направлена на проведение правовых реформ (судебной и т.п.), совершенствование содержания и форм выражения права, всей его системы, формирование новой юридической политики и идеологии, повышение качества всех типов, видов и подвидов юридической практики, создание достаточно развитой правовой системы общества в целом. Суть регулятивной функции ПК заключается в том, что, с одной стороны, именно в ее рамках создаются соответствующие юридические идеалы, правовые принципы и нормы, стандарты и эталоны деятельности разнообразных субъектов права, а с другой – указанные идеи и образцы поведения вносят упорядоченность в общественные отношения и служат тем самым удовлетворению личных и общественных потребностей и интересов. Охранительная (защитная) функция ПК выражается в том, что все созданные правовые ценности направлены на охрану прав и законных интересов граждан, их коллективов и организаций, обеспечивают личную и общественную безопасность, борьбу с правонарушениями и другими социально-правовыми отклонениями, укрепление законности и правопорядка в стране. Аксиологическая функция ПК проявляется в том, что существующие правовые ценности служат в качестве основных критериев оценки реально существующих юридических явлений, процессов и состояний (например, законодательства, профессионализма юристов, деятельности правоохранительных органов). Сущность компенсационной функции ПК выражается в том, что правовые ценности, освоенные субъектами права, позволяют им в какой-то степени компенсировать недостатки в экономической и политической, нравственной и других типах культуры, эффективнее разрешать любые социально-правовые ситуации, добиваться оптимальных социальных и юридических результатов при минимальном использовании юридических средств. Коммуникативная функция позволяет осуществлять передачу юридической информации и социально-правового опыта, обеспечивать грамотное юридическое общение людей и их социальных общностей, возникновение правоотношений и реализацию на достаточно высоком уровне субъективных прав и субъективных юридических обязанностей. Содержание прогностической функции включает анализ эффективности и качества, закономерностей и тенденций развития самых разнообразных правовых явлений, процессов и состояний, входящих в правовую систему общества. «Истинная функция предвидения в области правовой культуры заключается не только в определении наиболее подходящих средств для достижения правовых культурных целей, – пишет В.П. Сальников, – но и в предсказании возможных последствий, объяснений необходимости возникновения новых правовых ценностей» [23. С. 375]. Правосоциализаторская функция ПК направлена на формирование у людей зрелых юридических представлений и идей, в которых проявляются уважительное отношение к праву, внутренняя убежденность в полезности и ценности правомерного поведения и правовой активности, нетерпимость к любым нарушениям материальных и процессуальных норм от кого бы они ни исходили, понимание необходимости укрепления законности и правопорядка. Суть интегративной функции заключается в том, что ПК представляет, как мы уже отмечали, органическое единство, систему личных и общественных, материальных и духовных, субъективных и объективных, внутренних и внешних, нормативных и ненормативных правовых ценностей. Кроме того, она является воплощением накопленного социально-правового опыта, объединяя в единое целое наиболее ценные и полезные стороны прошлых и разнообразных типов современных культур, обеспечивая при этом не только общение, коммуникацию, но и солидарность между людьми, их коллективами и организациями. Функция трансляции социально-правового опыта выражается в том, что ПК способствует преемственности, рецепции, передачи прогрессивного правового наследия от одного поколения к другому. Чтобы понять природу и уровень современной ПК, необходимо изучить ранее существовавшие ее типы, которые, оставаясь в прошлом, влияют на формирование правовых ценностей в настоящем и в какой-то степени закладывают определенные культурные ориентиры на будущее. Таким образом, эти и другие функции показывают относительно обособленные направления воздействия ПК на реальную действительность. Взятые в системе, они дают более или менее цельные представления о динамичной природе ПК, ее месте и роли в прогрессивном развитии правовой системы общества, «юридических качествах» отдельных людей и их общностей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|