Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Знакомство с системой программирования Turbo Pascal




ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

По дисциплине «Информатика и программирование» для студентов

Специальности 080801 «Прикладная информатика в экономике»

 

 

Составитель: доцент, кандидат педагогических наук Марченко В.С.

 

Тольятти, 2007 г.


 

 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение............................................................................................................. 4

Лабораторная работа № 1.......................................................................... 5

Лабораторная работа № 2........................................................................ 10

Лабораторная работа № 3........................................................................ 13

Лабораторная работа № 4........................................................................ 17

Лабораторная работа № 5........................................................................ 19

Лабораторная работа № 6........................................................................ 21

Лабораторная работа № 7........................................................................ 23

Лабораторная работа № 8........................................................................ 26

Лабораторная работа № 9........................................................................ 29

Лабораторная работа № 10...................................................................... 31

Лабораторная работа № 11...................................................................... 34

Лабораторная работа № 12...................................................................... 36

Лабораторная работа № 13...................................................................... 40

Лабораторная работа № 14...................................................................... 42

Лабораторная работа № 15...................................................................... 48

Литература...................................................................................................... 56

 


Введение

 

В соответствии с тенденцией быстрого продвижения общества к всестороннему использованию достижений научно-технического прогресса в области компьютерной техники и бурно развивающихся процессов информатизации учебными планами всех высших учебных заведений России экономического профиля предусмотрено изучение дисциплины, формирующей базовые знания в области информатики «Информатики и программирования».

Экономисты-информатики – профессионалы новой формации должны хорошо владеть методами экономического анализа, быть способными оперативно, качественно и критически разбирать сложившиеся и прогнозируемые ситуации, вырабатывать собственные суждения и предлагать конкретные решения, направленные на повышение эффективности функционирования объекта. Чтобы достичь профессионализма, необходимо обладать теоретическими знаниями в области информатики, иметь практические навыки по использованию вычислительной техники, средств связи и телекоммуникационного оборудования, знать основы и перспективы информационных технологий и программирования, иметь представление о компьютерном моделировании экономических ситуаций и информационных ресурсах принятия оптимальных решений, понимать проблемы информационной безопасности. Соблюдение принципов постепенности и посильности и на всех этапах обучения является необходимым условием осмысленного усвоения материала.

Общая цель курса - изложение фундаментальных понятий об информации, методах ее получения, хранения, обработки, передачи и программировании, а также роли информационного ресурса и информационной культуры в информатизации общества.

Тематика лекций и лабораторных занятий соответствует требованиям ГОС и содержанию рабочей учебной программы дисциплины «Информатика и программирование». Основными формами обучения студентов являются аудиторные занятия, включающие лекции и лабораторные занятия, курсовое проектирование, а так же самостоятельную работу.

Подготовка к лабораторным занятиям по дисциплине «Информатика и программирование» включает в себя самостоятельное изучение теоретического материала в соответствии с целями, задачами и ходом лабораторной работы, изучение программы и методики выполнения предстоящей работы по методическим указаниям. Лабораторные работы предназначены для практического усвоения материала и включают:

· освоение программного и аппаратного обеспечения;

· обсуждение значимых проблем, поиск связей с изученными ранее темами дисциплины «Информатика и программирование» и другими дисциплинами;

· подготовка отчета о проделанной работе и оформление бланка отчета;

· защиту отчета, включающий закрепление основных теоретических положений дисциплины.


Лабораторная работа № 1

Знакомство с системой программирования Turbo Pascal

Цель: Освоение порядка работы в системе программирования Turbo Pascal.

Задачи:

1) Изучить инструкции по технике безопасности и правила работы.

2) Ознакомиться с основными принципами работы в среде Turbo Pascal.

3) Составить блок-схему и программу по заданию.

4) Отработать практические навыки отладке и тестирования программ, написанных на языке программирования Turbo Pascal.

Перечень оборудования и программного обеспечения: ПК, находящийся в локальной сети, оболочка операционной системы FAR Manager, системе программирования Turbo Pascal 7.0.

Литература: 1, 2, 13, 23, 25, 26, 28, 33, 34, 35.

Краткое изложение основных теоретических и методических аспектов:

1. Блок-схема

Любой алгоритм может быть описан словесно, структурно-стилизованно на языке псевдокодов, графически в виде блок-схем и программно.

 
 

 

 

 

    КОММЕНТАРИЙ
    ПОЯСНЕНИЯ
    ДОПОЛНЕНИЯ

2. Типы данных языка программирования Turbo Pascal

В языке программирования Turbo Pascal все данные, используемые программой должны принадлежать к какому-либо типу данных. Некоторые из них:

REAL - вещественное число с фиксированной или с плавающей запятой;

INTEGER - любое целое число и Longint – большое целое число;

CHAR – любой символ и STRING - строка символов с максимум 255 знаков;

BOOLEAN - логический тип, результат TRUE (истина) или FALSE (ложь).

3. Структура программы на языке программирования Turbo Pascal 7.0

3.1. Заголовок программы задает имя программы, в котором не должно быть пробелов, оно должно начинаться с буквы, состоять из латинских букв, цифр и некоторых символов (кроме точки и запятой).

Program имя_программы (параметры программы);

3.2. Раздел указания используемых модулей может быть записано только раз и располагаться после заголовка uses идентификатор;

3.3. Раздел описаний, в котором должны быть описаны идентификаторы (имена элементов), используемые в программе. Идентификаторы не должны совпадать с зарезервированными словами, в них могут использоваться строчные и прописные буквы латинского алфавита (Turbo Pascal прописные и строчные буквы не различает), цифры и символ подчеркивания. Цифра не может быть первой.

Раздел описания переменных var содержит сведения о переменных в программе. Тип данных определяет их представление в памяти, множество допустимых значений и операций, которые можно выполнять.

var список идентификаторов: тип;

Раздел описания типов type. Все данные, используемые программой, должны принадлежать к какому-либо известному типу данных. Задание типа означает, что в разделе var можно пользоваться вновь введенным идентификатором.

type идентификатор = тип;

Раздел описания меток label. Любой оператор может быть помечен меткой, которая ставится перед ним и отделяется двоеточием.

label метка;

Раздел описания констант const вводит идентификаторы как константы. В их качестве разрешается использовать целые, вещественные значения, строки из букв и символов, выражения или типизированные константы, которые получают значение один раз в начале выполнения программы и сохраняют свое значение.

const идентификатор = константа;

идентификатор: тип = типизированная_константа;

Раздел описания процедур procedure и функций function. Часто некоторую последовательность действий требуется повторить в нескольких местах программы, ей присваивается имя, которое используется для сокращенной записи в тех местах, где должна встречаться соответствующая последовательность.

procedure идентификатор (параметры: тип);

тело процедуры;

function идентификатор (параметры: тип): тип результата;

тело функции;

3.4. Раздел операторов, в котором задаются действия над объектами программы, введенными в разделе описаний.

begin

……….…….;

end.

3.5. Комментарий служит для пояснения программы или ее отдельных частей, его наличие делает программу понятной и удобной для чтения. Комментарий ограничивается {…}. Комментарии не обрабатываются, могут быть написаны и на русском языке, при выполнении программы игнорируются и не влияют на решение. Их можно вставлять в любое место программы, где допускается пробел.

4. Стандартные операции, процедуры и функции

4.1. Арифметические операции.

+, –, *, /.

DIV – целочисленное деление

MOD – остаток от целочисленного деления.

4.2. Арифметические функции и функции преобразования типов.

ABS (X) – абсолютная величина, модуль аргумента Х.

SIN (X) – синус аргумента Х, величина в радианах.

COS (X) – косинус аргумента Х, величина в радианах.

ARCTAN (X) – арктангенс Х, значение в радианах в диапазоне от – p/2 до p/2.

LN (X) – натуральный логарифм аргумента Х.

EXP (X) – величина eх.

PI – значение числа p.

SQR (X) – квадрат аргумента Х.

SQRT (X) – квадратный корень из аргумента Х.

FRAC (X) – дробная часть аргумента Х.

INT (X) – целая часть аргумента Х.

RANDOM (X) – генерация случайного числа.

CHR (CODE) – возвращение символа с кодом.

ORD (X) – возвращение значения кода символа X в таблице ASCII.

ROUND (X) – округление аргумента Х.

TRUNC (X) – выделение целой части аргумента Х.

LOW (X) – возвращение наименьшего значения в диапазоне данного типа.

HIGH (Х) – возвращение наибольшего значения в диапазоне данного типа.

4.3. Стандартные процедуры.

DEC (X, N) – уменьшение значения переменной Х на значение N.

INC (X, N) – увеличение значения переменной Х на значение N.

5. Основные операторы языка программирования Turbo Pascal

5.1. Оператор присваивания задает значение выражения. Тип выражения и тип пере­менной должны быть совместимы:

имя переменной: = выражение;

5.2. Составной оператор – это объединение нес­кольких операторов в группу при помощи BEGIN и END. Его можно помещать, где допускается один оператор.

BEGIN

оператор 1;

......................;

оператор N;

END;

5.3. Пустой оператор – оператор, не выполняющий никакого действия.

5.4. Ввод данных с клавиа­туры выполняется с помощью оператора READ, в скобках записываются имена переменных, которым должны быть присвоены вводимые значения. Когда при выполнении программы встречается READ, работа приостанавливается и ожидается ввод с клавиатуры. Значения вводятся через пробел или <Enter>. Введенное значение присваивается переменной, имя которой стоит в скобках и процесс выполнения программы продолжается.

READ (Х);

Применяется оператор READLN для перехода на новую строку. Ввод нескольких переменных можно объединить в одном операторе: имена переменных отделяются друг от друга запятой и называются списком ввода: READ (Х, У);

5.5. Вывод данных на экран выполняется с помощью оператора WRITE, в скобках записываются имена переменных, значение которых нужно видеть.

WRITE (Х);

Если нужно начать вывод данных с новой строки, применяется опера­тор WRITELN. Перед вводом и выводом данных рекомендуется давать поясняющий текст в апострофах. На экран символьные переменные выводятся как записаны, но без апострофов: WRITE (‘ Х = ’, Х);

Для вывода чисел можно указывать формат WRITE (Х:А:В);

где Х – выводимое значение, А - общее поле вводимого значения, которое включает в себя отрицательный знак (если есть), количество цифр в целой части, точку и количеств цифр в дробной части; В - поле дробной части.

Если формат вывода указан больше, чем число, то перед ним оставляются пробелы. Если в позиций для дробной части указано больше, чем в числе, то добавляются нули, иначе - округляется до количества позиций формата. Для вывода целых чисел в формате опускается поле дробной части.

6. Основные приемы работы в Turbo Pascal

Верхняя строка содержит меню возможных режимов работы Turbo Pascal, нижняя – краткую справку о назначении основных функциональных клавиш.

Остальная часть экрана принадлежит окну редактора. В его верхней строке приводится имя дискового файла, откуда был прочитан текст программы (или имя NONAME00.PAS, если текст не читался), поля, используемые при работе с мышью ([↕]) и цифра, указывающая номер окна в верхнем правом углу окна.

В Turbo Pascal можно работать сразу с несколькими программами или частями одной крупной программы, каждая из которых располагается в отдельном окне редактора. Среда позволяет использовать до 9 окон одновременно.

6.1. Функциональные клавиши Turbo Pascal 7.0.

<F1> - обращение к встроенной справке;

<F2> - записать редактируемый текст в дисковый файл;

<F3> - прочитать текст из дискового файла в окно редактора;

<F9> - компилировать программу, но не выполнять;

<F10> - перейти к диалоговому выбору режима работы в главном меню;

<Ctrl><F9> - откомпилировать программу, находящуюся в редакторе, загрузить ее в оперативную память, выполнить и вернуться в среду Turbo Pascal.

<Alt><F5> - сменить окно редактора на окно вывода результатов работы.

<Alt><Х> - выход из Turbo Pascal.

<Ctrl><Y>- стирает всю строку, на которой располагается курсор.

<Ctrl><N>- вставка пустой строки над строкой, где находится курсор.

6.2. Необходимые команды меню Turbo Pascal 7.0.

Е – вспомогательные действия, информация, восстановление экрана.

FILE - действия с файлами, выход из Turbo Pascal.

OPEN - открыть новое окно редактора Turbo Pascal, а в нем файл (указать путь).

NEW - открыть новое окно редактора Turbo Pascal.

SAVE - запись в файл (если NONAME00.PAS, то запросится новое имя файла).

SAVE AS - запись файла под другим именем или в другом месте.

SAVE ALL - запись содержимого всех окон в соответствующие файлы.

EXIT - завершение работы в Turbo Pascal.

EDIT - операции с буфером памяти, восстановление испорченной строки.

RESTORE LINE - восстанавливает удаленную или измененную строку.

CUT - выделенный блок переносится во временный буфер памяти.

COPY - выделенный блок копируется в буфер памяти.

PASTE - копируется содержимое буфера памяти в окно редактора Turbo Pascal.

RUN - прогон программы.

RUN - компиляция, компоновка и исполнение программы из файла редактора.

COMPILE - компиляция программы.

WINDOWS - работа с окнами.

HELP - помощь.

Самостоятельно изучить вопросы:

1. Правила для задания идентификатора переменной.

2. Обработка и хранение разных данных.

3. Скалярные и структурные, стандартные и пользовательские типы данных.

4. Способы записи алгоритма в реальной жизни.

5. Тезаурус языков программирования.

Контрольные вопросы:

1. Что такое алгоритм и каковы его основные свойства?

2. Приведите примеры способов описания алгоритмов в реальной жизни?

3. Почему популярна визуализация описания алгоритма в виде блок-схем?

4. Можно ли блок-схему считать моделью решения задачи?

5. При написании программы на каком-либо языке программирования что будет являться исполнителем? В каком случае изменится исполнитель?

6. Что входит в тезаурус языка программирования?

7. Для чего при объявлении переменной указывается ее тип?

8. Почему стандартные типы данных называют еще и предопределенными?

9. Какие из типов Turbo Pascal согласуются с другом или могут «входить» в них?

Задания: Найти сумму двух чисел. Запросить у пользователя числа А и В, подсчитать сумму С и сообщить ее.

Порядок выполнения:

1) Открыть Turbo Pascal.

2) Разработать алгоритм, рассмотреть блок-схему.

3) Набрать программу, ввести данные и зафиксировать результат.

PROGRAM PRIMER1(INPUT,OUTPUT);

VAR A, B: INTEGER;

BEGIN

WRITELN (‘Введите значения А и В’);

READLN (A, B);

C:=A+B;

WRITELN (‘C = ’, C);

END.

4) Изменить тип данных с INTEGER на REAL, ввести данные и зафиксировать результат.

5) Установить вывод результата с форматом, ввести целые и отрицательные числа, а так же числа с десятичной частью больше указанной и меньше указанной величины и зафиксировать результат.

6) Изменить WRITELN (‘Введите значения А и В’); и READLN (A, B);

на WRITE (‘А=’); и READLN (A); Скопировать и сделать для В. Ввести данные, зафиксировать результат. В отчете отразить использование LN - LINE.

7) Сделать вывод о работе.

Лабораторная работа № 2

Программирование алгоритмов условных (разветвляющихся) процессов в Turbo Pascal

Цель: Изучить возможности языка программирования Turbo Pascal для реализации вычислительного процесса условной (разветвляющейся) структуры.

Задачи:

1) Составить алгоритм и блок-схему по заданию.

2) Составить программу решения.

3) Подготовить тесты (число тестов равно числу ветвей вычислительного процесса) для проверки правильности функционирования программы.

Перечень оборудования и программного обеспечения: ПК, находящийся в локальной сети, Оболочка операционной системы FAR Manager, системе программирования Turbo Pascal 7.0.

Литература: 1, 2, 13, 23, 25, 26, 28, 33, 34, 35.

Краткое изложение основных теоретических и методических аспектов:

 
 

1. Оператор условного перехода реализует разветвляющейся алгоритм и имеет вид:

IF условие THEN оператор1 ELSE оператор2;.

где IF - если, THEN - тогда, ELSE - иначе; оператор1, 2 - любой оператор.

При выполнении условия работает оператор1 и управление передается далее. При невыполнении условия работает оператор2, после управление передается на сле­дующий за IF оператор. В качестве оператора1, 2 может быть составной оператор. Перед ELSE точку с запятой ставить нельзя!

 
 

Допускается краткая (неполная) форма условного оператора:

IF условие THEN оператор1;

2. Оператор безусловного перехода

Иногда использование условных операторов усложняет программу. Обычно это связывается с обработкой исключительных ситуаций. Для этого существует оператор безусловного перехода GOTO. С его помощью естественный порядок выполнения программы прерывается и указывается, что дальнейшее должен выполняться оператор, помеченный меткой. Метка до использования указывается в разделе описания меток LABEL. Метка – это целое, без знака число от 0 до 9999. При помощи метки нельзя войти во внутрь цикла, минуя его заголовок и передавать управление из одной ветви условного оператора в другую.

3. Оператор выбора.

При написание программы не рекомендуется использовать многократно вложенные друг в друга условные операторы (максимум два – три). Но если необходимо применить много условий используется оператор выбора CASE:

CASE индекс выбора OF

константа_выбора1: оператор1;

……………………………………………..;

константа_выбораN: операторN;

Оператор выбора состоит из выражения – индекса выбора и списка операторов, каждый из которого помечен константой выбора или несколькими. Все константы должны быть различными, их тип – идентичен типу выражения (индекса выбора) - простой тип за исключением REAL. В операторе выбора можно использовать диапазоны для констант выбора. При выполнении оператора сначала вычисляется значение индекса выбора, а затем выбирается для выполнения тот оператор из списка, который содержит данное значение константы выбора. Если подходящей константы выбора нет, то возникает ошибка и выполнение всей программы завершается. В каждом элементе выбора можно использовать только один оператор или использовать составной оператор. Все константы выбора внутри одного CASE обязательно должны быть различными. В различных операторах выбора разрешается использовать одинаковые константы выбора.

Самостоятельно изучить вопросы:

1. Использование оператора безусловного перехода.

2. Ограничения на использование оператора безусловного перехода.

3. Использование оператор выбора.

Контрольные вопросы:

1. Приведите реальные ситуации, решение которых можно реализовать при помощи алгоритмов разветвляющихся процессов.

2. Какие конструкции аналогичны проверке условия и осуществляют переход?

3. Опишите оператор условия и приведите примеры его использования.

4. Приведите примеры использования оператор выбора.

5. Приведите примеры использования оператора безусловного перехода.

6. Как группируются составные операторы?

Задания:

Вариант Функция Условия Данные
1. x < 1,3 х = 1,3 x > 1,3 a = 1,5
2. x < 1,2 x = 1,2 x > 1,2 a = 2,8 b = -0,3 c = 4
3. x < 1,4 x = 1,4 x > 1,4 a = 1,65
4. x < 0,5 x = 0,5 x > 0,5 t = 2,2
5. t < 0,1 t = 0,1 t > 0,1 a = 2,5 b = 0,4
6. x > 1,2 x = 1,2 x < 1,2 z = 1,7 a = 4,3
7. z < 1,5 z = 1,5 z > 1,5 x = p/3
8. b > 3,7 b = 3,7 b < 3,7 x = 0,5
9. z > 1 z = 1 z < 1 x = 0,1
10. x>p/7 x=p/7 x<p/7 Z = p

Порядок выполнения:

1) Открыть Turbo Pascal.

2) Составить алгоритм и блок-схему задания.

3) Набрать программу.

4) Составить числовую ось изменения аргумента и в соответствии с ней ввести данные и зафиксировать результат, т. е. протестировать программу.

5) Сделать вывод.

Лабораторная работа № 3

Программирование алгоритмов циклических процессов в Turbo Pascal

Цель: Изучить возможности языка программирования Turbo Pascal для реализации вычислительных процессов циклической структуры с известным и неизвестным количеством повторений.

Задачи:

1) Разработать алгоритм решения в соответствии с заданием.

2) Составить блок-схему и программу решения.

3) Организовать вывод значений аргумента и функции в два столбца.

Перечень оборудования и программного обеспечения: ПК, находящийся в локальной сети, оболочка операционной системы FAR Manager, системе программирования Turbo Pascal 7.0.

Литература: 1, 2, 13, 23, 25, 26, 28, 33, 34, 35.

Краткое изложение основных теоретических и методических аспектов:

1. Операторы циклов.

Для всех операторов цикла характерно:

1) Повторяющиеся вычисления записываются один раз.

2) Вход в цикл возможен только через его начало.

3) Переменные цикла должны быть определены до входа в цикл.

4) Необходимо предусмотреть выход из цикла.

1.1. Оператор цикла со счетчиком служит для организации цикла с известным чис­лом повторений и имеет вид:

FOR I: = N ТО К DO оператор;

где FOR - для, TO - до, DO – выполнить, I - параметр цикла, N – его начальное значение и К – конечное значение, оператор, выполняющийся в цикле.

Оператором цикла может быть составной оператор. После DO нельзя ставить точку с запятой, т. к. в цикле будет выполняться пустой оператор. I, N, К - целого типа. Начальным и конечным значением могут быть константы или выражения. N<К и шаг изменения параметра 1. Вычисляются выражения N и К или берутся введенные значения. Параметр цикла I принимает начальное значение N и сравнивается с конечным значением К. Если параметр цикла не превышает К, управление переда­ется в тело цикла и выполняются операторы. Затем параметр цикла уве­личивается на 1 и работа повторяется, выход из цикла происходит когда параметр цикла превысит К.

Если N>К, шаг изменения параметра равен -1, тогда оператор имеет вид:

FOR I: = N DOWNТО К DO оператор;

В цикле FOR …DOWNTO если параметр цикла не меньше К, управление переда­ется в тело цикла и выполняются операторы. Затем параметр цикла уменьшается на 1 и работа повторяется, выход из цикла происходит когда параметр цикла станет меньше К. После завершения цикла значение параметра не определено.

Если в цикле FOR ТО начальное значение больше конечного, а в цикле FOR … DOWNTO - меньше, то цикл не выполняется ни разу.

1.2. Оператор цикла с предусловием используется, когда неизвестно количество повторений. Общий вид записи оператора цикла с предусловием:

 
 

WHILE условие DO оператор;

где WHILE - пока, DO - выполнить, условие - условие работы цикла.

В качестве оператора может применяться составной оператор.

При выполнении условия управление переходит в тело цикла и работают операторы, после чего проверяется условие и все повторяется. Как только условие не выполняется, происходит выход из цикла. Оператор тела цикла может ни разу не обрабатываться, если условие сразу не выполнимо. Значение переменных в условии должны изменяться в теле цикла, иначе цикл будет бесконечным.

1.3. Оператор цикла с постусловием.

 
 

Общий вид записи оператора цикла с постусловием:

RЕРЕAТ оператор UNTIL условие;

где RЕРЕAТ - повторить, UNTIL - до тех пор, условие - условие прекращения работы цикла.

Сначала выполняются операторы цикла, затем проверяется условие выхода. Если оно не выполняется, то управление передается в цикл. Если условие истинно, происходит выход из цикла. Особенность цикла - опе­раторы тела цикла выполняются хотя бы раз. Значения переменных, входящих в условие, должны изменяться внутри цикла, иначе цикл никогда не завершится. Если в цикле необходимо выполнить несколько операторов, то слу­жебные слова цикла сами являются как бы операторными скобками и при­менение BEGIN и END не обязательно.

Одну и ту же задачу можно решить при помощи любого из циклов WHILE или REPEAT. При этом условия должны быть прямо противоположными.

Самостоятельно изучить вопросы:

1. Являются итерационные циклы и циклы с параметрами взаимозаменяемыми?

2. Рекурсивный алгоритм. Применение рекурсии.

3. Назовите три основных типа структур данных.

Контрольные вопросы:

1. Привести реальные ситуации, решение которых можно реализовать при помощи алгоритмов циклических процессов.

2. Какие существуют и для чего применяются операторы циклов?

3. Почему будет ошибкой ставить; в середине операторов?

4. Привести примеры задач или реальные ситуации, для которых можно использовать цикл со счетчиком, шаг изменения параметра которого равен -1.

5. Какой цикл может не обрабатываться ни разу, если условие сразу не выполнимо, а какой выполнится хотя бы один раз?

Задания:

Вариант Функция Условия Данные Изменения аргумента
1. x < 1,3 х = 1,3 x > 1,3 a = 1,5 xÎ[0,8;2] Dx=0,1
2. x < 1,2 x = 1,2 x > 1,2 a = 2,8 b =-0,3 c = 4 xÎ[1;2] Dx=0,1
3. x < 1,4 x = 1,4 x > 1,4 a=1,65 xÎ[0,7;2] Dx=0,1
4. x < 0,5 x = 0,5 x > 0,5 t = 2,2 xÎ[0,2;2] Dx=0,2
5. t < 0,1 t = 0,1 t > 0,1 a = 2,5 b = 0,4 tÎ[-5;5] ∆t=0,5
6. x > 1,2 x = 1,2 x < 1,2 z = 1,7 a = 4,3 xÎ[0;1.6] ∆x=0,3
7. z < 1,5 z = 1,5 z > 1,5 x = p/3 zÎ[1;10] ∆z=1
8. b > 3,7 b = 3,7 b < 3,7 x = 0,5 bÎ[1;5] ∆b=0,7  
9. z > 1 z = 1 z < 1 x = 0,1 zÎ[1,7;3,1] ∆z=0,6
10. x>p/7 x=p/7 x<p/7 Z = p xÎ[4,5;5] ∆x=0,2

Порядок выполнения:

1) Открыть Turbo Pascal.

2) Составить алгоритм и блок-схему цикла со счетчиком, в котором запрос диапазона и шага изменения аргумента предусмотреть с клавиатуры.

3) Набрать программу, ввести данные и зафиксировать результат.

4) Составить алгоритм и блок-схему реализации цикла с предусловием.

5) Набрать программу, ввести данные и зафиксировать результат.

6) Составить алгоритм и блок-схему реализации цикла с постусловием.

7) Набрать программу, ввести данные и зафиксировать результат.

8) По полученным результатам работы трех программ сделать вывод.

Лабораторная работа № 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...