К теме 2: «Эволюция отношений экономической теории и социологии: этапы становления экономической социологии»
Термин “экономическая социология” в России лишь недавно вошел в активный научный оборот, конечно, не означает, что таковой в советской социологии не существовало вовсе и ее нужно обустраивать на голом месте. При том, что в Советском Союзе социология вообще долго не признавалась официально, экономическая социология, маскируясь другими именами, тем не менее имела какой-то оперативный простор по сравнению со многими другими социологическими дисциплинами. Официальная марксистская концепция, признавая “относительную самостоятельность” социальных явлений и их “активную обратную связь” с основополагающими производственными отношениями, оставляла определенную нишу для применения социологических подходов. Разумеется, все направления экономической социологии в тот период не могли развиваться в равной степени. Традиционно были сильны ее отдельные отрасли, в первую очередь, социология труда, а также социально-профессиональные и экономические аспекты социальной структуры общества. Такие же, например, “отрасли”, как социология рынка труда, теория конфликтов и социология предпринимательства в лучшем случае оставались на периферии исследовательского пространства или проходили по разделу “критики буржуазных теорий”. Сегодня существующие учебники по социологии труда требуют серьезной переработки. Главное же состоит в том, что до сих пор отсутствует интегральное представление о предмете экономической социологии. Требуются, таким образом, серьезные усилия по концептуальному обобщению и “достраиванию” фундамента экономико-социологического здания. Первая серьезная попытка категоризации экономической социологии как таковой была предпринята в работах новосибирской школы. Она суммирована в книге Т.И. Заславской и Р.В. Рывкиной “Социология экономической жизни”, вышедшей в 1991 г. (т.е. спустя почти 30 лет после выхода одноименной книги Н. Смелсера). Упор сделан по существу на две темы: “Социальная стратификация” и “Экономическая культура”. В рамках новосибирской школы с 1986 г. было начато преподавание курса “Экономическая социология”, еще находившегося под сильным влиянием традиционной политической экономии, но по тем временам, безусловно, новаторского. Не относясь непосредственно к числу учеников новосибирской школы, на начальной стадии разработки проблем автор был многим обязан ее трудам. Сегодня же предлагаемые в данной книге подход, выбор основных проблем и способы их раскрытия отличаются достаточно сильно. (Радаев В. ЭС.Курс лк, 1998. С. 8)
ПРОМЫШЛЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ — одно из направлений социологии труда, изучающее проблемы труда в специфической сфере материального произ-ва — промышленности. Объектом исследования П. с. являются социальные группы и отношения, складывающиеся в процессе промышленного труда, а также регулирующее эти отношения социальное управление соответствующих уровней. Если социология труда разрабатывает специальную социологическую теорию трудовых отношений (социально-трудовые отношения), то П. с. является преимущественно практической, прикладной дисциплиной и тесно связана также с экономикой промышленности, научной организацией труда и управления, эргономикой. Термин «промышленная социология» введен в нашу социологическую литературу В.Г. Подмарковым для обозначения той специфической области социологии, которая ориентировалась на исследование социальных проблем материального производства. Выступила некоторым аналогом «индустриальной социологии» западноевропейских школ социологии.
Подмарков Валентин Георгиевич (1929 – 1979) – рус. социолог, д.филос.н., проф. Определенный вклад в промышленную социологию (институционализация как науч. дисциплины в нашей стране), разработку теоретических и прикладных проблем социального планирования на уровнях предприятия, отрасли, региона. (Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Г.В. Осипов. – М., 1995. - С. 551). В рамках П. с. ведутся исследования интересов работников, стимулов их трудовой деятельности, профессиональных ориентации, изучаются процессы изменения профессионально-квалификационной структуры, профессиональной мобильности и адаптации работников в сфере промышленного произ-за, методы руководства и управления коллективами, формы и методы при «лечения трудящихся к управлению, повышение трудовой и социальной активности, результативность социалистического соревнования, укрепление трудовой дисциплины, протекание инновационных процессов (Нововведение) и т. д. В отличие от западных школ индустриальной социологии, нацеленных на разработку методов достижения «классового мира» и увеличения прибыльности фирм в сфере промышленного производства, П. с. в СССР уделяла гл. внимание проблемам человеческого фактора — развитию личности, а также групп, коллективов в процессе трудовой деятельности. Выделение П. с. как самостоятельного направления в исследовании социальных проблем труда началось в СССР в 20—30-х гг. В качестве специализированной области П. с. сложилась в середине 60-х гг. (исследования А. Г. Здравомыслоза, В.Г. Подмаркова, О. И. Шкаратана, В.А. Ядова и др.). Существенным толчком к дальнейшему развитию П. с. послужили практика социального планирования, создание социологических служб на предприятии, формирование научных центров по социологии в стране и т. д. В период «перестроечных» реформ в связи с принятием Закона о государственном предприятия (объединении) особое значение приобрели исследования новых коллективных форм организации труда (НФОТ), социальных аспектов функционирования промышленных предприятий (объединений) в условиях расширения их самостоятельности, введения полного хозрасчета — самофинансирования, самоокупаемости, в целом — социальных факторов ускорения социально-экономического развития и экономической реформы, призванной обеспечить переход (в т.ч. и в промышленности) от административно-командной системы управления к т.н. «демократической», основанной на оптимальном сочетании централизма и самоуправления, на экономических методах хозяйствования. (Краткий словарь по социологии / Под общ.ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина; Сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. – Политиздат, 1988. – С. 259
«ЗАВОДСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ» В РОССИИ В 60—80-е гг. служба социального развития включала социологов, занимавшихся научно-поисковой и внедренческой деятельностью непосредственно на предприятиях или в отраслях. Речь идет о разделе социологической науки, наиболее тесно связанной с практикой. Прикладную промышленную социологию называют заводской, промышленной, хозяйственной, практической, или прикладной социологией. Как ни странно, но именно в «застойный» период накоплен основной багаж методов решения прикладных социальных проблем на предприятии. Речь идет об уменьшений текучести кадров и сокращении числа конфликтов, внедрении прогрессивных систем адаптации молодежи, гибкого графика, повышении мотивации труда, о системах профотбора и профориентации, новых формах организации труда (НФОТ), социальной инженерии и инновациях, деловых играх и управленческом консультировании. Социальная служба развивалась как составная часть промышленной социологии и психологии труда. Создание научно-исследовательских подразделений в системе Академии наук, социолого-психологических лабораторий на предприя- тиях и в вузах, расширение подготовки студентов и аспирантов, специалистов-прикладников, социологическое образование руководителей, издание учебных пособий, методических разработок и научных монографий, организация и проведение семинаров, конференций, симпозиумов составили основные элементы процесса институционализации заводской социологии. Основные этапы и тематика: Уже в 60-е гг. широко развернулись конкретные исследования социальных проблем труда в Ленинграде, Свердловске, Горьком, Перми, Львове, Уфе. В 1957—1960 гг. группа уральских социологов (М. Т. Иовчук, Л. Н. Коган, Ю. Е. Волков) изучали культурно-технический уровень рабочего класса. В 1960—1964 гг. Г. В. Осипов, В. В. Колба-новский, С. Ф. Фролов и другие на промышленных предприятиях Горьковской области выявили изменения в содержании и характере труда рабочих автоматизированного производства. В 1958—1964 гг. в ряде регионов проведено массовое обследование бюджетов рабочего и внерабочего времени, а в 1961—1965 гг. ленинградские ученые во главе с А. Г. Здраво-мысловым и В. А. Ядовым изучили отношение к труду молодых рабочих.
Таким образом, в середине 60-х гг. социологические исследования в промышленности достигли определенного уровня зрелости и отличались широтой охвата социальных про* цессов. Были изучены или находились в стадии экспериментального исследования вопросы профессиональной мобильности и текучести кадров на предприятии, адаптации молодежи и отношения к труду, повышения сплоченности коллектива и структуры межличностных отношений, укрепления дисциплины труда и профессиональной ориентации. Определилась специализация ученых и научных центров, например, в Новосибирске и Уфе исследовались текучесть кадров (Н. А. Аитов, Н. С. Антосенков), социальные резервы повышения производительности труда (Б. Г. Васильев, Ж- Т. Тощенко), профессиональный набор (В. Н. Шубкин, М. X. Титма). В Москве и Ленинграде разрабатывались теоретические вопросы мотивации труда (Н. Ф. Наумова, В. С. Магун, В. А. Ядов), проблемы социальной организации (Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапин, А. И. Пригожий), социальной структуры промышленных рабочих (Л. С. Бляхман, О. И. Шкаратан, М. Н. Руткевич, В. С. Семенов), использования нерабочего времени (Л. А. Гордон, Э. В. Клопов), развития трудового коллектива (Е. С. Кузьмин, В. М. Ше-пель, В. Г. Подмарков и др.). Благодаря проведенным исследованиям, во-первых, определился круг социальных процессов, которые поддаются регулированию и управлению, во-вторых, были разработаны конкретные методики, позволившие количественно измерить данные процесса и выразить их в соответствующих показателях. В итоге сложились внутринаучные предпосылки для практического решения социальных проблем труда, создания заводских служб в стране. Первоначально социологические и психологические службы на предприятиях формировались прежде всего для обеспечения научно-методического и профессионального уровня работы в сфере социального планирования. По существу до середины 80-х гг. оно оставалось основным объектом деятельности заводских специалистов. Если вопросы теории и методологии социального планирования разрабатывались в основном академической (вузовской) наукой - - это труды Н. А. Аитова, Ю. Е. Волкова, В. И. Герчикова, Л. П. Когана, Н. И. Лапина, В. Г. Подмаркова, В. Р. Полозова, М. Н. Руткевича, Ж. Т. Тощенко, 3. И. Файнбурга, С. Ф. Фролова и других, то методическое обеспечение и организация работы были проведены социологическими службами отраслей предприятий.
Социальное планирование, социологические службы на предприятиях стали самостоятельным направлением в середине 60-х гг. В 1964 г. на Пермском телефонном заводе возникла социологическая лаборатория, а через три года на ее базе действовал отраслевой научно-исследовательский отдел социологии и психофизиологии труда (ОНИОСПТ) с •шестью лабораториями, которые занимались разработкой и внедрением систем социального планирования, функциональной музыки, стабилизацией кадров. В это же время появились службы в производственных объединениях «Электрон» (Львов), ЛОМО, «Светлана» (Ленинград), «Красный пролетарий» (Москва). Несколько позже возникли и приобрели широкую известность службы в Тирасполе, Днепропетровске, Набережных Челнах, Тольятти, Таллинне. В легкой промышленности Эстонии психологические знания стали систематически использоваться в начале 70-х гг., широкую известность получило проектно-конструк-торское бюро систем управления «Майнор». В экспериментальном порядке на определенное время психологи даже заняли должности директоров и их заместителей, начальников подразделений, специалистов в кадровых службах. Кроме того, они участвовали в формировании кадровой политики, приеме новых рабочих и их обучении, решении проблем, связанных с адаптацией, стабильностью и текучестью кадров, в исследовании удовлетворенности трудом, занимались рекламой продукции и профориентацией, внедрением бригадной организации труда, формируя резерв руководителей. В 70—80-е гг. в службах широкое распространение получили автоматизированные информационные системы АСУ «Кадры», «Социальное развитие», «Здоровье» и т. п. Так, на Рижском ПО «Коммутатор» был разработан целый набор АС социального управления (в том числе АСУ прогнозирования профпригодности, аттестации ИТР и руководителей, комплектования коллективов, формирования резерва на выдвижение). В МИФИ создана отраслевая запросная система по руководящим и инженерно-техническим кадрам, осуществлявшая задачи учета и анализа кадров, занимающих номенклатурные должности резерва. Система функционировала в интерактном и пакетном режимах. В ПО «Воркутауголь» была налажена работа по охране здоровья и восстановлению психофизиологического состояния (ПФС) шахтеров. К услугам горняков комнаты психологической разгрузки и медицинской реабилитации, сауны и плавательные бассейны, уголки живой природы. Системы эргономической оптимизации деятельности рабочих внедрялись в электронной промышленности, в частности, для оптимизации труда на зрительнонапряженных работах. Использова-.лись специальные тренажеры-имитаторы, основанные на принципе биологической обратной связи, применялись программы релаксации и восстановления психофизиологической системы. В ряде служб специалисты разработали методы рационализации каналов коммуникации, в частности селекторного совещания: специальная схема позволила повысить качество за счет снижения «управленческого шума» и исключения «несвойственных» вопросов, сокращения времени, затрачиваемого на совещания. Достаточно широко развивалось в 80—90-е гг. управленческое консультирование с применением инновационных и организационных игр. Сегодня в системе повышения квалификации используются социолого-психологические и менедж-мент-бизнесовые курсы. Активные методы обучения — деловые игры, анализ конкретных ситуаций, ролевые, коммуникативные и сенситивные тренинги знакомят участников занятий с психологической теорией и методикой, отрабатывают у них навыки общения и взаимодействия с коллегами, подчиненными и руководителями, помогают освоить систему многоэтапной оценки резерва руководящих кадров, психологическое тестирование, с помощью деловой игры участвовать в разработке профессиограмм, наконец, познакомиться с методологией профессионального клиринга. Период наибольшего расцвета Расцвет прикладной социологии и психологии труда приходится на 70-е и начало 80-х гг. К этому времени службы сформировались не только на многих крупных предприятиях и объединениях, но и в отраслях и регионах; возникли самостоятельные школы и направления в ряде отраслей (Минэлектропрома, Минрадиопрома, Минпромсвязи, Минсудпро-ма). Сложилась разветвленная система заводских служб. Наконец, выделились районы, наиболее продвинутые в'социологическом и психологическом обеспечении нужд производства - - Днепропетровская область, Прибалтика, Ленинград, Москва. В частности, в Днепропетровской области социологические лаборатории и группы действовали на 100 крупных предприятиях, функционировало множство служб морально-психологического климата и общественного мнения: «Ваше настроение», «Сигнал», «Внимание», «Служба семьи». Известны достижения в использовании социально-психологических служб в ПО «Днепрошина», «Азот» (г. Днепродзержинск), на комбайновом заводе им. К. Ворошилова, металлургическом комбинате им. Ф. Дзержинского, на Северном и Южном горно-обогатительных комбинатах (г. Кривой Рог) и т. д. Среди лидеров этого периода можно назвать службу ПО Днепровского машиностроительного завода, созданную в 1972 г. Социологи и психологи занимались вопросами адаптации новичков, профилактикой текучести кадров, социально-психологическим обеспечением внедрения новых форм организации труда, улучшением условий труда и быта. Повышение общеобразовательного и профессионального уровня работников базировалось на использовании телевизионной и дисплейной техники. Руководителям всех рангов читались спецкурсы по социально-'психологическим основам руководства, с ними проводились деловые игры. (См.: Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент: Учеб.пос.- М.: Изд-во МГУ, 1995. – С. 72 – 76). Тема 5. Экономические интересы и их роль в развитии экономических (стоимостных) отношенийи социально-экономической системы общества
Вопросы лекционного занятия:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|