Общие требования к психодиагностическим методикам
Психодиагностический метод – исследовательский метод психологической науки. Основной особенностью психодиагностического метода является его измерительно-испытательная направленность, за счёт которой достигается количественная и качественная оценка изучаемого явления. Стандартизированные методики включают в себя тесты и личностные опросники. Нестандартизированные методики называются патопсихологическими. Заключение при использовании этих методик делается не по результату, а по содержательному анализу способа выполнения целого ряда заданий. Стандартизация инструмента измерения, в основе которой лежит понятие нормы, поскольку индивидуальная оценка, например, успешность выполнения того или иного задания, может быть получена только путём сопоставления с результатами других обследуемых. В настоящее время существует несколько классификаций психодиагностических методик. 1. Классификация, основанная на заданиях, которые предполагают правильный ответ: многие тесты на интеллект, тесты специальных способностей, некоторых личностных черт и др. Задания относительно которых правильных ответов не существует (личностные опросники, например, тест Кетелла). Эти диагностические методики характеризуются частотой (и направленностью) того или иного ответа, но не его правильностью. 2. Психодиагностические методики разной речевой активности: вербальные и невербальные. Первые опосредованы речевой активностью обследуемых. Составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной языковой форме. Вторые включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение задания опирается на невербальные способности – перцептивные, моторные.
3. По степени формализации метода: 1. Высокоформализованные (стандартные). К НИМ ОТНОСЯТ: тесты, личностные опросники, психофизиологические методики, анкетирование + возможно также проективные методики. Объективные тесты, личностные опросники, психодиагностические методики отличаются надёжностью и валидностью. Достоинства: возможность перепроверить результаты; большая экономичность этих методов; инструкция не изменяется; результаты мало зависят от квалификации психолога. Недостатки: жёсткая регламентированная процедура получения данных; все определено заранее, опора на количественные показатели; отсутствие доверительной обстановки. 2. Малоформализованные (нестандартные). К НИМ ОТНОСЯТСЯ: беседа, наблюдение, психологический анализ информации (биографический метод, контент-анализ, анализ продуктов деятельности). Характеристика: импровизация (свободный выбор способов проведения обследования, свободная ситуация (беседа, интервью, наблюдение), результативность полностью зависит от квалификации психолога. Достоинства: возможность глубоко вникнуть в ситуацию консультирования; гибкость и вариативность диагностической процедуры, неформальная обстановка, возможность многократно уточнять получаемые данные. Недостатки: трудоёмкость этих методов; нельзя провести групповое исследование, получить обработку данных другому лицу; результат зависит от квалификации диагноста; диагностические суждения очень субъективны. Классификация психодиагностических методик:
В психологии существует 2 основных метода:
Наблюдение и эксперимент Наблюдение – основной эмпирический (опытный) метод психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений для изучения их и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Н., его точность зависит от знаний в исследуемой области и поставленной задачи. Н. характеризуется субъективностью, может создавать установку – готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвидении им определенного объекта (или ситуации). Отказ от преждевременных выводов, многократность Н., контроль со стороны других методов исследования позволяет обеспечить объективность метода Н. Н. становится методом психического изучения лишь тогда, когда оно не ограничивается описанием внешних явлений, а осуществляет переход к объяснению психической природы этих явлений. Наиболее типичные ситуации, в которых эффективно наблюдение: - получение сведений о психическом явлении в чистом виде - сбор первичной информации, не требующей большой выборки исследуемых объектов - оценка фактов, полученных с помощью других методов - проверка рекомендаций. Наблюдение можно считать научным методом лишь в том случае, если оно: 1. служит конкретной научной цели, т.е. проводится в рамках научной теории и осуществляется целенаправленно и системно 2. систематически планируется и не отдаётся на волю случая
3. сопровождается систематическим ведением записи 4. м.б. подвергнуто повторному проведению и контролю на предмет валидности и точности. Общая процедура наблюдения обычно включает ряд моментов: - определение цели и задач наблюдения - выбор объекта, предмета и ситуации - выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и максимально обеспечивающего сбор необходимой информации - выбор способов регистрации наблюдаемого явления - обработка, интерпретация полученной информации. Суть научного Н. – в научном объяснении причин зарегистрированных фактов; Регистрацией фактов, их описанием занимаются житейские наблюдения. Варианты наблюдения: 1) Внешнее - сбор данных о другом человеке, его поведении путем наблюдения за ним со стороны; 2) Внутреннее – самонаблюдение, Н. за собой, за своими ощущениями; 3) Свободное наблюдение – не имеет заранее определенной программы и может менять свой объект в зависимости от желания исследователя; 4) Стандартизированное – ведется по строго определенной продуманной программе; 5) Включенное – исследователь сам входит в группу, которую изучает, как свой человек, испытуемые к нему привыкают и ведут себя естественно. Основным инструментом получения психологических фактов и объективного научного познания является экспериментальный метод. Эксперимент (от лат. experimentum) – проба, опыт – один из основных методов научного познания вообще. Отличается от Н. активным вмешательством со стороны исследователя. Э. позволяет проверять гипотезы (предположения) о причинно-следственных связях и отношениях, не ограничивается констатацией фактов. Иными словами, путь исследования, при котором исследователь сам вызывает явление, которое будет изучаться, уже не наблюдение, а эксперимент. Различают 2 вида Э.: лабораторный и естественный. Лабораторный Э. проводится в специальных лабораторных условиях с помощью психологической аппаратуры. Лабораторный эксперимент позволяет с помощью регистрирующих приборов точно измерить время протекания психических процессов, скорость формирования учебных, трудовых навыков и т.д. (-) данного метода. Испытуемому читается инструкция, он знает, что над ним экспериментируют, а это вызывает определенное напряжение, волнение. Э. должен быть тщательно организован, может повлечь нарушение естественного хода исследуемых процессов, по возможности должен сочетаться с другими, более естественными. Данные лабораторного эксперимента представляют в основном теоретическую ценность. Выводы, сделанные на их основании, могут быть распространены на реальную жизненную практику с известными ограничениями. В настоящее время лабораторный эксперимент строят так, чтобы в нем оказались смоделированными некоторые психологические стороны деятельности, которые человек выполняет в привычных условиях.
Естественный Э. проводится в естественных жизненных условиях, в рамках обычной трудовой/учебной деятельности, у детей – во время игры, на обычном уроке. Впервые этот метод был предложен в 1910 году Лазурским на 1-м Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике. Его имеет смысл использовать, когда данные надо получить в предельно короткие сроки и без помех для основной деятельности испытуемых. (+) метода: испытуемые не знают, что над ними экспериментируют, это снимает напряжение. (-) данного метода: исследователь может активно влиять на ситуацию, но в формах, не нарушающих её естественности для испытуемого. По количеству изучаемых переменных различают: Одномерный эксперимент предполагает выделение в исследовании одной зависимой и одной независимой переменной. Он чаще всего реализуется в лабораторном эксперименте. Многомерный эксперимент. Требует одновременного измерения множества сопутствующих признаков, независимость которых заранее неизвестна. Цель многомерного Э.: анализ связей между множеством изучаемых признаков, выявление структуры этих связей, её динамики под влиянием обучения и воспитания. Полученные данные часто носят описательный характер, не раскрывают психологического механизма явлений и представляют лишь более или менее определённый материал, сужающий сферу поиска. По целям различают констатирующий и формирующий эксперимент. Цель констатирующего эксперимента – измерение личного уровня развития (например, уровня развития абстрактного мышления). Таким образом, получается первичный материал для организации формирующего эксперимента. Формирующий эксперимент ставит своей целью формирование или воспитание той или иной деятельности. В этом случае создаётся специальная экспериментальная ситуация, которая позволяет не только выявить условия, необходимые для организации требуемого поведения, но и экспериментально осуществить целенаправленное развитие новых видов деятельности сложных психических функций и глубже раскрыть их структуру. Основу формирующего эксперимента составляет экспериментально-генетический метод исследования психического развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|