Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обеспечение инновационной деятельности




Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего образования

«Астраханский государственный технический университет»

Система менеджмента качества в области образования, воспитания, науки и инноваций сертифицирована DQS

По международному стандарту ISO 9001:2015

 

 

Институт Экономики

Кафедра «Гуманитарные науки и психология»

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

на тему:

«КОНЦЕПЦИЯ «ПРИШЕЛЬЦЕВ»

В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ

ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ»

по дисциплине

«Философия и методология научного исследования»

 

Проверила:

доцент кафедры «Гуманитарные науки и психология», к.ф.н.

___________ Е.В. Гайнутдинова

 

Выполнил:

магистрант группы ДМНПМ-11,

кафедры «Технологические машины и оборудование»,

____________ Л.Р. Шафикова

 

Астрахань - 2018

СОДЕРЖАНИЕ

 

СОДЕРЖАНИЕ. 2

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1 ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ.. 4

1.1. Теория инноваций. 4

1.2. Обеспечение инновационной деятельности. 10

1.3. Формирование инновационного мышления. 15

ГЛАВА 2 КОНЦЕПЦИЯ «ПРИШЕЛЬЦЕВ». 23

2.1. Механизм новаций. 23

2.2. Концепция «пришельцев». 27

2.3. Историческое значение технических инноваций. 29

2.4. Неслучайные «случайные» открытия. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 65

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 67

ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня экономическая сила развитых стран базируется на масштабной инновационной деятельности. Инновационный процесс может быть определен как основа социально-экономического развития современного общества. Поэтому одним из приоритетных компонентов экономической политики развитых стран является всемирная поддержка непрерывного процесса инноваций. Именно поэтому переход к инновационному развитию и инновационное мышление - ключевой момент экономической независимости России.

Методологической основой новаций является выбор и использование ресурсов, необходимых для создания конкурентоспособного продукта с новыми свойствами и характеристиками, востребованными рынком. Практическая реализация методов, используемых при последовательном создании инновационного продукта, определяется как процесс новации. Вместе с разработкой и применением эффективных методов, необходимых для создания инноваций, необходимо обеспечить соответствующую подготовку инноваторов. Методологический и образовательный сегменты новаций являются его основными нематериальными ресурсами. Разработка и использование этих ресурсов является основополагающим фактором повышения эффективности инновационного процесса.

Проблема формирования инновационного мышления, как одной из важных предпосылок развития процессов модернизации, обрела в настоящее время особое теоретическое и практическое значение. Одним из основных вопросов подготовки молодого поколения к инновационной деятельности является вопрос о специфике мышления, необходимого для её успешного осуществления. Это порождает необходимость разработки механизма выявления и формирования инновационного мышления.

Исходя из данного понимания инновационного мышления, для исследования актуальной является разработка инструментов развития инновационного мышления.

ГЛАВА 1

ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ

 

Теория инноваций

 

Исходные положения теории инноваций были сформулированы Н.Д. Кондратьевым, который увязал волны изобретений и инноваций с переходом к новому циклу. Он установил, что «перед началом повышательной волны большого цикла, а иногда в самом начале ее наблюдается значительное изменение в основных условиях хозяйственной жизни общества. Эти изменения выражаются в глубоких изменениях техники производства и обмена (которым, в свою очередь предшествуют значительные технологические изобретения и открытия)» [12]. Эти идеи были восприняты и развиты Йозефом Алоизом Шумпетером и легли в основу его теории инноваций (двухтомная монография Business Cycles, 1939) [2]. Дальнейшее развитие и обогащение теория инноваций Кондратьева-Шумпетера получила в монографии Герхарда Менша «Технологический пат: инновации преодолевают депрессии» (1975г.). Современная теория инноваций в единстве с теорией циклов и кризисов предложена в монографии Ю.В. Яковца «Эпохальные инновации XXI века» (М.: Экономика, 2004), на английском языке «Epochal Innovation of the XXI Century», и в монографии Б.Н. Кузыка и Ю.В. Яковца «Россия-2050: стратегия инновационного прорыва» (2004, 2005) [12].

Тот факт, что не существует универсальной теории инноваций, в конечном итоге приводит к большому количеству определений концепции инноваций. Однако большинство подходов относятся к идеям «новизна» и «изменение». Довольно часто понятие «инновация» сводится к новым продуктам и технологиям. Как с точки зрения управления бизнесом, так и с научной точки зрения, такое обобщение полностью недооценивает значение инноваций для работы, бизнеса и общества. Поэтому при обсуждении проблемы инноваций первое различие должно проводиться между «инновациями» как результатом процесса творческого развития и «инновациями» как самим процессом, начиная с появления новой идеи и до того, как новый «продукт» вводится в рынок. Среди бесчисленных определений инноваций следующий отбор может представлять соответствие о природе инноваций, хотя они подчеркивают различные акценты объекта инноваций.

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится слатинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» – «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось внаучных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского и американского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем [2].

Понятие «инновация» многозначно. В литературе насчитываются сотни определений. Innovation (от лат. обновление, улучшение) является основой английского слова «innovation», которое в переводе на русский имеет три значения – инновация, нововведение, новшество. Они нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия. Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Новшества могут оформляться в виде открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкций и т.п.); результатов маркетинговых исследований и т.д. Словосочетание «нововведение» в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией, т.е. инновация, нововведение (innovation) – это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Инновация также может рассматриваться как конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Она может являться конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, предназначенный к коммерческой реализации в виде:

· процесса, направленного на создание и осуществление принципиально новых или усовершенствованных идей, приемов, способов в какой-либо области деятельности;

· объектов – принципиально новых или усовершенствованных продуктов, технологий, услуг или деятельности, имеющих завершенный вид товара, впервые используемого и готового к применению и распространению на рынке.

Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что «специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения» [6]. Различные авторы трактуют его в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация – это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования [12]. И. Милославский дает такое определение: инновация – это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы [17]. Большинством ученых инновация понимается как использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления [13]. Инновации также трактуются как конечный результат интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. То есть, можно сказать, что инновация - это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т.д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс). Таким образом, для инновации необходим процесс: инвестиции – разработка – процесс внедрения – получение качественного улучшения.

Существует достаточно много подходов к классификации инноваций. П.Н. Завалин и А.В. Васильев предлагают классификацию инноваций, базирующуюся на классификационных признаках [6]:

· область применения (управленческие, организационные, социальные, промышленные и др.);

· этапы научно-технического прогресса (научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные);

· степень интенсивности (равномерная, слабая, массовая);

· темпы осуществления инноваций (быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные);

· масштабы инноваций (трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие);

· результативность (высокая, низкая, средняя);

· эффективность инноваций (экономическая, социальная, экологическая, интегральная).

Современный российский социолог А.И. Пригожин классифицировал инновации в зависимости от типа новшеств, механизма осуществления, особенностей инновационного процесса. По мнению А.И. Пригожина, новшество – это предмет инновации, а сама инновация – это зарождение, диффузия (т.е. распространение уже освоенной, реализованной инновации, применение инновационных продуктов, услуг или технологий в новой сфере деятельности в целях удовлетворения потребностей общества), рутинизация (стадия, когда инновация «реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов». A.И. Пригожин классифицировал инновации по следующим признакам и выделил соответствующие этим признакам виды инноваций [15]:

· по распространённости – единичные и диффузные инновации;

· по месту в производственном цикле – сырьевые, обеспечивающие, продуктовые;

· по преемственности – заменяющие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения;

· по охвату ожидаемой доли рынка – локальные, системные, стратегические;

· по инновационному потенциалу и степени новизны – радикальные, комбинаторные, совершенствующие.

B.В. Горшков и Е.А. Кретова в качестве основы классификационной схемы инноваций используют 2 признака: структурную характеристику (инновации на «входе» в предприятие; инновации на «выходе» из предприятия; инновации структуры предприятия как системы, включающей в себя отдельные элементы и взаимные связи между ними) и целевые изменения (инновации технологические, производственные, экономические, торговые, социальные и инновации в области управления) [6].

Инновация – это не просто создание и распространение новшеств, это изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. Инновации возможны во всех сферах деятельности человека.

Обеспечение инновационной деятельности

 

Основными структурными элементами деятельности для повышения эффективности инновационного процесса являются: потребность, мотив, цель, средства, методы, результат и анализ [15].

Потребность в инновационной деятельности, прежде всего, характеризуется необходимостью в обновлении, создании нового продукта, который является социально значимым, имеет практическое значение, приносит пользу, экономический эффект. Он сам или его использование позволяют осуществить позитивные преобразования окружающей среды без каких-либо экологических последствий. Такая потребность возникает при желании изменить существующую действительность. Эта потребность возникает на основе социального заказа или по собственной инициативе инноватора, но она не конкретна и не является проектом результата предстоящей деятельности.

На основе потребности к инновационной деятельности возникает мотив, как сформировавшуюся потребность, которая проявляется в осознанном отношении инноватора к реализации инновационной деятельности и ее роли в решении актуальных проблем. Мотивационный компонент инновационной деятельности необходимо рассматривать в двух направлениях. Во-первых, с точки зрения профессиональной мотивации и, во-вторых, как потребности к изменениям, развитию, самореализации. Традиционно мотивацию разделяют на внешнюю и внутреннюю, имея в виду источник побуждения. Для людей с хорошо развитым самосознанием выделяют следующие виды мотивов: материальные стимулы, побуждения, связанные с самоутверждением, профессиональные (карьерные) мотивы и мотивы личной самореализации. Внешние стимулы, связанные с вознаграждением по внедрению инноваций, характеризуются тем, что субъектом выполняется необходимый и достаточный объем работы. Субъект деятельности ориентирован на внешние показатели своего труда. Такая внешняя мотивация ведет к снижению эффективности инновационной деятельности. Мотивы внешнего самоутверждения, как правило, рассчитаны на публику, а инновационная деятельность осуществляется ради положительного общественного резонанса. При этом анализ собственной деятельности, как правило, не бывает объективным, ошибки и неудачи не замечаются, не осознаются и не устраняются. Профессиональный мотив имеет двойную природу: первая связана с удовлетворением профессиональных потребностей, вторая связана с мотивом самоутверждения, повышения самооценки, что является условием успешной реализации инновационной деятельности. Адекватно профессионально мотивированные субъекты инновационной деятельности наиболее последовательны, настойчивы, имеют высокий уровень креативности и, как правило, добиваются нужного результата. Мотив личной самореализации, по мнению ряда исследователей, состоящий в стремлении «быть тем, чем он может стать», потенциально существует у всех людей, но не у всех проявляется в профессиональной деятельности, тем более осознанно. Моменты самореализации дают человеку высшие переживания, которые становятся необходимой его частью, стимулируют развитие, самосовершенствование. Субъект с личной самореализацией имеет высокий творческий потенциал, который проявляется в стремлении добиться высокого результата без личной прагматической мотивации. Субъект получает удовлетворение от самой инновационной деятельности, которая имеет для него глубокий личностный смысл.

Важнейшим элементом в структуре деятельности является цель – системообразующий элемент деятельности, так как каждый другой элемент связан с целью, как желаемый результат любой деятельности. Реализация инновационной деятельности начинается с разработки целей, которые конкретизируют планируемый результат, а для проверки ее достижения используются количественные и качественные показатели. Цели инновационной деятельности должны учитывать основные факторы, которые могут повлиять на ее достижение, деловую культуру организации, принципы взаимодействия с внешней средой и ее состояние, отношение к потребителю, реклама своей продукции, услуги и другие. Цели должны быть последовательны и не должны отрицать друг друга. Основой постановки целей инновационной деятельности является анализ маркетинговой и новаторской деятельности организации. В первом случае определяются возможности организации удовлетворить сегодняшние и будущие запросы потребителей, во втором случае оценивается возможность в увеличении способов удовлетворения запросов потребителя и расширения инновационной деятельности. Требования к целям инновационной деятельности [12]:

· цель должна быть диагностичной и конкретной;

· цель должна быть ограничена во времени;

· цель должна быть реально достижима;

· цель должна быть индивидуально и потенциально значима; • цели не должны отрицать друг друга;

· цели должны включать определение ответственности.

Следующим элементом деятельности являются средства, под которыми следует понимать материальные, энергетические или информационные образования, с помощью которых реализуется деятельность. Средства деятельности подразделяют на внешние и внутренние. Внешние средства используются человеком и находятся вне него. Внутренние средства присущи непосредственно субъекту деятельности. К ним относятся знания, навыки, программы действий, образы, интеллектуальный и творческий потенциал, энергия человека. Между внешними и внутренними средствами деятельности существуют сложные взаимодействия. Внутренние при их оптимальной организации могут компенсировать недостатки внешних средств и, наоборот, многие достоинства внешних могут оказаться неиспользованными при низком уровне организации внутренних средств. Основными требованиями к средствам инновационной деятельности являются [12]:

· соответствие целям деятельности,

· необходимость и достаточность (количество средств и их назначение должно быть оптимальным для осуществления деятельности),

· соответствие индивидуальным особенностям субъектов деятельности,

· экономичность, но не в ущерб результату деятельности,

· стимулирование субъектов к достижению цели, способность вызывать положительные эмоции.

В инновационной деятельности результат – это продукт, который получает субъект при завершении своей работы. Если полученный результат совпадает с целью деятельности, то цель достигнута, если нет, то деятельность должна быть продолжена. Критериями результата деятельности являются количественные и качественные показатели, по которым производится сопоставление результата с целью. Наиболее распространенными из них являются производительность, качество, надежность. Производительность характеризуется количеством продукции, выпущенной за единицу времени. Качество – соответствием характеристик продукции нормам, стандартам и требованиям потребителя. Надежность – способностью выполнять требуемые функции в течение определенного времени. Требования к результату инновационной деятельности [12]:

· соответствие целей деятельности;

· новизна;

· социальная и экологическая значимость;

· высокое качество;

· надежность.

Любая деятельность, а тем более инновационная, должна завершаться глубоким анализом и тщательной оценкой, поэтому в структуру деятельности входит оценивание как процесс сравнивания результата деятельности с целью. Основными требованиями к процессу оценивания как результатов, так и самой деятельности, являются следующие [12]:

· адекватность;

· оперативность;

· комплексность;

· конструктивность;

· объективность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...