Занятие 4. Прогулка в осенний лес
Задачи: -сплочение группы, развитие эмпатии: -развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию; -снижение излишней двигательной активности; -обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету; -развитие пространственных представлений, умения отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) -развитие общей моторики; -развитие памяти, речи и воображения. Материалы: картина или фотография «Осенний лес»; игрушечный ежик; игрушки (куклы бибабо): лиса, волк, медведь; красный, желтый и зеленый кленовые листья (для каждого ребенка); красная, желтая и зеленая корзинки. Ход занятия Приветствие • Психолог показывает детям картину, на которой изображен осенний лес. Дети рассматривают картину, называют время года, объясняют, по каким признакам они определили, что изображена осень. • Психолог говорит: - Давайте представим, что мы идем на прогулку в осенний лес. Дети встают друг перед другом и идут по кругу. Психолог рассказывает потешку доказывает движения. Дети повторяют за ним.
С целью развития произвольного контроля за действиями психолог обращает внимание детей на то, что нужно приседать на корточки, а не просто садится на ковер или падать на колени. - Ну вот, мы и в лесу. Нас должен встречать ёжик...
Где же он? Дети находят спрятанную игрушку и говорят, где находится ёжик. Игра повторяется 2-3 раза. Психолог рассматривает с детьми игрушечного ежа, предлагает его потрогать. Дети касаются ладонью игрушки, делают вид, что укололись, отдергивают руку, говорят, что ежик колючий. Психолог предлагает детям выучить стихотворение Б. Заходера. -Что ты, ёж, такой колючий? -Это я на всякий случай.
■ Психолог объясняет, как ежик защищается от «своих соседей», предлагает детям поиграть. Дети, изображая ёжиков, ползают на четвереньках по группе. Когда психолог показывает игрушку (лису, волка или медведя), дети должны сгруппироваться и сидеть неподвижно. Игра повторяется 2-3 раза. Некоторым детям сложно соблюдать условие игры: не двигаться при появлении лисы (волка, медведя) — они стремятся убежать, спрятаться. Вхождение в роль поможет преодолеть импульсивность. Детям напоминают, что ежи не умеют бегать, как зайцы, не умеют лазить по деревьям, как белки, — но у них есть надежное укрытие — иголки. Психолог говорит: - Ежик собрал в лесу кленовые листочки. Он просит вас помочь ему правильно разложить листочки по корзинкам. Психолог дает каждому ребенку набор кленовых листьев, выставляет три корзинки - красную, желтую и зеленую. Дети раскладывают листья по корзинкам соответствующего цвета. Психолог предлагает спеть ёжику песенку. Выбирается ребенок, который будет изображать ежа. Он садится и обхватывает руками колени (или ложится и сворачивается калачиком). Психолог остальные дети встают вокруг него и поют песенку: Шли по лесу не спеша, Вдруг увидели ежа. - Ежик, ежик, - мы друзья. Все наклоняются и ласково прикасаются к «ежику». Игра повторяется 2-3 раза. Чтобы каждый ребенок побывал в роли ежа, можно предложить сесть в центр круга сразу нескольким детям.
Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось. Все прощаются до следующей встречи. На повторных занятиях можно предложить детям: дорисовать (пальчиком, кисточкой, карандашом) иголки у ежика; разложить по корзинкам сыроежки или цветы, вырезанные из красного, желтого и зеленого картона.
Занятие № 5 ВЕСЕЛЫЙ ПЕТРУШКА Задачи: -развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха; -закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка-мальчик); -закрепление пространственных представлений («верх», -развитие общей и мелкой моторики; -развитие восприятия, речи и воображения. Материалы: игрушка (кукла бибабо) «Петрушка»; игрушечный паровозик с привязанной к нему длинной лентой; бельевая прищепка синего цвета (для каждого мальчика); бельевая прищепка желтого цвета (для каждой девочки); обруч, с привязанными к нему лентами желтого и синего цвета; мягкая игрушка или кукла (для каждого ребенка). Ход занятия Приветствие. Психолог говорит: - Ребята, к нам в гости едет веселый Петрушка. Раздается «гудок паровоза» и в групповую комнату входит воспитатель, который везет куклу на игрушечном паровозике. «Петрушка» обращается к детям: - Здравствуйте, дети! Я - веселая игрушка, а зовут меня... Дети хором произносят: «Петрушка!» - Правильно, угадали! Наверное, вы меня ждали? Ну, тогда давайте играть и веселиться! Кто хочет на моем — паровозе прокатиться? Дети встают друг за другом, берутся одной рукой за ленту, привязанную к паровозику, дружно шагают и поют песенку: Паровоз, паровоз, маленький блестящий, Он вагоны повез, будто настоящий. Кто едет в поезде? Плюшевые мишки, зайки пушистые, Кошки да мартышки! - Вот мы и приехали в страну игр и развлечений. Вставайте в круг. Давайте с нашими ручками и ножками. Ой, а где же ваши ручки спрятались? Здесь и далее слова сказочных персонажей произносит психолог или воспитатель. Психолог и «Петрушка» поют песенку и показывают движения. Дети повторяют за ними.
- Ура! Нашлись наши детки! Вам мои игры еще не надоели? Тогда все на карусели! А у вас есть билеты? Получите: девочки - желтые, мальчики - синие.
«Петрушка» раздает детям «билеты». Девочки получают желтые прищепки, а мальчики - синие. Дети самостоятельно прикрепляют прищепки на одежду. «Петрушка» обращается к каждому из детей с вопросами: «Какого цвета у тебя билет? Почему?» Дети отвечают: - У меня желтый билетик, потому что я девочка. -У меня синий билетик, потому что я мальчик. Дети, взявшись за ленты, встают в круг. Психолог и «Петрушка» рассказывают потешку и показывают движения. Дети повторяют за ними.
Игра повторяется 2-3 раза. Чтобы у детей не закружилась голова, направление каждый раз меняется на противоположное. При отсутствии обруча и разноцветных лент можно предложить детям встать в круг и взяться за руки. - Ребята, вы так весело катались на карусели, играли, что вашим игрушкам тоже захотелось поиграть. Дети выбирают себе игрушки и подходят к психологу. Психологи «Петрушка» рассказывают потешку и показывают движения. Дети повторяют за ними.
Игра повторяется 2-3 раза. Раздается «гудок паровоза». - Ребята, паровозик говорит, что нам пора возвращаться. Садитесь быстрее в вагончики. Поехали! Дети берутся за ленту, привязанную к паровозику, дружно идут и подпевают «Петрушке». Вот какой паровоз к празднику купили, Вот какой паровоз детям подарили. Катится, катится дальняя дорога! Вдоль нашей комнаты, прямо до порога. Дети и взрослые вспоминают, какие правила игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось. Психолог и дети благодарят «Петрушку» и паровозик путешествие и игры. Все прощаются до следующей встречи. Петрушка уезжает. На повторных занятиях детям предлагается: раскрасить (пальчиком, поролоновым тампоном, кисточкой, карандашом) круги на одежде Петрушки; «покататься на карусели» с зелеными и красными лентами, взяв «билеты» соответствующего цвета.
Занятие 6 НОВЫЙ ГОД Задачи: -создание положительного эмоционального настроя в группе; -отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом и текстом песни; отработка быстроты реакции; развитие общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле; развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения. Материал: игрушечный Дед Мороз; новогодняя елка; пластиковые бутылки с холодной, теплой и горячей водой; краски для пальцеграфии или гуашь, смешанная с зубной пастой; лист с изображением новогодней елочки * (для каждого ребенка); матерчатый мешочек с одинаковыми подарками для детей («Чупа-чупсами», «Киндер-сюрпризами», маленькими игрушками и т.п.). Ход занятия Приветствие. Психолог показывает детям игрушечного Деда Мороза.
«Дед Мороз» здоровается с детьми, спрашивает, как их зовут. Психолог говорит: - Сейчас, Дедушка Мороз, мы познакомим тебя со всеми детьми. Дети салятся на стульчики, стоящие полукругом. Психолог проговаривает рифмовку.
«Дед Мороз» спрашивает детей, знают ли они, какое сейчас время года, какой праздник скоро будут отмечать. Дети отвечают на вопросы. «Дед Мороз» хвалит ребят, предлагает по танцевать вокруг ёлочки. Все встают во круг.
Психолог говорит: - Дедушка Мороз, ребята так танцевали, что им стало жарко. Остуди их -поморозь их немножко. Дети хорошо просят «Деда мороза» заморозить им носике (ротик, щёчки, лобик, ушки, ручки, ножки). (-Дед мороз, Дед мороз, ты нам носик не морозь!) Они показывают названную часть тела и, как только к ним приближается «Дед Мороз», закрывают нос (рот, щёки, лоб, уши) ладошками. Прячут за спину руки, приседают, пряча ножки. -Заморозил вас Дед Мороз? Давайте погреем наши пальчики. Психолог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.
- Молодцы, ребята, нашли бутылку с холодной водой. А сейчас садитесь за столы. Дед Мороз приготовил вам сюрприз. Дети садятся за столы, на которых воспитатель расставил гуашь и разложил листы с изображением новогодних елочек. - Что нарисовано на листе? Правильно, елочка. Покажите, какие круглые шарики на ней висят. Дети рисуют в воздухе круги: одной рукой, другой, обеими руками одновременно. - А теперь давайте раскрасим шарики на елке. Дети 2—3-х лет раскрашивают шарики пальцами или поролоновыми тампонами. Детям 3—4-х лет можно предложить кисточки или карандаши. «Дед Мороз» хвалит детей и предлагает отгадать, какие подарки лежат в его мешке. Дети поочередно опускают в мешок руку, ощупывают подарки («Чупа-чупс», «Киндер-сюрприз», маленькие игрушки и т.п.), затем хором называют то, что лежит в мешке. «Дед Мороз» раздает подарки детям. Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось. Психолог говорит: - Наше занятие заканчивается. Давайте скажем Деду Морозу: «Спасибо! До свидания!» Занятие 7 МЯЧИКИ Задачи: -развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу движений партнера); -снятие эмоционального и мышечного напряжения; -развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха; -развитие ориентации в собственном теле; -развитие зрительного восприятия, речи и воображения. Материалы: большой красный мяч и маленький синий мячик; мячи среднего размера (для каждой пары детей); магнитофон, кассета с записью спокойной музыки и ритмичной плавной материи. лист бумаги и цветные карандаши или большой красный круг и маленький синий кружок (для каждого ребенка). Ход занятия Приветствие. Психолог показывает детям большой красный мяч и маленький синий мячик. Дети рассматривают мячи, называют их количество, сравнивают по величине и цвету. Психолог предлагает детям встать в круг, взяться за руки и изобразить сначала большой, а потом маленький мяч. Дети выполняют задание. - Ребята, мячи хотят с вами поиграть. Дети вслед за психологом повторяют слова и выполняют движения, упоминаемые в тексте. Девочки и мальчики прыгают, как мячики. Ножками топают, руками хлопают, Головой кивают, а после отдыхают. Игра повторяется 2-3 раза. Дети ложатся на ковер, закрывают глаза. Психолог включает спокойную музыку и говорит: - Мячики отдыхают, а по комнате летает ветерок и Психолог гладит детей: одного по головке, другого по коленкам, третьего по животику и т.п. Открыв глаза, дети должны показать и назвать части тела, до которых дотрагивался «ветерок». — Теперь давайте дружно похлопаем ладошками по мячу. дети садятся вокруг большого мяча, кладут на него по одной ладошке. Психолог читает потешку, дети ритмично шлепают по мячу. Друг веселый, мячик мой, Всюду, всюду ты со мной! Раз, два, три, четыре, пять, Хорошо с тобой играть! Психолог включает ритмичную, плавную музыку, делит детей на пары и даёт каждой паре по мячику. По команде психолога пары, не выпуская мяча из рук должны пройтись по группе, попрыгать, покружиться, присесть и т.п.(На детско-родительском занятии в пару с ребёнком встаёт родитель.) - А теперь покажем, как мы будем рисовать мячики. Психолог кладет перед детьми большой красный мяч и маленький синий мячик, раздает листы бумаги и карандаши. - Нарисуйте красным карандашом большой мяч, а синим - маленький. Детям 2—3-х лет раздаются большие красные и маленькие синие круги и предлагается инструкция: «Покажите большой красный мяч, покажите маленький синий мячик». Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось. Психолог хвалит детей за работу и прощается со всеми до следующего занятия. На повторных занятиях детям предлагается: найти на ощупь в мешочке большой или маленький «мячики» (подбираются шарики, которые умещаются в ладошке ребенка); скатать из пластилина большой и маленький мячики.
Занятие 8 ЗАЙКА Задачи: -создание положительного эмоционального настроя в группе; -развитие умения подражать движениям взрослого; -развитие координации движений, общей и мелкой моторики; -развитие умения подчиняться правилам игры, отработка -снижение излишней двигательной активности, импульсивности; -развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения. Материалы: мягкие игрушки: заяц и лиса; магнитофон, кассета с записью веселой плясовой музыки; матерчатый мешочек с набором пластиковых овощей. Ход занятия ■ Приветствие. Психолог говорит: — Какое сейчас время года? Правильно, зима. А чем вы зимой на улице? Катаетесь на санках, лепите снеговиков. А зайчиков вы умеете лепить? Я вас научу. Давайте соберем по больше снега - и начнем лепить. Дети делают вид, что сгребают снег ладошками. Психолог рассказывает стихотворение и показывает движения дети повторяют за ним.
Психолог показывает детям игрушечного зайца. — А теперь давайте хлопнем три раза в ладоши и скажем: «Раз, два, три, зайчик оживи!» Дети выполняют задание. - Смотрите, ребята, зайчик ожил и хочет с вами поиграть. Психолог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Психолог показывает игрушечную лису и говорит: - Зайчикам нужно быть осторожными, ведь притаилась лиса. Пока звучит музыка. Вы прыгайте, веселитесь, но как только музыка остановится и вы услышите слова: «Лиса идёт», сразу приседайте и сидите тихо. Кто пошевелится, того лисичка увидит. Психолог включает и выключает музыку несколько раз, по окончании игры хвалит детей: - Замечательно, ребята! Вы были очень внимательными и осторожными зайчиками. Некоторым детям сложно сдержать желание убежать, спрятаться, им трудно сидеть неподвижно, молча. Психолог может предупредить малышей, что сидеть нужно тихо, пока он не сосчитает до трех. Психолог показывает детям матерчатый мешочек, в котором лежат пластиковые овощи, и говорит: - Зайчик принес с собой мешок овощей. Давайте посмотрим, какие здесь есть овощи. Психолог достает овощи из мешочка и показывает детям. - А какой овощ зайчик любит больше всего? Верно, морковку! Подержите морковку в руках, потрогайте её пальчиками. Какая она? Правильно, продолговатая, один конец острый. Теперь я всё сложу обратно, а вы, не заглядывая в мешок, потрогаете все овощи и найдете морковку. Дети поочерёдно опускают руку в мешочек и на ощупь находят морковку. - Спасибо, ребята, помогли зайчики отыскать морковку! Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось. Психолог говорит: - Зайчику надо возвращаться в лес, давайте скажем ему: «До свидания, зайчик, приходи к нам еще !» Занятие 9 МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ Задачи: -снятие эмоционального напряжения и агрессии; -снижение излишней двигательной активности, импульсивности; -обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы; -развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики; -развитие внимания, речи и воображения. Материалы: набор для выдувания мыльных пузырей; магнитофон, кассета с записью плавной мелодии; мячи; мячи для подскоков (хоппы). Ход занятия Приветствие. Психолог показывает детям набор для выдувания мыльных пузырей и предлагает отгадать загадку: В мыльной воде родился, В шарик превратился. К солнышку полетел, Да не долетел-лопнул! Психолог и дети выдувают пузыри, наблюдают за ними, ловят их. В конце упражнения психолог задает вопросы. Дети отвечают на них: -Сколько пузырей я выдула? – Много. –Какой формы пузыри? - Круглые. –Какого размера были пузыри? – Большие и маленькие. –А какого цвета вы видели пузыри? – Белые, голубые, розовые, жёлтые, зелёные. –Разноцветные (подытоживает психолог). –А что делали пузыри? – Летали, лопались, кружились, поднимались, опускались, сталкивались. -А что вы делали? -Мы надували пузыри, ловили пузыри, прыгали..
Дети садятся в круг. Психолог поёт песенку «Ладушки-ладошки» и показывает движения. Дети повторяют за ним. Ладушки-ладошки звонкие хлопошки… (Ритмично хлопают в ладоши); Хлопали в ладошки, Хлопали немножко. Да… (Кладут ладони на колени)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|