Для чего оно нужно школе и обществу?
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Раздел I ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕНИЕ?
Итак, прежде всего, что такое общение? Определяют его по-разному. Наиболее распространенный тип определений включает в себя понятие "обмена" или "передачи": передача информации от одного человека к другому, передача или сообщение мыслей и чувств, обмен мыслями и чувствами и так далее. Легко видеть: все эти определения даются, так сказать, с позиций говорящего индивида. Сознательно или бессознательно за исходную "клеточку" общения берутся два человека - говорящий и слушающий, и модель общения строится как те или иные процессы, происходящие между этими двумя людьми. При этом общение рассматривается как что-то, прибавляемое к индивидуальной деятельности, изменяющее ее, вносящее в нее элементы социальной обусловленности. В брошюре, лежащей перед читателем (как и в других своих работах), автор опирается на принципиально иную трактовку общения. Вот в чем она заключается. Общение - процесс или процессы, осуществляющиеся внутри определенной социальной общности - группы, коллектива, общества в целом, процессы, по своей сущности не межиндивидуальные, а социальные. Они возникают в силу общественной потребности, общественной необходимости. Общение - то, что обеспечивает коллективную деятельность. Но оно обеспечивает ее непрямо. Вообразим такую деятельность (скажем, уборку школьной территории на субботнике). Она только в том случае будет эффективной, если в ней будут четко распределены обязанности, поставлены конкретные задачи, если в самом процессе работы каждый участник субботника будет взаимодействовать с другими. Такое взаимодействие еще не общение, но оно невозможно без общения. Тот факт, что можно сначала сесть и пообщаться по поводу наилучшего взаимодействия, а потом его осуществить, как раз и показывает, что это не одно и то же: общение непосредственно обеспечивает взаимодействие, а уже это последнее - коллективную деятельность. Но и это еще не все. Ясно, конечно, что общение - при таком понимании - будет очень сильно зависеть от тех задач, которые оно призвано решать: оно будет выступать в различных социальных и социально-психологических функциях. Общение, направленное, скажем, на непосредственную координацию и организацию трудовой деятельности в коллективе, будет отличаться и по содержанию, и даже по форме от общения, направленного на социальный контроль за деятельностью индивида. Но и в том, и в другом случае будут какие-то универсальные черты, универсальные компоненты общения. Люди будут одинаково вступать в общение, поддерживать это общение, "выходить" из него, одинаково "передавать слово" собеседнику и т. д.
Таким образом, само общение тоже обслуживается процессами особого рода, не зависящими от его содержания и функции, процессами контакта. Итак, перед нами целая многоэтажная конструкция: деятельность - взаимодействие - общение -контакт. Социальность общения не только в том, что оно обслуживает коллективную деятельность. Гораздо важнее другое: общение в этом случае (да и в других) выражает или реализует общественные отношения. Это положение, восходящее к работам К. Маркса и Ф. Энгельса, исключительно важно для нас. Есть такие виды общения, где это особенно ясно заметно, например, так называемое социально ориентированное общение (лекция, доклад, ораторская речь, телевизионное выступление). В этом случае лектор, докладчик всегда выступает как представитель общества (коллектива, социальной группы), и та задача, которую он решает, есть социальная задача. Он либо побуждает слушателей к непосредственной социальной активности, ибо объединяет их вокруг социально значимой идеи, формирует или изменяет их убеждения, систему ценностей, социальные установки и т. п., либо обеспечивает "фон" для такого социального воздействия, сообщая социально-значимую информацию, и т.д. В социально ориентированном общении непосредственно реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие. Можно сказать, что это своего рода процессы "саморегуляции" общества или какой-то его части.
Другой вид общения - групповое предметно ориентированное общение, общение, включенное в коллективный труд и непосредственно его обслуживающее, помогающее коллективу решить стоящую перед ним задачу. Здесь на первом месте производственные отношения. Задача, решаемая в предметно ориентированном общении тоже социальная; предмет и цель такого общения - организация коллективного взаимодействия в процессе труда. Наконец, личностно ориентированное общение. Это и есть, собственно говоря, общение одного человека с другим, та самая исходная "клеточка", за которую держится большинство теоретиков общения. Но если посмотреть на нее "сверху", то легко увидеть, что такое общение может быть принципиально различным: это может быть деловое общение, нацеленное на какую-то совместную деятельность и, по сути, совпадающее с предметно ориентированным (диктальное общение), а может быть "выяснение отношений", не имеющее такой связи с деятельностью (модальное общение). Вот тут-то нам и придется ввести еще одно понятие: психологические взаимоотношения. Дело в том, что общественные отношения редко выступают в общении в "чистом" виде, обычно они как бы пропускаются через личность человека, приобретают субъективную форму и относительную самостоятельность. К. Маркс и Ф. Энгельс, как известно, писали о личном, индивидуальном отношении индивидов друг к другу, которое воссоздает существующие общественные отношения (23; с. 440). Ту же мысль выразил отечественный психолог К.К. Платонов: "Производственные и другие виды объективных отношений... отражаются в сознании каждой из этих личностей как... межличностные отношения". Психологические взаимоотношения субъективно для человека стоят в центре; он порой и не догадывается, что за ними скрыты отношения общественные. И только когда между теми и другими возникает явный конфликт (как, например, в повести Б. Лавренева "Сорок первый"), становится ясно, что общественные отношения не только молчаливо отсутствуют в самых, казалось бы, интимных психологических взаимоотношениях, но иногда и способны наглядно продемонстрировать, "кто главнее" (30; с.77).
Модальное общение в том и выражается, что оно имеет своим предметом стабилизацию, уточнение, развитие психологических взаимоотношений людей. УМЕНИЕ УЧИТЕЛЯ ВЛИЯТЬ НА РЕБЯТ Для чего оно нужно школе и обществу?
В отечественной педагогической и психологической науке стала уже аксиомой необходимость специально обучать учащихся приемам и способам умственной деятельности, активно формировать мыслительные процессы, управлять процессами учения. Как известно, на этой основе создан целый ряд конкретных методик, нашедших применение не только в экспериментальном, но и в массовом обучении и прекрасно себя зарекомендовавших. Но наряду с этими тенденциями, а иногда и вместе с ними нередок формально-алгоритмический подход к методике обучения, при котором формирование мыслительной деятельности учащегося, вооруженного оптимальными приемами работы с материалом, замыкается на отработке системы необходимых операций над этим материалом. Такой формально-алгоритмический подход порой обосновывается обращением к современным веяниям в науке, например к системному анализу. Однако и самая современная и "модная" научная теория не может подсказать нам пути к уму и сердцу ребенка, если этот ребенок трактуется ею как одушевленная машина для производства мыслительных операций, а не как человек во всем его психологическом богатстве, если за пределами рассмотрения остается система мотивов деятельности, эмоционально-волевая сфера личности, творческое воображение, если забывают о том, что задачи формирования полноценной, гармоничной личности предполагают комплексное развитие ребенка, не только познавательное, но и нравственное, эстетическое, не говоря уже о трудовом.
Ни для кого не секрет, что школьники, приходящие в первый класс с искренним желанием учиться, нередко к пятому-шестому классу, а иногда и раньше, теряют желание овладевать знаниями. Дело здесь не только и не столько в возрастных особенностях или трудности учебного материала, сколько в том, что в школе не уделяется достаточного внимания развитию мотивов учебной деятельности, учебный процесс не строится так, чтобы на всех его этапах поддерживалась, сохранялась и развивалась заинтересованность школьника в овладении знаниями. У проблемы мотивов учения две стороны. Первая - диалектика того, что А.С. Макаренко называл "близкой", "средней" и "дальней перспективой", призывая учителя " претворять более простые виды радости в более сложные и человечески значительные" (22; с.74). Именно эта диалектика порой не обеспечивается. Мы упускаем возможность управлять развитием мотивов учебной деятельности в период, когда эти мотивы становятся особенно важными для складывающейся личности школьника, кот да они становятся смыслообразующими, а именно - в подростковом и раннем юношеском возрасте. Вторая сторона проблемы мотивов - постоянное поддержание заинтересованности учащихся на самом уроке, мотивационное обеспечение учебного процесса. Так, большим достижением экспериментального обучения, опирающегося на психологическую теорию управления усвоением (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин), является стимулируемая им познавательная активность школьников, тесно связанная с ярко выраженным проблемным характером обучения. Вообще одно из важнейших достоинств проблемного обучения - это заключенные в нем возможности поддержания, закрепления и дальнейшей эволюции мотивов учебной деятельности, обеспечиваемая им "радость постижения", по выражению учителя В.Ф. Шаталова. К сожалению, этой стороне проблемного обучения еще не уделяется достаточного внимания в теоретических работах психологов и педагогов. Не меньшее значение, чем мотивация, имеет эмоциональная сторона учебного процесса. Отечественные психологи выделяют два вида эмоциональной напряженности: собственно эмоциональная напряженность и операциональная напряженность. Первая дезорганизует деятельность, вторая, напротив, мобилизует человека на оптимальное ее выполнение. Собственно эмоциональная напряженность возникает у учащегося на фоне аффективных следов от прошлых неудач, стойкого негативного отношения к данному учителю или предмету и т.д. Она приводит к ослаблению внимания, контроля над ошибками, к ухудшению оперативной памяти, снижению общей работоспособности, к появлению стереотипных высказываний, нарушению динамики речи и т.п. Все это не только маскирует действительный уровень овладения предметом, но приводит к гораздо более опасным последствиям, так как чаще всего сочетается с негативной оценкой ученика со стороны класса (а порой и преподавателя). Отсюда возникновение стойких отрицательных эмоций, переносимых иногда и на весь учебный процесс, резкое снижение уровня мотивации учебной деятельности вплоть до полной подмены внутренних, личностных мотивов внешними ("ненавижу школу, ненавижу учебу, но нужно получить аттестат"), нарушение нормальных взаимоотношений с коллективом и с учителем и многое другое. Поэтому задача учителя - создать в классе такой эмоциональный климат, такую обстановку, которая препятствовала бы возникновению у ученика состояния собственно эмоциональной напряженности и, напротив, стимулировала бы возникновение операциональной напряженнности.
Здесь мы подошли к вопросу о социально-психологической оптимизации учебного процесса. Если проблема оптимизации взаимоотношений школьников в коллективе в последние годы интенсивно разрабатывается отечественными социальными психологами (А.В. Петровский, Я.Л. Коломинский и др.), то социально-психологическая проблематика деятельности учителя на уроке, вообще учебной деятельности только начинает изучаться. Недостаточное внимание к личности школьника в процессе обучения, преимущественная ориентация применяемых методов обучения на деятельность учащегося нередко в ущерб вниманию к его личности оборачивается большими педагогическими просчетами. Это заставляет со всей остротой поставить вопрос об оптимальной организации педагогического общения в учебном процессе. Оптимальное педагогическое общение - такое общение учителя (и шире - педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения (в частности, препятствует возникновению "психологического барьера"), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя. Уже в работах классиков советской педагогики проблема оптимального педагогического общения была поставлена как одна из важнейших проблем обучения и воспитания. "У нас требуют от учителей известного уровня подготовки. Это правильно. Но нужно не только это. Нужно обдумать, как проверять также и умение учителя влиять на ребят..." - писала Н.К. Крупская (19; с. 266). Об атом же говорил М.И. Калинин: "Воспитание учеников - это прежде всего поведение учителя в классе, это отношение учителя к ученикам" (9; с. 71). Особенно много внимания "умению учителя влиять на ребят" уделял А.С. Макаренко. Как бы ни относились к системе воспитания А.С. Макаренко, весьма современно звучит следующая его мысль. Он подчеркивал необходимость для учителя овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения: "Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка, и это чтение может быть даже описано в специальном курсе. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается и в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом... Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть... Но нельзя просто играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соединять с этой игрой вашу прекрасную личность... Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса" (22; с. 268-269). И в другом месте: "Постановка голоса, мимика, умение встать, умение сесть - все это очень и очень важно для педагога. Каждый пустяк имеет большое значение, и этим пустякам можно научить родителей" (21; с. 506). Широко известны и другие высказывания А.С. Макаренко, касающиеся системы отношений "учитель - детский коллектив", или, как это гораздо точнее понимал А.С. Макаренко, отношений внутри школьного коллектива в целом (включая и учителей, и учеников). Много внимания уделял этому вопросу и выдающийся советский педагог С.Т. Шацкий. Ему принадлежит, в частности, мысль, что учитель должен заботиться не только о содержании своих требований, но и о форме и тоне их предъявления. Неоднократно высказывался по этому вопросу такой замечательный педагог-воспитатель, как В.А. Сухомлинский. Остановимся только на некоторых его положениях, цитируемых сравнительно редко. В частности, он резко критиковал бытующее порой в школе "пустословие". "Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным и - это особенно важно обращенным к совести живого, конкретного человека, с которым мы имеем дело... чтобы не было обесценивания слов, и наоборот - чтобы цена слова постоянно возрастала" (41; с. 140). И дальше: "Пусть каждое слово, произнесенное в школе, дает плод, а не остается пустоцветом" (41; с. 164). Проникнуты болью страницы книг В.А. Сухомлинского, посвященные ' крику педагога", - само это сочетание слов вызывает внутреннее сопротивление. Слово учителя, по мысли В.А. Сухомлинского, - прежде всего орудие человечности, чуткости, терпимости. "Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы. Именно от этих прикосновений отрочество и кажется пустыней... Слово щадит и оберегает душу подростка только тогда, когда оно правдивое и идет от души воспитателя, когда в нем нет фальши, предубежденности, желания "распечь", "пробрать"... Слово педагога должно прежде всего успокаивать" (44; с. 102-103). В.А. Сухомлинский, как и А.С. Макаренко, призывал педагогов управлять тоном своего обращения к школьникам. В частности, он советовал обращаться к ним не специальным лекционным тоном, который, кстати сказать, быстро вызывает у ребят усталость, а тоном обычного разговора. Исключительно плодотворно размышление В.А. Сухомлинского о возможностях снятия словом эмоционального напряжения учащихся - даже и в таких, казалось бы, мелочах, как опрос на уроке. ("Не лучше ли будет, если в начале урока как-то незаметно, в беседе учитель скажет, кто сегодня будет отвечать?") Интереснейшие рекомендации высказывал В.А. Сухомлинский относительно способов общения на уроке. Он резко выступал против излишнего возбуждения психики школьников повышенным тоном, напряжением, против перегрузки речи учителя информацией, против ненужных повторений и вопросов. "Педагогическое косноязычие" - бич школы. Оно "ограничивается случайными - такими, которые пришли на память воспитатели, - словами... Ученик не слышит слов воспитателя, его душа остается глухой к словам" (44; с. 253-254). Педагогическая культура, по В.А. Сухомлинскому, связана с уровнем культуры человеческих взаимоотношений: лишь тот учитель имеет право на это высокое звание, который умеет раскрыть в общении с детьми свою, как говорил А. С. Макаренко, "прекрасную личность". Гармония внутреннего и внешнего (общение, поведение) - ключ к успешному воспитанию. "Мудрая власть педагога", как называл ее В. А.Сухомлинский, - инструмент, который может.в руках учителя стать орудием разрушения, а не только созидания. И для того чтобы использовать его по назначению, учитель должен делать с ребенком "то, что подсказали... ему мудрые размышления", а не то, на что его толкает сиюминутное, скоропреходящее настроение". Этой мыслью В.А. Сухомлинского о необходимости для учителя активно и сознательно строить свое поведение мы и закончим настоящую главу.
2.2. "Пигмалион в классе"? Ян Амос Коменский сравнивал учителя (воспитателя) с мастером, школу - с мастерской, в которой из ребенка делают человека. Это образное сравнение, к сожалению, в некоторых направлениях педагогики обрело плоть и кровь - был сделан шаг к превращению педагогики в "рецептурную" науку, а процесса обучения - в "дидактическую машину ". Такой взгляд на сущность педагогического воздействия дожил и до наших дней и отразился, в частности, в тенденции сводить процессы обучения, а отчасти и воспитания к некоторой системе операций над психикой ученика. Учитель, согласно такой точке зрения, - активное начало, ученик - пассивное; педагог манипулирует личностью ученика. Это убеждение лежит в основе множества попыток переосмыслить педагогическое воздействие с позиций кибернетики, программирования, системного анализа. Известная в истории педагогики, казалось бы, обратная тенденция - долой метод, долой технику, да здравствует искусство воспитания! -в сущности, ничем не отличается от охарактеризованной выше. Если учитель художник, творящий по законам искусства, то ученик - глина, из которой он лепит будущего человека. Роль учителя остается неизменной. Наиболее талантливые педагоги нового времени, начиная с И. Гербарта и включая особенно К.Д. Ушинского и П.П. Блонского, понимали соотношение "техники" и "искусства" в деятельности учителя более правильно. "Учителя надо учить не набору технических операций в каждом отдельном случае, а формировать его личность", - писал И. Гербарт. Особенно четко сформулировал свою концепцию замечательный советский педагог и психолог П.П. Блонский. Он указывал, что воспитатель должен "создавать сам свою технику воспитания применительно к индивидуальным условиям данной обстановки и к личности своей и воспитанника..." (2; с. 2). Для этого нужен педагогический талант. Но "личные свойства воспитателя и талант его лишь выиграют от этого усвоения техники педагогического дела" (2; с. 3). Отсюда его идея "педагогической интуиции" как системообразующего фактора в педагогическом воздействии. И, право, эта идея остается верной! Вопрос в том, как эту интуицию можно выработать... Действительно, что такое "педагогическая интуиция"? Она не является врожденной. Как и любая интуиция, это результат интериоризованной деятельности, превращающейся в компонент личности. То, что раньше было осознано в виде правил, превращается во внутренний подсознательный механизм. Но это "вращивание", как говорил Л.С. Выготский, осуществляется по-разному у разных людей: одна и та же деятельность "врастает" в различные темпераменты, характеры, типы личности. Отсюда -различные индивидуальные стили деятельности поведения, в том числе - различные индивидуальные стили общения учителя. В современной отечественной психологии проделана немалая работа по научному обоснованию различных "индивидуальных стилей" общения учителя. Остановимся на некоторых исследованиях, представляющихся нам наиболее важными. Так, например, Н.Ф. Маслова (24) выделяет два основных стиля руководства учителя - "демократический" и "авторитарный". Изобразим их различия в виде таблицы:
Интересно, что, по данным того же автора, стереотипность "авторитарного" учителя, по-видимому, имеет тенденцию увеличиваться со стажем работы. Е.М. Крутова исследовала стили руководства мастеров ПТУ. Здесь также выявилась продуктивность "демократического" и явная вредность "авторитарного" стиля. С.В. Кондратьева и И.А. Рапопорт показали, что рост общего педагогического мастерства учителя резко сказывается на его педагогическом общении: количество единиц воспитательных воздействий уменьшается, разнообразие их репертуара увеличивается. Организующие воздействия начинают преобладать над дисциплинирующими, положительные оценки над отрицательными, прямые воспитательные воздействия все чаще заменяются косвенными. Эта авторы особенно подчеркивают значение таких факторов, как формирование положительного отношения к детям, способности понимать их и на них воздействовать, сознательная постановка учителем задачи найти стратегию и тактику в общении. А.А. Русалинова выделила четыре типа отношения мастера ПТУ к учащимся: устойчиво положительное, неустойчиво положительное, пассивно-положительное и отрицательное. "Автократический", "либеральный" и "демократический" стили выделил А.А. Бодалев. Очень важные данные получили Н.А. Березовин и Я.Л. Ко ломинский (1). Они выделили пять стилей отношения учителя к школьникам: активно-положительный, ситуативный, пассивно-положительный, пассивно-отрицательный и активно-отрицателъ- ный. Различие этих стилей лучше всего показать с помощью отзывов школьников об учителях, приводимых в указанной книге. Активно-положительный стиль не нуждается в иллюстрации. Ситуативный: "Учительница всегда их в угол ставит и ругает"; "Говорит, что они плохо ведут себя и не слушают ее". Пассивно-положительный: "Вчера ей сделали замечание за то, что она писала сразу в готовой тетради и неправильно решила"; "Он на уроках всегда ленивый" (это первый класс, где оценка учителя воспринимается как объективная истина!). Активно-отрицательный: "Учительница ставит их в угол и говорит, что они способны учиться только на колы и двойки"; "Учительница говорит, что он ничего не умеет делать, даже читать". Пассивно-отрицательный: "Учительница говорит, что за него все папа и мама делают, так как он в классе некрасиво пишет, а дома хорошо". А вот отрывки из характеристик, данных учителям директорами и завучами. "В школу и детей влюблена. Умеет научить любого ребенка. Не любит крайних мер. В то же время очень принципиальна и требовательна". А вот другой стиль: "Добросовестная, грамотная, много работает, любит свою профессию и детей, но если ученики путают, теряет самообладание". Еще: "Учительница великолепная, но какая-то сухость, слова доброго, ласкового не скажет детям". Четвертый стиль: "Замечания дает в резкой форме, забывает о похвале как методе воспитания. При любой неудаче ученика возмущается во весь голос. Не любит ленивых и слабо подготовленных учеников и не хочет с ними работать". Наконец: "Воспринимает все настороженно. Возмущение поведением учеников наружу не выходит. Только съеживается вся. Не любит задерживаться в школе". Нужно ли пояснять, к учителям какого стиля относится каждая из этих характеристик?! Эти авторы показали, как различие стилей влияет на оценку учителем социально-психологической ситуации в детском коллективе и на саму эту ситуацию, на оценку школьниками учителя и взаимоотношений с ними учащихся и т. д. Интересно привести данные одной из таблиц. На вопрос: "Кого, как тебе кажется, учительница любит меньше других в вашем классе?" - в среднем (в %) было получено такое число ответов "Любит всех" и соответственно "Любит не всех" (нам неважно, кого именно!). Активно-положительный стиль - 46 и 36; пассивно-положительный - 17,5 и 66,5; ситуативный - 7 и 76; активно - отрицательный - 0 (!) и 91,5(!); пассивно-отрицательный - 4 и 73. Остальные дети отвечали: "Не знаю". Таких "незнающих" было меньше всего у учителя активно-отрицательного стиля (8,5 %) и больше всего - у пассивно-отрицательного (23 %). Когда был задан вопрос: "Представь, что тебя переводят в соседний класс. С кем бы ты перешел? С учителем? С друзьями? Один?" - то у учителя активно-положительного стиля 74% учеников хотели перейти вместе с ним. Ситуативного "взяли с собой" только 47 % учащихся. Учителей отрицательного стиля - 35-39%. (Не забудем, что эксперимент проводился в первом-третьем классах, где авторитет учителя непререкаем, особенно для первоклассников.) Желающих уйти в одиночку у "ситуативного'' учителя было 13%, у "активно-отрицательного" - 19 и у "пассивно-отрицательного" - 22%. "Хотел бы ты вернуться назад в детский сад?" Активно-положительный: 100% "нет"(!). Пассивно-положительный: 29% "да". Ситуативный: 33 % "да". Активно-отрицательный: 67% "да". Пассивно-отрицательный: 58 % "да". Авторы комментируют эти данные, и к ним нельзя не присоединиться: "Эти результаты особенно впечатляют на фоне... горячего стремления дошкольников-семилеток пойти в школу. Только глубокие эмоционально-отрицательные впечатления могли вызвать столь сильное разочарование..." (1;с.78). Данные из книги Березовина и Коломинского можно приводить без конца, и все они с предельной убедительностью демонстрируют, как важен стиль отношения учителя к учащимся. Главное, что "отрицательный", дай "ситуативный" учителя работают, так сказать, против себя. А это значит - против школы, в конечном же счете - против общества. Ведь, как говорила Н.К. Крупская, "для ребят идея не отделена от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек. Самые высокие идеи в его устах становятся ненавистными" (19; с. 265-266). Если мы посмотрим, как трактуется соотношение личности учителя и его педагогической техники в современной западной педагогике и педагогической психологии, то увидим, что, хотя понятие "личность учителя" здесь присутствует, основной упор делается на совокупность внешних приемов поведения педагога, обеспечивающих тот или иной педагогический эффект. Правда, в западной педагогической психологии уже начиная с конца 30-х годов интенсивно разрабатывается проблема типологии "стилей поведения учителя". Ее поставил еще знаменитый американский психолог К. Левин (работа выполнена в соавторстве с его сотрудниками Р. Липпитом и Р. Уайт): он сравнил (в условиях летнего лагеря) "автократический", "демократический" и "свободный" стиль воспитания. Аналогичную работу применительно к обучению проделали американский психолог Г. Андерсон и его коллеги. Пожалуй, самый важный их результат свелся к следующему: при так называемом "интегративном стиле" (учет интересов детей, помощь в решении проблем, поддержка инициативы, небоязнь признать свою некомпетентность в чем-либо и т. д.) поведение учащихся становилось более активным, социальным, саморегулируемым. В начале 70-х годов западногерманские психологи Рейнхард и Анна-Мария Тауш опубликовали данные, согласно которым тишь в 2 % ситуаций учителя вели себя в классе "интегративно", в то время как в 97 % случаев они - даже при обратной общей установке - выбирали "автократический" путь поведения: "Не смотри в окно! Убери пальцы! Тихо! Ты одет не понял!" Но эти данные заставляют задуматься над тем, плодотворна ли вообще концепция "поведения учителя", можно ли сводить проблему к "педагогической технике". Знаменитый американский психотерапевт Карл Роджерс в 1961 году выдвинул общую идею, согласно которой высшая цель воспитания - дать личности возможность с наибольшей полнотой выразить себя. Дело, однако, в том, что, реализуя эту идею в конкретных исследованиях и рекомендациях, последователи К. Роджерса, в сущности, пришли к системе техники формирования личности - как парадоксально это ни звучит! Процесс обучения и воспитания превратился, если перефразировать Коменского, в "машину для воспитания личности". Пропал гуманистический смысл педагогики. В настоящее время на Западе существуют буквально сотни работ, в которых более или менее детально анализируются - чаше всего на конкретном эмпирическом материале - вопросы педагогического общения. Особенно многочисленны работы в США и ФРГ. Подобные публикации имеются и в Италии (специальный сборник "Обучающая коммуникация"), и в Англии. Возьмем одну обобщающую книгу и проследим, как трактуются в ней вопросы педагогического общения. Это опубликованная в 1974 году в США монография психологов Дж. Брофи и Т. Гуда "Отношения учителя и ученика". Конечно, мы берем лишь отдельные ее положения. Интересны собранные авторами данные, которые касаются "субъективности" общения учителя, проявляющейся прежде всего в избирательном отношении. Haпример, установлено, что учителя чаще обращаются к школьникам, которые вызывают у них то или иное эмоционально-смысловое отношение - симпатию, озабоченность, неприязнь, в то время как безразличные им ученики остаются обойденными учительским вниманием. Оказывается, учитель склонен лучше относиться к более ''интеллектуальным", более дисциплинированным, исполнительным ученикам. На втором месте стоят пассивно-зависимые и спокойные. На третьем месте - "растяпы", поддающиеся влиянию, но плохо управляемые. Самые нелюбимые - независимые, активные и самоуверенные школьники. Существенной является внешность школьника. Так, в одном из экспериментов четыремстам учителям были предложены для оценки "личные дела" учеников. Была поставлена такая задача: определить уровень интеллекта школьника, отношение его родителей к школе, его планы в смысле дальнейшего образования и отношение к нему сверстников. Секрет был в том, что всем давалось одно и то же дело, но к нему были приложены две разные фотографии - заведомо привлекательная и заведомо непривлекательная. Оказалось, что "привлекательным" детям при прочих равных условиях - учителя приписывали более высокий интеллект, намерение поступить в колледж, лучший статус в группе сверстников и даже родителей, больше занимающихся их воспитанием. Читателю будет интересно узнать, что: - учитель, оказывается, непроизвольно стремится больше обращать сяк тем ученикам, которые сидят на первых партах, непосредственно перед ним; - эти школьники оцениваются им при прочих равных условиях более высоко; - учитель, особенно если у него самого безукоризненный почерк, предпочитает "каллиграфов"; - он очень чувствителен к неправильностям речи и даже к... тембру голоса. Это, как видно, оборотная сторона индивидуального, вообще дифференцированного отношения учителя к разным учащимся, которое в принципе может только приветствоваться. Если до конца 60-х годов анализировалось в основном общение учителя с классом в целом, то с этого времени наибольшее внимание уделяется общению с отдельными учениками. Этот поворот был четко обозначен вышедшей в 1968 году книгой американских психологов Розенталя и Джекобсона "Пигмалион в классе", которую авторы, на чью работу мы сейчас опираемся, характеризуют как "одну из наиболее интересных и наиболее спорных во всей истории педагогики". Смысл концепции авторов "Пигмалиона..." в том, что учитель создает у себя определенные установки (или ожидания, или прогнозы) относительно отдельных учащихся и... ведет себя так, чтобы эти прогнозы оправдались! Вторая половина тезиса Розенталя и Джекобсона вызвала оживленное обсуждение и критику, но первая бесспорна, и факт индивидуальной установки учителя на ученика сейчас совершенно ясен и очень хорошо исследован. Дж. Брофи и Т. Гуд тоже поставили эксперимент, где сравнивались дети с объективно одинаковыми способностями и уровнем подготовки, но среди них были с самого начала оцениваемые учителем как "бесперспективные" (по тем или иным чисто субъективным критериям). Вернее, сравнивались не сами дети, а общение с ними учителя. И что же? Дети "плохой" группы в четыре: раза меньше обращались к учителю по существу проблемы, но зато учитель обращался к ним в полтора раза чаще. Но он же в два раза чаще их ругал и почти в три раза реже хвалил, чем других. Иными словами, по количеству контактов особой разницы не оказалось, зато качество было другим. Особенно показательные данные были получены, когда сравнили, как учитель оценивает правильные и неправильные ответы учащихся той и другой группы. За одинаково правильные ответы "хороших" детей хватили в два раза чаще; за одинаково неправильные "плохих" ругали чаще почти в три раза. Но самое интересное выявилось, когда эксперимент повторили в других условиях. Он не дал тех же результатов! Дело было в следующем. Первый эксперимент проходил в конце учебного года, второй в начале. Иначе говоря, установка учителя еще не успела закрепиться. Да и сами
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|