Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К теме 2: «Эволюция отношений экономической теории и социологии: этапы становления экономической социологии»




Термин “экономическая социология” в России лишь недавно вошел в активный научный оборот, конечно, не означает, что таковой в советской социологии не существовало вовсе и ее нужно обустраивать на голом месте. При том, что в Советском Союзе социология вообще долго не признавалась официально, экономическая социология, маскируясь другими именами, тем не менее имела какой-то оперативный простор по сравнению со многими другими социологическими дисциплинами. Официальная марксистская концепция, признавая “относительную самостоятельность” социальных явлений и их “активную обратную связь” с основополагающими производственными отношениями, оставляла определенную нишу для применения социологических подходов.

Разумеется, все направления экономической социологии в тот период не могли развиваться в равной степени. Традиционно были сильны ее отдельные отрасли, в первую очередь, социология труда, а также социально-профессиональные и экономические аспекты социальной структуры общества. Такие же, например, “отрасли”, как социология рынка труда, теория конфликтов и социология предпринимательства в лучшем случае оставались на периферии исследовательского пространства или проходили по разделу “критики буржуазных теорий”. Сегодня существующие учебники по социологии труда требуют серьезной переработки. Главное же состоит в том, что до сих пор отсутствует интегральное представление о предмете экономической социологии. Требуются, таким образом, серьезные усилия по концептуальному обобщению и “достраиванию” фундамента экономико-социологического здания.

Первая серьезная попытка категоризации экономической социологии как таковой была предпринята в работах новосибирской школы. Она суммирована в книге Т.И. Заславской и Р.В. Рывкиной “Социология экономической жизни”, вышедшей в 1991 г. (т.е. спустя почти 30 лет после выхода одноименной книги Н. Смелсера). Упор сделан по существу на две темы: “Социальная стратификация” и “Экономическая культура”. В рамках новосибирской школы с 1986 г. было начато преподавание курса “Экономическая социология”, еще находившегося под сильным влиянием традиционной политической экономии, но по тем временам, безусловно, новаторского. Не относясь непосредственно к числу учеников новосибирской школы, на начальной стадии разработки проблем автор был многим обязан ее трудам. Сегодня же предлагаемые в данной книге подход, выбор основных проблем и способы их раскрытия отличаются достаточно сильно. (Радаев В. ЭС.Курс лк, 1998. С. 8)

ПРОМЫШЛЕННАЯ СОЦИО­ЛОГИЯ — одно из направлений социологии труда, изучающее проблемы труда в спе­цифической сфере материального произ-ва — промышленности. Объ­ектом исследования П. с. являют­ся социальные группы и отноше­ния, складывающиеся в процессе промышленного труда, а также ре­гулирующее эти отношения соци­альное управление соответствую­щих уровней. Если социология труда разрабатывает специальную социологическую теорию трудовых отношений (социально-трудовые отношения), то П. с. является пре­имущественно практической, при­кладной дисциплиной и тесно свя­зана также с экономикой промыш­ленности, научной организацией труда и управления, эргономикой.

Термин «промышленная социология» введен в нашу социологическую литературу В.Г. Подмарковым для обозначения той специфической области социологии, которая ориентировалась на исследование социальных проблем материального производства. Выступила некоторым аналогом «индустриальной социологии» западноевропейских школ социологии.

Подмарков Валентин Георгиевич (1929 – 1979) – рус. социолог, д.филос.н., проф. Определенный вклад в промышленную социологию (институционализация как науч. дисциплины в нашей стране), разработку теоретических и прикладных проблем социального планирования на уровнях предприятия, отрасли, региона. (Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Г.В. Осипов. – М., 1995. - С. 551).

В рамках П. с. ведутся иссле­дования интересов работников, стимулов их трудовой деятельности, профессиональных ориента­ции, изучаются процессы измене­ния профессионально-квалифика­ционной структуры, профессио­нальной мобильности и адаптации работников в сфере промышлен­ного произ-за, методы руковод­ства и управления коллективами, формы и методы при «лечения тру­дящихся к управлению, повыше­ние трудовой и социальной актив­ности, результативность социали­стического соревнования, укрепле­ние трудовой дисциплины, проте­кание инновационных процессов (Нововведение) и т. д. В отличие от западных школ индустриальной социологии, нацеленных на разрабо­тку методов достижения «классового ми­ра» и увеличения прибы­льности фирм в сфере промышленного производства, П. с. в СССР уделяла гл. внимание проблемам человече­ского фактора — развитию лично­сти, а также групп, коллективов в процессе трудовой деятельности.

Выделение П. с. как самостоятель­ного направления в исследовании социальных проблем труда нача­лось в СССР в 20—30-х гг. В ка­честве специализированной обла­сти П. с. сложилась в середине 60-х гг. (исследования А. Г. Здравомыслоза, В.Г. Подмаркова, О. И. Шкаратана, В.А. Ядова и др.). Существенным толчком к дальнейшему развитию П. с. по­служили практика социального планирования, создание социоло­гических служб на предприятии, формирование научных центров по социологии в стране и т. д.

В период «перестроечных» реформ в связи с приня­тием Закона о государственном предприятия (объединении) осо­бое значение приобрели исследо­вания новых коллективных форм организации труда (НФОТ), социальных аспектов функционирования про­мышленных предприятий (объеди­нений) в условиях расширения их самостоятельности, введения пол­ного хозрасчета — самофинанси­рования, самоокупаемости, в це­лом — социальных факторов уско­рения социально-экономического развития и экономи­ческой реформы, призванной обес­печить переход (в т.ч. и в про­мышленности) от административ­но-командной системы управления к т.н. «демократической», основанной на оптимальном сочетании центра­лизма и самоуправления, на эконо­мических методах хозяйствования. (Краткий словарь по социологии / Под общ.ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина; Сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. – Политиздат, 1988. – С. 259

«ЗАВОДСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ» В РОССИИ

В 60—80-е гг. служба социального развития включала социологов, занимавшихся научно-поисковой и внедренческой деятельностью непосредственно на предприятиях или в отрас­лях. Речь идет о разделе социологической науки, наиболее тесно связанной с практикой. Прикладную промышленную социологию называют заводской, промышленной, хозяйствен­ной, практической, или прикладной социологией.

Как ни странно, но именно в «застойный» период накоп­лен основной багаж методов решения прикладных социаль­ных проблем на предприятии. Речь идет об уменьшений те­кучести кадров и сокращении числа конфликтов, внедрении прогрессивных систем адаптации молодежи, гибкого графи­ка, повышении мотивации труда, о системах профотбора и профориентации, новых формах организации труда (НФОТ), социальной инженерии и инновациях, деловых играх и уп­равленческом консультировании.

Социальная служба развивалась как составная часть промышленной социологии и психологии труда. Создание научно-исследовательских подразделений в системе Академии наук, социолого-психологических лабораторий на предприя-

тиях и в вузах, расширение подготовки студентов и аспиран­тов, специалистов-прикладников, социологическое образова­ние руководителей, издание учебных пособий, методических разработок и научных монографий, организация и проведе­ние семинаров, конференций, симпозиумов составили основ­ные элементы процесса институционализации заводской со­циологии.

Основные этапы и тематика: Уже в 60-е гг. широко развернулись конкретные иссле­дования социальных проблем труда в Ленинграде, Свердлов­ске, Горьком, Перми, Львове, Уфе. В 1957—1960 гг. группа уральских социологов (М. Т. Иовчук, Л. Н. Коган, Ю. Е. Волков) изучали культурно-технический уровень ра­бочего класса. В 1960—1964 гг. Г. В. Осипов, В. В. Колба-новский, С. Ф. Фролов и другие на промышленных предприя­тиях Горьковской области выявили изменения в содержании и характере труда рабочих автоматизированного производства. В 1958—1964 гг. в ряде регионов проведено массовое обсле­дование бюджетов рабочего и внерабочего времени, а в 1961—1965 гг. ленинградские ученые во главе с А. Г. Здраво-мысловым и В. А. Ядовым изучили отношение к труду мо­лодых рабочих.

Таким образом, в середине 60-х гг. социологические ис­следования в промышленности достигли определенного уров­ня зрелости и отличались широтой охвата социальных про* цессов. Были изучены или находились в стадии эксперимен­тального исследования вопросы профессиональной мобиль­ности и текучести кадров на предприятии, адаптации моло­дежи и отношения к труду, повышения сплоченности коллек­тива и структуры межличностных отношений, укрепления дисциплины труда и профессиональной ориентации. Опреде­лилась специализация ученых и научных центров, например, в Новосибирске и Уфе исследовались текучесть кадров (Н. А. Аитов, Н. С. Антосенков), социальные резервы по­вышения производительности труда (Б. Г. Васильев, Ж- Т. Тощенко), профессиональный набор (В. Н. Шубкин, М. X. Титма). В Москве и Ленинграде разрабатывались тео­ретические вопросы мотивации труда (Н. Ф. Наумова, В. С. Магун, В. А. Ядов), проблемы социальной организации (Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапин, А. И. Пригожий), социаль­ной структуры промышленных рабочих (Л. С. Бляхман, О. И. Шкаратан, М. Н. Руткевич, В. С. Семенов), использо­вания нерабочего времени (Л. А. Гордон, Э. В. Клопов), развития трудового коллектива (Е. С. Кузьмин, В. М. Ше-пель, В. Г. Подмарков и др.).

Благодаря проведенным исследованиям, во-первых, опре­делился круг социальных процессов, которые поддаются ре­гулированию и управлению, во-вторых, были разработаны конкретные методики, позволившие количественно измерить данные процесса и выразить их в соответствующих показате­лях. В итоге сложились внутринаучные предпосылки для практического решения социальных проблем труда, создания заводских служб в стране.

Первоначально социологические и психологические служ­бы на предприятиях формировались прежде всего для обес­печения научно-методического и профессионального уровня работы в сфере социального планирования. По существу до середины 80-х гг. оно оставалось основным объектом дея­тельности заводских специалистов. Если вопросы теории и методологии социального планирования разрабатывались в основном академической (вузовской) наукой - - это труды Н. А. Аитова, Ю. Е. Волкова, В. И. Герчикова, Л. П. Кога­на, Н. И. Лапина, В. Г. Подмаркова, В. Р. Полозова, М. Н. Руткевича, Ж. Т. Тощенко, 3. И. Файнбурга, С. Ф. Фролова и других, то методическое обеспечение и организация рабо­ты были проведены социологическими службами отраслей предприятий.

Социальное планирование, социологические службы на предприятиях стали самостоятельным направлением в сере­дине 60-х гг. В 1964 г. на Пермском телефонном заводе возникла социологическая лаборатория, а через три года на ее базе действовал отраслевой научно-исследовательский отдел социологии и психофизиологии труда (ОНИОСПТ) с •шестью лабораториями, которые занимались разработкой и внедрением систем социального планирования, функцио­нальной музыки, стабилизацией кадров. В это же время поя­вились службы в производственных объединениях «Элек­трон» (Львов), ЛОМО, «Светлана» (Ленинград), «Крас­ный пролетарий» (Москва). Несколько позже возникли и приобрели широкую известность службы в Тирасполе, Днеп­ропетровске, Набережных Челнах, Тольятти, Таллинне.

В легкой промышленности Эстонии психологические знания стали систематически использоваться в начале 70-х гг., широкую известность получило проектно-конструк-торское бюро систем управления «Майнор». В эксперимен­тальном порядке на определенное время психологи даже заняли должности директоров и их заместителей, начальни­ков подразделений, специалистов в кадровых службах. Кро­ме того, они участвовали в формировании кадровой полити­ки, приеме новых рабочих и их обучении, решении проблем, связанных с адаптацией, стабильностью и текучестью кадров, в исследовании удовлетворенности трудом, занимались рек­ламой продукции и профориентацией, внедрением бригадной организации труда, формируя резерв руководителей.

В 70—80-е гг. в службах широкое распространение полу­чили автоматизированные информационные системы АСУ «Кадры», «Социальное развитие», «Здоровье» и т. п. Так, на

Рижском ПО «Коммутатор» был разработан целый набор АС социального управления (в том числе АСУ прогнозиро­вания профпригодности, аттестации ИТР и руководителей, комплектования коллективов, формирования резерва на вы­движение). В МИФИ создана отраслевая запросная система по руководящим и инженерно-техническим кадрам, осущест­влявшая задачи учета и анализа кадров, занимающих но­менклатурные должности резерва. Система функционировала в интерактном и пакетном режимах.

В ПО «Воркутауголь» была налажена работа по охране здоровья и восстановлению психофизиологического состоя­ния (ПФС) шахтеров. К услугам горняков комнаты психо­логической разгрузки и медицинской реабилитации, сауны и плавательные бассейны, уголки живой природы. Системы эр­гономической оптимизации деятельности рабочих внедрялись в электронной промышленности, в частности, для оптимиза­ции труда на зрительнонапряженных работах. Использова-.лись специальные тренажеры-имитаторы, основанные на принципе биологической обратной связи, применялись про­граммы релаксации и восстановления психофизиологической системы. В ряде служб специалисты разработали методы рационализации каналов коммуникации, в частности селек­торного совещания: специальная схема позволила повысить качество за счет снижения «управленческого шума» и ис­ключения «несвойственных» вопросов, сокращения времени, затрачиваемого на совещания.

Достаточно широко развивалось в 80—90-е гг. управлен­ческое консультирование с применением инновационных и ор­ганизационных игр. Сегодня в системе повышения квалифи­кации используются социолого-психологические и менедж-мент-бизнесовые курсы. Активные методы обучения — дело­вые игры, анализ конкретных ситуаций, ролевые, коммуни­кативные и сенситивные тренинги знакомят участников за­нятий с психологической теорией и методикой, отрабатывают у них навыки общения и взаимодействия с коллегами, подчи­ненными и руководителями, помогают освоить систему мно­гоэтапной оценки резерва руководящих кадров, психологи­ческое тестирование, с помощью деловой игры участвовать в разработке профессиограмм, наконец, познакомиться с мето­дологией профессионального клиринга.

Период наибольшего расцвета

Расцвет прикладной социологии и психологии труда при­ходится на 70-е и начало 80-х гг. К этому времени службы сформировались не только на многих крупных предприятиях и объединениях, но и в отраслях и регионах; возникли са­мостоятельные школы и направления в ряде отраслей (Минэлектропрома, Минрадиопрома, Минпромсвязи, Минсудпро-ма). Сложилась разветвленная система заводских служб.

Наконец, выделились районы, наиболее продвинутые в'со­циологическом и психологическом обеспечении нужд произ­водства - - Днепропетровская область, Прибалтика, Ленин­град, Москва. В частности, в Днепропетровской области со­циологические лаборатории и группы действовали на 100 крупных предприятиях, функционировало множство служб морально-психологического климата и общественного мне­ния: «Ваше настроение», «Сигнал», «Внимание», «Служба семьи». Известны достижения в использовании социально-психологических служб в ПО «Днепрошина», «Азот» (г. Днепродзержинск), на комбайновом заводе им. К. Воро­шилова, металлургическом комбинате им. Ф. Дзержинского, на Северном и Южном горно-обогатительных комбинатах (г. Кривой Рог) и т. д.

Среди лидеров этого периода можно назвать службу ПО Днепровского машиностроительного завода, созданную в 1972 г. Социологи и психологи занимались вопросами адап­тации новичков, профилактикой текучести кадров, социаль­но-психологическим обеспечением внедрения новых форм ор­ганизации труда, улучшением условий труда и быта. Повы­шение общеобразовательного и профессионального уровня работников базировалось на использовании телевизионной и дисплейной техники. Руководителям всех рангов читались спецкурсы по социально-'психологическим основам руковод­ства, с ними проводились деловые игры. (См.: Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент: Учеб.пос.- М.: Изд-во МГУ, 1995. – С. 72 – 76).

Тема 5. Экономические интересы и их роль в развитии экономических (стоимостных) отношенийи социально-экономической системы общества

 

Вопросы лекционного занятия:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...