Компонент Окно выбора файла (TOpenDialog)
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Компонент предназначен для выбора файла с целью последующего открытия. Свойства класса TOpenDialog:
Среди методов этого класса следует отметить функцию
function GetStaticRect: TRect;
Она возвращает координаты прямоугольной области диалогового окна (часть клиентской области), зарезервированной для нужд разработчика (например для отображения содержимого текущего выбранного файла). События класса TOpenDialog:
В следующем примере при щелчке на кнопке отображается диалоговое окно выбора имени файла (объект OpenDialogl), которое имеет заголовок Выбор нужного файла, а в списке отображаются все файлы, имеющие расширение.PAS. Это обеспечивается присвоением свойству FilterIndex значения 2.
procedure TForml.ButtonlClick(Sender: TObject); Begin OpenDialogl.Filter:= 'Все файлы (*. *) |*.*|Файлы Паскаля (*.pas)|*.PAS'; OpenDialogl.Title:= 'Выбор нужного файла'; OpenDialogl.FilterIndex:= 2; if OpenDialogl.Execute then Begin AssignFile(F, OpenDialogl.FileName); // работа с файлом F end; end;
Компонент Окно сохранения файла (TSaveDialog)
Этот компонент практически ничем не отличается от компонента TOpenDialog за исключением некоторых настроек, специфичных для процесса сохранения файла.
TStringGrid
Использование многими пользователями электронных таблиц типа Excel стало практически неотъемлемой частью применения компьютеров. В системе Delphi 5 имеются два компонента, которые позволяют до некоторой степени сымитировать работу электронной таблицы, оставляя при этом, конечно, основную работу по реализации конкретных функций такой таблицы программистам. Первый компонент – это таблица строк, позволяющая работать с текстовой информацией в двумерной таблице, имеющей столбцы и строки (их размеры можно менять с помощью мыши). Дополнительно, к каждой ячейке таблицы можно «привязать» свой объект, характеристики которого программист представит в виде строки, расположенной в этой ячейке.
Основное свойство таблицы строк – это двумерный массив Cells, позволяющий обращаться к содержимому ячеек и изменять их содержимое. Первое измерение – это номер строки, второе – номер столбца.
Замечание: Нумерация элементов в таблице строк начинается с нуля.
Число столбцов задается в свойстве ColCount, число строк – в свойстве RowCount. Следующий код программы изменяет размер таблицы, помещенной на форму в режиме проектирования (по умолчанию принят размер 5x5 элементов), на размер 10x10 ячеек и заполняет ячейки строками, содержащими их координаты.
procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject); var c,r: integer; begin StringGrid1.ColCount:= 10; StringGrid1.RowCount:= 10; for с:= 0 to StringGrid1.ColCount-1 do for r:= 0 to StringGrid1.RowCount-1 do StringGrid1.Cells[c,r]:= '(' + IntToStr(c) + ',' + IntToStr(r) + ')'; end;
Обратите внимание, что левый столбец и верхняя строка, хотя и содержат текстовую информацию, фактически являются заголовочными областями. Использовать их наравне с другими ячейками не совсем правильно.
Замечание: Число строк и столбцов, имеющих характер заголовка, задается свойствами FixedCols и FixedRows. Если таблица не содержит заголовочной информации, эти свойства должны принимать значение 0.
Можно получить доступ ко всем элементам одного столбца или одной строки. Соответствующие свойства Col и Row имеют тип TStrings, позволяющий обращаться к нужному элементу по номеру. Чтобы привязать к ячейке объект (наследник класса TObject), надо использовать свойство Objects, представляющее собой такой же массив, как Cells, но содержащий не строки, а объекты. Эти объекты должны создаваться, а также уничтожаться программистом вручную, иными словами, весь контроль над состоянием этого массива полностью возлагается на разработчика. Свойство Objects предоставляет только доступ к нужному объекту.
Свойства, предназначенные для оформления таблицы строк:
TImage
Данный компонент активно используется во многих программах, причем не только для отображения статических картинок, но и для создания различных анимационных эффектов.
В большинстве случаев содержимое изображения загружается из файла на этапе проектирования. Для этого служит свойство Picture (класс TPicture), описывающее точечное изображение (.ВМР), значок, графический метафайл Windows или другой пользовательский графический ресурс. Класс TPicture (рисунок) не является компонентом Delphi 5, он просто входит в состав библиотеки VCLкак вспомогательный, но на его основе могут быть созданы полноценные компоненты. Текущее содержимое экземпляра класса хранится в одном из свойств: Bitmap (класс TBitmap), Icon (значок, класс TIcon) или Metafile (класс TMetafile, формат графического метафайла Windows.EMF). Обратиться к любому из этих свойств для отображения графики можно через свойство Graphic. Ширина и высота изображения (в пикселах) задаются в свойствах Width и Height. После размещения объекта Image на форме появится пунктирная рамка, которая задает (по умолчанию) размеры будущей картинки. Эти размеры желательно заранее указать в свойствах Width и Height.
Выбрав в Инспекторе объектов свойство Picture, можно вызвать специальный редактор, с помощью которого можно загрузить изображения в форматах.BMP,.ICO, JPGили в одном из форматов графического метафайла Windows.
TChart
Это очень мощный и богатый возможностями компонент, разработанный Давидом Бернеда (версия, включенная в систему Delphi 5, имеет номер 4.02). Он позволяет строить красивые двух- и трехмерные диаграммы на основе различных данных, является наследником класса TPanel и наследует все свойства панели.
Создать диаграмму можно двумя способами: визуально с помощью Мастера (без программирования) и непосредственно средствами Паскаля.
Мастер запускается командой File > New > Business > TeeChart Wizard (Файл > Создать > Деловые > Мастер диаграмм), после чего разработчику надо выполнить ряд уточнений. Сначала выбирается источник данных. Пусть он не расположен в файле, а генерируется программой – переключатель Non Database Chart (He на основе базы данных). Затем выбирается внешний вид диаграммы. Она может быть двумерной или трехмерной что определяется переключателем 2D/3D. На следующем этапе работы Мастера флажок Show Legend (Отображать легенду) определяет наличие легенды –дополнительной панели, на которой указывается соответствие цветов частей диаграммы указанным значениям. Флажок Show Marks включает небольшие желтые подсказки у каждой из частей диаграммы. На этом создание диаграммы заканчивается. После щелчка на кнопке Finish (Готово) в Проектировщике форм появится новая форма, на которой будет расположен объект Chart1. Он заполнен неким набором случайно сгенерированных значений.
Настройка диаграммы выполняется с помощью редактора, который вызывается двойным щелчком на объекте Chart1.
Параметры отображения диаграммы в окне определяются на вкладке Chart (Диаграмма), состоящей в свою очередь из набора дополнительных панелей.
ü Панель Series (Ряд данных) очень важна. Она позволяет объединять несколько диаграмм на одном графике с помощью кнопки Add (Добавить). При этом над значениями рядов данных можно выполнять различные операции, задаваемые на вкладке Functions (Функции): сложение (Add), вычитание (Subtract), умножение (Multiply), деление (Divide), взятие наибольшего (High), наименьшего (Low) или среднего (Average) значения.
ü Панель General (Общие) содержит элементы управления для: · экспорта изображения в файл – кнопка Export (Экспортировать); · установки (в процентах) сдвига границ изображения по отношению к границам объекта – поля Margins (Поля);
· масштабирования – панель Zoom (Масштаб); · прокрутки – панель Allow Scroll (Разрешить прокрутку).
ü Средства панели Axis (Оси) отвечают за все, что касается определения координатных осей, их масштаба, заголовков, шага пунктирной сетки и так далее. ü Панель Titles (Заголовки) содержит средства для оформления заголовка. ü Панель Legend (Легенда) используется при оформлении внешнего вида и содержимого легенды. ü Средства панели Panel (Панель) описывают форму и визуальное представление панели-основы, на которой расположена диаграмма. ü Панель Pages (Страницы) служит для разделения диаграммы на страницы. Увеличивая число точек на странице с помощью поля Points per Page (Точки на страницу), можно подобрать оптимальное соотношение между наглядностью диаграмм и разумным числом страниц. ü Панель Walls (Границы) позволяет задать цвет и размеры границ диаграммы. ü Панель 3D описывает пространственное представление трехмерных диаграмм. С помощью нескольких движков проектируемую диаграмму можно вращать и масштабировать. На вкладке Series (Ряды данных) в редакторе задаются конкретные параметры оформления каждого ряда данных (каждого графика, добавленного при помощи вкладки Chart). Выбор текущего ряда данных производится с помощью раскрывающегося списка Area (Область).
Здесь наиболее важна панель Data Source (Источник данных). С ее помощью можно задать для ряда случайные значения (Random Values), отказаться от генерации значений (No Data) или сформировать значения текущего ряда данных как результат применения некоторой функции (раскрывающийся список Function) к значениям выбранных рядов данных. Выбор рядов данных – занесение в список Selected Series (Выбранные ряды) осуществляется с помощью кнопки >. Добавление новой точки к серии выполняется с помощью метода Add, заголовок которого выглядит следующим образом.
function AddXY (Const AXValue, AYValue: Double; Const AXLabel: String; AColor: TColor): Longint;
Обработчик щелчка на кнопке, например, Button1 запишется следующим образом.
procedure TForm1.ButtonlClick(Sender: TObject); begin Series1.AddXY( StrToFloat(Edit1.Text), StrToFloat(Edit2.Text), 'Эксперимент A', clRed); end;
TMainMenu
Компонент класса TMainMenu определяет главное меню формы. На форму можно поместить сколько угодно объектов этого класса, но отображаться в полосе меню в верхней части формы будет только тот из них, который указан в свойстве Menu формы. После установки компонента на форму необходимо создать его опции. Для этого следует дважды щелкнуть по компоненту левой кнопкой мыши либо нажать на нем правую кнопку и выбрать продолжение Menu Designer в появившемся вспомогательном меню, либо, наконец, щелкнуть по кнопке в правой половине строки Items Инспектора Объектов. Создание опций не вызывает проблем. Перейдите в окно Инспектора Объектов и введите текст опции в строке Caption, после чего нажмите Enter – опция готова и можно переходить к следующей. Каждая опция главного меню может раскрываться в список подопций или содержать конечную команду. Для создания подопций щелкните мышью по строке ниже опции и введите первую подопцию. Продолжайте ввод, пока не будет создан весь список подопций, после чего щелкните по пустому прямоугольнику справа от первой опции и введите вторую опцию. Процесс гораздо сложнее описать, чем выполнить. В названиях опций можно указать символ «&» перед тем символом, который определит клавиши быстрого выбора опции. Для создания разветвленных меню, т.е. таких, у которых подопции вызывают новые списки подопций, щелкните по подопции и нажмите Ctrl+Bnpaвo, где Вправо – клавиша смешения курсора вправо. Такого же эффекта можно добиться после щелчка правой кнопкой мыши на подопции и выборе продолжения Create Submenu. Каждый элемент меню является объектом класса TMenuItem. Свойства этого класса описаны в следующей таблице. Термин «родительская опция» означает опцию, выбор которой приводит к раскрытию подменю с данной опцией.
Тип TMenuBreak определен следующим образом:
type TMenuBreak = (mbNone, mbBarBreak, mbBreak);
Свойство Break по умолчанию имеет значение mbNone. Два других возможных значений этого свойства используются для создания многоколончатых списков подменю. Значение mbBarBreak заканчивает предыдущую колонку и начинает новую. Данная опция меню будет открывать новую колонку, которая отделяется от предыдущей вертикальной чертой. Значение mbBreak также создает новую колонку, но не вставляет разделительную черту. Эти значения игнорируются в опциях самого первого уровня. В окне конструктора меню многоколончатое меню отображается как обычное. Если в свойстве Default указано значение True, такая опция выделяется цветом и выбирается двойным щелчком мыши на родительской опции. Только одна опция в подменю может быть умалчиваемой. В отличие от других компонентов, строка Hint для опций меню задает только расширенное сообщение, которое отображается на панели статуса. Для элемента меню определено единственное событие ОnСliск, которое возникает при щелчке на опции или при нажатии Enter, если в этот момент данная опция была выбрана (подсвечена). Обработчик события становится доступен после двойного щелчка на опции в окне конструктора меню.
Список использованной литературы
1. Фаронов В.В. Delphi 7. Учебный курс. СПб, Питер, 2005. 2. Бобровский С. Delphi 5. Учебный курс. СПб, Питер, 2000. 3. Амосов А.А., Дубинский Ю.А., Копчёнова Н.В. Вычислительные методы для инженеров. – М.: Высшая школа, 1994. 4. Мак-Кракен Д., Дорн У. Численные методы и программирование на Фортране. – М.: Мир, 1977. 5. Самарский А.А., Гулин А.В. Численные методы. – М.: Наука, 1989. 6. Турчак Л.И. Основы численных методов. – М.: Наука, 1987.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|