Проблема экспериментального изучения тревоги
Исследования похожих на тревогу реакций у животных помогают в некоторой степени осветить проблему тревоги у людей. Мы используем термин «похожие на тревогу реак- 1 Явление фобий показывает в ярко выраженной форме, какое значение имеет это предположение. Фобии проявляют себя как нечто определенное, но при более глубоком анализе обнаруживается, что целью их возникновения является сосредоточение тревоги на одних аспектах среды, чтобы избежать сосредоточения на других аспектах. Прочтите, например, сделанное Фрейдом описание Ганса, пятилетнего мальчика, фобия лошадей у которого была замещением тревоги, возникшей на основе его взаимоотношений с отцом и матерью. ции», потому что существуют самые различные мнения о том, воспринимают ли животные тревогу или нет. Гольдштейн считал, что у животных есть тревога, но он использовал этот термин по отношению к недифференцированным реакциям испуга, которые сходны с «нормальной» тревогой, наблюдаемой у младенцев двухнедельного возраста. Салливан считает, что у животных нет тревоги. Маурер в своих ранних исследованиях, посвященных «тревоге» у крыс (которые будут рассмотрены в следующем разделе), использовал термины «страх» и «тревога» для описания одних и тех же явлений. Но позже он сделал заключение, что животные испытывали страх, и что у животных нет тревоги, если они не находятся в определенных отношениях с людьми, в частности, экспериментаторами. В противоположность Гольдштейну, однако, Маурер использовал термин «тревога», чтобы обозначить им невротическую тревогу, которая, по определению, может быть осознана, подавлена и т.д., что доступно только млекопитающему под названием человек.
Именно Лиддел, по мнению автора этой книги, разрубил гордиев узел противоречивых взглядов на тревогу. В статье, посвященной исследованиям экспериментального невроза, Лиддел утверждает, что у животных нет тревоги в том смысле, который имеется в виду в применении к человеку. Но у животных есть примитивный, простой двойник тревоги, а именно бдительность1. Когда животное находится в ситуации, в которой существует потенциальная угроза (например, когда овца в лаборатории ожидает удара током или тюлень, спящий в своем естественном месте обитания, должен просыпаться каждые десять секунд, чтобы обозреть окрестности, узнать, не подкрадываются ли к нему охотники-эскимосы), в поведении животного проявляются настороженность и предвидение опасности. Это как если бы животное задавало вопрос: «Что такое?» Бдительность животных характеризуется генерализованной подозрительностью (которая указывает на то, что животное не знает, откуда грозит опасность), когда существует 1 Говард Лиддел, Роль бдительности в развитии тревоги у животных, доклад на симпозиуме по тревоге Американской психопатологической ассоциации, Нью-Йорк, июнь, 1949. (Должна быть опубликована в стенограмме симпозиума; номера соответствующих страниц в настоящее время неизвестны). готовность действовать, но нет четкого направления действия. Такое поведение животных, как легко понять, похоже на поведение человека, испытывающего неопределенные и генерализованные опасения, тревогу. Лиддел утверждает, что Гольдштейн имел в виду именно бдительность, когда говорил о «реакции на чрезвычайные обстоятельства», и добавляет, что, поскольку Гольдштейн рассматривал такие реакции как очень интенсивные, другие исследователи воздержались от того, чтобы идентифицировать чрезвычайные реакции с чем-либо еще. В экспериментах по выработке условного рефлекса бдительность необязательно (как при выработке экспериментального невроза, когда, наблюдая животное, можно получить очень ясную картину чрезвычайных обстоятельств, по Гольдштейну) будет иметь высокую степень интенсивности. Но бдительность может обладать всеми градациями интенсивности, вплоть до такой низкой, как «небольшое движение глаз или небольшое ускорение частоты сердечных сокращений».
Именно бдительность дает энергию для выработки условного рефлекса. Хотя Павлов с поразительной точностью описал нейрофизиологические механизмы условного рефлекса, он, как считает Лиддел, был не совсем прав, когда утверждал, что источник мотивации при выработке условного рефлекса имеет инстинктивную природу — это, например, инстинктивное желание собаки получить еду, избежать боли или дискомфорта. Лиддел пишет, что «механизм образования условного стимула не обеспечивается энергией, как считал Павлов, посредством движения энергии по вновь образованным путям от содержащего много энергии безусловно-рефлекторного центра к сенсорному центру, некоторую порцию энергии, которому дает условный стимул». Скорее он обеспечивается энергией на основе способности животного к бдительности или, говоря иначе, на основе способности животного к определенному поведению: быть настороже или быть подозрительным, по отношению к своей среде1. Чтобы у животного выработал- 1 В предыдущей главе мы уже отмечали эту особенность взглядов Лиддела, который считает, что проблема существует скорее на психобиологическом, чем на нейрофизиологическом уровне. Лиддел считает, что нейрофизиологические механизмы, с помощью которых осуществляется поведение, не следует путать с причинами поведения. ся условный рефлекс — то есть чтобы оно научилось вести себя определенным образом, — оно должно иметь возможность получить некоторый заслуживающий доверия ответ на вопрос «Что такое?». Таким образом, в экспериментах по выработке условного рефлекса согласованность важна со всех точек зрения. В пределах определенных ограничений (например, овца может отслеживать время, «планировать будущее», только в пределах десяти минут, а собака — в пределах получаса) животное также должно быть способно ответить на второй вопрос: «Что произойдет дальше?» Когда животное не может получить ответа на эти два вопроса, как при лабораторных экспериментах, имеющих целью выработку экспериментального невроза, оно тем не менее продолжает напряженно задавать эти вопросы, как будто говоря: «Что такое? Что такое? Что такое?» Когда, другими словами, животное удерживается в постоянном и непрерывном состоянии бдительности, его поведение, вероятно, вскоре станет безумным, дезорганизованным и «невротичным», С животным происходит почти то же, что и с человеком, который теряет присутствие духа под гнетом сильной и продолжительной тревоги. Хотя Лиддел и предостерегает, что нельзя идентифицировать нарушенное поведение животных и тревожное поведение человека, можно утверждать, что условно-рефлекторное поведение животных также соотносится с экспериментальным неврозом, как разумное поведение человека с тревогой.
Анализируя факты, Лиддел пришел к некоторым крайне плодотворным и вызывающим размышления предположениям о связи, которая существует между интеллектом и тревогой у человека. Павлов считал, что реакция «Что такое?» — это рудиментарная форма человеческой любознательности, которая, развиваясь, становится у человека способностью к познанию и научному исследованию реальности. Лиддел продолжил эту линию размышлений, а также сделал ее более последовательной, отделив охранительную функцию нервной системы (вопрос «Что такое?») от планирующей функции (вопроса «Что дальше?»). Последняя функция играет у человека гораздо большую роль, чем у животных. Человек — это млекопитающее, которое может предвидеть, что произойдет, может планировать будущее, может ретроспективно получать наслаждение от прошлого опыта. Способность планировать достигает своего наивысшего выражения в том, что у человека есть уникальная способность жить, используя идеи и ценности. Способность воспринимать тревогу, утверждает Лиддел, и способность планировать — это две стороны одной и той же медали. Он пишет о том, что «тревога следует за интеллектуальной деятельностью, как тень, и чем больше мы будем знать о природе тревоги, тем лучше мы будем понимать интеллект». Таким образом, Лиддел освещает тот аспект проблемы,-который пытались понять Кьеркегор и Гольдштейн. Имеются в виду взаимоотношения между творческими способностями человека — возможностями тестировать реальность, используя воображение, для того чтобы иметь возможность оперировать с символами и абстрактными понятиями и соответственно изменять поведение — и способностью человека воспринимать тревогу1.
Остается также добавить, что Лиддел, как и многие исследователи, взгляды которых излагаются в данной книге, в том числе ее автор, считает, что социальная природа человека — это источник уникальных творческих и интеллектуальных способностей, а также способности человека тревожиться. Лиддел утверждает, что «как интеллект, так и его тень, тревога, являются продуктами общественной жизни человека»2. Если рассматривать результаты экспериментального изучения тревоги у людей, мы столкнемся с совершенно иным положением, чем в области экспериментального изучения животных. В начале своей недавно вышедшей работы по проблеме тревоги Маурер замечает: «В настоящее время не существует экспериментальной психологии тревоги, и можно сомневаться в том, что она когда-нибудь появится»3. Проблема человеческой тревоги не только не считается предметом экспериментальной психологии, требующей применения строгих методов, но она чаще всего также не рассматривается как отдельная тема в академической и теоретической психологии. Почти невозможно найти в психологии литературу по тревоге, изданную ранее конца тридцатых годов (за исключением 1 См. гл. 8, разд. 6. 2 Ход мысли Лиддела очень близок размышлениям Салливана (см. раздел 9, ниже), и имеет много общего с идеями Фрейда и Маурера о социальном происхождении тревоги. 3 О.-X.Маурер, Тревога, глава из книги Теория научения и движущие силы личности, 1950. психоаналитической). То, о чем писал Кьеркегор сто лет назад, еще совсем недавно в нашем двадцатом столетии оставалось совершенной истиной: «Почти невозможно увидеть, чтобы в психологии изучали тревогу»1. Конечно, в этом столетии в экспериментальной и академической психологии проводились многочисленные исследования страхов; но в той точке, где проблема страхов переходит в проблему тревоги, огромное большинство исследователей останавливалось. Исходя как из практических, так и из теоретических соображений, важно исследовать это явление. Практические соображения частично освещены в предыдущем разделе: даже исследования страхов находятся в запутанном состоянии из-за отсутствия ясного понимания соотношения страхов и тревоги, а также того, какая реакция на угрозу является страхом, а какая тревогой. С теоретической точки зрения, до тех пор, пока страхи изучаются, а тревога нет, мы вынуждены основывать наши представления о тревоге на знаниях 6 страхах, и при этом сущность тревоги ускользает от нас.
Итак, во-первых, существует причина общего характера, коренящаяся в нашей культуре, по которой тревогу не изучают в академической и экспериментальной психологии. Начиная с эпохи Возрождения в науке традиционно господствовал рационализм (который, как мы отмечали, являлся господствующим стилем мышления на протяжении четырех столетий современной эпохи)2. Наука, особенно ее математическая ветвь, предпочитала иметь дело с теми аспектами природы, которые могли быть представлены в виде, пригодном для математической обработки. В результате психологи предпочитали иметь дело с теми элементами природы человека, которые можно было изолировать и рассматривать как отдельные сущности, а также сводить в таблицы, измерять и над которыми можно было, в идеале, экспериментировать в лабораторных условиях. Более того, традиционно в нашей научной культуре существует естественное стремление, параллельное стремлению, существующему в нашей культуре в целом, с недоверием относиться к явлениям, которые недоступны математической обработке — например, к «рациональным» и «бессознательным» явлениям. Не случайно (на что указывает Маурер) пси- 1 Серен Кьеркегор, Понятие страха, Принстон, Нью-Джерси, 1944, с 38. 2 Гл. 2. хофизика является наиболее разработанной из психологических дисциплин, ее методы укладываются в традиционное русло: изучаемые реакции постоянны, непротиворечивы и могут быть более-менее точно измерены. Так же не существует недостатка в подобных исследованиях страхов, когда составляют их списки и сводят их в таблицы, поскольку страхи могут анализироваться отдельно, каждый — как особая реакция, которую можно исследовать традиционными методами. Во-вторых, того, кто захочет исследовать тревогу экспериментально, ожидают опасности и трудности. Причины, по которым Маурер выражает «серьезные сомнения» в том, что экспериментальная психология «сможет, в конце концов, включить в себя эту тему»1, состоят в том, что последствия лабораторной тревоги у человека «слишком болезненны», а испытываемые им переживания очень сложны. Сам Маурер рекомендует исследовать проблему непосредственно, через клинические данные, что позволяет общаться с отдельными индивидами во время кризисов. Также можно изучать литературу — в основном по философии, этике, религии, — которая во все времена имела отношение к тревоге. Автор этой книги с готовностью принимает обе эти рекомендации и использует их, явно или неявно, в настоящем исследовании2. Но, какие бы методы ни предпочитали исследователи, несколько обстоятельств при обозрении всего поля психологических исследований выделяется очень ясно. Первое состоит в том, что наиболее плодотворные экспериментальные исследования сочетают как клинические, так и экспериментальные методики — примерами являются изучение больных язвой и случай Тома, рассмотренные в предыдущей главе3. Второе 1 Маурер, цитируемое произведение. 2 Читатель этой книги не может не заметить, что и культурные, и клинические аспекты рассмотрения проблемы имеются в виду на всем ее протяжении. Что касается прямого анализа этих факторов, порождающих тревогу, то культурные в основном рассматриваются в главах 1, 2 и 5, а клинические — в главах 7 и 8, где приводятся истории болезней. 3 Было относительно мало попыток изучать индивидов непосредственно в ситуации кризиса, при которых бы использовались как экспериментальные, так и клинические методики (ср. А.-Р.Лурия, Природа конфликтов человека, Нью-Йорк, 1932). В предыдущей главе мы обсуждали изобретательные психосоматические исследования больных язвой желудка и двенадцатиперстной кишки, при которых использовались физиологические, психологические, аналитические методы и беседа, комбинировались клиническая и экспериментальная методики. Длинное, как литературное произведение, обстоятельство — то, что представители экспериментальной и клинической психологии, которые со знанием дела взялись за проблему тревоги, пришли к своим исследованиям тревоги через возрастающий интерес к клинической работе и умело использовали клинические методы1. Третье обстоятельство, которое вполне очевидно, состоит в том, что большинство из наиболее важных исследований тревоги проведено психотерапевтами — Фрейдом, Хорни, Салливаном и другими, — чьи клинические методы позволяют интенсивно изучать субъективную динамику и в центре внимания которых был целостный индивид, противостоящий кризисам в своей жизни. Мы обсудим в следующем разделе исследования Маурера, который навел мосты между экспериментальным и клиническим подходами к тревоге; затем перейдем к рассмотрению эмпирических исследований и теоретических представлений о тревоге различных психотерапевтов."
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|