Сервисное обслуживание клиентов
Важным элементом товарной политики является служба сервиса для клиентов. Обычно фирмы, предлагая товар, предусматривают оказание тех или иных услуг. Сервис может быть незначительным, а может играть для товара определяющую роль. Под сервисом (обслуживанием) понимается система обеспечения, позволяющая покупателю выбрать для себя оптимальный вариант приобретения и потребления технически сложного изделия, экономически выгодно эксплуатировать это изделие в течение разумно обусловленного срока, диктуемого интересами потребителя. При организации службы сервиса прежде всего определяется: – наименование услуг в рамках сервиса; – уровень предлагаемого сервиса; – форма услуг. Сервис подразделяется на предпродажный и послепродажный; а последний – на гарантийный и послегарантийный. К предпродажному сервису относят консультирование, соответствующую подготовку изделий, а в случае передачи техники бесплатную пробную эксплуатацию – обучение персонала покупателя (или его самого), демонстрация техники в действии, обеспечение необходимой документацией. После прибытия товара к местам продажи, работники службы сервиса устраняют возникшие во время транспортировки неполадки, проводят монтаж оборудования, регулируют, т.е. приводят его в рабочее состояние. Предпродажный сервис всегда бесплатен. Основные задачи службы сервиса: – консультирование потенциальных покупателей перед приобретением ими изделий данной фирмы, позволяющее им сделать осознанный выбор; – подготовка покупателя к наиболее эффективной и безопасной эксплуатации приобретаемой техники; – передача необходимой техдокументации; – предпродажная подготовка изделия во избежание возможности отказа в работе во время демонстрации потенциальному покупателю;
– доставка изделия на место эксплуатации, минимизация вероятности его повреждений в пути; – приведение изделия в рабочее состояние на месте эксплуатации (установка, монтаж) и демонстрация его в действии; – обеспечение полной готовности изделия к эксплуатации в течение всего жизненного цикла товара; – оперативная поставка запасных частей и содержание, для этого необходимой сети складов, тесный контакт с изготовителями запасных частей; – сбор и систематизация информации об эксплуатации техники потребителями (условия, продолжительность, квалификация персонала и т.д.) и наличии замечаний и предложений; – участие в совершенствовании и модернизации изделий после анализа указанной выше информации; – сбор и систематизация информации о сервисе, предлагаемом конкурентами, и его новшествах; – оказание помощи службе маркетинга предприятия при анализе и оценке рынков, покупателей и товара; – формирование постоянной клиентуры рынка по принципу «Вы покупаете наш товар и используйте его – мы делаем все остальное». Послепродажный сервис делится на гарантийный и послегарантийный по чисто формальному признаку: бесплатно (в первом случае) или за плату (во втором) производятся предусмотренные сервисным перечнем работы. Формальность здесь проявляется в том, что стоимость работ, запасных частей и материалов в гарантийный период входит в продажную цену, или иные (послегарантийные) услуги. На товарном рынке обозначились определенные методы организации сервисного обслуживания, приведенные ниже: – сервис осуществляется исключительно персоналом производителя; – сервис осуществляется персоналом филиалов предприятия-изготовителя; – для сервиса создается консорциум производителей оборудования, деталей и узлов;
– сервис поручается независимой специализированной фирме; – для выполнения сервисных работ привлекаются посредники, несущие полную ответственность за качество и удовлетворение претензий к сервису; – работы, относящиеся к техобслуживанию, поручаются персоналу предприятия-покупателя; В гарантийный период производитель старается взять на себя работы, от которых зависит длительная, безотказная работа изделия (машины, оборудование, бытовые приборы), например, консультации по строительным вопросам, организация монтажа и пуско-наладочных работ. Производитель обучает персонал покупателя, контролирует правильность эксплуатации; работники службы сервиса без специального вызова осматривают проданную технику и проводят все необходимые профилактические работы, заменяют сломавшиеся части. Послепродажный послегарантийный сервис проводится за плату, а его объем и цены определяются условиями контракта на данный вид сервиса, прейскурантами и иными подобными документами. Некоторые виды послепродажного сервиса носят название технического обслуживания (ТО); это, как правило, разного рода осмотры, ремонты, проверки.
Контрольные вопросы задания 1. Что представляет собой мультиатрибутивная модель товара? Прокомментируйте на примере предлагаемого университетского образования. 2. Что такое жизненный цикл товара, и в чем он проявляется? 3. Что такое товарная политика и в чем ее сущность? 4. Чем может быть охарактеризован товарный ассортимент? 5. Дайте характеристику основных стадий жизненного цикла товара. 6. В чем смысл выделения марочной продукции и какие решения в этой области применяются? 7. Какие функции выполняет упаковка и роль упаковки для потребителя? 8. Назовите основные виды сервиса. 9. Что означает конкурентоспособность товара 10. Заполните схему основных этапов разработки товара-новинки: 1 – разработка стратегии маркетинга; 2 – отбор идей; 3 – разработка замысла и его проверка; 4 – формирование идей; 5 – развертывание коммерческого производства; 6 – разработка товара; 7 – испытание в рыночных условиях; 8 – анализ возможностей производства и сбыта.
Проверочные тесты
1. Товар в маркетинг – это: а) любой продукт деятельности (включая услуги), предназначенный для реализации; б) продукт деятельности, предложенный на рынке для продажи по определенной цене и по этой цене пользующийся спросом как удовлетворяющий потребности; в) результат исследований, разработок и производства; г) продукт деятельности становится товаром в момент осуществления по его поводу сделки купли-продажи.
2. Фирма начинает получать прибыль обычно на следующем этапе ЖЦТ: а) внедрение; б) зрелость; в) рост; г) спад.
3. Какой из перечисленных факторов в наибольшей степени влияет на успех товара на рынке: а) маркетинговое преимущество перед другими товарами; б) возможность активной и эффективной рекламы; в) правильная сегментация и позиционирование; г) все перечисленное.
4. Новым товаром на рынке считается товар: а) имеющий новую упаковку и фасовку; б) товар с принципиально новыми техническими характеристиками; в) товар, известный на других рынках, но появившийся впервые на анализируемом; г) все перечисленное.
5. Задачей товарной политики является: а) управление жизненным циклом товаров и их конкурентоспособностью; б) поиск потребителей желающих приобрести товар; в) производить как можно больше товаров; г) все ответы верны.
6. Укажите факторы объединения товаров в ассортимент: а) схожесть по функциям, характеру потребительских нужд; б) наличие однородной группы потребителей; в) схожий диапазон цен; г) общность стадий жизненного цикла товаров.
7. В чем состоят функции упаковки? а) информация о товаре; б) оптимизация загрузки склада; в) поднятие цены на товар; г) запоминание товара.
8. Что означает конкурентоспособность товара? а) возможность товара быть проданным на рынке при наличии конкурирующих товаров; б) активная рекламная кампания по отношению к товару; в) реализация товара по относительно низкой цене; г) положительная реакция на товар во время опроса потенциальных потребителей.
9. Можно ли считать вывод нового товара на рынок элементом формирования товарного ассортимента? а) да; б) нет.
10. Что является базой успеха товара? а) уровень товара по замыслу; б) характеристики товара в реальном исполнении; в) предложение товара с подкреплением; г) цена потребления товара.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|