Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Параграф 2. Место художественной деятельности в структуре видов деятельности на каждом этапе онтогенеза




 

Человеческое детство-явление культуры и оно детерминировано типом культуры своего времени. Потому-то детство в эпоху первобытности, Возрождения, наши дни - суть разные детства, отличающиеся и по своей продолжительности и по этапам развития. Можно высказать предположение, что и психологические теории личности детерминированы типом культуры, ибо психология смотрит на личность с позиций требований своей культуры и, прежде всего, исследует развитие тех линий многоликой личности, которые необходимы в человеке данной культуры для ее (культуры) развития. В различных психологических теориях личности первый этап онтогенеза выделяется исследователями как период, в котором основополагающее значение для развития ребенка имеет общение. Известно, что дитя человека, в отличие от детеныша животного, не созревает спонтанно, и деятельность - главное и необходимое условие его формирования. Общение - экологически валидный фактор развития. Но, если у животных оно необходимо для нормального развития поведения детенышей, то у человека - сложной системы, сочетающей в себе взаимообуславливающее единство биологического, социального и культурного начал, - общение имеет глубокую культурогенную функцию сотворения из «кандидата в человеки» человека.

Имеет глубокий смысл тот факт, что первым, доступным ребенку видом деятельности, в котором он может проявить себя как человек по отношению к другому человеку, является деятельность, представленная в чисто духовной форме. Привязанность ребенка к взрослому, складывающаяся в первом полугодии жизни, является фундаментом для появления позднее сопереживания. И, наконец, именно в процессе общения формируется основа человеческого мироощущения, мировосприятия, мироосмысления - диалогичность. Постепенно, в процессе расширения круга общения (другие люди, художественные образы, образы внешнего мира) изменяется величина «Я», его емкость. «Я» становится и «Ты», и «Мы». Человек, находясь в позиции общения, относится ко всему окружающему как к участнику диалога.

Итак, голос, способный производить звуки, и слух, способный их воспринимать, позволяют беспомощному младенцу проявлять свою активность в общении со взрослыми.

Характеризуя формы общения матери и ребенка, исследователи выделяют три основные категории мотивов общения - познавательные, деловые и личностные, определяя при этом в первом полугодии жизни ребенка в качестве основных - личностные. Но среди средств общения психологи не рассматривают художественных действий взрослого, способствующих и пробуждению активности ребенка и установлению между им и матерью эмоционально-личностного контакта. На наш взгляд, в стадии младенчества именно музыка и только музыка как «искусство людского общения» обладает широким спектром воздействия на личность ребенка.

Периоды новорожденности и младенчества наиболее благоприятны для установления тесной духовной связи между матерью и младенцем: ребенок еще так мал, беспомощен и зависим, еще не исчезла его физиологическая связь с матерью. И звучание колыбельной в минуты общения создает особую эмоциональную атмосферу, рождает удивительную близость (родство душ), способствует возникновению у ребенка душевного отзвука: сочувствия, эмпатии, симпатии.

Музыка - искусство наиболее активное из всех искусств и даже «властное, агрессивное. Звук... заставляет слышать себя, даже если это неугодно слушателю». Звук непосредственно воздействует на чувство, заставляет само тело слушающего отзываться непроизвольными движениями. Таким образом, не освоив еще самые примитивные действия, не овладев речью ребенок способен проявлять активность при восприятии колыбельной.

В развитии речи младенца исследователи выделили три стадии; крик, лепет, членораздельная речь. Взаимосвязанное и взаимообусловленное формирование голоса, слуха и речи детерминировано музыкальной деятельностью взрослого и ребенка. Так, лепет - это, прежде всего пение, точнее, «рудимент пения и музыки». Основной функцией лепета является развитие голоса. Художественно-выразительные особенности жанра колыбельной песни способствуют этому процессу. Как правило, для мелодики колыбельной характерно преобладание нисходящих интонаций узкого диапазона (чаще всего в пределах малой терции); ритм соответствует речевому ритму, а из ладовых средств наиболее часто встречается пентатоника. Соединение музыки со словом в колыбельной позволяет последнему приобрести особую выразительность и значимость ибо "слова можно говорить, не интонируя их истинного смысла; музыка же всегда не слышима". Таким образом, музыкальная интонация колыбельной способствует выявлению истинного смысла слова.

И колыбельные песни, и пестушки, и потешки, и прибаутки - все это художественные произведения, и их восприятие соответствует законам восприятия человеком искусства. А как показали исследования нейрофизиологов, в процессе восприятия искусства уровень активности обоих полушарий одинаков. Таким образом, в процессе слушания (и подпевания) ребенком колыбельных песен происходит интеграция левополушарных и правополушарных функций головного мозга. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, играли, исполняя потешки, развлекали прибаутками и сказками, по многочисленным наблюдениям - наиболее творческие дети…

Необходимо отметить следующий важный факт. Потребность в общении у ребенка становится осознанной к двум с половиной месяцам его жизни. Именно в этот период ребенок начинает сам проявлять активность в своих действиях, призывая взрослого к общению, а значит и детерминирует формирование осознанной потребности общения у ребенка.

Раннее детство - сензитивный период для воспитания чувства милосердия ко всему, что окружает человека. И духовное восхождение, и духовное очищение может быть впервые осуществлено в младенчестве под воздействием музыки. В процессе приобщения ребенка к культуре на этом этапе онтогенеза огромное значение приобретает его художественная деятельность. Возросшая самостоятельность младенца позволяет ему обратиться к ее новому виду: изобразительному искусству.

Следующий этап детского развития (3-6 лет) является во многом определяющим в становлении направленности личности. Ребенок открывает для себя мир взрослых, "с их деятельностью, их функциями, их отношениями" и овладевает не столько предметными действиями, сколько отношениями.

Детство - явление историческо. Культурное наследие, в отличие от биологического, не передается генетически. Овладеть культурой предшествующих поколений можно только творчески. Велико значение в этом плане образов сказочных героев. Сказка - произведение искусства. Сказка позволяет ребенку найти собственное решение насущных жизненных проблем. Резко возрастает роль искусства в юношеском возрасте. Но, как культурная - потребность в общении с искусством возникает не спонтанно, сама по себе, а только в результате целенаправленного художественного воспитания и образования Отсутствие последнего приводит к драматическим последствиям;

На новом этапе онтогенеза - начале профессиональной деятельности - востребованность личностью искусства целиком и полностью определяется формированием и развитием его художественно-творческого потенциала. Можно отметить жесткую корреляцию между отношением человека к искусству и уровнем его духовности.

И, как уже было сказано ранее, при благоприятном ходе онтогенеза на заключительном этапе жизненного пути может произойти «прорыв» к новому качественному росту личности, в том числе и в плане художественного развития. Многочисленные примеры внезапного открытия человеком в себе художественного таланта - тому подтверждение.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...