Программирование кнопок в Borland Delphi
Цель: Ознакомиться с объектами: форма, текстовое поле, рисунок, кнопка и их основными свойствами, а также другими элементами в среде программирования Borland Delphi. Задачи: 1) Ознакомиться со средой программирования Borland Delphi. 2) Создать форму по заданию и выполнить остальные действия. 3) Убедиться в работоспособности разработанной программы. Перечень оборудования и программного обеспечения: ПК, находящийся в локальной сети, операционная система Windows, среда программирования Borland Delphi. Литература: 3, 7, 12, 13, 24, 27, 29, 30, 37, 39. Краткое изложение основных теоретических и методических аспектов: Форму (Form) используют для создания окна программы-приложения. Текстовое поле (Label) используют для создания текстов и надписей в окне программы. Кнопку(Button) используют для размещения элемента управления кнопки на форме. Картинка, изображение (Image) используют для вставки графических объектов из файлов типа *.bmp, *.emf, *.ico, *.wmf в форму. В результате загрузки системы Delphi на экране откроются четыре окна: · главное — Project1, где находятся панель инструментов, палитра компонентов и главное меню; · инспектора объектов Object Inspector со значениями свойств объекта; · формы Form1, где приведены результаты работы будущей программы; · текста программы (Unit1.pas). Окно текста программы может перекрываться окном формы. Окно формы обладает всеми свойствами стандартного окна Windows. Активизировать окна, а также менять их размеры или расположение можно с помощью мыши или используя функциональные клавиши на клавиатуре: F10 - для активизации главного меню (после этого нажмите на Esc); F11 - для активизации окна инспектора объекта; F12 - для перехода между окнами формы и кода программы.
Alt + пропуск - вызов системное меню. Запустить программу можно выбрав команду Run => Run главного меню или кнопку Run панели инструментов, а также нажав F9. Для сохранения программы выполняется команда File => Save All (Сохранить все) или нажимается кнопка Save All на панели инструментов. В поле Save in: (Сохранить в:) окна Save Unit1 As выбирается название диска и папки, задается название для файла текста программы вместо Unit1.pas => Save. В следующем окне Save Project1 Asвводится название файла проекта, удалив предложенное Project1.dpr => Save. Файлы проекта и текста программы должны иметь разные названия. Для создания ехe-файла проекта выполнить команду главного меню Project => Build All (Сконструировать Все). Запустить ехе-файл с именем проекта по пиктограмме . Самостоятельно изучить вопросы: 1. Изучить технологии нисходящего и восходящего программирования. 2. Что такое визуальное проектирование интерфейса пользователя? Контрольные вопросы: 1. Перечислить системы объектно-ориентированного программирования. 2. В чем удобство работы в средах визуального программирования? 3. Приведите примеры языков или сред программирования, работающих по разным принципам. 4. Что такое управляющие элементы? Для чего они нужны? 5. Зачем нужно сохранение проекта и создание исполняемого файла? Задания: Создать форму «Анкета студента» с данными о себе и фотографиями, которые перекрываются и должны появляться в результате нажатия на кнопки. Порядок выполнения: 1) Загрузить систему программирования Delphi. 2) Запустить программу Project1 на выполнение. Максимизировать и восстановить размер окна формы, минимизировать и развернуть и т. п. Выполнить эти действия с помощью команд Move, Size и других и клавиатуры. 3) Закрыть окно Form1, минимизировать главное окно Delphi и создайте на рабочем диске свою папку. Снова активизируйте окно Delphi. Сохраните созданную программу в своей папке.
4) Ознакомиться со свойствами формы Left, Top, Width и Height. Исследовать, как изменение свойств Left, Top, Width или Height формы в Object Inspector ведет к изменению расположения или размера формы. 5) Изменить цвет фона формы. Задать начальное значение цвета - clBtnFace. 6) Вставить в форму текстовое поле с текстом «Анкета студента». Изменить значения свойства Font (шрифт) текстового поля на Times New Roman Cyr, Font style – на Bold, Size - на 16, Color – на Purple. Аналогично вставить в форму еще несколько текстовых полей для своих биографических данных. 7) Вставить в форму объект Image (картинка) расположить свою портретную фотографию с помощью свойства Picture (иллюстрация) объекта Image1. 8) Наложить художественную фотографию на портретную, вставив в форму еще один объект Image. Проэкспериментировать со свойством Visible (видимость) изображений, каждый раз выполняя программу. После этого установить значение свойства Visible в False для обоих изображений. 9) Вставить в форму две кнопки Button для поочередного отображения наложенных фотографий. Поменять подписи на кнопках (свойство Caption) на «Портретная фотография» и «Художественная фотография» и выбрать шрифт. 10) Запрограммировать кнопки «Портретная фотография» и «Художественная фотография» соответственно назначению. Запустить программу и убедится, что они выполняют свои функции. Закрыть окно программы «Анкета студента». 11) Сохранить программу. Создать ехe-файл проекта. Закрыть Delphi, выполнить программу. 12) Вставить в форму третью фотографию (вашего дома или машины) и еще одну кнопку с соответствующей подписью. 13) Поменять подписи на кнопках на «Сменить фотографию» и «Забрать фотографию», перепрограммировав кнопки. Выполнить программу. 14) Поменять сценарий работы программы на следующий: · после запуска фотографий на форме не видно, есть две кнопки «Портретная фотография» и «Спрятать фотографию». Доступна первая кнопка; · после щелчка на кнопке «Портретная фотография» появится портретное фото, текст на первой кнопке поменять на «Художественная фотография», кнопка «Спрятать фотографию» должна стать доступной; · после щелчка на кнопке «Художественная фотография» фотография должна поменяться на художественную, а подпись - на «Третья фотография»;
· после щелчка на кнопке «Третья фотография» фотография должна поменяться, а подпись на этой кнопке - на «Портретная фотография»; · после щелчка на кнопке «Спрятать фотографию» фотография должна исчезнуть, а кнопка стать недоступной. Запрограммировать кнопку «Спрятать фотографию», чтобы, она становилась не только недоступной, но и невидимой 16) Изменить программный код задачи, чтобы, отключая фотографии, надпись на первой кнопке соответствовала фотографии, которая появится после ее нажатия. Сделать, чтобы последовательность переключения фотографий не нарушалась вследствие их отключения и добавить текстовую надпись с названием фотографии, видимой в текущий момент. 17) Оформить отчет с программным кодом и формами с результатами работы. 18) Сделать вывод по полученным результатам работы. Лабораторная работа № 11 Программирование ветвлений в Borland Delphi Цель: применить поля редактирования и переключатели, кнопки для выполнения вычислений и выхода из программы и другие средства среды программирования Borland Delphi. Задачи: 1) Создать форму по заданию и выполнить остальные действия. 2) Убедиться в работоспособности разработанной программы. Перечень оборудования и программного обеспечения: ПК, находящийся в локальной сети, операционная система Windows, среда программирования Borland Delphi. Литература: 3, 7, 12, 13, 24, 27, 29, 30, 37, 39. Краткое изложение основных теоретических и методических аспектов: Поле редактирования (Edit) используют для ввода строки символов с клавиатуры. Для преобразования полученной строки (свойство Text) в число и наоборот применяют стандартные функции Val и Str, или функции среды StrToFloat и FloatToStr. Переключатель (RadioButton) используют для выбора действия среди нескольких альтернатив. Для вставки в форму поля редактирования нужно щелкнуть на пиктограмме Edit на закладке Standard палитры компонентов, а потом - в нужном месте на форме. Чтобы вставить в форму переключатель нужно щелкнуть на пиктограмме RadioButton на закладке Standard палитры компонентов главного окна, а после - в точке вставки на форме. Для активности переключателя задается значение свойства Checked (контроль выбора) - True.
Запрограммировать радиокнопку можно так. Активизировать поле Edit и щелкнуть дважды на переключателе RadioButton. При этом получится заготовка процедуры, в ее теле опишите действия, которые должны быть выполнены в результате щелчка на переключателе RadioButton: procedure TForm1.RadioButton1Click (Sender: Tobject); begin Label1.Caption:= '=>'; {Меняем символ} Edit1.SetFocus {Активизируем поле Edit1} end; Для программирования кнопки «Выход» удобно воспользоваться процедурой закрытия окна программы Close: procedure TForm1.Button2Click (Sender: TObject); begin Close {Закрываем окно программы} end; Запрограммировать кнопку «Вычислить» можно так. Данное в поле редактирования - это значение свойства Text типа string. Для его преобразования в числовой действительный тип (real) воспользуйтесь процедурой Val, а наоборот - процедурой Str. Опишите соответствующие основные и дополнительные переменные в разделе var. Например, для вычисления валют: procedure Tform1.Button1CHck(Sender: TObject); var kurs1, kurs2, summa: real; cod: integer; ed: string[9]; begin Val (Edit1.Text, kurs1, cod); {Значения курса покупки} Val (Edit2.Text, kurs2, cod); {Значения курса продажи} Val (Edit3.Text, summa, cod); {Числовое значение суммы в USD} if RadioButton2.Checked = True then summa:=summa * kurs2 else summa:= summa * kurs1; Str(summa:9:2, ed); Edit4.Text:= ed; {Полученное число суммы в преобразуется в текстовый формат и результат присваиваем свойству Text поля вывода Edit4} end; Самостоятельно изучить вопросы: 1. Чем отличаются понятия «язык», «среда» и «система программирования»? 2. Что обязательно включает в себя современный языка программирования? 3. Что входит в состав системы программирования? Контрольные вопросы: 1. Какие из технологий программирования относятся к нисходящему, а какие к восходящему программированию? 2. Какие языки или среды программирования объединяют несколько идеологий программирования? Задания: Создать форму с названием «Обмен валюты» для моделирования соответствующих операций обменного пункта. Порядок выполнения: 1) Загрузить среду программирования Delphi. 2) Отказаться от возможности изменять размеры окна программы. Выполнить программу и убедится, что отсутствуют кнопки для минимизации, максимизации окна и системного меню. Завершить работу программы. 3) Вставить в форму два объекта типа RadioButton (переключатель). Задать начальное значение второго переключателя как активное. 4) Вставить в форму четыре поля редактирования Edit, четыре текстовых поля Label и две кнопки Button. Сохранить созданную форму в своей папке. 5) Поменять название формы с Form1 на Обмен валюты и изменить подписи на RadioButton, Label и Button, поочередно выбирая объекты и меняя значения свойства Caption. Задать одинаковые размеры для всех расположенных элементов и выровнять их на форме. Сохранить работу.
6) Задать значения курсов купли-продажи валюты, указать сколько валюты покупается или продается: значение свойства Text объекта Edit1 - 5.25, Edit2 - 5.45 и Edit3 - 20. Очистить Edit4 и заблокировать возможность ввода данных, поскольку в него будет выводиться результат. Выполнить программу и убедится, что нельзя ввести или редактировать данные в Edit4. 7) Запрограммировать RadioButton, чтобы направление стрелки указывало операцию: купля или продажа. Запустить программу и убедится, что переключатели выполняют свои функции. Запрограммировать кнопки «Выход» и «Вычислить». Сохранить работу, выполнить программу с разными денежными суммами и операциями. Закрыть окно программы «Обмен валюты». 8) Обеспечить появление подсказки «Введите сумму в долларах» после перемещении указателя мыши к Edit3. Поменять вид стрелки с => на ð,а <= на ï с помощью шрифта Wingdings. Сохранить работу, запустить программу и убедится, что подсказка появляется и стрелка меняется. 9) Создайть ехе-файл программы. Закрыть среду Delphi, запустить созданную программу и выполните вычисления для разных входных данных. Запустите ехе-файл с именем проекта из своей папки. 10) Вставить в созданную форму кнопку для очистки полей денежных сумм. Выполнить программу и убедится в правильности ее работы. 11) Обеспечить появление подсказок «Введите курс купли» и «Введите курс продажи» после перемещения указателя мыши к полям Edit1 и Edit2. 12) В процедуре для кнопки «Вычислить» предусмотреть 1% сбора в пенсионный фонд от операции продажи. 13) Модифицировать программу, введя дополнительную возможность: после щелчка мышью на стрелке изменить тип операции (купля, продажа). 14) Удалить лишние объекты из формы и изменить код кнопки «Вычислить», чтобы ее можно было переводить мили в километры и наоборот в зависимости от положения переключателя (1 миля = 1,609344 км). В форму вставить группу переключателей для выбора типа мили из двух возможных: морской или обычной (1 морская миля = 1,852 км). 15) Оформить отчет с программным кодом и формами с результатами работы. 16) Сделать вывод по полученным результатам работы. Лабораторная работа № 12
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|