Знакомство с системой программирования Turbo Pascal
Стр 1 из 8Следующая ⇒ ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ По дисциплине «Информатика и программирование» для студентов Специальности 080801 «Прикладная информатика в экономике»
Составитель: доцент, кандидат педагогических наук Марченко В.С.
Тольятти, 2007 г.
СОДЕРЖАНИЕ Введение............................................................................................................. 4 Лабораторная работа № 1.......................................................................... 5 Лабораторная работа № 2........................................................................ 10 Лабораторная работа № 3........................................................................ 13 Лабораторная работа № 4........................................................................ 17 Лабораторная работа № 5........................................................................ 19 Лабораторная работа № 6........................................................................ 21 Лабораторная работа № 7........................................................................ 23 Лабораторная работа № 8........................................................................ 26 Лабораторная работа № 9........................................................................ 29 Лабораторная работа № 10...................................................................... 31 Лабораторная работа № 11...................................................................... 34 Лабораторная работа № 12...................................................................... 36 Лабораторная работа № 13...................................................................... 40 Лабораторная работа № 14...................................................................... 42 Лабораторная работа № 15...................................................................... 48 Литература...................................................................................................... 56
Введение
В соответствии с тенденцией быстрого продвижения общества к всестороннему использованию достижений научно-технического прогресса в области компьютерной техники и бурно развивающихся процессов информатизации учебными планами всех высших учебных заведений России экономического профиля предусмотрено изучение дисциплины, формирующей базовые знания в области информатики «Информатики и программирования».
Экономисты-информатики – профессионалы новой формации должны хорошо владеть методами экономического анализа, быть способными оперативно, качественно и критически разбирать сложившиеся и прогнозируемые ситуации, вырабатывать собственные суждения и предлагать конкретные решения, направленные на повышение эффективности функционирования объекта. Чтобы достичь профессионализма, необходимо обладать теоретическими знаниями в области информатики, иметь практические навыки по использованию вычислительной техники, средств связи и телекоммуникационного оборудования, знать основы и перспективы информационных технологий и программирования, иметь представление о компьютерном моделировании экономических ситуаций и информационных ресурсах принятия оптимальных решений, понимать проблемы информационной безопасности. Соблюдение принципов постепенности и посильности и на всех этапах обучения является необходимым условием осмысленного усвоения материала. Общая цель курса - изложение фундаментальных понятий об информации, методах ее получения, хранения, обработки, передачи и программировании, а также роли информационного ресурса и информационной культуры в информатизации общества. Тематика лекций и лабораторных занятий соответствует требованиям ГОС и содержанию рабочей учебной программы дисциплины «Информатика и программирование». Основными формами обучения студентов являются аудиторные занятия, включающие лекции и лабораторные занятия, курсовое проектирование, а так же самостоятельную работу. Подготовка к лабораторным занятиям по дисциплине «Информатика и программирование» включает в себя самостоятельное изучение теоретического материала в соответствии с целями, задачами и ходом лабораторной работы, изучение программы и методики выполнения предстоящей работы по методическим указаниям. Лабораторные работы предназначены для практического усвоения материала и включают:
· освоение программного и аппаратного обеспечения; · обсуждение значимых проблем, поиск связей с изученными ранее темами дисциплины «Информатика и программирование» и другими дисциплинами; · подготовка отчета о проделанной работе и оформление бланка отчета; · защиту отчета, включающий закрепление основных теоретических положений дисциплины. Лабораторная работа № 1 Знакомство с системой программирования Turbo Pascal Цель: Освоение порядка работы в системе программирования Turbo Pascal. Задачи: 1) Изучить инструкции по технике безопасности и правила работы. 2) Ознакомиться с основными принципами работы в среде Turbo Pascal. 3) Составить блок-схему и программу по заданию. 4) Отработать практические навыки отладке и тестирования программ, написанных на языке программирования Turbo Pascal. Перечень оборудования и программного обеспечения: ПК, находящийся в локальной сети, оболочка операционной системы FAR Manager, системе программирования Turbo Pascal 7.0. Литература: 1, 2, 13, 23, 25, 26, 28, 33, 34, 35. Краткое изложение основных теоретических и методических аспектов: 1. Блок-схема Любой алгоритм может быть описан словесно, структурно-стилизованно на языке псевдокодов, графически в виде блок-схем и программно.
2. Типы данных языка программирования Turbo Pascal В языке программирования Turbo Pascal все данные, используемые программой должны принадлежать к какому-либо типу данных. Некоторые из них: REAL - вещественное число с фиксированной или с плавающей запятой; INTEGER - любое целое число и Longint – большое целое число; CHAR – любой символ и STRING - строка символов с максимум 255 знаков; BOOLEAN - логический тип, результат TRUE (истина) или FALSE (ложь). 3. Структура программы на языке программирования Turbo Pascal 7.0 3.1. Заголовок программы задает имя программы, в котором не должно быть пробелов, оно должно начинаться с буквы, состоять из латинских букв, цифр и некоторых символов (кроме точки и запятой).
Program имя_программы (параметры программы); 3.2. Раздел указания используемых модулей может быть записано только раз и располагаться после заголовка uses идентификатор; 3.3. Раздел описаний, в котором должны быть описаны идентификаторы (имена элементов), используемые в программе. Идентификаторы не должны совпадать с зарезервированными словами, в них могут использоваться строчные и прописные буквы латинского алфавита (Turbo Pascal прописные и строчные буквы не различает), цифры и символ подчеркивания. Цифра не может быть первой. Раздел описания переменных var содержит сведения о переменных в программе. Тип данных определяет их представление в памяти, множество допустимых значений и операций, которые можно выполнять. var список идентификаторов: тип; Раздел описания типов type. Все данные, используемые программой, должны принадлежать к какому-либо известному типу данных. Задание типа означает, что в разделе var можно пользоваться вновь введенным идентификатором. type идентификатор = тип; Раздел описания меток label. Любой оператор может быть помечен меткой, которая ставится перед ним и отделяется двоеточием. label метка; Раздел описания констант const вводит идентификаторы как константы. В их качестве разрешается использовать целые, вещественные значения, строки из букв и символов, выражения или типизированные константы, которые получают значение один раз в начале выполнения программы и сохраняют свое значение. const идентификатор = константа; идентификатор: тип = типизированная_константа; Раздел описания процедур procedure и функций function. Часто некоторую последовательность действий требуется повторить в нескольких местах программы, ей присваивается имя, которое используется для сокращенной записи в тех местах, где должна встречаться соответствующая последовательность. procedure идентификатор (параметры: тип); тело процедуры; function идентификатор (параметры: тип): тип результата; тело функции;
3.4. Раздел операторов, в котором задаются действия над объектами программы, введенными в разделе описаний. begin ……….…….; end. 3.5. Комментарий служит для пояснения программы или ее отдельных частей, его наличие делает программу понятной и удобной для чтения. Комментарий ограничивается {…}. Комментарии не обрабатываются, могут быть написаны и на русском языке, при выполнении программы игнорируются и не влияют на решение. Их можно вставлять в любое место программы, где допускается пробел. 4. Стандартные операции, процедуры и функции 4.1. Арифметические операции. +, –, *, /. DIV – целочисленное деление MOD – остаток от целочисленного деления. 4.2. Арифметические функции и функции преобразования типов. ABS (X) – абсолютная величина, модуль аргумента Х. SIN (X) – синус аргумента Х, величина в радианах. COS (X) – косинус аргумента Х, величина в радианах. ARCTAN (X) – арктангенс Х, значение в радианах в диапазоне от – p/2 до p/2. LN (X) – натуральный логарифм аргумента Х. EXP (X) – величина eх. PI – значение числа p. SQR (X) – квадрат аргумента Х. SQRT (X) – квадратный корень из аргумента Х. FRAC (X) – дробная часть аргумента Х. INT (X) – целая часть аргумента Х. RANDOM (X) – генерация случайного числа. CHR (CODE) – возвращение символа с кодом. ORD (X) – возвращение значения кода символа X в таблице ASCII. ROUND (X) – округление аргумента Х. TRUNC (X) – выделение целой части аргумента Х. LOW (X) – возвращение наименьшего значения в диапазоне данного типа. HIGH (Х) – возвращение наибольшего значения в диапазоне данного типа. 4.3. Стандартные процедуры. DEC (X, N) – уменьшение значения переменной Х на значение N. INC (X, N) – увеличение значения переменной Х на значение N. 5. Основные операторы языка программирования Turbo Pascal 5.1. Оператор присваивания задает значение выражения. Тип выражения и тип переменной должны быть совместимы: имя переменной: = выражение; 5.2. Составной оператор – это объединение нескольких операторов в группу при помощи BEGIN и END. Его можно помещать, где допускается один оператор. BEGIN оператор 1; ......................; оператор N; END; 5.3. Пустой оператор – оператор, не выполняющий никакого действия. 5.4. Ввод данных с клавиатуры выполняется с помощью оператора READ, в скобках записываются имена переменных, которым должны быть присвоены вводимые значения. Когда при выполнении программы встречается READ, работа приостанавливается и ожидается ввод с клавиатуры. Значения вводятся через пробел или <Enter>. Введенное значение присваивается переменной, имя которой стоит в скобках и процесс выполнения программы продолжается. READ (Х); Применяется оператор READLN для перехода на новую строку. Ввод нескольких переменных можно объединить в одном операторе: имена переменных отделяются друг от друга запятой и называются списком ввода: READ (Х, У);
5.5. Вывод данных на экран выполняется с помощью оператора WRITE, в скобках записываются имена переменных, значение которых нужно видеть. WRITE (Х); Если нужно начать вывод данных с новой строки, применяется оператор WRITELN. Перед вводом и выводом данных рекомендуется давать поясняющий текст в апострофах. На экран символьные переменные выводятся как записаны, но без апострофов: WRITE (‘ Х = ’, Х); Для вывода чисел можно указывать формат WRITE (Х:А:В); где Х – выводимое значение, А - общее поле вводимого значения, которое включает в себя отрицательный знак (если есть), количество цифр в целой части, точку и количеств цифр в дробной части; В - поле дробной части. Если формат вывода указан больше, чем число, то перед ним оставляются пробелы. Если в позиций для дробной части указано больше, чем в числе, то добавляются нули, иначе - округляется до количества позиций формата. Для вывода целых чисел в формате опускается поле дробной части. 6. Основные приемы работы в Turbo Pascal Верхняя строка содержит меню возможных режимов работы Turbo Pascal, нижняя – краткую справку о назначении основных функциональных клавиш. Остальная часть экрана принадлежит окну редактора. В его верхней строке приводится имя дискового файла, откуда был прочитан текст программы (или имя NONAME00.PAS, если текст не читался), поля, используемые при работе с мышью ([↕]) и цифра, указывающая номер окна в верхнем правом углу окна. В Turbo Pascal можно работать сразу с несколькими программами или частями одной крупной программы, каждая из которых располагается в отдельном окне редактора. Среда позволяет использовать до 9 окон одновременно. 6.1. Функциональные клавиши Turbo Pascal 7.0. <F1> - обращение к встроенной справке; <F2> - записать редактируемый текст в дисковый файл; <F3> - прочитать текст из дискового файла в окно редактора; <F9> - компилировать программу, но не выполнять; <F10> - перейти к диалоговому выбору режима работы в главном меню; <Ctrl><F9> - откомпилировать программу, находящуюся в редакторе, загрузить ее в оперативную память, выполнить и вернуться в среду Turbo Pascal. <Alt><F5> - сменить окно редактора на окно вывода результатов работы. <Alt><Х> - выход из Turbo Pascal. <Ctrl><Y>- стирает всю строку, на которой располагается курсор. <Ctrl><N>- вставка пустой строки над строкой, где находится курсор. 6.2. Необходимые команды меню Turbo Pascal 7.0. Е – вспомогательные действия, информация, восстановление экрана. FILE - действия с файлами, выход из Turbo Pascal. OPEN - открыть новое окно редактора Turbo Pascal, а в нем файл (указать путь). NEW - открыть новое окно редактора Turbo Pascal. SAVE - запись в файл (если NONAME00.PAS, то запросится новое имя файла). SAVE AS - запись файла под другим именем или в другом месте. SAVE ALL - запись содержимого всех окон в соответствующие файлы. EXIT - завершение работы в Turbo Pascal. EDIT - операции с буфером памяти, восстановление испорченной строки. RESTORE LINE - восстанавливает удаленную или измененную строку. CUT - выделенный блок переносится во временный буфер памяти. COPY - выделенный блок копируется в буфер памяти. PASTE - копируется содержимое буфера памяти в окно редактора Turbo Pascal. RUN - прогон программы. RUN - компиляция, компоновка и исполнение программы из файла редактора. COMPILE - компиляция программы. WINDOWS - работа с окнами. HELP - помощь. Самостоятельно изучить вопросы: 1. Правила для задания идентификатора переменной. 2. Обработка и хранение разных данных. 3. Скалярные и структурные, стандартные и пользовательские типы данных. 4. Способы записи алгоритма в реальной жизни. 5. Тезаурус языков программирования. Контрольные вопросы: 1. Что такое алгоритм и каковы его основные свойства? 2. Приведите примеры способов описания алгоритмов в реальной жизни? 3. Почему популярна визуализация описания алгоритма в виде блок-схем? 4. Можно ли блок-схему считать моделью решения задачи? 5. При написании программы на каком-либо языке программирования что будет являться исполнителем? В каком случае изменится исполнитель? 6. Что входит в тезаурус языка программирования? 7. Для чего при объявлении переменной указывается ее тип? 8. Почему стандартные типы данных называют еще и предопределенными? 9. Какие из типов Turbo Pascal согласуются с другом или могут «входить» в них? Задания: Найти сумму двух чисел. Запросить у пользователя числа А и В, подсчитать сумму С и сообщить ее. Порядок выполнения: 1) Открыть Turbo Pascal. 2) Разработать алгоритм, рассмотреть блок-схему. 3) Набрать программу, ввести данные и зафиксировать результат. PROGRAM PRIMER1(INPUT,OUTPUT); VAR A, B: INTEGER; BEGIN WRITELN (‘Введите значения А и В’); READLN (A, B); C:=A+B; WRITELN (‘C = ’, C); END. 4) Изменить тип данных с INTEGER на REAL, ввести данные и зафиксировать результат. 5) Установить вывод результата с форматом, ввести целые и отрицательные числа, а так же числа с десятичной частью больше указанной и меньше указанной величины и зафиксировать результат. 6) Изменить WRITELN (‘Введите значения А и В’); и READLN (A, B); на WRITE (‘А=’); и READLN (A); Скопировать и сделать для В. Ввести данные, зафиксировать результат. В отчете отразить использование LN - LINE. 7) Сделать вывод о работе. Лабораторная работа № 2 Программирование алгоритмов условных (разветвляющихся) процессов в Turbo Pascal Цель: Изучить возможности языка программирования Turbo Pascal для реализации вычислительного процесса условной (разветвляющейся) структуры. Задачи: 1) Составить алгоритм и блок-схему по заданию. 2) Составить программу решения. 3) Подготовить тесты (число тестов равно числу ветвей вычислительного процесса) для проверки правильности функционирования программы. Перечень оборудования и программного обеспечения: ПК, находящийся в локальной сети, Оболочка операционной системы FAR Manager, системе программирования Turbo Pascal 7.0. Литература: 1, 2, 13, 23, 25, 26, 28, 33, 34, 35. Краткое изложение основных теоретических и методических аспектов: 1. Оператор условного перехода реализует разветвляющейся алгоритм и имеет вид: IF условие THEN оператор1 ELSE оператор2;. где IF - если, THEN - тогда, ELSE - иначе; оператор1, 2 - любой оператор. При выполнении условия работает оператор1 и управление передается далее. При невыполнении условия работает оператор2, после управление передается на следующий за IF оператор. В качестве оператора1, 2 может быть составной оператор. Перед ELSE точку с запятой ставить нельзя! Допускается краткая (неполная) форма условного оператора: IF условие THEN оператор1; 2. Оператор безусловного перехода Иногда использование условных операторов усложняет программу. Обычно это связывается с обработкой исключительных ситуаций. Для этого существует оператор безусловного перехода GOTO. С его помощью естественный порядок выполнения программы прерывается и указывается, что дальнейшее должен выполняться оператор, помеченный меткой. Метка до использования указывается в разделе описания меток LABEL. Метка – это целое, без знака число от 0 до 9999. При помощи метки нельзя войти во внутрь цикла, минуя его заголовок и передавать управление из одной ветви условного оператора в другую. 3. Оператор выбора. При написание программы не рекомендуется использовать многократно вложенные друг в друга условные операторы (максимум два – три). Но если необходимо применить много условий используется оператор выбора CASE: CASE индекс выбора OF константа_выбора1: оператор1; ……………………………………………..; константа_выбораN: операторN; Оператор выбора состоит из выражения – индекса выбора и списка операторов, каждый из которого помечен константой выбора или несколькими. Все константы должны быть различными, их тип – идентичен типу выражения (индекса выбора) - простой тип за исключением REAL. В операторе выбора можно использовать диапазоны для констант выбора. При выполнении оператора сначала вычисляется значение индекса выбора, а затем выбирается для выполнения тот оператор из списка, который содержит данное значение константы выбора. Если подходящей константы выбора нет, то возникает ошибка и выполнение всей программы завершается. В каждом элементе выбора можно использовать только один оператор или использовать составной оператор. Все константы выбора внутри одного CASE обязательно должны быть различными. В различных операторах выбора разрешается использовать одинаковые константы выбора. Самостоятельно изучить вопросы: 1. Использование оператора безусловного перехода. 2. Ограничения на использование оператора безусловного перехода. 3. Использование оператор выбора. Контрольные вопросы: 1. Приведите реальные ситуации, решение которых можно реализовать при помощи алгоритмов разветвляющихся процессов. 2. Какие конструкции аналогичны проверке условия и осуществляют переход? 3. Опишите оператор условия и приведите примеры его использования. 4. Приведите примеры использования оператор выбора. 5. Приведите примеры использования оператора безусловного перехода. 6. Как группируются составные операторы? Задания:
Порядок выполнения: 1) Открыть Turbo Pascal. 2) Составить алгоритм и блок-схему задания. 3) Набрать программу. 4) Составить числовую ось изменения аргумента и в соответствии с ней ввести данные и зафиксировать результат, т. е. протестировать программу. 5) Сделать вывод. Лабораторная работа № 3 Программирование алгоритмов циклических процессов в Turbo Pascal Цель: Изучить возможности языка программирования Turbo Pascal для реализации вычислительных процессов циклической структуры с известным и неизвестным количеством повторений. Задачи: 1) Разработать алгоритм решения в соответствии с заданием. 2) Составить блок-схему и программу решения. 3) Организовать вывод значений аргумента и функции в два столбца. Перечень оборудования и программного обеспечения: ПК, находящийся в локальной сети, оболочка операционной системы FAR Manager, системе программирования Turbo Pascal 7.0. Литература: 1, 2, 13, 23, 25, 26, 28, 33, 34, 35. Краткое изложение основных теоретических и методических аспектов: 1. Операторы циклов. Для всех операторов цикла характерно: 1) Повторяющиеся вычисления записываются один раз. 2) Вход в цикл возможен только через его начало. 3) Переменные цикла должны быть определены до входа в цикл. 4) Необходимо предусмотреть выход из цикла. 1.1. Оператор цикла со счетчиком служит для организации цикла с известным числом повторений и имеет вид: FOR I: = N ТО К DO оператор; где FOR - для, TO - до, DO – выполнить, I - параметр цикла, N – его начальное значение и К – конечное значение, оператор, выполняющийся в цикле. Оператором цикла может быть составной оператор. После DO нельзя ставить точку с запятой, т. к. в цикле будет выполняться пустой оператор. I, N, К - целого типа. Начальным и конечным значением могут быть константы или выражения. N<К и шаг изменения параметра 1. Вычисляются выражения N и К или берутся введенные значения. Параметр цикла I принимает начальное значение N и сравнивается с конечным значением К. Если параметр цикла не превышает К, управление передается в тело цикла и выполняются операторы. Затем параметр цикла увеличивается на 1 и работа повторяется, выход из цикла происходит когда параметр цикла превысит К. Если N>К, шаг изменения параметра равен -1, тогда оператор имеет вид: FOR I: = N DOWNТО К DO оператор; В цикле FOR …DOWNTO если параметр цикла не меньше К, управление передается в тело цикла и выполняются операторы. Затем параметр цикла уменьшается на 1 и работа повторяется, выход из цикла происходит когда параметр цикла станет меньше К. После завершения цикла значение параметра не определено. Если в цикле FOR ТО начальное значение больше конечного, а в цикле FOR … DOWNTO - меньше, то цикл не выполняется ни разу. 1.2. Оператор цикла с предусловием используется, когда неизвестно количество повторений. Общий вид записи оператора цикла с предусловием: WHILE условие DO оператор; где WHILE - пока, DO - выполнить, условие - условие работы цикла. В качестве оператора может применяться составной оператор. При выполнении условия управление переходит в тело цикла и работают операторы, после чего проверяется условие и все повторяется. Как только условие не выполняется, происходит выход из цикла. Оператор тела цикла может ни разу не обрабатываться, если условие сразу не выполнимо. Значение переменных в условии должны изменяться в теле цикла, иначе цикл будет бесконечным. 1.3. Оператор цикла с постусловием. Общий вид записи оператора цикла с постусловием: RЕРЕAТ оператор UNTIL условие; где RЕРЕAТ - повторить, UNTIL - до тех пор, условие - условие прекращения работы цикла. Сначала выполняются операторы цикла, затем проверяется условие выхода. Если оно не выполняется, то управление передается в цикл. Если условие истинно, происходит выход из цикла. Особенность цикла - операторы тела цикла выполняются хотя бы раз. Значения переменных, входящих в условие, должны изменяться внутри цикла, иначе цикл никогда не завершится. Если в цикле необходимо выполнить несколько операторов, то служебные слова цикла сами являются как бы операторными скобками и применение BEGIN и END не обязательно. Одну и ту же задачу можно решить при помощи любого из циклов WHILE или REPEAT. При этом условия должны быть прямо противоположными. Самостоятельно изучить вопросы: 1. Являются итерационные циклы и циклы с параметрами взаимозаменяемыми? 2. Рекурсивный алгоритм. Применение рекурсии. 3. Назовите три основных типа структур данных. Контрольные вопросы: 1. Привести реальные ситуации, решение которых можно реализовать при помощи алгоритмов циклических процессов. 2. Какие существуют и для чего применяются операторы циклов? 3. Почему будет ошибкой ставить; в середине операторов? 4. Привести примеры задач или реальные ситуации, для которых можно использовать цикл со счетчиком, шаг изменения параметра которого равен -1. 5. Какой цикл может не обрабатываться ни разу, если условие сразу не выполнимо, а какой выполнится хотя бы один раз? Задания:
Порядок выполнения: 1) Открыть Turbo Pascal. 2) Составить алгоритм и блок-схему цикла со счетчиком, в котором запрос диапазона и шага изменения аргумента предусмотреть с клавиатуры. 3) Набрать программу, ввести данные и зафиксировать результат. 4) Составить алгоритм и блок-схему реализации цикла с предусловием. 5) Набрать программу, ввести данные и зафиксировать результат. 6) Составить алгоритм и блок-схему реализации цикла с постусловием. 7) Набрать программу, ввести данные и зафиксировать результат. 8) По полученным результатам работы трех программ сделать вывод. Лабораторная работа № 4
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|