Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Параграф 3. Подсистема художественного воспитания и образования в системе общего образования на современном этапе развития куль туры




 

По убеждению ученого у искусства особая миссия. Определяя одну из задач сознания как задачу на смысл, он считает, что: "Искусство и есть та единственная деятельность, которая отвечает задаче открытия, выражения и коммуникации личностного смысла действительности, реальности".

Известно, что в отдельных педагогических системах огромная роль отводилась художественной деятельности ребенка. В вальдорфской педагогике в дошкольном периоде искусство является главным средством развития фантазии - "того качества, которое позволяет человеку выйти за рамки наличного и творить будущее". А в школьном периоде искусство " вплетено" в преподавание всех дисциплин. Выдающийся украинский педагог В.А. Сухомлинский во всех своих работах целые главы и разделы посвящал художественному воспитанию ребенка, подростка, юноши, девушки. "Я тысячу раз убеждался: без поэтической, эмоционально-эстетической струи невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Сама природа детской мысли требует поэтического творчества... Я не представляю обучения в школе не только без слушания, но и без создания сказки... Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка... Музыкальный образ по-новому раскрывает перед людьми особенности предметов и явлений действительности. В минуты наслаждения музыкой ребенок чувствует, что он настоящий человек... Я твердо убежден, что, когда в юношескую душу невнятно стучат первые ветры неосмысленных желаний и порывов, очень важно раскрыть всю глубину красоты женщины как высшего воплощения общечеловеческой красоты... Никакие моральные поучения не могут утвердить в юных сердцах эти благородные, высокие чувства, если рядом не стоит искусство".

Вытеснение искусства в XX столетии в сферу частных интересов косвенным образом отразилось и в развитии основных направлений педагогической и психологической наук. Не случаен факт отсутствия в психологии фундаментальных исследований, посвященных проблемам художественного восприятия, а в ряду "психических явлений оказываются "забытыми", т. е. пренебрегаемыми как несущественные для понимания строения и работы человеческого мозга" не только фантазия, любовь, вера, вкус и эстетический, и художественный, что отмечает М.С. Каган в своем исследовании "Философия культуры", но и художественно-образное мышление, и художественные эмоции.

Радикальное изменение культурной ситуации, наиболее четко ощущаемое с середины XX столетия, вызвано движением к новому историческому типу культуры - антропоцентристскому. Человек - субстанция целого и его смысл. Потребность культуры антропоцентрического типа в целостном человеке диктует необходимость культивирования тех форм его деятельности, которые способствуют формированию и развитию целостности.

В XX веке неизмеримо выросла роль школы как социального института, основная цель которого - формирование личности, отвечающей запросам и требованиям соответствующего типа культуры. Изменение вектора культуры во второй половине XX столетия, потребность культуры в новом типе личности обусловило особую остроту старой проблемы: какова функция искусства в формировании личности и каким должно быть общее художественное воспитание и образование в школе.

На протяжении многих десятилетий в отечественной педагогике постулировалась идея о всестороннем и гармоничном развитии личности как основополагающей цели деятельности учителя. Но формула "всестороннее развитие личности" не отвечает онтологической сущности человека - целостности. Всесторонность же - механистична, в ней нельзя выделить системообразующий фактор развития. Потому, педагогической целью должно быть не воспитание "всесторонней и гармоничной личности", а создание условий, способствующих формированию, и развитию целостной личности.

Мир целостен во всех его формах и аспектах. Возможность восприятия и осознания человеком целостности мира детерминирована структурой его мозга - функциональной организацией коры больших полушарий. Возможна аналогия с интерпретацией художественного текста, например музыкального, которая "предполагает индивидуальный подход к исполняемой музыке, активное к ней отношение". В процессе профессиональной художественной деятельности происходит настолько тесное взаимодействие двух полушарий, что правое полушарие в высокой степени овладевает стратегиями, свойственными левому и наоборот. Целостность восприятия обусловленная активизацией обеих полушарий головного мозга, характерна не только для людей искусства в процессе их художественного творчества, но и для читателя-зрителя-слушателя в процессе общения с предметами художественного творчества. Соответственно, формирование и развитие целостной личности наиболее органично в ее художественной деятельности.

К художественной деятельности, как механизму культурного наследования не заданного генетически ребенка необходимо целенаправленно приобщать, воспитывая в нем потребность общения с искусством.

В современной школе художественное воспитание и образование эпизодично, фрагментарно, случайно. Именно поэтому предметы художественного цикла с легкостью "исчезают" из учебного плана. В последнее время в работах философов, психологов, педагогов отечественная школа культуры индустриального общества определяется как знаниецентристская. Вся система организации деятельности в такой школе направлена на достижение одной цели: дать учащимся "крепкие знания". Общение учащихся друг с другом при такой организации внутреннего пространства практически невозможно. Поэтому, форма изложения учебного материала учителем, и ответов учениками - монологична, а она, как было сказано ранее, не прибавляет качественных знаний.

Вне учебного плана общеобразовательной школы остаются архитектура, театр, танец - древнейшие виды искусства - и кино, ТУ, дизайн - виды искусства, возникшие и развивающиеся в XX столетии и повсеместно входящие в жизнь современного человека. А между тем, как показали социологические исследования, "отсутствие даже одного вида искусства в кругу интересов людей отрицательно сказывается на формировании их художественного вкуса, и вообще с уменьшением числа искусств, осваиваемых людьми, ухудшаются показатели художественного вкуса, являющегося...одной из важнейших характеристик художественного развития личности".

В современном преподавании предметов художественного цикла не учитываются и сензитивные периоды развития психики ребенка, влияющие на восприятие того или иного вида искусства. Традиционное художественное образование, осуществляемое в детских художественных учебных, предназначено, в основном, для подготовки учащихся к будущей профессиональной деятельности. Поэтому в таких школах естественна узкая специализация, т.е. ребенок, овладевает каким-либо одним видом искусства и, зачастую, обучение художественному ремеслу становится определяющим и отодвигает проблему художественного воспитания.

Целью художественного воспитания и образования в школе является создание условий для формирования и развития художественно-творческих способностей каждого школьника, воспитание человека, любящего и понимающего искусство, обладающего развитым художественным вкусом, а значит адекватно воспринимающего замыслы творцов искусства, обретающего в постижении художественных произведений ценностные смыслы и, в конечном итоге, испытывающего постоянную потребность в общении с искусством. Необходимо учитывать и следующий факт: художественное воспитание и образование имеет пролонгированное воздействие на личность.

Как известно, система искусств расчленяется на три группы: пространственные, временные и пространственно-временные. Реальная жизнь человека протекает в жестко ограниченном пространственно-временном измерении. Только искусство дает возможность расширить до бесконечности эти границы реальности, а его способность отделить пространство от времени позволяет ощутить движение вне пространственного «чистого» времени в музыке и искусстве слова, и пережить пребывание в «чистом» пространстве, где не властно время и "останавливается мгновение".

Пространственные искусства: и изобразительные, и неизобразительные постигают внутреннее через внешнее, а временные в тех же двух принципах формообразования - внешнее через внутреннее. Пространственные искусства воссоздают устойчивость, стабильность, непреходящесть (египетские Пирамиды), а временные - текучесть, изменчивость, динамичность (прелюдии Ф. Шопена, рассказы И. Бунина). И вновь проявляется принцип дополнительности, который в третьей группе искусств - пространственно-временных - смоделирован в своей одновременности. Искусство актера и танца имеют своим материалом человека, строение форм этих искусств аналогично структуре реального бытия человека и поэтому способно к адекватному художественному постижению взаимопревращения одной стороны человеческого бытия в другую.

Искусство функционирует как целостная система. Один из основополагающих принципов целостности - дополнительность - является характерным как для системы искусств в целом, так и для всех ее звеньев. Каждое искусство образно моделирует внешний мир и человека со "своей точки зрения", используя выразительные возможности своего языка. В процессе художественной деятельности необходима особая тренировка органов восприятия: зрения, слуха, руки. Живопись, графика, скульптура требуют особого глаза ("с крючочком"), умеющего увидеть по-новому, - острее и точнее - объекты внешнего мира и самого человека. Художника Клода Моне прозвали "создателем лондонского тумана", потому что он первый увидел истинный цвет тумана в Лондоне - багровый. И только после картины Моне люди вгляделись в туман и вдруг поняли, что он действительно багровый и начали искать этому объяснение и обнаружили, "что красный оттенок тумана зависит от обилия дыма. Кроме того, этот цвет туману сообщают красные кирпичные лондонские дома". Глядя на мир глазами художника, человек начинает воспринимать его полнее и красочнее.

В ходе освоения художественных языков - живописи, графики, скульптуры, литературы - развивается особая чуткость зрительного восприятия и тактильных ощущений, происходит тренировка руки, ее мелких движений. Искусство слова (особенно поэзия), как вид художественной деятельности, требует своеобразного и тонкого восприятия звучания речи, что и обуславливает развитие слуховых ощущений. Специфическое развитие слуха необходимо в процессе освоения языка искусства актера, ибо воспроизведение широкого диапазона интонаций возможно лишь при способности слышания тончайших их оттенков.

Но более всего развитие слуховых ощущений детерминировано музыкальной деятельностью. В процессе исследования особенностей музыкальных представлений выяснилось, что они никогда не бывают чисто слуховыми, и обязательно включают в себя зрительные, двигательные и другие моменты, но двигательный имеет большее значение. Таким образом, освоение языка искусства музыки непосредственно связано и с освоением языка искусства танца. Кроме ритмических движений язык танца (как и язык актера), требует владения жестом; искусство танца и искусство актера имеют своим основным материалом человеческое тело. Овладение художественным языком этих искусств способствует развитию гибкости и выразительности тела, выработке особой осанки, походки и т.д.

Среди всех искусств может быть наиболее сложным и для восприятия, и для освоения является язык архитектуры. Человек, живя в мире архитектуры, находится по отношению к ней в большинстве случаев в положении своеобразного слепоглухонемого, так как культурно он не видит, не слышит, не ощущает и ничего не может сказать об образах архитектуры. Так человек становится чужестранцем в мире своей культуры.

Неограниченны возможности искусства в становлении мыслительной деятельности человека. Формирование и развитие речи во многом зависит от богатства и тонкости зрительных образов, приобретению которых способствует восприятие зрительных видов искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура и т. д.). Художественная деятельность ребенка способствует и воспитанию в нем качеств личности, составляющих ее фундамент, определяющих и ее характер, и судьбу человека. В процессе художественной деятельности в результате интеграции сенсорных функций происходит настоящая перестройка, способствующая возникновению как бы совершенно новых сенсорных способностей, свойственных исключительно человеку. То есть, человеческий глаз, ухо и даже рука совершенствуются в художественной деятельности. Поэтому в системе художественного воспитания и образования искусство должно быть представлено целостно во всех его видах. Лишь все они способны воссоздать разносторонность связей человека и мира, и связей разных сторон духовной жизни самого человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...