Проблемы этики в психологической диагностике
Формирование этики психодиагноста касается формирования личности, ее нравственного и духовного облика. Доминирующей становится степень принятия и глубины понимания этических норм и принципов. Это связано с уникальностью объекта психологического воздействия и спецификой технологических приёмов, позволяющих глубоко проникать во внутренний мир человека. Этические принципы и правила работы психодиагноста: 1. Принцип не нанесения ущерба испытуемому. Организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба его здоровью, состоянию или социальному положению. 2. Принцип компетентности. Психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий. 3. Принцип беспристрастности. Недопустимо предвзятое отношение к испытуемому, какое бы субъективное впечатление он ни производил своим видом, юридическим и социальным положением. 4. Принцип конфиденциальности. Материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку. 5. Принцип осведомленного согласия. Необходимо извещать испытуемого об этических принципах и правилах психологической деятельности. 6. Правило взаимоуважения психолога и испытуемого. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации. Работа допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать.
7. Правило безопасности применяемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья испытуемого. 8. Правило предупреждения неправильных действий заказчика. Психолог информирует испытуемого о характере передаваемой заказчику информации и делает это только после получения согласия испытуемого. 9. Правило сотрудничества психолога и заказчика. Психолог обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей. 10. Правило профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психологического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой - поддерживать у испытуемого чувство удовлетворения от общения с психологом. Выполнять психотерапевтическую работу с больным разрешается только при наличии специализации по медицинской психологии. 11. Правило обоснованности результатов исследований. Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке. 12. Правило адекватности методик. Применяемые методики должны быть адекватны целям исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента. 13. Правило научности результатов исследования. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог. 14. Правило взвешенности сведений психологического характера. Психолог передает заказчику результаты исследований в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендаций. Он не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого, заказчика.
15. Правило кодирования сведений. На всех материалах психологического характера указываются не фамилия, имя, отчество испытуемых, а присвоенный им код, известный только психологу. 16. Правило контролируемого хранения сведений психологического характера. Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, имеющих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, а также место и условия их хранения, цели использования и сроки уничтожения. 17. Правило корректного использования сведений психологического характера. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом. Требование к личностным и профессиональным качествам психодиагноста Личность психодиагноста играет ключевую роль в обеспечении профессионального успеха. Профессионально-личностный имидж психолога создают внешний, речевой и поведенческий облик, логичность и аргументированность высказываний, контактность, эмоциональность, гибкость поведения сообразно динамике психодиагностической гипотезы и коммуникативной ситуации. Одно из основных личностных свойств психодиагноста – доброжелательност ь, любовь к людям. Без этого психолог вряд ли может состояться как профессионал и как личность. Именно данными свойствами во многом определяются эмоциональная включённость в практическую работу, интерес к ней и к объекту исследования, а также профессиональный такт. Эффект позитивных взаимоотношений с психодиагностом преимущественно обусловлен способностью последнего эмоционально «оформлять» общения, его убеждённостью и информированностью. При этом эмоциональный план общения способствует возникновению доверительных отношений, необходимого эмоционального отклика обследуемого. Профессиональные качества психодиагноста: теоретическая подготовка - опыт работы с конкретными методиками
Личностные качества - общительность и развитая речь, толерантность - критичность и гибкость мышления - широта интересов и независимость взглядов, - готовность к установлению и поддержанию контактов с людьми, - способность эмоционально притягивать к себе людей и сохранять самообладание в процессе общения, - стремление к познанию себя и других, осознание границ своей профессиональной компетентность, - повышенное чувство ответственности за собственные действия, слова. Интеллектуальный потенциал психологов и психодиагностов достаточно высок. Доминирующее положение в нём занимают самостоятельность, системность и оперативность мышления. Сохранение собственной позиции, настойчивость в её защите и развитии определяются способностью ориентироваться на собственное видение психодиагностической ситуации, на независимую диагностическую гипотезу, на свой представление о жизненном пути обследуемого. Выраженная гибкость и системность мышления Особого внимания требует Я-концепция психологов, отражающая состояние реального сознания, самосознания и самоотношения личности. Личностное становление психодиагноста и формирование должного образа Я связаны прежде всего с преодолением ряда нравственных соблазнов, таящихся в профессии психолога. Приведём наиболее типичные из них. Соблазн власти. Психолог не должен обращать знание психологии в своеобразное орудие управления, точнее, манипуляции людьми, делать их зависимыми от себя. Соблазн ответственности. Психолог не должен брать на себя ответственность за судьбу обследуемого. Все свои профессиональные знания и умения он направляет на формирование у обследуемого готовность к самостоятельному принятию решения, готовность отвечать за себя. Психолог не должен лишать обследуемого права отвечать за свои действия и поступки, права совершать собственные ошибки и преодолевать их. Соблазн самокрасования. Психолог не должен использовать знание психологии для демонстрации собственного превосходства над людьми, для рекламирования своих достоинств.
Соблазн следования «методической моде». Психолог обязан быть в курсе последний достижений психологии и смежных с ней научных дисциплин. В то же время он не должен в погоне за «новинками» игнорировать глубину и основательность изучения методических подходов и диагностических средств. Соблазн «воздаяний». Известны результаты экспериментальных исследований, доказывающих большую эффективность платных психологических услуг. Обследуемый, заплатив немалые деньги, более ответственно относится к проводимой с ним работе. В то же время психолог нельзя осознанно стремиться к получению дополнительных вознаграждений за выполненную диагностику или консультацию. Когда психолог становится бизнесменом, то ему трудно удержаться от своеобразного овеществления своего обследуемого. Возможен этический конфликт между необходимостью получения гонорара для обеспечения собственного существования и проведения длительной диагностической или консультационной оплачиваемой работе. Чтобы разрешить такой конфликт или сделать его не столь очевидным и болезненным для самого психолога, последний должен понять сам и помочь понять обследуемому, что он получает плату не за внимание, не за доброжелательность, а за время, затраченное на обследование и консультирование. Соблазн чрезмерного экспериментирования. Недопустимо, чтобы психодиагност для решения собственных исследовательских задач или ради научных поисков перегружал психодиагностическое обследование или увеличивал его время, превращая обследуемого в своего рода статистический материал и перенося его психодиагностические проблемы на второй план. Соблазн эмоционально-соматического выгорания. Гуманистическая направленность психологии, доминирование значимости Я другого человека, а также эмоциональная вовлечённость в работу не должны мешать психодиагносту заботиться о своём психическом и физическом здоровье. Чрезмерное поглощение проблем обследуемых, подключение к их решению не только сознания, но и подсознания, постоянные дополнительные (часто телефонные) консультации, отказ от использования элементарных приёмов психогигиены могут негативно сказаться на психологическом комфорте диагноста, на его семейном благополучии, в конечном счёте – на профессионализме. Соблазн спекуляции. Обследуемый не защищён от применения к решению его проблем неадекватных психодиагностических методов и методик, якобы необходимых для постановки объективного и надёжного диагноза. Отсутствие общепринятых критериев эффективности психодиагностического обследования, а также мер воздействия на психолога за неквалифицированный диагноз повышает значимость личных требований к себе самого психодиагноста, касающихся прежде всего его профессиональной совести.
Соблазн сохранения собственных проблем. Психодиагност должен внимательно относиться к собственным личностным и профессиональным проблемам, должен уметь их решать. Помогать другим людям, не справившись с самим собой, практически невозможно и даже вредно для тех, кому оказывается психологическая поддержка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|