Интересы России и стран Запада на Кавказе в постбиполярный период (1990-е гг. - начало XXI в.)
После распада Советского Союза в 1990-е годы сложился так называемый «сквозной пояс» суверенных пространств от Прибалтики до Памира, куда входит и Кавказ. По мнению русского историка и филолога Вадима Цымбурского, это - Великий Лимитроф, образованный переходящими друг в друга перифериями всех цивилизаций Старого Света, и именно здесь будут разыграны важнейшие военно-стратегические и геоэкономические сценария начала XXI столетия. Сложившаяся ситуация в 1990-е годы XX века сделала геополитическое пространство Кавказа нестабильным, чрезвычайно изменчивым и плюралистичным по причине его открытости внерегиональным информационным и экономическим потокам. Как геополитический феномен, Кавказ содержит в себе противоречие уже по самой своей сущности. С одной стороны, это периферия, нечто вроде цивилизационной провинции (окраины), что по определению не относится к сфере большой политики, с другой - пространство пристального интереса многих крупных держав, что уже само по себе выводит Кавказ за рамки провинциально-периферийного статуса. Следовательно, Кавказ играет роль одного из важнейших плацдармов в геополитическом масштабе, за который ведут борьбу различные государства и разнообразные политические силы. По мнению аналитиков, геополитическое значение Кавказа определяется не только неразрывностью нефти и политики. Они утверждают, что, по сути, все конфликты на Кавказе отражали и отражают столкновение двух геополитических сил России и США, или, более широко, России и Северо-Атлантического союза с их противоположными геополитическими интересами. Россия, как правопреемница СССР имеет прямые национальные и государственный интересы на Кавказе, в частности на постсоветском пространстве и заинтересована в политическом диалоге с государствами Закавказья. Основные российские приоритеты на Кавказе заключаются в обеспечении здесь стабильности, содействии становлению экономически развитых и демократических соседей, а также в отстаивании своих национально-государственных интересов. Тем не менее, достижение этих целей осложняется процессами, происходящими в массовом сознании. Это объясняется тем, что в условиях постсоветской реальности на людей обрушился поток исторической информации, который обнажил давние проблемы и противоречия. Зачастую этот исторический экскурс содержит в себе не только потенциал конфликтности, но и очевидное мифотворчество, которое активно внедряется в сознание людей информационными потоками Западных стран.
Крушение господствующих многие десятилетия порядка и социальных гарантий, разрушение всей системы социокультурных символов, составлявших основу самоидентификации, вызывает негативную психологическую реакцию. Все это приводит к нежеланию жить по-старому, которое сочетается в массовом сознании с неумением жить по-новому и приводит к разочарованию новыми социальными идеалами. В результате появляются все условия для манипуляции массовым сознанием для достижения различных конъюнктурных целей. Один из постулатов геополитики заключается в том, что географическое пространство - есть политическая сила. И не смотря на то, что после распада Советского Союза Россия потеряла почти немалую часть территории и населения, по-прежнему многие ее интересы имеют глобальное звучание. В отношении интересов России в зонах традиционного присутствия, на постсоветском пространстве, они еще более возрастают, и как показывает ход истории, здесь вызревают новые вызовы и угрозы российской безопасности. Россия всегда была тесно связана с Закавказьем географическими, историческими, экономическими и политическими реалиями. Здесь - сфера ее национальных интересов.
В отношении геополитических интересов стран Запада в Кавказско-Прикаспийском регионе ошибочно будет утверждать, что они ассоциируются только с запасами углеводородного сырья. Конечно, сами руководители Западных стран подтверждают этот тезис и подчеркивают значимость региона для обеспечения энергетической независимости и диверсификации источников энергоресурсов, но анализ реального положения вещей показывает, что применительно к Кавказу речь идет о более широком круге их геополитических интересов. Еще в 1991 году государственный секретарь США Дж. Бейкер писал: «Каспий-это не экономическая и не геополитическая или техническая проблема. Это геополитическая проблема первостепенной важности». Военно-стратегическая значимость Кавказско-Прикаспийского региона вызвана его близостью к той части мира, которая после терактов 11-го сентября 2001-го в Нью-Йорке и Вашингтоне, стала занимать важное место в мировой политике и, которая была названа Большим Ближним Востоком. Большой Ближний Восток, помимо традиционных стран арабских стран ближнего востока включает в себя так же Турцию, Иран, Афганистан, Пакистан, Туркменистан, Кавказ и еще ряд мусульманских стран центрально-восточного района, а также традиционно мусульманские страны северной Африки. В настоящие время регион характеризуется нестабильностью, затяжными войнами и конфликтами, за эскалацией которых стоят Западные страны во главе с США. Кровавыми примерами могут служить Ирак и Афганистан, гражданская война в Сирии, «арабская весна» и ее последствия. В зоне опасности находится Иран, который граничит с Южным Кавказом. Справедливо будет отметить, что Кавказ является одним из немаловажных узлов огромной дуги террористических сетей. Этим страны Запада, в частности США, оправдывают свое вмешательство в дестабилизирующие регионы Большого Ближнего Востока. Вполне уместным будет упомянуть рассуждения верховного главнокомандующего объединенными силами НАТО в Европе генерала Дж. Джонса, который признает в своей стратегической оценки, что высшее военное руководство США считает Кавказ одним из важнейших регионов мира. По его словам, кавказский «воздушный коридор стал критически важной линией жизни между коалиционными вооруженными силами Афганистана и нашими (американскими. - К.Г.) базами в Европе». Отметив, что «Кавказ разрывается от этнических конфликтов и поражен коррупцией и преступностью», Джонс утверждал, что «это регион является ключевой географической точкой в процессе распространения демократии и рыночной экономики в страны Центральной и Юго-Западной Азии». Особое значение региона, по его мнению, определяется в контексте политики «передового базирования» и поисков доступа «к новым объектам и свободе транзита к Черному морю, Кавказу, Ближнему Востоку и Африке для продвижения американских национальных интересов».
В последние годы, в Кавказско-Прикаспийском регионе, Центральной Азии и на границах Большого Ближнего Востока активно заявляет о себе как об акторе международных отношений Китай, который рассчитывает на серьезную конкуренцию со странами Запада за свою долю углеводородов. Следовательно, Запад намерен не только дистанцировать трубопроводы от России, но и нейтрализовать попытки Китая завладеть углеводородными ресурсами региона. Иначе существенно сократится ценность уже построенных трубопроводов и станет невыгодным построение новых, в частности транскаспийских. Но не нужно забывать, что вновь и вновь на передний план выходят геополитические соображения, которые представляют, куда больший интерес, чем простое извлечение углеводородов. Все это стало возможным в первой половине 1990-х годов, когда перед Западом открылось возможность для проникновения в регион. Которое ранее было невозможным для США и его союзников. Так было в начале 2000-х с вторжением НАТО в Афганистан и американо-британской агрессии против Ирака. Поэтому, несомненный интерес для США регион представляет и как один из транзитных путей между Европой и Азией, а также потенциальный плацдарм для противодействия своим прямым геополитическим конкурентам в этом регионе в лице России, Ирана и Китая.
В качестве рычагов воздействия на своих конкурентов, США использую все доступные им средства. Ярким тому подтверждению служит меры, которые США использует для ослабления Ирана как изнутри, так и на международной арене. Принимаются разные виды санкций, используются меры по ограничению доступа иранской нефти на мировые рынки. Американским нефтяным корпорациям запрещается транспортировать каспийские и центральноазиатские углеводороды через территорию Ирана. Запад активно провоцирует внутренние, особенно межнациональные конфликты в этой стране, с частности через представителей азербайджанского национального меньшинства, которое выступает за объединение с Ираном. М. Чехрегани, руководитель иранского Движения за национальное возрождение Южного Азербайджана заявил: «представители американского правительства видят в этом движении единственно реальную силу в Иране, которая может противостоять режиму мулл». Вполне реальна вероятность, что если Иран наладит неплохие отношения с Российской Федерацией и Китаем в военно-технической сфере и, создав собственные баллистические ракеты, Иран сможет выйти на первое место по совокупному военному потенциалу в Средней Азии. Этот факт усиливает геополитическую значимость Южного Кавказа для контроля над ситуацией в регионе. Именно поэтому политическая стратегия Вашингтона и Запада состоит в том, чтобы привязать регион в целом и каждое из трех его государств к западным структурам. Этот курс осуществляется в рамках общей внешнеполитической стратегии, которая также распространяется и на другие регионы и страны за пределами евро-атлантического сообщества. В чем собственно суть этой стратегии. Стратегия заключает в себе два самостоятельных, но теснейшим образом взаимодополняемых и взаимосвязанных направления: военно - политическое и идеолого - политическое. Ключевую роль в идеолого-политическом направлении занимает идеология экспорта демократической революции и империализм прав человека. На постсоветском пространстве сложились все необходимые условия осуществления этой стратегии. Это привело, к так называем цветным революциям, которые были тщательно замаскированы под государственные перевороты и, в конечном счете, потерпевшие неудачу. В отношении военно-политическое направления, то здесь суть заключается в расширении НАТО, но под лозунгами укрепления стабильности и создания всех необходимых условий для утверждения рыночной экономики и демократии. Можно привести хрестоматийный пример данной стратегии, речь идет, в частности о неудавшейся попытке присоединения Грузии к НАТО, правда без учета жизненно важных интересов обеспечения национальной безопасности России на Кавказе. Уместным является справедливая оценка историка и журналиста Г. Портера, «политика расширения НАТО до границ России с Грузией, где имеются этнические проблемы, является как провокационной для России, так и поощряющей для грузинского режима, который стремился использовать силу, чтобы снова захватить отделившиеся территории».
Проводя подобный курс, США как бы заявляет России, что ей нужно смириться с тем, что в современном мире уже нет и не может быть сфер влияния, они стали реликтом истории. Тем не менее, Вашингтон объявляет Кавказ той самой зоной своих прямых интересов. Но, итоги событий 2008 года доказали обратное. После победы в пятидневной войне, Россия, в каком - то смысле, получила право вето на расширение НАТО в Кавказском регионе. В отношении Северного Кавказа, помимо России, в которую Кавказ вошел более 200 лет назад, этот регион также входит в сферу геополитических интересов стран Запада, за которыми стоит надгосударственная международная финансовая система, которая имеет первостепенное значение в регионе и активно влияет на экономические, политически и социальные процессы Северного Кавказа. Основной геополитический интерес к Большому Кавказу связан: . со стратегической угрозой идеологии Запада, западному образу жизни со стороны России и мусульманских стран. . с намерением создания стратегического контроля над регионом, транспортными и финансовыми потоками, с фиксацией региона в качестве подчиненного Западу не только источника сырья, но и рынка сбыта. Одним из способов реализации влияния Запада на Кавказ является внедрение идеологии сепаратизма в сознание местной национальной элиты. Так Запад достигает решение двух задач: подчинение себе региональных элит и ослабление, и разрушение России. В соответствие с западной доктриной процесс разрушения России должен идти поэтапно. «На первом этапе разрушение государства и образование большого числа субкультуры, «племён» с более узкой идентичностью и лояльностью. На втором этапе пришедшей в упадок государство заменяется надгосударственными образованиями в политике, экономике и культуре». Нельзя не учитывать влияние процессов глобализации экономики на экономическую и политическую ситуацию на Кавказе. Для глобализации характерны снижение регулирующей роли государств в экономике и передача этих функций «рынку», фактически транснациональным компаниям и международной финансовой системе. Но это, по сути, лишь временное совпадение интересов. На втором этапе местную элиту ждёт сюрприз - закрытая и поддерживаемая Западом полукриминальная экономика национальных кланов в стратегическом плане не соответствует интересам транснациональных монополий. Все это объясняется тем, что глобализация требует максимальной открытости экономики для мировых финансовых институтов, возможности их прямого доступа к местным финансовым и товарным рынкам, к сырью. В результате, возникает угроза неминуемого поглощения транснациональными корпорациями наиболее интересных для Запада областей экономики, ныне контролируемых национальными кланами. Подобный процесс уже можно наблюдать во всех странах Восточной Европы. Для установления внешнего контроля над регионом, мощным инструментом которого является инициированная спецслужбами США так называемая «борьба с терроризмом». В действительности, «антитеррористическая программа» США направлена на достижение ее геополитических целей, а также на решение кризисных проблем в мировой экономике. Эта программа является прибыльной отраслью бизнеса, внутри которой «крутятся» многие миллиарды долларов. Также Запад, для завоевания Кавказа использует внедрение западного менталитета, в основании которого лежит приоритет наживы. Этот способ завоевания стал активно применяться в начале 90-х годов в России, в связи с ушедшей социалистической системой ценностей, существовавшей более 70 лет, что привело к образованию идеологического вакуума, существующего до сих пор. Назвать в качестве новой цели деятельности общества построение рыночной экономики, которая «все расставит по своим местам», является преднамеренным обманом. Но так же, нельзя назвать в качестве новой целью общества абстракцию «Россия вперед». В результате на смену социалистическим и религиозным, в том числе мусульманским и христианским идеям, на Кавказ пришла Западная система ценностей, основанная на идее построения общества потребления и накопления богатства любой ценой. Она включает понятие, как право отказа от системы ценностей предыдущих исторических эпох, причем отказ от религиозных догматов всемерно маскируется. Одно из катастрофических следствий распространения идеи построения общества потребления - претензии глобальной финансовой элиты на роль основного надгосударственного регулятора общества, разрушение всех других элит, основанных на реальном производстве, науке, культуре, расе, религии, этносе или происхождений, в результате чего последние перестали выполнять регулирующую роль в обществе. По определению экс генерального секретаря ООН Бутроса Гали «миром стал править крупный капитал, а не выбранные президенты или правительства». В формируемом обществе становится нормой терпимое отношение к стяжательству, к росту социального расслоения общества, к стремлению достичь неумеренного богатства без общественно полезного труда и минуя стадию производства или сферу услуг, к потере приоритета духовности относительно материальных благ. Одной из основных объектов экономической деятельности стала эксплуатация пороков и низменных интересов человека. Воскрешены одиозные архаические традиции прошлого, в том числе, рабовладение и работорговля. Внедрение общества потребления коснулось всех народов Северного Кавказа, тем более, что большинство живущих здесь этносов имеет в исторически сложившемся стереотипе склонность к непроизводительной экономике (к «набеговой» или «присваивающей экономике»). Фактический отказ от существующей системы ценностей в советское время, создал в регионе не только экономические проблемы, но и по сути, привел к деградации общества, которое движется от цивилизации назад, к более примитивным формам социальной жизни, о чем свидетельствуют развал науки и образования, падение культуры, рост межнациональных противоречий, коррупция, расцвет демагогии и шарлатанства. Разрушены основополагающие принципы солидарности в обществе, усилились алкоголизм, наркомания и даже нетипичный для мусульман гомосексуализм. Также стремление местной элиты «во власть», массовое распространение «избирательных технологий» и методов воздействия на общественное сознание, стали причиной разрушения выборных институтов демократии, и привели к коммерциализации власти, к пассивности и моральной деградации населения. Сегодня, то что принято политкорректно называть «ситуация на Кавказе» в действительности является системным кризисом, который можно наблюдать во всех сферах жизнедеятельности северокавказского общества-политической, экономической, морально-этнической и религиозной. Этот системный кризис связан не только со спецификой Кавказа, с ошибками федеральных властей и с менталитетом местных элит, но и является отражением общих мировых процессов, в том числе происходящих в России. Он связан как с геополитическими интересами Запада, так и со сломом исторически существовавшей в регионе системы ценностей и экономических отношений. Обзор геополитической обстановки и геополитических интересов стран Запада и России на Кавказе, позволяют утверждать, что две стороны заинтересованы в этом регионе не только как в источнике углеводородного сырья, но и как в важнейшем плацдарме в геополитическом масштабе, за который ведут борьбу различные государства и разнообразные политические силы. Главный геополитический интерес России на пространстве бывшего СССР состоит в том, чтобы новые независимые государства были благополучными, дружественными и процветающими соседями России, и чтобы с их территорий не возникла угроза российской безопасности. Для защиты своих прямых жизненных интересов в нестабильной мировой обстановке, Россия может опираться на свой военный потенциал и потенциал своих союзников в рамках права военной силы. Необходимо четко сформулировать, оформить и довести до мирового сообщества принципы невмешательства в российское геополитическое пространство, нарушение которого повлечет за собой адекватный ответ. Тем не менее, речь не может идти о применении военной силы, кроме как для отражения агрессии или иных военных акций против российских интересов. В связи с этим перспективным и необходимым направлением является формирование и расширение единого российского информационного пространства. Западу, в первую очередь, предстояло бы усвоить, что Россия не стороннее тело на Кавказе, а непосредственная участница любых значительных процессов, касающихся Кавказский регион. Конечно, можно говорить об интересах России с южной стороны Большого Кавказского хребта, но при этом нельзя не обойти того факта, что события на Южном Кавказе напрямую влияют на состояние Северного Кавказа, причем не только на северокавказские автономии Российской Федерация, н и на ряд примыкающих, тесно связанных с Кавказом российских областей. Но, прямо сказать, понимание российских интересов в кавказской политике со стороны США и Евросоюза отсутствует. Намерения Запада вытеснить Россию с Кавказа недвусмысленно и это прямая угроза безопасности Российского государства. Западный разговор насчет укоренения на Кавказе демократических принципов ущербен во многих отношениях, в том числе по причине слабого представления о местных условиях. Яркий тому пример, события августа 2008 года, который дает нам основания считать западную риторику проявлением и политического пустословия, и политического лицемерия. На Южном Кавказе ситуация выглядела так: Россия поддерживает демократию в Абхазии. Запад поддерживал в Грузии режим, который был более недемократический, чем во времена Шеварднадзе. Грузия - страна, из которой, несмотря на огромную финансовую поддержку извне, продолжается отток населения или сказать более правильно, побег населения, выдается сегодняшним Западом за пример демократии, достойный подражания. Россия поддерживала на южном Кавказе жертв агрессии - Южную Осетию и Абхазию, а США и Евросоюз - агрессора, Грузию, Саакашвили. Россия помогает тем, кто в течение последних двадцати лет испытал шесть масштабных вооруженных нападений со стороны центральных властей Грузии. Тем не менее, Евросоюз и США продолжают финансировать политическую элиту, которая за два десятилетия провела шесть войн против тех, кого называла этническими меньшинствами, показав тем самым нежелание решать этнические проблемы иначе как вооруженным путем. Вопрос о признании независимости Абхазии особенно отчетливо показывает антидемократическую суть политики, проводимой Западом на Кавказе. Для налаживания сотрудничества между Евросоюзом, США и Россией на Южном Кавказе, Западу предстояло бы вернуться к тем самым принципам демократии и защиты прав человека, которые он провозглашает основополагающим для современного мироустройства. В этой непростой обстановке не просто ответить на вопрос о том, что делать, чтобы обеспечить безопасность на Кавказе. Несомненно, многое будет зависеть от самих государств региона, от того, насколько реалистично и как строится их политика. Россия в целях безопасности на Кавказе должна сделать все возможное, хотя бы из эгоистических соображений и исходя из своих национальных интересов: Кавказ - ее часть, ее дом. Несмотря на все трудности, которые она переживает после катаклизмов девяностых годов, тенденция к выздоровлению России вполне ощутима. Что касается Запада, то становится очевидно заболевание США и Евросоюза. Они еще остаются полюсами притяжения, но постепенно теряют в силе и престиже в результате безмерной и надоедливой претенциозности, а вместе с тем - вследствие крупных внешнеполитических просчетов, сумятицы, привнесенной ими в международную жизнь, экономических бурь последних лет, которые они сами и вызвали. На лицо падение США и Евросоюза в мировых делах, которое, очень похоже, продолжится и было бы в интересах всех кавказских государств делать отсюда выводы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|