Возможные проблемы третьей стадии
ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕТЬЕЙ СТАДИИ Систематическая стадия действования не во всем благоприятна. Ее основной недостаток состоит в том, что многие люди даже не пытаются делать специализированные вещи, из-за чего не используют первые две стадии, доступные каждому. Тем не менее третья стадия действительно важна. Ока позволяет нам найти способы поведения и действования, которые соответствуют нашим потребностям, но не могут быть найдены естественным путем, поскольку обстоятельства и внешние влияния повели бы нас в других направлениях, в которых прогресс невозможен. Систематическое изучение и сознавание даст человеку возможность рассмотреть все поля действозания, так что он сможет найти для себя место, где ему легко действовать а свободно дышать. . . . . С ЧЕГО И КАК НАЧАТЬ МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА Проблема совершенствования - с помощью других или собственными усилиями - занимала человека на протяжении всей его историк. Множество систем созданы для этой цели. Многие религии пытались описывать способы поведения, направленные на совершенствование человека. Различные системы анализа стараются помочь человеку освободиться от голубоко запрятанных затруднений в поведении. «Эзотерические» - то есть спрятанные, внутренние системы, практикуемые в Тибете, Индии, Японии и других местах, также стремятся к этой цели. Целый ряд методов внушения и гипноза сегодня доступен всем. По крайней мере полсотни такого рода методов известны и используются в разных местах земного шара; практикующие тот или иной метод полагают, что это и есть МЕТОД. СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ Обычно различают два состояния бытия: бодрствование и coil Мы будем говорить о третьем состоянии: сознавании /awareness/. В этом состоянии индивидуум определенно знает, что именно он делает в «бодрствующем»состоянии, так же как иногда мы можем, проснувшись, знать, что нам только что снилось.
Например, в сорок лет человек может заметить, что одна его нога короче другой, после того как он в связи с болями в пояснице обратится к врачу, получит рентгеновский снимок к врач обнаружит дефект. Это возможно потому, что так называемое «бодрстзующее» состояние больше напоминает сон, чем сознавание. Сон часто считался подходящим состоянием для введения у человека тех или иных усовершенствований. Куэ использовал моменты засыпания для самовнушения и собственно сон для внушения. В гипнозе человек вводится в состояние частичного или глубокого сна, чтобы более поддаваться внушению. В некоторых современных методах сон используется не только для внушения, но и для изучения математики или иностранных языков. КОМПОНЕНТЫ «БОДРСТВОВАНИЯ» Четыре компонента создают бодрствующее состояние: ощущение, чувствование, мышление и движение. Каждое служит основой для целого ряда методов усовершенствования. В ощущение мы включаем, помимо известных «пяти чувств* кинестетические ощущения, охватывающие ощущения боли, ориентацию в пространстве, течение времени и ритм. В чувствование мы включаем, помимо общеизвестных эмоций вроде радости, печали, раздражения и пр., - самоуважение, униженность, сверхчувствительность и другие сознательные и бессознательные эмоции, окрашивающие нашу жизнь. Мышление включает все функции интеллекта, такие как противопоставление левого и правого, добра и зла, хорошего и дурного; понимание, знание, классификацию вещей, нахождение и узнавание правил, воображение, знание, что нечто ощущается или чувствуется; память всего вышеназванного и т. д.
Движение включает все перемещения в пространстве и времени, в состоянии и конфигурации тела и его частей, в том числе - дыхание, еду, говорение, циркуляцию крови, пищеварение. РАЗЛИЧЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ - АБСТРАКЦИЯ Можно лишь в речи выделить один из этих компонентов, в реальности ни один момент бодрствующего состояния не проходит без участия их всех. Невозможно, например, вспомнить событие, человека или пейзаж, не используя хотя бы одно из ощущений - видение, слышание, обоняние и т. п., - не. связывая с этим память образа себя, такую как представление о своей позе, своем возрасте, внешности, о своих действиях, приятных или неприятных чувствах. Из этого следует, что детализированное внимание к любому. из компонентов повлияет на все остальные и на человека в целом. Действительно практическое совершенствование человека предполагает постепенное совершенствование как частей, так и целого. СИСТЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЖУТСЯ БОЛЕЕ РАЗЛИЧНЫМИ В ТЕОРИИ, ЧЕМ ОКАЗЫВАЕТСЯ i НА ПРАКТИКЕ Реальные различия между системами совершенствования не столь велики в отношении того, что они делают, сколько в отношении того, о чем они говорят. Явно или неявно большинство систем построено на предположении, что человек имеет внутренние предрасположения, которые могут быть изменены - подавлены, контролируемы, вытеснены. Системы, предполагающие, что человек обладает фиксированным характером, рассматривают каждое из его качеств или свойств как кирпичик в здании: тот или иной кирпичик может быть неправильно положен или вообще отсутствовать. От человека, который хочет помочь себе, здесь требуются годы усилий, иногда этому нужно посвятить всю жизнь. УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА В ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИИ К УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАЧЕСТВ Статический подход превращает исправление в длительный и сложный процесс. Я полагаю, что это основано на ложной предпосылке, ибо невозможно исправить кирпичики в структуре человека или вложить недостающие. Жизнь человека - постоянный процесс, и в улучшении нуждается качество процесса, а не качества человека. Многие факторы влияют на этот процесс, и они должны быть соединены, чтобы сделать его пластичным и самоусовершенствующимся. Чем яснее понимаются основы процесса, тем большими будут достижения.
ОШИБКИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ПРИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ В любом сложном процессе отклонения используются для корректировки; так же и в совершенствовании человека ошибки и отклонения должны быть не подавляемы, вытесняемы, или преодолеваемы каким-либо силовым образом, а использованы для направления совершенствования. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДВИЖЕНИЙ-ЛУЧШИЙ СПОСОБ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Замечено, что любой из четырех компонентов «бодрствующего» состояния влияет на все остальные. Выбор движения как основного средства самосовершенствования имеет следующие основания: 1) Нервная система занята преимущественно движением Движение занимает нервную систему более, чем что-либо другое, потому что мы не можем ощущать, чувствовать или мыслить без разнообразных и сложных последовательностей движений, управляемых мозгом, направленных на поддержание тела в поле тяготения; в то же время мы должны знать, где мы находимся ив каком положении. Чтобы знать свое положение в поле тяготения по отношению к другим телам, или чтобы изменить положение, мы используем ощущения, чувства и силу нашего мышления. Полная вовлеченность всей нашей системы в бодрствующем состоянии часть любого метода самосовершенствования, даже тех, которые, предположительно, имеют дело только с одним из четырех компонентов. 2) Качество движения легче различимо Наше представление об организации тела в поле тяготения яснее и определеннее, чем относительно других компонентов. О движении мы знаем больше, чем о гневе, любви, ревности или даже о мысли. Относительно легче научиться определять качество движения, чем качество других факторов. 3) Опыт движения более богат Все мы обладаем большим опытом движения, и большой способностью к движению, чем к чувствованию или мышлению. Многие люди не отличают повышенную возбудимость от чувствительности, считают развитую чувствительность слабостью, подавляют беспокоящие их чувства и избегают ситуаций, в которых они могут возникнуть. Мышление также ограничивается многими людьми. Свободомыслие предполагается опасным для принятых норм поведения не только в религии, но также в областях этики, экономики, морали, секса, искусств, политики и даже науки.
4) Способность к движению существенна для самооценки Физическое строение и способность к движению по-видимому более важны для образа себя, чем что бы то ни было еще. Достаточно понаблюдать ребенка, заметившего какой-то недостаток внешности, отличающий его от других детей, чтобы убедиться, что это существенно влияет на поведение. Если, например, его позвоночник не развился нормально, ребенок будет испытывать трудности в движениях, требующих точного чувства равновесия, и ему придется применять постоянные сознательные усилия для того, что другие дети делают совершенно естественно. Такой ребенок будет развиваться иначе, чем другие: ему приходится заранее думать и готовить себя, он не может опираться на спонтанные реакции. Эти трудности подрывают его уверенность в себе и мешают ему развиваться в направлении его естественных склонностей. 5) Всякая мышечная деятельность - это движение Любое действие начинается с мышечной деятельности. Смотрение, говорение, даже слушание требуют мышечных действий (при слушании мышцы регулируют натяжение барабанной перепонки в соответствии с громкостью воспринимаемых звуков). В каждом движении учитывается не только координация, пространственная и временная точность, но также и интенсивность. Длительная релаксация мышц делает движение медленным и слабым, длительное перенапряжение создает порывистые и угловатые движения; и то и другое проявляет состояние психики и связано с мотивом действия. Так, у невротиков и у людей с нестабильным образом себя можно обнаружить нарушения мышечного тонуса, соответствующие типам заболеваний. В то же самое время такие аспекты действия, как ритм и координация в пространстве и времени могут оставаться удовлетворительными. Даже неопытный человек может, наблюдая прохожих на улице, различать нарушения регуляции интенсивности движений и выражений лица. 6) Движения отражают состояние нервной системы Мускулы работают в результате непрерывных потоков импульсов в нервной системе; поэтому мышечный паттерн вертикального положения, выражения лица, голоса и т. п. отражают состояние нервной системы. Ни поза, ни выражение лица, ни интонации голоса не могут быть изменены без изменения в нервной системе, которая мобилизует и порождает внешние видимые изменения. Таким образом, говоря о мышечных движениях, мы можем иметь в виду в действительности импульсы нервной системы, которая активирует мышцы; сами мышцы не могут действовать без управляющих ими импульсов. Хотя сердечная мышца младенца в утробе начинает' сокращаться раньше, чем появляются контролирующие ее позже нервы, она работает не так, как позже, когда нервная система регулирует ее действие. Из этого мы может вывести заключение, которое может поначалу показаться парадоксальным: улучшение действий и движений может проявиться лишь после того, как имеется улучшение функционирования мозга и нервной системы; совершенствование действий тела отражает изменение в работе центральной нервной системы. Сами по себе эти изменения невидимы, видимо лишь их внешнее выражение.
7) Движение - основа сознавания Большая часть того, что происходит внутри нас, скрыто от нас или неясно, пока не достигает мышц. Мы знаем, что происходит внутри нас, если мышцы лица, сердца, или дыхательного аппарата организуются в паттерны, известные как страх, возбуждение, смех или какое-либо знакомое чувство. Хотя нужен очень небольшой промежуток времени, чтобы организовать мышечное выражение внутренней реакции или чувства; все мы знаем, что можно удержать смех, прежде чем он будет заметен другим, и так же можно сдержать выражение страха и других чувств. Мы не сознаем, что происходит в нашей центральной нервной системе, пока на сознаем перемен в позе, положении равновесия и пр., поскольку эти изменения легче почувствовать, чем изменения, происходящие в самих мышцах. Мы можем задержать полное мышечное выражение, поскольку процессы в той части мозга, которая имеет дело со специфически человеческими функциями, значительно медленнее, чем процессы в тех частях, которые касаются функций, общих для человека и животных. Именно медленность первых процессов дает нам возможность судить и решать, действовать или нет. Вся система организуется таким образом, что мышцы готовы как выполнять действие, так и воздержаться от его выполнения. Как только мы начинаем сознавать средства, используемые для организации выражения, мы получаем возможность обнаружить стимул, который запускает всю структуру. Иными словами, мы узнаем стимул для действия, или причину реакции, когда мы в достаточной мере сознаем организацию мышц, приготовившихся к определенному действию. Иногда мы можем начать сознавать, что в нас что-то происходит, не будучи в состоянии точно определить, что именно. Это связано с организацией нового паттерна, который мы еще не знаем, как интерпретировать. Если он возникнет несколько раз, он уже станет знакомым; мы найдем его причину и будем замечать уже первые признаки процесса. В некоторых случаях опыт требует многих повторений, прежде чем о к будет узнаваться. В конце концов мы обнаруживаем, что происходит внутри нес, v. сознаем это, в основном благодаря мышцам. Небольшая часть этой информации достигает нас через оболочку, то есть кожу, покрывающую все тело, слизистую оболочку пищеварительного тракта и дыхательных органов, а также внутренние поверхности рта, носа и ануса. S) Дыхание - это движение Наше дыхание отображает каждое эмоциональное или физическое усилие, любое беспокойство или нарушение. Оно чувствительно также к вегетативным процессам. Нарушения в работе щитовидной железы, например, вызывают особый род дыхания, по которому и диагностируют эти нарушения. Любой неожиданный сильный стимул вызывает приостановку дыхания. Каждый знает по собственному опыту, как тесно связано дыхание с чувствами и сильными эмоциями. На протяжении всей истории человечества мы можем встретить системы и правила, предназначенные для достижения успокаивающего эффекта посредством совершенствования дыхания. Человеческий скелет организован таким образом, что почти невозможно правильно организовать дыхание без удовлетворительного расположения тела в поле тяготения. Реорганизация дыхания удается настолько, насколько мы косвенно совершенствуем организацию скелетных, мышц, улучшая позу и движение. 9) Основа привычки Наконец, есть еще одно, самое важное основание для выбора аспекта движения в усовершенствовании человека. Все поведение, как мы отмечали, есть мобилизация мышц, ощущения, чувствования и мышление. Теоретически каждый из компонентов может быть использован в качестве основного; но мышцы играют столь большую роль, что если исключим их паттерн в моторной части коры, остальные компоненты паттерна определенного действия дезинтегрируются. Моторная часть коры головного мозга, где устанавливаются паттерны, активирующие мышцы, находится лишь несколькими миллиметрами выше слоев мозга, имеющих дело с процессами ассоциации, связывающими все чувствования и ощущения человека. Фундаментальной характеристикой нервной системы является то, что мы не можем осуществлять одновременно некоторое действие и другое, ему противоположное. В любой данный момент вся система обладает некоторой общей интеграцией, и тело выражает ее в данный момент. Поза, ощущения, чувствование, мышление, атакже химические и гормональные процессы объединяются в одно целое, которое уже не может быть разделено на части. Это целое может быть сло: хньш и сложно организованным, ко оно интегрирует систему в данный момент. В каждой такой интеграции мы сознаем только те элементы, которые охватывают мышцы, кожу и слизистые оболочки. Мы уже видели, что мышцы играют основную роль в дознавании. Вместе с тем, невозможно, чтобы в мышцах произошло изменение без предшествующего изменения в моторной части коры. Если каким-то образом происходит изменение в коре и тем самым изменение в паттернах или их координации, основа дознавания каждой элементарной интеграции дезинтегрируется. Благодаря близости в головном мозге моторной части коры и тех структур, которые отвечают за мышление и чувствование, а также благодаря диффузии и распространению процессов в головном мозге значительные изменения в моторной коре дадут параллельные изменения в мышлении и чувство ьании. Фундаментальное изменение двигательной основы паттерна единичной интеграции разрушит связь целого, лишит мышление и чувствование укорененности в привычном рутинном паттерне. В таких условиях легче осуществить изменения в мышлении и чувствовании: привычка потеряла свою главную опору и изменение стало более возможным. СТРУКТУРА И ФУНКЦИЯ АБСТРАКЦИЯ ПРИНАДЛЕЖИТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЧЕЛОВЕКУ Как уже было сказано, весь жизненный процесс может быть разбит на четыре компонента: движение, ощущение, чувствование и мышление. Последний элемент в большинстве аспектов отличается от движения. Можно предложить взгляд, что мышление в той форме, в какой мы находим его у человека, специфически человечно. Хотя некоторые проблески мысли и можно обнаружить у высших животных, абстракция без сомнения принадлежит исключительно человеку: гармоническая теория музыки, пространственная геометрия, теория групп, теория вероятностей - немыслимы вне человеческого ума. Человеческий мозг и нервная система в определенной своей части обладают структурными особенностями, которые существенно отличаются от структур в другях частях, в целом сходных с мозгом других живых существ. Здесь ке место говорить об анатомических и физиологических различиях, достаточно общего описания структуры. СОБСТВЕННО ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ МОЗГА Мозг требует для своего существования определенной химической среды и определенной температуры. Каждое живое тело содержит структуры, управляющие и регулирующие химические и тепловые процессы целого, обеспечивающие внутренние требования каждого живого организма. Если эти структуры будут неправильно работать, организм может оказаться нежизнеспособным. Эти структуры симметричны и наследуются во всех деталях своей и функционирования. ВНУТРЕННИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИМПУЛЬСЫ Вторая группа структур мозга имеет дело со всем, касающимся внешнего вырг-жекия внутренних жизненных потребностей. Потребность в поддержании определенных параметров внутренней среды порождает внутренние стремления, которые находят свое выражение по отношению к внешней среде. Это осуществляется лимбической системой, - группой структур, занимающихся движением индивидуума в поле тяготения и удовлетворением внутренних импульсов, таких как голод, жажда, элиминация. Короче говоря, они занимаются внутренними потребностями, которые усиливаются, если не находят удовлетворения, к ослабляются или исчезают после удовлетворения, пока потребность ке возрастает вновь, и цикл не начинается сначала. Все чудеса, которые мы обычно называем инстинктами, - такие как постройка птичьих гнезд, тканье пауком паутины, способность голубя или пчелы находить дом на большом расстоянии, - основаны на этих структурах. НАЧАТКИ СПОСОБНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В деятельностях такого рода уже проглядывают специфические особенности человеческой нервной системы. Структура, организация и деятельность з основном наследуются, но не целиком, в отличие от первых систем, которые наследуются полностью, и изменяются лишь с эволюционным изменением видов. Инстинкты не так устойчивы и определенны, как часто думают; существуют небольшие инстинктивные различия между индивидуумами. В некоторых случаях инстинкт слаб, и для осуществления действия нужен определенный индивидуальный опыт; так. например, некоторые младенцы не сразу умеют сосать, и нужно стимулировать их губы соской. В некоторых случаях инстинкт допускает определенную меру приспособления к обстоятельствам, здесь обнаруживается первый проблеск способности изменяться с изменением обстоятельств, - начатки способности к обучению. Так, например, птицы научаются строить гнезда из нового материала, если их помещают в совершенно новую среду. Но такое приспособление затруднительно, и ке все индивидуумы к нему способны, некоторым это вообще не удается. Приспособление инстинктов к требованиям новой среды может зайти так далеко, что приближается к тому, что мы привыкли называть пониманием и научением. ТОНКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ - ПРЕРОГАТИВА ЧЕЛОВЕКА Третья группа структур мозга касается деятельностей, отличающих человека от животных. Это супралимбическая система, которая в гораздо большей степени развита у человека, чем у любого из высших животных. Эта система обеспечивает тонкую дифференциацию мышц руки, создавая возможность образования множества паттернов, ритмов и способов деятельности. Эта система превращает человеческую руку в инструмент игры на музыкальных инструментах, рисования, письма и многих других искусств. Супралимбическая система дает подобную чувствительность мышцам рта, гортани, дыхательного аппарата. Здесь также возможности многообразной дифференциации порождают разнообразие звуков различных языков, множество способов пения и других звуков. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ И НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ Структура и ткани этой части нервной системы также наследуются, но их функция в большей степени зависит от индивидуального опыта. Нет двух одинаковых почерков. Почерк индивидуума зависит от языка, который был первым при освоении письма, от способов обучения, от того, какие ручки или карандаши при этом использовались, от позы, принимаемой во время письма, и т. д., - т. е. он зависит от всего, что влияет на формирование паттернов или кодов в моторной коре мозга при письме. Произношение матери и особенности ее речевого аппарата в большой степени влияют на развитие речевого аппарата - мышц языка, рта, гортани и пр., - индивидуума. Особенности родного языка определяют относительную силу мышц рта и структуру ротовой полости до такой степени, что сколь бы хорошо ни овладел человек впоследствии другим языком, можно определить, какой язык был первым по трудностям приспособления к новому языку. В этом примере индивидуальный опыт становится фактором, определяющим структурное развитие не в меньшей степени, чем унаследованные факторы. ПОНЯТИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ ПРОИСХОДИТ ИЗ СТРУКТУРЫ Деятельность третьей системы асимметрична, т. е. левая стороны отличается от правой, - в отличие от симметричности, господствующей в предыдущих двух системах. Эта асимметрия лежит за дифференциацией левого и правого. Если доминирует правая рука, то речевой центр формируется в левом полушарии, и наоборот. /Примечание переводчика: Книга Фельденкрайза опубликована в 1972 году, так что его внимание к функциональной асимметрии мозга весьма показательно; современные исследования этой темы, занимающие тысячи публикаций - монографий, статей, сборников, - дают, разумеется, гораздо более сложную и дифференцированную картину, в частности, и относительно соответствий доминирующей руки и речевых центров, а также латерализации родного и позже выученных языков. Популярное изложение см., например, в книге В. В. Иванова «Чет и нечет»У Можно полагать, что эта первичная оппозиция между правым и левым - основа наших представлений вообще о противоположностях. Поскольку правая рука обычно более функциональная, то во многих языках слово, соответствующее правой стороне, одновременно означает правильность, законность, авторитетность, и т. д. /Прим. пер.: в том числе в русском языке; интересно, вместе с тем, что в болгарском языке «право» означает «прямо». / Примитивная мысль противопоставляет хорошее дурному, белое - черному, холодное - горячему, свет - тьме, видя в них оппозиции как конфликт. Более развитое мышление затруднится приписывать им противопоставленность в каком-либо реальном смысле. Например, темнота или холод никак не являются противоположностями света или тепла: темнота имеет место там, где. нет света, что же касается отношений тепла и холода, то они еще более сложны. ОБРАТИМЫЕ И НЕОБРАТИМЫЕ ФЕНОМЕНЫ Связь между центрами эмоций в третьей системе значительно слабее, чем связи двух предыдущих систем. Сильные эмоции, такие как гнев или ревность, нарушают деятельность этой новой, тонкой системы и сбивают мысль. Однако мысль, вообще не связанная с чувством, оторвана от реальности. Мозговая деятельность как таковая нейтральна и может одинаково хорошо обращаться с противоположными утверждениями. Чтобы выбрать мысль, должно быть по меньшей мере чувство, что определенная мысль «правильна», то есть соответствует реальности, хотя бы субъективной; если субъективная реальность «правильная» объективно, мысль может иметь общечеловеческую ценность. Мозговая деятельность сама по себе не может выбрать одно из двух следующих утверждений: «Можно добраться до луны» и «Невозможно добраться до луны», - поскольку обе мысли приемлемы как таковые. Только опыт может наделить мысль свойством «правильности», «истинности». Для многих поколений первая мысль была ошибочной, и «с луны свалился» говорилось о человеке, лишенном чувства реальности. Что касается мозговой деятельности самой по себе, многие процессы могут быть как обратимыми, так и необратимыми. В реальности большинство процессов необратимы. Спичка, которой чиркнули и которая зажглась, не может вернуться в коробку и быть снова неистраченной спичкой; дерево не может превратиться в росток. Процессы, связанные с временем, необратимы, потому что время само необратимо. Немногие процессы того или иного рода обратимы, то есть могут шаг за шагом пройти в обратном направлении таким образом, чтобы состояние, предшествующее процессу, полностью восстановилось. Мозговой процесс, не связанный с реальностью, не создает мысли, так же как беспорядочные сокращения мышц не создают движения или действия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|