Параграф 1. Периодизация с точки зрения ведущих видов деятельности
Осознание значимости детства в процессе становления личности приходит довольно поздно. Открытие личности в эпоху Возрождения лишь спустя два столетия приводит к поискам ее истоков, к постановке проблемы ее формирования и развития. Новая наука - детская психология появляется в конце XIX столетия, и проблема детства становится кардинальной в психологии. Так или иначе, к ней обращаются все выдающиеся психологи, основной целью которых становится нахождение закономерностей детского развития. Первые концепции детского развития возникли под большим влиянием теории Дарвина, в которой впервые была четко сформулирована идея о том, «что развитие, генезис подчиняется определенному закону». Что определяет детское развитие? Среда? Генетика? Активность субъекта? Время, когда осуществляется воздействие среды? Тип культуры? Разные концепции по-разному отвечают на эти вопросы, но ни в одной из них не прослеживается влияние искусства на процесс формирования личности, не ставится вопрос о месте художественной деятельности в периодах онтогенеза. Детское развитие рассматривается психологами в разных системах отношений: «ребенок - предмет», «ребенок - взрослый», «ребенок - общество». Эволюция учений шла по линии все более глубокого осмысления роли общества в развитии ребенка. Особое место среди психологов, занимавшихся проблемой детского развития принадлежит Зигмунду Фрейду. Его работы изменили облик психологии в XX столетии, оказали воздействие на другие науки о человеке - социологию, педагогику, антропологию, этнографию. Детское развитие Фрейд рассматривает в системе «ребенок - взрослый». Он показывает, что для формирования и становления личности главное значение имеют не предметы, окружающие ребенка, а другой человек, прежде всего - мать. Взаимоотношения с матерью во многом определяют развитие человеческого характера. «Мужчина, который был неоспоримым любимцем своей матери, на всю жизнь получает победное чувство, уверенность в успехе, а это нередко ведет к реальным успехам», - писал Фрейд.
В модели личности, построенной австрийским психологом, все три ее компонента: «Оно», «Я», «Сверх-Я» взаимосвязаны и взаимообусловлены. Но в очеловечивании человека «Я» и «Сверх-Я» имеют основополагающее значение: «Я» олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью, «Сверх-Я» - носитель моральных норм, критик и цензор. Образование основных инстанций человеческой личности совершается под прямым влиянием Значимых Других: «Я», по мнению Фрейда, в большей степени матери, «Сверх-Я» - отца. В теории Фрейда «Сверх-Я» соответствует всем требованиям, предъявляемым к высшему началу в человеке. В процессе взросления ребенка роль отца переходит к учителям, другим авторитетным людям, их заповеди и запреты сохраняют свою силу в «Я-идеале», осуществляя в качестве совести моральную цензуру, И социальные чувства индивида формируются на основе общего для всех «Я-идеала». Фрейд утверждал, что область бессознательного не только низкие страсти, «…даже тонкая и трудная интеллектуальная работа, которая обычно требует напряженного размышления, может быть совершена совершенно бессознательно», и самокритика, и совесть «бесспорно высокоценные душевные проявления, оказываются бессознательными и, оставаясь таковыми, обусловливают важнейшие поступки». Выявив коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, Фрейд обошел молчанием вопрос о значении искусства в формировании личности. При этом нельзя сказать, что ученый игнорировал искусство. Напротив, он оставил удивительно тонкие наблюдения о сути художественного творчества, о родстве профессиональной художественной деятельности и детских игр: «...каждый играющий ребенок ведет себя подобно поэту, созидая для себя собственный мир, или, точнее говоря, приводя предметы своего мира в новый, угодный ему порядок»; о закреплении этого родства в немецком языке, в котором и детская игра и «произведения писателя...способные быть представленными зрелищем, комедией, трагедией, - а лиц, которые их изображают, - актерами». Фрейд осознавал возможности искусства в раскрытии самых сокровенных тайн человеческой души, ее движений и порывов.
Детское мышление эгоцентрично. «Я» ребенка растворено в окружающем его мире, слито с ним. Другой выдающийся психолог - Жан Пиаже - выявляет детский наивный «реализм», основной признак которого заключается в том, что свое мгновенное восприятие ребенок считает истинным. Отмечая своеобразие детского мышления, Пиаже не выделяет такого его качественного отличия, как способность мыслить художественными образами. В самом деле, синкретизм, характерный для художественно - образного мышления, характерен и для восприятия мира ребенком. Как уже было сказано, швейцарский психолог открыл эгоцентризм детского мышления. Социализация обусловливает решающий поворот в психическом развитии ребенка - переход от эгоцентрической позиции к объективной. Выделяя в социальных отношениях два крайних типа: отношения принуждения (управления в современном понимании) и отношения кооперации (общения), Пиаже отмечает значимость последней для осознания ребенком своей субъективности. Подлинная кооперация (общение), считает Пиаже, возможна только между детьми. Они устанавливают отношения равных, способствующие осуществлению развивающего взаимного контроля: с одной стороны, появляется потребность приспособиться к другому лицу, с другой стороны, доказать свое мнение. Несомненно, что именно совместное проживание детей в воображаемых ситуациях, в выполняемых ими воображаемых ролях и позволяет ребенку качественно развить мышление, подготовиться к восприятию более сложных логических конструкций. Исследую качественное своеобразие детского мышления, Пиаже не отмечает такой его уникальной особенности, как способность воспринимать мир художественно-образно. При этом психолог открыл удивительную способность человеческого мышления: творчески воспринимать окружающий его мир. Эволюция теорий детского развития продвигалась в направлении все более глубокого осмысления роли общества в формировании ребенка. В концепции, Эрика Эриксона становление и развитие личности представлено в системе «ребенок-общество». Психолог открыл новый метод исследования психики - психоисторический. Этот метод требует равного внимания, как к психологии индивида, так и к характеру общества, в котором живет человек. Эриксон утверждает, что ее (личности) становление происходит на протяжении всей жизни. По убеждению Эриксона «Я», комбинируя в себе стихию природного начала и социальное начало, определяет целостность личности. По мнению Эриксона характер взаимоотношений между ребенком и его окружением определяет направление психосоциального развития.
Таким образом, в теории Эриксона развитие личности детерминировано родительским воспитанием, социальным окружением, особенностями культуры. Сама личность - не пассивный инструмент внешнего воздействия, а динамичная система, способная и к выбору, и к определению своего жизненного пути. Другой психолог - Эльконин, в своей концепции детства не замечает особое, художественно-образное восприятие мира ребенком, сводит его художественную деятельность только к познанию свойства предметов, овладению материалом; не понимает специфики художественных образов детей, называя их творчество «странным». Эта концепция была общепризнанной в советской психологической науке и служила обоснованием для построения учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, становится понятно, почему искусство оказалось выведенным на периферию учебного процесса. В 70-е годы М. С. Каган, разработал концепцию человеческой деятельности, в которой ее видовое строение представлено пятью потенциалами: художественное общение, познание мира (фантазия, воображение, любознательность), преобразования (созидание, мировоззрение, самосознание), ценностного ориентирования и художественным потенциалом. Личность, по мнению философа, определяется через целостно рассмотренную ее деятельность». Деятельность человека - единое целое человеческой индивидуальности.
Выведение художественной деятельности за рамки учебного процесса в младшем школьном возрасте имеет губительные последствия как для развития школьника в целом, так и для формирования его абстрактно- логического мышления, несомненно, ценного качества в эпоху глобальной информатизации. Кроме того, отсутствие активной художественной деятельности в младшем школьном возрасте приводит к тому, что в старшем школьном возрасте исчезает потребность в общении с искусством. И поэтому, указанная философом, «былая неравномерность развития сознания юноши и девушки» не только не преодолевается, а, наоборот, усугубляется. Итак, в крупных психологических концепциях развития личности художественная деятельность ребенка не рассматривается как обязательное условие «очеловечивания человека». Редким исключением в ряду теорий детства в этом аспекте является исследование «Психология детства» В.В.Зеньковского. Главное внимание Зеньковский уделяет проблеме становления личности, условиям, способствующим формированию ее целостности. По мнению психолога, детство имеет особый смысл и функцию в созревании человека. У взрослого и ребенка разные задачи в культуре: взрослый творит культуру, а ребенок приобщается к ней. Зеньковский рассматривает периоды развития ребенка по принципу расширяющейся спирали, а основным критерием периодизации считает психическую установку ребенка на восприятие мира. Известно, что для возникновения установки необходимо наличие актуальной потребности и ситуации ее удовлетворения. Так, основная установка первого периода (0-1 год) - освоение новой среды обитания. Следующий период развития психолог называет «ранним» или «первым» детством (5-6 лет). Психическая установка его определяется стремлением ребенка развить свои силы и способности. Во второе детство (от 5-13 лет), по мнению Зеньковского, ребенок входит психически тогда, когда в его сознании происходит строгое разделение реального мира и мира воображаемого. В следующем периоде развития - отрочестве (12-18 лет) развитие девочек и мальчиков идет уже совершенно различным темпом. Рождается личность. Внешний мир не принимается подростком, подвергаются критике все моральные традиции, нравы, обычаи. Отрицая действительность, подросток создает ее воображаемый идеальный образ.
Последний период детства человека - юность - чисто эстетический характер. Итак, развитие ребенка Зеньковский рассматривает во взаимодействии трех детерминантах: биологической, социальной и культурной. Длительность человеческого детства обусловлена его особой функцией в культуре. Основная форма активности ребенка - игра ее неразличимости сплетения реального и воображаемого. Критерием периодов развития является психическая установка. Огромна роль искусства в разные периоды развития ребенка. По глубокому убеждению Зеньковского, с возрастом художественный потенциал личности должен не «увядать», а, наоборот, - расширяться, оказывая оплодотворяющее воздействие на развитие других ее потенциалов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|