Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Сущность и принципы функционирования Казначейства России в условиях открытия единого счета бюджета





СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТИЯ ЕДИНОГО СЧЕТА БЮДЖЕТА

Сущность и принципы функционирования Казначейства России в условиях открытия единого счета бюджета

1.2 Этапы внедрения системы единого казначейского счета

2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТИЯ ЕДИНОГО СЧЕТА БЮДЖЕТА

Порядок функционирования Казначейства России в условиях единого счета бюджета

2.2 Информация Казначейства России об исполнении бюджета Российской Федерации в условиях единого счета бюджета

3. НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТИЯ ЕДИНОГО СЧЕТА БЮДЖЕТА

Необходимость реформирования системы бюджетных платежей

3.2 Пути построения единого банковского счета Казначейства России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы работы объясняется тем, что эффективное выполнение органами власти своих полномочий возможно только в условиях функционирования такой системы управления государственными (муниципальными) финансами, которая обеспечивала бы оптимальность, прозрачность и подконтрольность финансовых потоков сектора государственного управления.

Кроме того, в связи со значительным объемом средств, перераспределяемых через бюджетную систему, должен обеспечиваться общественный контроль за эффективностью и результативностью бюджетных расходов благодаря широкому доступу граждан и бизнеса-сообщества к достоверной информации о финансовой деятельности публично-правовых образований.

В условиях выбора новых приоритетов и дальнейшего реформирования бюджетной системы должно обеспечиваться проведение государственной бюджетной политики, эффективное управление доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, повышение оперативности в финансировании государственных программ, усиление контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств в Российской Федерации. В связи с этим 2000 г. был введен единый счет бюджета.



Единый казначейский счет - это счет Федерального казначейства РФ, на котором аккумулируются денежные средства федерального бюджета и отражаются операции органов государственной власти РФ по исполнению федерального бюджета.

Создание единого счета федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по учету доходов и средств федерального бюджета является одной из главных стадий формирования системы казначейского исполнения федерального бюджета и имеет целью централизацию учета и оптимизацию потоков движения доходов и средств федерального бюджета.

Переход на единый казначейский счет исполнения бюджета позволил не только упростить механизм обслуживания бюджета, но и усилить контроль за наполнением и использованием финансовых бюджетных средств.

Научные разработки принципов построения казначейской системы исполнения бюджетов и совершенствования управления бюджетными потоками представлены в трудах И.Г. Акперова, Р.Е. Артюхина, СИ. Гусева, О.И. Дроздова, М.И. Канкуловой, Л.П. Мазуровой, Т.Д. Маковник, СЕ. Прокофьева, А.И. Романенкова, СП. Сазонова и др.

Цель работы - исследовать вопросы организации функйионирования Казначейства России в условиях открытия единого счета бюджета.

Для этого решаются следующие задачи:

раскрывается сущность и принципы функционирования Казначейства России в условиях открытия единого счета бюджета

характеризуются этапы внедрения системы единого казначейского счета;

анализируется Порядок функционирования Казначейства России в условиях единого счета бюджета;

приводится информация Казначейства России об исполнении бюджета Российской Федерации в условиях единого счета бюджета;

обосновывается необходимость реформирования системы бюджетных платежей;

предлагаются пути построение единого банковского счета Казначейства России.

 


 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТИЯ ЕДИНОГО СЧЕТА БЮДЖЕТА

 

Сущность и принципы функционирования Казначейства России в условиях открытия единого счета бюджета

 

В целях эффективного управления средствами федерального бюджета и сокращения срока их прохождения до получателей, сохранности, обеспечения централизованного учета поступлений в бюджеты всех уровней и получения оперативной информации о ходе исполнения федерального бюджета возникает необходимость оптимизации потоков движения средств федерального бюджета и сосредоточения их на едином казначейском счете [2].

Единый казначейский счет (ЕКС) представляет собой счет Федерального казначейства Российской Федерации, на котором аккумулируются денежные средства федерального бюджета и отражаются операции органов государственной власти Российской Федерации по исполнению федерального бюджета.

Единый казначейский счет открывается в учреждениях Банка России.

Функционирование системы органов казначейства в условиях использования ЕКС является качественно новой информационной технологией исполнения федерального бюджета, в которой принципиальными являются следующие моменты [16]:

централизация доходов и средств федерального бюджета на ЕКС, открытом ГУФК;

централизация операций по учету доходов бюджетов разных уровней на одном счете, открытом УФК, распределение их между разными уровнями бюджетов и проведение расходов федерального бюджета на уровне УФК;

ежедневное отражение в Главной книге казначейства операций по доходам и расходам федерального бюджета, произведенных на уровне УФК. Главная книга - синтетический регистр систематического учета, в котором ведутся все синтетические счета данного учреждения.

Цели перехода на ЕКС [2, 4,7,8]:

сокращение сроков финансирования распорядителей и получателей прохождения платежей;

централизация учета исполнения федерального бюджета по доходам и расходам в Управлении федерального казначейства (УКФ);

исключение возможностей использования коммерческими банками бюджетных средств в своих интересах в результате открытия счетов казначейства по учету расходов в Банке России или иных уполномоченных кредитных учреждениях;

повышение эффективности управления средствами федерального бюджета и возможность получения оперативной и достоверной информации о суммах поступивших доходов и произведенных расходов и наличии средств в любой момент времени; группировки данной информации в различных отчетах по исполнению бюджетов;

защищенность бюджетных средств ЕКС открывается в Центральном Банке РФ, поэтому в случае возникновения экономических кризисов бюджетные средства, находящиеся на ЕКС, защищены от негативного влияния (примером является дефолт 1998 г., когда коммерческие банки не смогли обеспечить сохранность средств, а средства, находившиеся в казначейской системе, практически не пострадали).

Т.Ю. Власова [9] к основным принципам учета в условиях функционирования ЕКС относит:

принцип «горизонтальной» централизации учета - доходы федерального бюджета концентрируются на одном счете ЕКС, открытом Главным управлением федерального казначейства (ГУФК); с этого же счета осуществляются расходы федерального бюджета. Централизации подлежит также учет доходов и расходов бюджетов субъектов федерации (например, областного бюджета) в условиях функционирования единого казначейского счета;

принцип «вертикальной» централизации учета доходы бюджетов различных уровней концентрируются на счете УФК, затем они перераспределяются между соответствующими бюджетами;

принцип непрерывности учета операции по доходам и расходам, производимые УФК, отражаются в Главной книге казначейства ежедневно;

принцип оперативности учета исполнения бюджета - сокращается промежуток времени, в течение которого информация о финансировании бюджетополучателей становится доступной органам казначейства;

принцип подконтрольности исполнения бюджета - имея информацию о суммах доходов и расходов, государственные органы могут принимать своевременные меры, позволяющие их сбалансировать, а в случае необходимости привлекать дополнительные средства.

Процесс казначейского исполнения бюджета на основе функционирования ЕКС построен по следующей схеме [2,12].

Налогоплательщики перечисляют все налоги и сборы, подлежащие перечислению в федеральный бюджет на счет по учету налогов и сборов, открытый УФК в учреждении Банка России. Расходы федерального бюджета также финансируются с этого счета.

Учет всех налогов и сборов, поступающих во все уровни бюджетов на территории субъектов Федерации, осуществляется управлениями Федерального казначейства, что позволяет органам исполнительной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления и налоговым органам иметь оперативную информацию о поступивших на территории субъектов Федерации налогах и сборах.

Средства на проведение расходов федерального бюджета перечисляются Главным управлением Федерального казначейства в пределах остатка на ЕКС на основе заявок УФК и в объеме, необходимом для проведения расходов федерального бюджета. Операции по расходам федерального бюджета осуществляются через счета УФК. ГУФК переводит средства федерального бюджета с ЕКС в течение операционного дня учреждения Банка России, которые зачисляются на счет УФК в обязательном порядке в начале следующего операционного дня учреждения Банка России. Операционный день - часть рабочего дня финансово-кредитной организации, отведенная для работы и обслуживания клиентов.

Финансирование бюджетных учреждений проводится распорядителями бюджетных средств через органы казначейства и отражается на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в органах казначейства. При этом бюджетные учреждения и организации не должны иметь отдельные лицевые счета для учета средств федерального бюджета ни в учреждениях Банка России, ни в кредитных организациях. Вместе с тем это не ограничивает в рамках предоставленных полномочий самостоятельности министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и бюджетных учреждений по вопросам использования выделенных им средств в соответствии с бюджетной росписью.

УФК оплачивает расходы федерального бюджета получателям бюджетных средств в течение операционного дня учреждения Банка России в пределах имеющихся средств на лицевом счете, весь неиспользованный остаток в конце операционного дня перечисляет на ЕКС.

Для выдачи бюджетным учреждениям и организациям, лицевые счета которых открыты в ОФК, наличных денежных средств на выплату заработной платы и другие установленные законодательством Российской Федерации расходы ОФК открывает счет в учреждениях Банка России или в кредитной организации, который в конце дня «обнуляется», и неиспользованный остаток перечисляется на счет УФК.

На ЕКС поступают доходы федерального бюджета и остатки неиспользованных средств федерального бюджета, перечисляемые с лицевых счетов УФК. С единого казначейского счета ежедневно ГУФК перечисляет средства УФК. Аналитический учет ежедневных поступлений в федеральный бюджет доходов и расходов федерального бюджета по кодам бюджетной классификации Российской Федерации и нарастающим итогом с начала года осуществляется ГУФК в Главной книге казначейства, которая является основным учетным регистром.

Схема функционирования органов казначейства в условиях открытия единого казначейского счета приведена на рисунке 1.

 

Рис. 1 - Схема функционирования органов казначейства в условиях открытия единого казначейского счета

 

Переход на новую информационную технологию в условиях единого казначейского счета позволяет [2, 16]:

исключить возможность открытия счетов казначейства по учету расходов федерального бюджета в коммерческих банках и, следовательно, возможность использования этими банками средств федерального бюджета в своих целях не по назначению;

с учетом большой концентрации финансовых ресурсов и потоков в региональных центрах субъектов Российской Федерации достигнуть увеличения скорости прохождения платежей на финансирование распорядителей и получателей бюджетных средств;

сконцентрировать в УФК все операции по расходованию средств с лицевых счетов распорядителей бюджетных средств, находящихся в субъектах Федерации;

в условиях подключения к системе обмена электронными платежными документами Главного управления Центрального банка РФ организовать оперативный централизованный контроль за временем прохождения и зачисления получателям средств, расходуемых распорядителями бюджетных средств со своих лицевых счетов, что, в свою очередь, автоматизирует исполнение части контрольных функций казначейства;

при наличии региональной базы данных по лицевым счетам распорядителей бюджетных средств региона, которая в любой момент достоверно отражает состояние единого расходного счета УФК, состояние и проведение операций по всем лицевым счетам распорядителей бюджетных средств в течение бюджетного года, оперативно готовить любые отчетные данные по исполнению расходной части федерального бюджета на территории субъектов Федерации.

Т.Н. Бондаренко [7] отмечает, что результатами реализации в России концепции функционирования ЕКС стали следующие положительные аспекты:

становится доступной информация об исполнении консолидированного бюджета по доходам в результате наличия сведений об общей сумме налогов и сборов, поступающих на территориях субъектов РФ, а также выполнении нормативов зачисления регулирующих доходов в бюджеты различных уровней;

в любой момент времени Правительство РФ владеет информацией о движении средств федерального бюджета на лицевых счетах органов Федерального казначейства и их расходовании в предметном и территориальном разрезах;

имеющаяся информация о движении средств федерального бюджета на лицевых счетах органов Федерального казначейства, а также о суммах финансирования и кассовых расходов позволяет Правительству РФ делать анализ, результатом которого являются данные об объемах свободных денежных средств (не направляемых на кассовые расходы текущего периода), что является основой составления прогноза возможного кассового разрыва;

в результате повышения эффективности управления средствами федерального бюджета Правительство РФ получает возможность сокращать объем краткосрочных заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках. Это приводит к сокращению расходов федерального бюджета на обслуживание государственного долга.

Правительство РФ получает новые рычаги воздействия на экономическую ситуацию в стране путем снижения завышенной краткосрочной ликвидности средств кредитных организаций благодаря тому, что средства федерального бюджета находятся не непосредственно на их расчетных счетах, а на лицевых счетах органов Федерального казначейства, открытых в этих кредитных организациях.

Централизация исполнения бюджетов создает предпосылки для совершенствования учета данного процесса для наиболее адекватного и своевременного отражения операций по исполнению бюджетов по доходам и расходам.

Таким образом, в результате реализации концепции функционирования ЕКС наряду с перечисленными преимуществами появляются новые принципы учета исполнения бюджетов и расширяются возможности предварительного и текущего контроля, что позволяет повышать эффективность исполнения бюджетов различных уровней и отражения бюджетного процесса в бухгалтерском учете.

 


 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.