Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стратегические организации и предприятия




 

Закон <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=69923;fld=134;dst=101797> о банкротстве не устанавливает каких-либо особенностей наблюдения в отношении стратегических предприятий и организаций. Однако ученые обосновывают необходимость введения отличий данной процедуры наблюдения от обычной с учетом специфики должников[21].

Исходя из сути отношений, складывающихся в случае возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) стратегического должника, необходимо на всех стадиях банкротства, начиная с наблюдения, особым образом анализировать и учитывать интересы государства.

Еще один аспект статуса стратегических предприятий и организаций состоит в том, что не исключены ситуации, когда угроза банкротства такого должника возникает вследствие неисполнения государством своих обязанностей, в частности обязанностей по оплате государственного заказа.

Финансовое оздоровление таких субъектов имеет стратегические цели, поскольку соответствующие цели имеет деятельность должников данной категории. Соответственно, концепция конкурсных отношений применительно к стратегическим предприятиям и организациям определяется, в первую очередь, необходимостью установления дополнительных реабилитационных механизмов вообще и конкретных восстановительных мероприятий в частности.

Действующий Закон о банкротстве устанавливает следующие особенности введения процедуры финансового оздоровления, заключающиеся в следующем:

Во-первых, ходатайство о введении финансового оздоровления с представлением обеспечения могут подавать не только учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченный государственный орган, третьи лица, но и федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в области экономики, в которой стратегическое предприятие или организация осуществляют свою деятельность.

Во-вторых, ввести финансовое оздоровление при наличии воли собрания кредиторов на введение внешнего управления либо конкурсного производства в отношении стратегического должника несколько проще, чем в отношении обычного должника. Определяется это тем, что в силу п. 2 ст. 194 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=69923;fld=134;dst=101824> Закона о банкротстве для введения в указанных ситуациях финансового оздоровления достаточно предоставления обычного обеспечения, а не банковской гарантии, как в отношении всех остальных должников.

В-третьих, нормы ст. 194 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=69923;fld=134;dst=101818> Закона о банкротстве, регламентирующие содержание графика погашения задолженности стратегического должника при введении финансового оздоровления без наличия соответствующей воли кредиторов, не содержат указания на условие пропорциональности погашения требований, в то время как нормы ст. 75 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=69923;fld=134;dst=100779> Закона о банкротстве устанавливают, что «график погашения задолженности должен предусматривать погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований» [34].

Внешнее управление стратегическими предприятиями и организациями имеет целью восстановить платежеспособность предприятия, в деятельности которого тем или иным образом заинтересовано государство. Внешнее управление вводится также в случае, если первое собрание кредиторов не приняло никакого решения.

В таких ситуациях в силу абз. 4 п. 1 ст. 194 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=69923;fld=134;dst=101822> Закона о банкротстве внешнее управление будет введено, если, во-первых, отсутствуют основания для введения финансового оздоровления; во-вторых, федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в области экономики, в которой осуществляет свою деятельность стратегический должник, представит в арбитражный суд заключение, из которого следует возможность восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления.

Соответственно, орган исполнительной власти, осуществляющий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой действует должник, должен быть проинформирован о плане внешнего управления, а также должен иметь возможность повлиять на содержание плана.

Ликвидационные мероприятия в отношении стратегических должников в качестве основной направленности имеют также задачу, связанную с сохранением имущественного комплекса, предназначенного для осуществления основной деятельности.

На этапе конкурсного производства имущество должника дифференцируется в зависимости от его свойства - выделяется имущество, изъятое из оборота; предприятие должника, предназначенное для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности Российской Федерации; иное имущество[34]. Основное имущество стратегического должника - имущество, входящее в имущественный комплекс должника, предназначенный для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

Реализация конкурсным управляющим такого имущественного комплекса должна осуществляться с применением норм п. п. 7 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=69923;fld=134;dst=101840> - 9 ст. 195 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=69923;fld=134;dst=101851> Закона о банкротстве, регламентирующих продажу бизнеса в рамках внешнего управления.

Иное имущество должника, включая имущественные права реализуется в соответствии с нормами ст. 111 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=69923;fld=134;dst=101176> Закона о банкротстве, регламентирующей продажу части имущества должника.

Соответственно, в остальном к конкурсному производству в отношении стратегических должников применяются общие положения.

 

Физические лица

 

Следующая особая категория должников - физические лица, к которым относятся граждане-непредприниматели; индивидуальные предприниматели; индивидуальные предприниматели - главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Сущностная основа банкротства граждан состоит в том, что к ним нет необходимости применять восстановительные процедуры, поэтому смысл в проведении наблюдения отсутствует. Исключением из названного правила являются ситуации, когда в собственности гражданина находится предприятие.

При наличии в составе имущества должника-гражданина (как предпринимателя, так и непредпринимателя) имущественного комплекса возникают все те проблемы, которые возникают при банкротстве юридического лица. Соответственно, проведение как наблюдения, так и иных восстановительных мероприятий, возможно, будет необходимо[34].

Также наблюдение вводится на общих основаниях в отношении глав крестьянских (фермерских) хозяйств, как индивидуальных предпринимателей.

Относительно физических лиц - граждан, в п. 2 ст. 27 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=69923;fld=134;dst=100375> Закона о банкротстве сказано, что при рассмотрении дела о банкротстве должника-гражданина применяются следующие процедуры:

конкурсное производство;

мировое соглашение;

иные, предусмотренные Законом <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=69923;fld=134> о банкротстве.

В силу норм п. 2 ст. 27 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=69923;fld=134;dst=100375> Закона о банкротстве при рассмотрении дел о банкротстве должника-гражданина не применяется финансовое оздоровление.

Ст <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=69923;fld=134;dst=101970>. 129 Закона о банкротстве устанавливает особенности введения финансового оздоровления крестьянского (фермерского) хозяйства. Эти особенности определяются, прежде всего, тем, что определенные доходы хозяйства могут быть получены по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ. Поэтому, срок финансового оздоровления крестьянского хозяйства определяется помимо общих параметров с учетом сроков окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ, а также периода времени, необходимого для реализации произведенной либо произведенной и переработанной продукции.

Продление срока финансового оздоровления возможно, если при осуществлении этой процедуры финансовое состояние крестьянского хозяйства ухудшилось по причинам, носящим чрезвычайный характер (стихийные бедствия, эпизоотии и т.п.). Для продления срока финансового оздоровления обязательно наличие воли кредиторов, поскольку продление срока возможно только при условии изменения графика погашения задолженности в соответствии с нормами ст. 85 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=69923;fld=134;dst=100903> Закона о банкротстве. Увеличить срок финансового оздоровления крестьянского хозяйства можно не более чем на год; дальнейшее продление срока данной процедуры не допускается. Внешнее управление не применяется к гражданам. Такой подход обосновывается учеными[19].

Все же неприменение внешнего управления представляется не вполне соответствующим сути отношений в ситуациях, когда гражданин имеет в собственности имущественный комплекс (это возможно как для граждан-предпринимателей, так и для граждан, таковыми не являющимися).

Внешнее управление применимо к крестьянскому (фермерскому) хозяйству, банкротство которого регламентируется как банкротство главы хозяйства - индивидуального предпринимателя. Данная процедура во многом схожа с ситуацией введения внешнего управления сельскохозяйственных организаций. Специфика определяется особым характером сельскохозяйственного производства, зависящего от климатических условий, а также от продажи выращенного (произведенного) товара по окончании периода сельскохозяйственных работ.

Л.А. Лысенко справедливо отмечает, что учитываться должны любые обстоятельства природного характера, а не только явления непреодолимой силы[20].

Этими особенностями и определяется срок введения внешнего управления в соответствии с п. 3 ст. 178 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=69923;fld=134;dst=101739> Закона о банкротстве. При этом установлено, что срок данной процедуры не может превышать максимальный двухлетний срок более чем на 3 месяца.

Определенные особенности внешнего управления имуществом сельскохозяйственных должников установлены нормами ст. 179 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=69923;fld=134;dst=101741> Закона о банкротстве для продажи имущества и имущественных прав должника; в частности, преимущественное право приобретения предоставлено субъектам, занимающимся сельскохозяйственной деятельностью и владеющим земельными участками, прилегающими к земельным участкам должника.

В литературе подчеркивается, что конкурсное производство в отношении граждан имеет целью освобождение их от долгов[30]. Признание гражданина несостоятельным (банкротом) влечет наступление определенных последствий. Во-первых, последствием является наступление срока исполнения всех обязательств должника. Это означает, что кредиторов с требованиями, не являющимися действительными, в конкурсном производстве не будет (данное последствие эквивалентно применяемому при банкротстве юридических лиц).

Во-вторых, после признания должника банкротом прекращается начисление неустоек (штрафов, пений), процентов и иных финансовых санкций по всем обязательствам гражданина[34].

Наиболее важным процессом в любом конкурсном производстве является формирование конкурсной массы.

При банкротстве гражданина на имущество должника налагается арест; решение суда о признании должника банкротом и исполнительный лист об обращении взыскания на имущество гражданина направляется судебному приставу-исполнителю.

Конкурсную массу составляет все имущество гражданина, за исключением того, которое прямо указано в Законе <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=69923;fld=134> о банкротстве.

Во-первых, из конкурсной массы изымается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством (ст. 446 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=70217;fld=134;dst=102111> Гражданского процессуального кодекса РФ). Во-вторых, из конкурсной массы может быть исключено и иное имущество по ходатайству либо самого должника, либо лиц, участвующих в деле о банкротстве, общей стоимостью не более 100 МРОТ, если это имущество является не ликвидным, либо доход от его реализации не окажет существенного влияния на удовлетворение требований кредиторов. В отношении такого имущества должно быть вынесено определение арбитражного суда, в котором содержится перечень изъятий, при этом абз. 2 п. 2 ст. 205 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=69923;fld=134;dst=101908> Закона о банкротстве специально устанавливает возможность обжалования такого определения.

Несколько особым образом решается вопрос формирования конкурсной массы крестьянского (фермерского) хозяйства. Несмотря на то, что банкротом признается глава хозяйства - индивидуальный предприниматель, в конкурсную массу включается в силу п. 1 ст. 221 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=69923;fld=134;dst=101988> Закона о банкротстве имущество, находящееся в общей совместной собственности членов хозяйства-насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, скот, птица, техника, транспортные средства, инвентарь, права аренды земельного участка, иное имущество и имущественные права.

Специфические особенности выявляются также при окончании конкурсного производства в отношении граждан. Выделяются три категории требований (по критерию влияния окончания конкурсного производства на состояние требования):

личные требования. Эти требования не погашаются независимо от того, были ли они заявлены в ходе конкурса; соответственно, даже если личные требования были исполнены не полностью, у должника сохраняется обязанность их исполнить в дальнейшем;

имущественные требования, заявленные в ходе конкурса. Эти требования погашаются окончанием конкурсного производства, даже если не были удовлетворены либо были удовлетворены лишь частично;

имущественные требования, не заявленные в ходе конкурса. Эти требования не погашаются окончанием конкурсного производства, соответственно, кредиторы могут потребовать их исполнения впоследствии. Отметим, что эта мысль не вполне четко следует из нормы п. 2 ст. 212 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=69923;fld=134;dst=101943> Закона о банкротстве, но более определенно она выражена в абз. 1 п. 4 ст. 25 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=69407;fld=134;dst=100143> Гражданского кодекса РФ[1].

Особые последствия признания банкротом установлены для должников - индивидуальных предпринимателей, - это последствия административные: во-первых, утрата государственной регистрации - как для обычных предпринимателей, так и для глав крестьянских (фермерских) хозяйств (при этом следует обратить внимание, что специального решения о прекращении регистрации не требуется - она прекращается автоматически, это следует из п. 1 ст. 216 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=69923;fld=134;dst=101956> Закона о банкротстве); во-вторых, аннулируются все лицензии на осуществление отдельных видов деятельности (в связи с чем, также не требуется принятие специального решения); в-третьих, правоспособность должника ограничивается - в течение года с момента принятия решения о признании должника банкротом невозможна регистрация его в качестве индивидуального предпринимателя.

Конкурсное производство в отношении крестьянских (фермерских) хозяйств регламентируется по модели, принятой для конкурсных отношений с участием индивидуальных предпринимателей.

Необходимо признать, что в целях защиты субъектов, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью, следует использовать все возможности для восстановления их платежеспособности. Практика поддерживает данную позицию.

Так, ФАС Волго-Вятского округа отменил судебные акты, направленные на признание банкротом крестьянского (фермерского) хозяйства С.П. Шпакова, указал, что, несмотря на представление С.П. Шпаковым недостаточного количества доказательств, «принимая во внимание подчеркнутую законодателем политику, направленную на предотвращение банкротства крестьянских (фермерских) хозяйств и на восстановление их платежеспособности, суд округа считает неправомерным отказ апелляционной инстанции в принятии от должника дополнительных документов, свидетельствующих о возможности восстановления платежеспособности крестьянского хозяйства» [41].

 


Заключение

 

На основании проведенного исследования в работе, можно сделать следующие выводы:

проблема правового регулирования арбитражного управления вновь привлекла к себе умы ряда видных учёных и стала предметом научных дискуссий лишь с началом рыночных преобразований в связи с развитием законодательства в области несостоятельности (банкротства). В Российской Федерации институт арбитражного управления получил оформление с принятием Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1992 г. и получил дальнейшее развитие в последующих Законах о банкротстве 1998г. и 2002г. Ныне действующий Закон о банкротстве дает более детальную и развернутую, по сравнению с ранее действовавшим законодательством, правовую регламентацию арбитражного управления;

основной целью арбитражного управления является достижение баланса интересов кредиторов, должника и общества при проведении процедур банкротства. В работе отмечается, что арбитражное управление, помимо справедливого удовлетворения требований кредиторов, направлено на восстановление платежеспособности должника, а также максимальную защиту его интересов в ходе проведения процедур банкротства;

арбитражный управляющий является специально уполномоченным государством лицом, которое осуществляет определенные надзорные и (или) управленческие функции по отношению к должнику на основе предоставленных ему на законодательном уровне специальных полномочий применительно к каждой стадии банкротства. Система прав и обязанностей арбитражного управляющего зависит от отдельных процедур банкротства (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства и мирового соглашения), категории должника и др. критериев (правовой статус арбитражного управляющего не являлся предметом исследования в настоящей работе);

в результате работы мы считали нужным показать основные характерные черты каждой стадии банкротства применительно к отдельным должникам. Особенности арбитражного управления отдельных видов должников закреплены в широком спектре российского законодательства. Следует признать, что в работе мы обратили внимание лишь на некоторых должников, ввиду ограниченности объема работы. Такие отдельные субъекты как, например, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ликвидируемые, отсутствующие должники нами не затрагивались. Общие положения, а также некоторую специфику правового регулирования банкротства отдельных должников мы увидели в Законе о банкротстве. Специальными нормами регулируются положения о несостоятельности кредитных организаций.

На практике процедура банкротства редко заканчивается восстановлением платежеспособности предприятия как единого имущественного комплекса, но для защиты прав кредиторов является достаточно действенным и надежным инструментом.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...