Основные требования организационного этикета.
Составление юридических, документов. Множество этических проблем в организации имеют своим источником неправильно, недостаточно четко или небрежно составленные документы. Поэтому правильная разработка и оформление корпоративных документов являются для юриста одновременно требованием и организационного, и профессионального этикета. Хорошим тоном при составлении корпоративных документов является соблюдение следующих правил: 1) из текста документа должно быть понятно, каким образом, с помощью каких механизмов и процедур происходит регулирование данной сферы отношений; 2) документ, например должностная инструкция или договор, должен учитывать особенности регулируемых отношений и распространяться на широкий круг отношений; 3) текст документа должен быть логически последовательным и не должен содержать логических ошибок; 4) язык документа должен быть ясным и доступным, формулировки, выражения и термины – точными и лаконичными. Необходимо использовать термины и выражения, знакомые и доступные широкому кругу лиц, но в то же время избегать бытовой, повседневной речи; не следует злоупотреблять специальной юридической терминологией; 5) текст документа должен быть компактным и правильно структурированным на разделы, главы, части, статьи, параграфы, пункты; 6) должна быть соблюдена этичность изложения материала юридический документ не должен содержать оскорбительных или откровенно льстивых, а также унижающих человеческое достоинство слов и выражений недопустимо использовать метафоры, жаргонные и сленговые выражения. Исключением из этого правила являются ситуации, когда в тексте документа необходимо привести цитату. Например, в исковое заявление, связанное с защитой чести и достоинства, может потребоваться включить те оскорбительные выражения, которые были высказаны в отношении заявителя.
Соблюдение требований служебного этикета. От юриста в любой организации руководители и сотрудники ожидают, что он будет образцом в служебных отношениях и будет не только сам выполнять требования служебного этикета, но и требовать их выполнения от других сотрудников. Согласно этим требованиям: 1) необходимо оберегать престиж той организации, где работаешь, отзываться о ней хорошо, соблюдать требования корпоративных документов и этические организационные стандарты: порядочность, ответственность, честность, лояльность, заботу, компетентность, субординацию; 2) нужно поддерживать доброжелательную рабочую обстановку в коллективе, проявлять по отношению к коллегам, клиентам, руководителям вежливость, такт, внимание, уважение, в случае необходимости оказывать коллегам помощь; 3) надо стараться избегать конфликтов, а в случае возникновения конфликтной ситуации конструктивно разрешать конфликт и уметь идти на компромисс; 4) необходимо соблюдать дистанцию в общении с клиентами, коллегами и администрацией и не смешивать личную и деловую жизнь; 5) недопустимо срывать свое плохое настроение на других людях, жаловаться на других людей, на свои проблемы. Если все же «срыв» произошел, необходимо сразу же извиниться. Нельзя обсуждать чью-либо внешность, одежду, фигуру, делиться подробностями личной жизни с коллегами и руководителями; 6) все посторонние дела в рабочее время должны быть полностью исключены; 7) надо всегда здороваться с коллегами и отвечать на их приветствия (делать это достаточно один раз в день); 8) ко всем коллегам, независимо от того, руководитель это или подчиненный, надо относиться с уважением и тактом; 9) надо вставать, если в комнату входит руководитель. Не надо вставать, если входят коллеги;
10) в любом случае нельзя отвечать грубостью на грубость, агрессию, несправедливую или справедливую критику. Если грубость допускает начальник по отношению к подчиненному, то последнему, если он уверен в своей правоте, желательно попросить руководство о личной встрече; 11) нельзя никому делать замечания в присутствии третьего лица – это необходимо делать конфиденциально. В случае критики (обоснованной или необоснованной) желательно не оправдываться, не винить других, не защищаться, а задать нужные вопросы критикующему. Если ошибка действительно была допущена и критика справедлива, хорошим тоном является честное признание данной ошибки; 12) нельзя употреблять жаргонные и сленговые слова и выражения, оскорбительные слова, злоупотреблять специальной терминологией. Надо говорить, соблюдая правила грамматики; 13) недопустимо прислушиваться к чужим телефонным разговорам и рассматривать бумаги на чужом столе. Для налаживания и поддержания конструктивного делового общения необходимо следовать определенным принципам, а именно: • принципу истинности, который состоит в том, чтобы преднамеренно не искажать действительность; • принципу искренности, который состоит в том, чтобы выражать в процессе коммуникации свое истинное отношение |с действительности; • принципу взаимодействия, который состоит в том, чтобы: а) предоставлять партнеру ровно столько информации, сколько необходимо; б) не предоставлять заведомо ложной или недостаточно обоснованной информации; в) не отклоняться от темы и оперировать только уместной (относящейся к делу) информацией; г) избегать непонятных выражений, ненужного многословия, неоднозначных выражений; • принципу вежливости, который предполагает, что партнеры будут соблюдать: а) «правило такта», согласно которому нельзя нарушать границы личной сферы партнера: например, иногда нельзя спрашивать о цели коммуникации, если она не задана; нельзя затрагивать темы частной жизни, вкусов, личных предпочтений (они считаются опасными, так как могут вызвать напряжение и конфликт). б) «правило одобрения», согласно которому нельзя осуждать других;
в) «правило скромности», которое требует, чтобы партнеры не принимали в свой адрес чрезмерных похвал, отклоняя их как не отвечающие действительности. г) «правило согласия», которое предполагает отказ от выяснения истины в том случае, если это выяснение может привести к конфликту партнеров, то есть отказ от истины во имя сохранения согласия и самого взаимодействия; д) «правило благожелательности», требующее от партнеров выражения благожелательности по отношению друг к другу в ситуации с намечающимся конфликтом. (См. Клюев Е. В. Речевая коммуникация. Уч. пособие. М., 1998 С. 78–124). Соблюдение требований речевого этикета способствует снижению коммуникативного риска Партнеры по общению должны. • соблюдать сдержанность в суждениях, не использовать в речи категоричные утверждения; • исходить из порядочности партнера (презумпции порядочности); • выражать несогласие вежливо; • использовать доброжелательные интонации. Слушающий должен выражать свое внимание и интерес к говорящему, смотреть на него доброжелательно, не перебивать, выслушивать до конца, не исправлять во время разговора замеченные речевые ошибки. Задания. 1. Обсудите в аудитории следующую ситуацию и примите решение, руководствуясь «проверочным листом». Вы – помощник юриста (младший юрист) в коммерческой фирме. К вам обратился сотрудник с просьбой помочь решить одну щекотливую проблему. Он стал свидетелем, как его коллега унес с фирмы канцелярские принадлежности, являющиеся собственностью фирмы: пачку бумаги для ксерокса, пачку чистых дискет и моток скотча. Как вы поступите в этой ситуации? 2. После обсуждения в группе примите решение по следующей этической дилемме «Этично ли дать взятку, чтобы фирма могла получить выгодный контракт?» При принятии решения используйте «проверочный лист» и схемы для принятия этических решений из соответствующего раздела учебника. Вопросы для самопроверки. 1. В чем состоит роль корпоративного юриста и его помощников в организации? 2. Какие этические кодексы регулируют деятельность фирмы?
3. Какая фирма считается этичной? 4. Какие основные элементы включает в себя кодекс корпоративной этики? 5. В чем суть этической проблемы согласования ролей юриста в организации? 6. Как должен вести себя юрист, чтобы избежать противоречия ролей? 7. Почему для поддержания своего профессионального статуса юристу важно уметь налаживать взаимоотношения с персоналом организации? 8. С какими этическими проблемами может столкнуться юрист в организации? Какими особенностями характеризуются этические проблемы? 9. Каково содержание трех этических доктрин отношения работников к труду и управления персоналом? 10. Какие правила хорошего тона необходимо соблюдать юристу в своей деятельности? Приложение 7 ОБРАЗЕЦ КОДЕКСА ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ (Шихирев П.И. Этические принципы ведения дел в России. М., 1999 С. 153-159)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|