Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программирование кнопок в Borland Delphi




Цель: Ознакомиться с объектами: форма, текстовое поле, рисунок, кнопка и их основными свойствами, а также другими элементами в среде программирования Borland Delphi.

Задачи:

1) Ознакомиться со средой программирования Borland Delphi.

2) Создать форму по заданию и выполнить остальные действия.

3) Убедиться в работоспособности разработанной программы.

Перечень оборудования и программного обеспечения: ПК, находящийся в локальной сети, операционная система Windows, среда программирования Borland Delphi.

Литература: 3, 7, 12, 13, 24, 27, 29, 30, 37, 39.

Краткое изложение основных теоретических и методических аспектов:

Форму (Form) используют для созда­ния окна программы-приложения. Текстовое поле (Label) используют для создания тек­стов и надписей в окне программы. Кнопку(Button) используют для размещения элемента управления кнопки на форме. Картинка, изображение (Image) используют для встав­ки графических объектов из файлов типа *.bmp, *.emf, *.ico, *.wmf в форму.

В результате загрузки системы Delphi на экране откроются четыре окна:

· главное — Project1, где находятся па­нель инструментов, палитра компонентов и главное меню;

· инспектора объектов Object Inspector со значения­ми свойств объекта;

· формы Form1, где приведены резуль­таты работы будущей программы;

· текста программы (Unit1.pas).

Окно текста программы может перекры­ваться окном формы. Окно формы обладает всеми свойствами стандартного окна Windows. Активизировать окна, а также менять их размеры или расположение можно с помощью мыши или ис­пользуя функциональные клавиши на клавиатуре:

F10 - для активизации главного меню (после этого нажмите на Esc);

F11 - для активизации окна инспектора объекта;

F12 - для перехода между окнами формы и кода программы.

Alt + пропуск - вы­зов системное меню.

Запустить программу можно выбрав команду Run => Run главного меню или кнопку Run панели инструментов, а также нажав F9.

Для сохранения программы выполняется команда File => Save All (Сохранить все) или нажимается кнопка Save All на панели инструментов. В поле Save in: (Сохранить в:) ок­на Save Unit1 As выбирается название диска и папки, задается название для файла текста программы вместо Unit1.pas => Save. В сле­дующем окне Save Project1 Asвводится название файла проекта, удалив предложенное Project1.dpr => Save. Файлы проекта и текста программы должны иметь разные названия.

Для создания ехe-файла проекта выполнить команду главного меню Project => Build All (Скон­струировать Все). Запустить ехе-файл с именем проекта по пиктограмме .

Самостоятельно изучить вопросы:

1. Изучить технологии нисходящего и восходящего программирования.

2. Что такое визуальное проектирование интерфейса пользователя?

Контрольные вопросы:

1. Перечислить системы объ­ектно-ориентированного программи­рования.

2. В чем удобство работы в средах визуального программирования?

3. Приведите примеры языков или сред программирования, работающих по разным принципам.

4. Что такое управляющие элементы? Для чего они нужны?

5. Зачем нужно сохранение проекта и создание исполняемого файла?

Задания: Создать форму «Анкета студента» с данными о себе и фотографиями, ко­торые перекрываются и должны появляться в результате нажатия на кнопки.

Порядок выполнения:

1) Загрузить систему программирования Delphi.

2) Запустить программу Project1 на выполнение. Максимизировать и восстанови­ть размер окна фор­мы, минимизировать и развернуть и т. п. Выполнить эти дейст­вия с помощью команд Move, Size и других и клавиатуры.

3) Закрыть окно Form1, минимизировать главное окно Delphi и создайте на рабочем диске свою папку. Снова активизируйте окно Delphi. Сохраните созданную программу в своей папке.

4) Ознакомиться со свойствами формы Left, Top, Width и Height. Исследовать, как изменение свойств Left, Top, Width или Height формы в Object Inspector ведет к из­менению расположения или размера формы.

5) Изменить цвет фона формы. Задать начальное значение цвета - clBtnFace.

6) Вставить в форму текстовое поле с тек­стом «Анкета студента». Изменить значения свойства Font (шрифт) тек­стового поля на Times New Roman Cyr, Font style – на Bold, Size - на 16, Color – на Purple. Аналогично вставить в форму еще несколько текстовых по­лей для своих биографических данных.

7) Вставить в форму объект Image (картинка) расположить свою портретную фотографию с помощью свойства Picture (иллюстрация) объекта Image1.

8) Наложить художественную фотографию на портрет­ную, вставив в форму еще один объект Image. Проэкспериментировать со свойством Visible (видимость) изображений, каждый раз выполняя программу. После этого установить значение свойства Visible в False для обоих изображений.

9) Вставить в форму две кнопки Button для поочередного отображения на­ложенных фотографий. Поменять подписи на кнопках (свойство Caption) на «Портретная фотография» и «Художественная фото­графия» и выбрать шрифт.

10) Запрограммировать кнопки «Портретная фотография» и «Художественная фотография» соответственно назначению. Запустить программу и убедится, что они выполняют свои функции. Закрыть окно программы «Анкета студента».

11) Сохранить программу. Создать ехe-файл проекта. Закрыть Delphi, выполнить программу.

12) Вставить в форму третью фотографию (вашего дома или машины) и еще одну кнопку с соответствующей подписью.

13) Поменять подписи на кнопках на «Сме­нить фотографию» и «Забрать фотографию», перепрограммировав кнопки. Выполнить программу.

14) Поменять сценарий работы программы на следующий:

· после запуска фотографий на форме не видно, есть две кнопки «Портретная фотография» и «Спрятать фотографию». Доступна первая кнопка;

· после щелчка на кнопке «Портретная фотография» появится портретное фото, текст на первой кнопке поменять на «Художественная фотография», кнопка «Спрятать фотографию» должна стать доступной;

· после щелчка на кнопке «Художественная фотография» фотография должна поменяться на художествен­ную, а подпись - на «Третья фотография»;

· после щелчка на кнопке «Третья фотография» фотогра­фия должна поменяться, а подпись на этой кнопке - на «Портретная фотография»;

· после щелчка на кнопке «Спрятать фотографию» фото­графия должна исчезнуть, а кнопка стать недоступ­ной. Запрограммировать кнопку «Спрятать фотографию», чтобы, она стано­вилась не только недоступной, но и невидимой

16) Изменить программный код задачи, чтобы, отключая фотографии, надпись на первой кнопке соответствовала фотографии, которая появится после ее нажатия. Сделать, чтобы последовательность переключения фотографий не нарушалась вследствие их отключения и добавить текстовую надпись с названием фотографии, видимой в текущий момент.

17) Оформить отчет с программным кодом и формами с результатами работы.

18) Сделать вывод по полученным результатам работы.

Лабораторная работа № 11

Программирование ветвлений в Borland Delphi

Цель: применить поля редактирования и переключатели, кнопки для выполнения вы­числений и выхода из программы и другие средства среды программирования Borland Delphi.

Задачи:

1) Создать форму по заданию и выполнить остальные действия.

2) Убедиться в работоспособности разработанной программы.

Перечень оборудования и программного обеспечения: ПК, находящийся в локальной сети, операционная система Windows, среда программирования Borland Delphi.

Литература: 3, 7, 12, 13, 24, 27, 29, 30, 37, 39.

Краткое изложение основных теоретических и методических аспектов:

Поле редактирования (Edit) используют для ввода строки символов с клавиатуры. Для преобразования полученной строки (свойство Text) в число и наоборот применяют стандартные функции Val и Str, или функции среды StrToFloat и FloatToStr. Переключатель (RadioButton) используют для выбора действия среди нескольких альтернатив.

Для вставки в форму поля редактирования нужно щелкнуть на пиктограмме Edit на закладке Standard палитры ком­понентов, а потом - в нужном месте на форме. Чтобы вставить в форму переклю­чатель нужно щелкнуть на пиктограмме RadioButton на закладке Standard палитры компонентов главного окна, а после - в точке вставки на форме. Для активности переключателя задается значе­ние свойства Checked (контроль выбора) - True.

Запрограммировать радиокнопку можно так. Активизировать поле Edit и щелкнуть дважды на переключателе RadioButton. При этом получится заготовка процедуры, в ее теле опишите действия, которые должны быть выполнены в результате щелчка на переключателе RadioButton:

procedure TForm1.RadioButton1Click (Sender: Tobject);

begin

Label1.Caption:= '=>'; {Меняем символ}

Edit1.SetFocus {Активизируем поле Edit1}

end;

Для программирования кнопки «Выход» удобно воспользоваться процедурой закрытия окна программы Close:

procedure TForm1.Button2Click (Sender: TObject);

begin

Close {Закрываем окно программы}

end;

Запрограммировать кнопку «Вычислить» можно так. Данное в поле редактирования - это значение свойства Text типа string. Для его преобразования в числовой дейст­вительный тип (real) воспользуйтесь процедурой Val, а наоборот - про­цедурой Str. Опишите соответствующие основные и до­полнительные переменные в разделе var. Например, для вычисления валют:

procedure Tform1.Button1CHck(Sender: TObject);

var kurs1, kurs2, summa: real;

cod: integer; ed: string[9];

begin

Val (Edit1.Text, kurs1, cod); {Значения курса покупки}

Val (Edit2.Text, kurs2, cod); {Значения курса продажи}

Val (Edit3.Text, summa, cod); {Числовое значение суммы в USD}

if RadioButton2.Checked = True

then summa:=summa * kurs2

else summa:= summa * kurs1;

Str(summa:9:2, ed);

Edit4.Text:= ed;

{Полученное число суммы в преобразуется в текстовый формат и результат присваиваем свойст­ву Text поля вывода Edit4}

end;

Самостоятельно изучить вопросы:

1. Чем отличаются понятия «язык», «среда» и «система программирования»?

2. Что обязательно включает в себя современный языка программирования?

3. Что входит в состав системы программирования?

Контрольные вопросы:

1. Какие из технологий программирования относятся к нисходящему, а какие к восходящему программированию?

2. Какие языки или среды программирования объединяют несколько идеологий программирования?

Задания: Создать форму с названием «Обмен валюты» для моделирования соответствующих операций обменного пункта.

Порядок выполнения:

1) Загрузить среду программирования Delphi.

2) Отказаться от возможности изменять размеры окна про­граммы. Выполнить программу и убедится, что отсутствуют кнопки для минимизации, максимизации окна и систем­ного меню. Завершить работу программы.

3) Вставить в форму два объекта типа RadioButton (переклю­чатель). Задать начальное значение второго переключателя как активное.

4) Вставить в форму четыре поля редактирования Edit, четыре текстовых поля Label и две кнопки Button. Сохранить созданную форму в своей пап­ке.

5) Поменять название формы с Form1 на Обмен валюты и изменить подписи на RadioButton, Label и Button, поочередно выбирая объекты и меняя значения свойства Caption. Задать одинаковые размеры для всех расположенных элементов и выровнять их на форме. Сохранить работу.

6) Задать значения курсов купли-продажи валюты, указать сколько валюты покупается или продается: значение свойства Text объекта Edit1 - 5.25, Edit2 - 5.45 и Edit3 - 20. Очистить Edit4 и заблокировать возможность ввода данных, поскольку в него будет выводиться результат. Выполнить программу и убедится, что нельзя ввести или редактировать данные в Edit4.

7) Запрограммировать RadioButton, чтобы направление стрелки указывало операцию: купля или продажа. Запустить программу и убедится, что переключатели вы­полняют свои функции. Запрограммировать кнопки «Выход» и «Вычислить». Сохранить работу, выполнить программу с разными денеж­ными суммами и операциями. Закрыть окно программы «Обмен валюты».

8) Обеспечить появление подсказки «Введите сумму в долла­рах» после перемещении указателя мыши к Edit3. Поменять вид стрелки с => на ð,а <= на ï с помощью шрифта Wingdings. Сохранить работу, запустить программу и убедится, что подсказка появляется и стрелка меняется.

9) Создайть ехе-файл программы. Закрыть среду Delphi, запустить созданную программу и выполните вычисления для разных входных данных. Запустите ехе-файл с именем проекта из своей папки.

10) Вставить в созданную форму кнопку для очистки полей денежных сумм. Выполнить программу и убеди­тся в правильности ее работы.

11) Обеспечить появление подсказок «Введите курс купли» и «Введите курс продажи» после перемещения указателя мыши к полям Edit1 и Edit2.

12) В процедуре для кнопки «Вычислить» предусмот­реть 1% сбора в пенсионный фонд от операции продажи.

13) Модифицировать программу, введя дополнитель­ную возможность: после щелчка мышью на стрелке изменить тип операции (купля, продажа).

14) Удалить лишние объекты из формы и из­менить код кнопки «Вычислить», чтобы ее можно было переводить мили в километры и наоборот в зави­симости от положения переключателя (1 миля = 1,609344 км). В форму вставить группу переключателей для выбора типа мили из двух возможных: морской или обычной (1 морская ми­ля = 1,852 км).

15) Оформить отчет с программным кодом и формами с результатами работы.

16) Сделать вывод по полученным результатам работы.

Лабораторная работа № 12

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...