Классификация психодиагностических задач.
1. Данные используются специалистом-непсихологом (смежником) для постановки непсихологического диагноза или формулирования административного решения. Эта ситуация типична для использования психодиагностики в медицине. Психолог выносит суждение о специфике мышления, памяти. Личности больного в целом, а врач ставит мед. диагноз. Психолог не несет ответственности ни за диагноз, ни за назначенное врачом лечение. То же относится и к диагностике по запросу суда, психолого-психологической экспертизы, психодиагностике профкомпетентности или профпригодности работника по запросу администрации. 2. Данные используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза, хотя вмешательство в ситуацию обследуемого осуществляется специалистом другого профиля. Например, психодиагностика причин школьной неуспеваемости: диагноз имеет психологический характер, а работу проводят учителя, родители или воспитатели. 3. Данные используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза, который служит ему основанием (или основанием для действий его коллеги-психолога) для разработки путей психологического воздействия. Такова ситуация психодиагностики в условиях психологической консультации. 4. Диагностические данные используются самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции поведения и т. п. В этой ситуации психолог несет ответственность за корректность данных. За этические аспекты «диагноза» и лишь частично – за то, как этот диагноз будет использован клиентом. Выделены следующие типы задач: 1) задачи закрытого типа – тип тестовых задач, предусматривающих различные варианты ответа на поставленный вопрос, задание. Из набора предлагаемых вариантов испытуемый выбирает один или несколько правильных, по его мнению, ответов.
Выделяют следующие виды задач закрытого типа: А) альтернативные задачи – предусматривают наличие 2-х вариантов ответа (типа «да» - «нет», «верно - неверно»). Являются одними из наиболее распространенных в опросниках личностных; Б) задачи с множественным выбором предусматривают большее количество возможных вариантов. Например: вопрос «когда спор заканчивается взаимной уступкой, то это называют: а) компромиссом, б) конвенцией, в) развязкой, г) сговором, д) столкновением». В таком наборе вариантов ответов обычно правильным является один. Для снижения «эффекта» подсказки со стороны других вариантов ответов, которые явно могут контрастировать с правильным, требуется подобрать внешне правдоподобные и похожие на правильный ложные ответы; В) задачи, построенные по принципу восстановления соответствия частей, являются модификацией задач с множественным выбором. Здесь в блок объединяют ряд задач и ответов на них, при этом количество задач и решений может совпадать или число ответов м.б. больше, чем число задач данного блока. Например, тестовая задача по выбору соответствия: Тест - … 1. измерение Метрия - … 2. проба Генетика – наука о … 3. связь Графология – наука о … 4. наследственности Ассоциация - … 5. почерке - Против названия поставьте номер определения термина. Г) задачи с переструктурированием данных требуют восстановления правильной комбинации элементов какой-либо конструкции. Эти задачи применяются в практических тестах: тест измерения интеллекта «последовательные изображения» и «составление объектов». В задачах такого вида можно фиксировать последовательность и ход их решения, проводить качественный анализ. 2) задачи открытого типа – тип тестовых задач, предусматривающих свободные ответы испытуемого. Испытуемый должен выполнять задание по своему усмотрению. Регламентируются только общие аспекты формы ответа (вербальная или невербальная, ориентировочный объем ответа, время). По сравнению с задачами закрытого типа, задачи открытого типа позволяют получить разностороннюю информацию об испытуемом, провести качественный анализ данных. Такая форма ответов применяется при анкетировании, интервью диагностическом, проективных методиках.
Виды задач открытого типа: А) задачи дополнения, в которых от испытуемого требуется продолжить утверждение или изображение по предложенным начальным элементам; Б) задачи свободного конструирования, которые носят характер устного или письменного рассказа, интерпретации изображения, ситуации, технического (предметного) конструирования (тесты Роршаха, Розенцвейга). 3) задачи тестовые – отдельные задания (пункты) методики, служащие в совокупности для моделирования исследуемой деятельности, актуализации психологических качеств, анализа установок и отношений личности. Этапы психодиагностической задачи (обследования): 1. Анализ запроса клиента. Например, преподаватель жалуется, что студент мешает вести лекцию, задевает других студентов, вступает в полемику. Психодиагност должен выявить причины, которые лежат в основе такого поведения. Для этого нужно квалифицировать запрос или, другими словами, определить его тип. Классификация запросов клиентов: манипулятивный, запрос об информации, запрос о помощи в самопознании, запрос о помощи в саморазвитии, запрос о трансформации. Манипулятивный запрос – желание управлять поведением, эмоциями, желаниями другого человека. Например, «как сделать, чтобы он понял…», «повлияйте на него…», «скажите ей…» и т.д. Запрос об информации – это либо запрос о границах нормы, либо о возможностях психологического воздействия. Например, «нормально ли это в таком возрасте…?», «можно ли его учить…?». Запрос о помощи в самопознании заключается в выявлении индивидуальных особенностей человека, его направленности. Например, «что со мной происходит…?», «что я смогу?», «какие у меня способности?». Запрос о помощи в саморазвитии направлен на развитие когнитивных способностей, коммуникативных навыков и навыков саморегуляции. Например, «научите меня общаться», «помогите развить память».
Запрос о трансформации содержит просьбу об изменении личности человека. Эта классификация помогает психодиагносту сориентироваться в ситуации и понять причины, составляющие суть запроса. 2. Формулировка психологической проблемы. Опираясь на информацию, которая имеется у психолога о клиенте, он должен перевести запрос в психологическую проблему, или пересказать суть запроса, используя психологические термины. Например, возбужденное, задиристое и неспокойное состояние студента на лекции – это проблема его повышенной вербальной агрессивности. 3. Выдвижение гипотезы о причинах возникшей проблемы. После формулировки проблемы, психодиагност должен выдвинуть гипотезу о причинах нарушений в той или иной сфере личности или трудностях в общении, имеющиеся у клиента. Для формулировки гипотезы желательно иметь некоторую дополнительную информацию о клиенте. В зависимости от характера запроса, это могут быть: - данные об особенностях развития личности (заболевания в детстве, этапы физического и психического развития); - сведения о семье (состав, особенности взаимоотношений, вредные привычки); - информация о положении человека в группе (как учится / работает, с кем общается, как относится к другим людям в его окружении, а они к нему). Например, гипотеза: причиной агрессивного поведения студента м.б. стиль детско-родительских отношений. 4. Выбор методов обследования зависит от нескольких факторов: - от сформулированной гипотезы; - от возраста клиентов; - от навыков и профессиональных предпочтений психодиагноста. - Каждая психодиагностическая методика предназначена для оценки того или иного свойства. Выдвинув гипотезу, психодиагност конкретизирует объект психодиагностики и его диагностические признаки, для оценки которых и подбираются методики. - Подбирая диагностический инструментарий, психодиагност имеет право использовать только те методики, которыми он владеет в совершенстве.
- Методик не должно быть слишком много, большое количество методик затрудняет процедуру обследования и интерпретации данных. - Целесообразно использовать разные типы методик, т.к. это дает возможность получить разносторонние данные. При этом рекомендуется сначала использовать малоформализованные методы (например, беседу, наблюдение), а затем – высокоформализованные (личностные опросники, объективные тесты). 5. Анализ и интерпретация полученных данных. В психодиагностике традиционно существует два подхода в интерпретации полученных данных – статистический и клинический. Первый означает учет количественных показателей (т.н. «сырые баллы», средние значения), их статистическую обработку, сравнение с нормативными значениями. Субъективные суждения минимальны. Второй подход – анализ качественных показателей (выбор стимулов, характер рисунка, стратегия решения задачи). Субъективные суждения максимальны. В любом психодиагностическом обследовании важно гармоничное сочетание обоих подходов. Как правило, сначала идет составление таблиц, количественная обработка результатов, а затем дается их качественная интерпретация. Качественная интерпретация проявляется в психологическом диагнозе. 6. Постановка психологического диагноза и составление заключения. Под психологическим диагнозом понимают либо определение состояния конкретного объекта, либо распознавание любого отклонения от нормального функционирования или развития. Психологический диагноз должен ставиться в строгом соответствии с профессиональной компетентностью психолога и на том уровне, на котором планируется осуществление психологической помощи. Выготский Л.С. выделил 3 уровня постановки диагноза: симптоматический, этиологический и типологический. Симптоматический уровень – описание особенностей развития психических свойств или состояний объекта диагностики (выраженных признаков). Этиологический уровень предполагает не только констатацию тех или иных особенностей, но и выявляет причины их возникновения. Типологический диагноз означает установление места и значения полученных данных в целостной картине личности. Например: констатация уровня интеллектуальной, мотивационной и социальной готовности ребенка к школе означает постановку симптоматического диагноза. Выявление причины низкого уровня того или иного вида готовности, например, интеллектуальной – диагноз на этиологическом уровне. Изучение особенностей дошкольников с низкой интеллектуальной готовностью к школе предполагает определение типологического диагноза.
Диагноз должен содержать и прогноз того, как скажутся выявленные особенности личности на ее дальнейшее развитие или поведение в целом. Психологический диагноз ставится в виде заключения – документ о результатах тестирования. Единой точки зрения на то, в какой форме следует писать заключение, не существует. Одни авторы (А. Анастази, 1982, В.М. Блейхер, 1996 и др.) считают, что оно не может быть стандартным, строго регламентированным, другие наоборот указывают на необходимость использования стандартных бланков. Стандартной нормы и правил написания заключения не существует, оно видоизменяется в зависимости от цели, ситуации, в которой проводится тестирование. Основное в подготовке заключения – его соответствие потребностям, интересам и уровню квалификации заказчика. В практике, как правило, используется форма заключения, предложенная в инструктивном письме Министерства образования РФ № 3 от 1.03.99 г. Примерная форма заключения включает в себя: А) описание причин обследования; Б) данные диагноста (должность, ФИО); В) сроки проведения обследования; Г) данные объекта диагностики (ФИО, возраст, класс / группу); Д) план исследования, построение гипотезы, обоснование выбора методов обследования; Е) применяемые методики (название, автор, диагностируемые функции); Ж) название стандартизированных оценочных шкал, принятых за основу; З) результаты исследования, включающие в себя количественные данные, их обобщенную интерпретацию и рекомендации. Рекомендации д.б. конкретными и понятными тем, для кого предназначены, они должны быть ориентированы на действия, которые необходимо предпринять в связи с тем или иным диагнозом психологическим (рекомендации по программе обучения, типа лечения или коррекции, выбора профессии и т.п.). В заключении следует избегать спец. терминологии. Оно эффективно лишь в том случае, когда применимо только к данному обследуемому, а не к людям этого возраста, пола, образования, страдающим тем же заболеванием. При подготовке заключения обязательно следует руководствоваться этическими нормами и принципами психодиагностики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|