Давайте поздороваемся с ней.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ «ПРЕОБРАЖЕНИЕ»
Утверждена на педагогическом совете протокол №___от_________200__г. Директор ЦПМСС «Преображение» ______________________Перов С.Б.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению»
Срок реализации: 1 год Автор - составитель: Роньжина А.С. ТУЛА-2007г.
Пояснительная записка Актуальность программы: Проблема адаптации - одна из наиболее актуальных проблем психологии, особенно при поступлении детей в детский сад. Адаптация - этоприспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией. Основные проявления социальной адаптации — взаимодействие (в т. ч. общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность. В раннем дошкольном возрасте ребенок еще не обладает необходимыми коммуникативными навыками, желание общаться с другими детьми только начинает формироваться. Для большинства детей это первый опыт общения в незнакомом обществе. Малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми может продолжаться на протяжении всего года обучения). Вопросы адаптации детей к дошкольному учреждению рассматриваются в работах Лютовой Е.К., Мониной Т.Б., Граббет Р., Морозовой Е.И., Макшанцевой Л.В. Разработаны игры, занятия для детей, диагностические методики для родителей, воспитателей.
Данная программа составлена и апробирована автором в процессе практической работы в ДОУ №733, УВК №1763 (для детей с задержкой психического развития), в группе кратковременного пребывания детей 2-4 лет ДОУ №1397 СЗУО.
Цель и задачи программы. Цель занятий - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи занятий: -преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду; -обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период; -формирование активной позиции родителей по отношению Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей: -снятие эмоционального и мышечного напряжения; -снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; - развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; - развитие внимания, восприятия, речи, воображения; - развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений; - развитие игровых навыков, произвольного поведения. Занятия рекомендуется проводить не только в первое два и на протяжении всего учебного года. Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым воображением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – дети2-4 лет, испытывающие трудности в адаптации; Сроки реализации – в течении года по мере необходимости
Формы и режим занятий. Занятия продолжительностью 10-20 минут проводятся 2-3 раза в неделю. Каждое из занятие повторяется по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых занятие, варьируются педагогом. Структура занятия. З анятие начинается с упражнений, требующих согласованности действии всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу. В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями. Последнее занятие проводит совместно с родителями. Это форма контроля эффективна так как: -совместные занятия являются своеобразным «мастер -классом» для родителей, так как из них психолог показывает новые средства и способы общения с детьми; -неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому общению психолога с родителями. Рекомендации по проведению занятий: -Психолог является непосредственным активным участником занятия — заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задает образцы выполнения действий. -Не стоит настаивать на активном участии всех детей в занятии. Нормально, если на первых порах часть детей будет только наблюдать за происходящим в группе. Можно начать заниматься с теми детьми, которые готовы приступить к игре. -Не следует оценивать детей, добиваться единственно правильного, на Ваш взгляд, действиями ответа, так как в этом случае малыши будут повторять лишь то, что от них требуется, и не смогут проявлять соответственные спонтанные, живые и естественные реакции. - В процессе практической работы допустимо как сокращение количества игр, так и внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей. Родителям нерешительных детей можно предложить участвовать в занятиях не только в течение первого месяца, но и позднее: полезно порекомендовать им дома поиграть с ребенком в те же игры.
- Психолог может использовать цикл занятий как основу своей работы с детьми раннего возраста или проводить отдельные занятия, игры и упражнения. Надеемся, что предложенные в пособии советы, упражнения и игры помогут правильно организовать общение педагогов, детей и родителей в сложный адаптационный период, сделают пребывание ребенка в детском учреждении интересным, радостным и полезным.
Тематическое планирование
Занятие№1 БОЖЬЯ КОРОВКА Задачи: -создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения действовать соответственно правилам игры; -развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле; -развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов); -развитие внимания, речи и воображения. Материалы: игрушечная «божья коровка» (желательно круглой формы); большие и маленькие машинки, матрёшки, куклы, кубики и т.п.; черная краска для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой лист с изображением божьей коровки [1] (для каждого ребенка). Ход занятия Приветствие. Психолог показывает детям игрушечную божью коровку и говорит: - К нам в гости прилетела Божья коровка. Посмотрите, какая она красивая! Давайте поздороваемся с ней. Дети рассматривают божью коровку, здороваются с ней. Психолог предлагает определить цвет, форму и величину игрушки, затем вместе с детьми считает точки на спинке божьей коровки[2].
- Ребята, представьте себе, что наша божья коровка полетела. Ну-ка, попробуем ее поймать! Психолог, делая вид, что пытается поймать воображаемого жучка, выполняет хватательные движения над головой: одной рукой, другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения. - Давайте разожмем кулачки и посмотрим, смогли ли мы поймать божью коровку. Дети вслед за психологом медленно разжимают кулачки. - Вот наш жучок! Подставьте ему обе ладошки. Дети вслед за психологом соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат воображаемого жучка. (Психолог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.[3])
-Замерзла божья коровка, не может взлететь. Давайте согреем ее нашим дыханием. Дети дышат на ладошки[4]. - Согрелась божья коровка, давайте сдуем ее с ладошки. Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки. На начальном этапе освоения этого упражнения можно предложить детям на выдохе длительно произносить звук «У».
— А теперь, ребята, давайте сами превратимся в божьих коровок.
— Замечательно! А теперь мы поиграем в игру «Божьи коровки и ветер». Светит солнышко, божьи коровки ползают по листочкам. Дети встают на четвереньки и ползают по полу. - Подул злой холодный ветер, перевернул жучков. Дети переворачиваются на спину, шевелят расслабленными руками[5]. - Подул добрый теплый ветерок, помог перевернуться жучкам. Дети снова встают на четвереньки и ползают. Игра повторяется 2-3 раза. - Теплый ветер подул сильнее, поднял божьих коровок в воздух, и они полетели. Дети, изображая полет божьих коровок, медленно бегают, плавно машут руками, жужжат. - Воробей летит! Спасайтесь, божьи коровки! Психолог выставляет перед детьми парные игрушки, различающиеся по величине (большие и маленькие машинки, матрёшки и т.п.) и говорит:
- Ребята, божьей коровке захотелось по играть с вашими игрушками. Помогите ей выбрать маленькие игрушки. Дети выполняют задание. - Давайте нарисуем божью коровку в воздухе, покажем ручками, какая она круглая. Дети вслед за психологом рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеими руками одновременно. (При необходимости взрослые могут взять руки детей в свои и показать им, как выполняются вращательные движения.) Дети садятся за столы. Психолог раздаёт краски и листки с изображением божьих коровок. - Теперь нарисуем чёрные точки на спинках божьих коровок. Дети вслед за психологом обмакивают указательные пальцы в черную краску (гуашь, смешанную с зубной пастой) и закрашивают круги на спинках божьих коровок. Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что ил больше всего понравилось. Психолог говорит: - Божьей коровке у вас очень понравилось, но пришла пора прощаться. До свидания! [6]
Занятие № 2 ЛИСТОПАД Задачи: -создание атмосферы эмоциональной безопасности -снятие эмоционального и мышечного напряжения; -снижение импульсивности, повышенной двигательной -развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп; -развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции; -развитие речи, воображения, творческих способностей. Материалы: большой зонт; магнитофон, кассета с записью шума дождя, кассета с записью медленной спокойной музыки; два кленовых листа (для каждого ребёнка); желтая, красная, зеленая гуашь; лист с изображением осеннего пейзажа и кисточка (для каждого ребенка). Ход занятия Приветствие. Психолог предлагает детям посмотреть, что происходит за окном. Он обращает внимание малышей на приметы осени (желтеющие деревья, опавшие листья, пасмурное небо) и говорит: - Представьте, что мы идем гулять в осенний лес. Дети выстраиваются в колонну. Психолог говорит: —Внимательно слушайте слова. Старайтесь двигаться дружно. Не обгоняйте друг друга.
. Игра повторяется 2-3 раза. Игра «Дождик и солнышко» Дети ходят по комнате изображая, что собирают листья. Как только психолог включает кассету со звуками дождя или дает команду «Дождик «, - дети бегут под большой зонт, который держит кто-нибудь из взрослых, и прячутся так, чтобы всем хватило места. Психолог может барабанить пальцами по поверхности зонта, имитируя звук дождя, слегка обрызгивать его из пульвилизатора. (Детям доставляет огромное удовольствие наблюдать, как с зонта скатываются капельки, подставлять руки, чтобы их поймать.) Шум дождя прекращается или Игра повторяется 2-3 раза. (На детско-родительском занятии дети «прячутся от дождя» под зонтами своих родителей.) Включается кассета с записью спокойной музыки. Дети берут в каждую руку по кленовому листочку. Психолог говорит: - Представьте, что вы — кленовые листочки. Пришла осень - пора листопада, ветер сорвал листочки с деревьев, и они закружились в воздухе. Покажите, как танцуют листочки на ветру. Дети, изображая полет листьев, плавно движутся под музыку. Психолог читает стихотворение и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось. Психолог прощается со всеми до следующей встречи. (На повторных занятиях можно предложить детям: докрасить пальчиком (поролоновым тампоном, кисточкой, карандашом) осенний лист; обмакивать кленовые листья в тарелочку с краской и делать ими отпечатки на большом листе ватмана.)
Занятие № 3 МЯЧИК Задачи: -сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками; -повышение эмоционального тонуса; -развитие чувства ритма, координации движения; -развитие ориентации в пространстве; -обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов; -развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения. Материалы: большой мяч; матерчатый мешочек, маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик (соразмерно по величине) Ход занятий Приветствие. Психолог показывает детям большой мяч и предлагает определить его величину, цвет и форму» Дети выполняют задание. - Покажите рукой форму мяча. Дети рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеими руками одновременно. -Давайте сядем вокруг мяча и расскажем про него стихотворение. Все садятся вокруг мяча и кладут на него ладони. Дети повторяют за психологом стихотворение С.Маршака «Мой веселый звонкий мяч» и ритмично шлепают по мячу сначала одной, потом другой рукой. (Психолог оказывает помощь детям, которые неритмично шлепают по мячу. Он кладет свою ладонь на ладошку ребенка и помогает ему скоординировать движения руки с ритмом стиха.) — А теперь представьте, что вы превратились в мяч Катя, ты будешь мячиком какого цвета? А ты, Вова? И т.д. Дети рассматривают свою одежду и называют соответствующие цвета. - Я буду играть с мячами - легонько шлепать вас ладошкой, а вы будете прыгать, как мячики. Психолог, рассказывая стихотворение «Мой веселый звонкий мяч». Поочередно кладет ладонь на голову каждого ребенка. Дети. почувствовав касание, подпрыгивают на месте. на слова: «не угнаться за тобой» - дети убегают от психолога к воспитателю (родителям). Игра повторяется - и дети убегают от воспитателя (родителей) в объятия психолога Психолог предлагает «мячам» поиграть в «прятки». Он читает стихотворение «Мой веселый звонкий мяч». Дети прыгают. На слова: «не угнаться за тобой» - дети разбегаются по группе и прячутся. Психолог ищет детей. Найденный: ребенок должен сказать, где он прятался (под столом, за креслом, в углу и т.п.). Игра повторяется 2-3 раза. -Ребята, вы так весело играли в прятки, что мячу тоже захотелось с вами поиграть. Закройте глаза, а мячик спрячется. Дети закрывают глаза, психолог прячет мяч. По команде психолога дети открывают глаза и начинают искать мяч. Найдя, говорят, где он «прятался». Психолог показывает детям матерчатый мешочек, в котором находятся маленький мячик и кубик. - В этом мешочке спрятался маленький мячик. Вам нужно найти его, не заглядывая в мешочек. Дети поочередно отыскивают мячик на ощупь и рассказывают, как они отличили его от кубика. Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось. Психолог говорит: - Наше занятие заканчивается. Давайте скажем друг другу «спасибо» за веселую игру. До свидания [7]!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|