Природа тревоги и ее отношение к страху
Исследователи тревоги — Фрейд, Гольдштейн, Хорни (мы упомянули только троих) — согласны с тем, что тревога — это неопределенное мрачное предчувствие в отличие от страха, представляющего собой реакцию на конкретную опасность, тревога неконкретна, «неуловима», «беспредметна»; особые свойства тревоги — чувства неуверенности и беспомощности перед лицом опасности. Природу тревоги можно понять, если задаться вопросом: что именно подвергается угрозе в ситуации возникновения тревоги. Угрозе подвергается нечто, составляющее «ядро, или сущность» личности. Таким образом, тревога — это мрачное предчувствие, вызванное угрозой какой-либо ценности, которую индивид считает необходимой для своего существования как личности. Угроза может быть направлена на физическую или психическую жизнь (угроза смерти или потери свободы), или на какую-то другую ценность, которую индивид связывает со своим существованием (патриотизм, любовь другого человека, «достижение успеха» и т. д.). Такую идентификацию ценности со своим существованием можно ясно наблюдать на примере высказывания Тома1 1 См. гл. 3. Другой очевидный пример — история болезни Нэнси, глава 7. Ценностью, с которой она связывала безопасность своего «я», была уверенность в том, что другие люди ее «любят» и принимают; говоря о своем женихе, она заметила: «Если бы что-нибудь было не так с его любовью ко мне, я бы полностью сломалась». в тот период, когда он беспокоился по поводу того, будет ли он оставлен на работе или ему опять придется обратиться к правительственному пособию: «Если бы я не смог содержать свою семью, я бы тут же бросился с моста». Проще говоря, он хотел сказать, что если он не сможет сохранить уважение к самому себе как к ответственному человеку, зарабатывающему деньги, вся его жизнь не будет иметь значения, и он не сможет существовать. Поводы для тревоги у различных людей могут быть настолько же разными, как и ценности, от которых эти поводы зависят, но одно будет всегда неизменным: наличие тревоги всегда будет указывать на существование угрозы какой-либо ценности индивида, и эта ценность будет необходима для его существования и безопасности как личности.
Термины «неопределенная» и «неуловимая» не означают, что тревога менее болезненна, чем другие аффекты: в самом деле, при других равных условиях тревога обычно более болезненна, чем страх. В то же время эти термины не связаны исключительно с тем, что тревога имеет генерализованный, всеохватывающий характер (что обусловлено психофизическими факторами); другие эмоции, такие, как страх, гнев, враждебность, — также захватывают весь организм. Скорее неопределенность и недифференцированность тревоги связаны с уровнем личности, на котором воспринимается угроза. Индивид испытывает различные страхи, исходя из сформированного им образа безопасности, но при тревоге существует угроза самому этому образу безопасности. Насколько бы ни был неприятен страх, он все-таки вызван угрозой, которая располагается в пространстве и к которой, по крайней мере теоретически, можно приспособиться. Если это удается сделать, например, вселив в человека уверенность или каким-либо способом убежав от угрожающего объекта, — ощущение страха исчезает. Но тревога возникает при атаке на основы (ядро, сущность) личности, следовательно, индивид не может «находиться вне действия» угрозы, не может ее объективировать и поэтому бессилен ей противостоять. Говоря обыденным языком, человек чувствует себя захваченным, или, если тревога является выраженной, им овладели; он боится, но не знает точно, чего он боится. Тревога — это угроза основам безопасности человека, а не тому, что лежит на периферии; это об-
стоятельство привело некоторых авторов к тому, что они описывают ее как «космическое» явление (Салливан). Эти размышления помогают понять, почему тревога проявляет себя как переживание, не имеющее объекта. Когда Кьеркегор относит тревогу к внутреннему состоянию и Фрейд утверждает, что при тревоге «игнорируется» объект, это не означает (или не должно означать), что тревога вообще не имеет отношения к какой-либо опасной ситуации или что эта ситуация является несущественной. И термин «беспредметная» не относится просто к тому обстоятельству, что представление об опасности в случае невротической тревоги было подавлено и стало бессознательным. Скорее можно сказать, что. тревога не имеет объекта, так как она равномерно распределяет давление на то основание психологической структуры личности, которое ответственно за восприятие своего «я» как отличного от мира объектов. Салливан отметил, что динамика «я» развивается с целью защитить индивида от тревоги; обратное верно в том отношении, что растущая тревога понижает способность к самоосознанию: чем сильнее тревога, тем больше нарушено осознание самого себя как субъекта, связанного с объектами во внешнем мире. Осознание самого себя — это просто коррелят осознания объектов во внешнем мире. Именно это различие между субъективной и объективной позицией разрушается тем больше, чем более выраженной является тревога. При тревоге снижается способность индивида осознавать себя в своих отношениях со стимулами и поэтому в той же мере снижается способность адекватно воспринимать стимулы. В различных языках слово «страх» употребляется в сочетании (буквально) «человек обладает страхом», тогда как о тревоге говорят: «человек является тревожным». Поэтому в случае тяжелого заболевания тревога часто сопровождается чувством «разрушения «я»1. Смысл сказанного можно свести к следующему: природа тревоги, не имеющей объекта, определяется существованием угрозы позиции, на которой основана безопасность индивида, и так как индивид способен осознавать себя в своих взаимоотношениях с объектами, только основыва-
1 См. историю болезни Брауна, гл. 7. ясь на этой дающей безопасность позиции, разрушается также различие между субъектом и объектом. Если тревога угрожает основам личности, на философском уровне это описывается как понимание того, что человек может прекратить существование как сознательное существо. Тиллих говорит об этом как об угрозе «небытия». Человек существует, существует «я», но в любой момент есть возможность «отсутствия существования». Обычная тревога, которая для большинства людей связана с возможностью смерти, — это одна простая форма такой тревоги. Но смерть «я» — не обязательно физическая смерть. Она может выразиться также в потере психологического или духовного значения, которое связывается с существованием «я», — иначе говоря, существует угроза бессмысленности существования. Поэтому утверждение Кьеркегора о том, что тревога — это «страх небытия», означает в данном контексте страх стать ничем1. Различие между нормальной и невротической тревогой. — Феноменологическое описание тревоги, данное на нескольких предыдущих страницах, применимо к различным видам тревоги, не только к невротической тревоге. Оно может быть применимо, например, к описанию реакции на чрезвычайные обстоятельства, которая наблюдалась у больных Гольдштейна с поражением головного мозга; оно также применимо (если сделать скидку на различия в интенсивности реакций) к обычной тревоге, которую испытывают все люди в разнообразных ситуациях. В качестве примера обычной тревоги можно рассмотреть случай, типичный для жителей (граждан) тоталитарных государств; рассказы некоторых из них стали известны автору этой книги. Речь идет об одном известном социалисте, жившем в Германии в то время, когда к власти пришел Гитлер. В течение нескольких месяцев до него доходили сведения о том, что некоторые его коллеги заключены в концентрационные лагеря или исчезли и их постигла неизвестная судьба. Все это время он постоянно осознавал, что сам находится в опасности, но
1 Как будет показано позже, мужественное и конструктивное противостояние такой тревоге, связанной с угрозой прекращения существования «я», и ее прорабатывание на самом деле ведет к укреплению восприятия себя как «я», отличного от объектов и небытия. никогда не был уверен, будет ли он арестован, а если будет, то когда именно за ним придет гестапо, или, наконец, что может случиться с ним в случае ареста. В течение этого периода у него возникали болезненные и устойчивые ощущения неопределенности и беззащитности, которые были описаны выше как характерные признаки тревоги. Угроза, с которой он столкнулся, означала не просто возможность смерти или неприятности и неудобства жизни в концентрационном лагере; эта угроза относилась к смыслу его существования как личности, так как свобода трудиться на благо своих убеждений была для него ценностью, связанной с существованием. Реакция этого человека на угрозу имела все существенные признаки тревоги, но она была пропорциональна реально существующей угрозе, и поэтому нельзя назвать ее невротической. Нормальная тревога (как и любая другая) — это реакция на угрозу ценностям, которые индивид считает важными для своего существования как личности; но нормальная тревога отличается тем, что: 1) не является непропорциональной объективной угрозе; 2) не связана с подавлением или другими механизмами интрапсихического конфликта, и, как вывод из второго пункта, 3) ею не управляют невротические защитные механизмы, и поэтому ей можно конструктивно противостоять на уровне сознания; кроме того, она прекращает действовать, если объективная ситуация меняется. Недифференцированные и неопределенные реакции только что родившихся младенцев на угрозу — например, упасть или не быть накормленным — попадают в категорию нормальной тревоги, так как, во-первых, они наблюдаются до того, как ребенок становится достаточно зрелым, чтобы у него возникли такие ин-трапсихические процессы, как подавление и конфликты, связанные с невротической тревогой, и во-вторых, как мы знаем, угрозы, которые ребенок воспринимает в состоянии относительной беспомощности, — это объективно действующие реальные угрозы его существованию. Нормальная тревога существует на протяжении жизни человека в той форме, которую Фрейд назвал «объективная тревога». Нормальную тревогу у взрослых часто не замечают, так как интенсивность ее переживания значительно слабее, чем интенсивность переживания невротической тревоги, и так как одно из свойств нормальной тревоги состоит в том, что ею можно управлять конструктивно, она не проявляется в ви-
де «паники» или в других крайних формах. Но степень выраженности реакции не следует смешивать с ее качественными особенностями. Интенсивность реакции является важным показателем различия между невротической и нормальной тревогой, только когда мы оцениваем, пропорциональна ли реакция объективной угрозе. Каждый человек в течение жизни воспринимает более или менее выраженные угрозы своему существованию и ценностям, которые он с ним связывает, но в нормальном состоянии он способен конструктивно противостоять таким переживаниям, используя их в качестве «жизненного опыта» (в широком и глубоком смысле этого слова), и таким путем двигаться вперед в своем развитии. Среди других «нормальных» форм тревоги выделяется одна, называемая Urangst1 или Angst der Kreatur — немецкими философами. Она возникает вследствие существования в жизни человека непредвиденных и непреодолимых обстоятельств: различных проявлений сил природы, болезней, возможности случайной смерти и т. д. Об этой форме тревоги писали современные исследователи, такие, как Хорни и May-pep. Urangst отличается от невротической тревоги в том отношении, что не подразумевает враждебность со стороны Природы. Кроме того, Urangst не вызывает действие невротически связанных с тревогой защитных механизмов, за исключением того случая, когда теоретическая возможность столкновения с непредвиденными обстоятельствами становится символом или точкой приложения других конфликтов и проблем индивида. В сущности, довольно часто очень трудно бывает отличить нормальную тревогу от тревоги с невротическими элементами, связанными, например, со смертью или другими вариантами непредвиденных обстоятельств, сопровождающих человеческую жизнь. У большинства людей оба вида тревоги тесно переплетены. Несомненно, что значительная часть случаев тревоги, связанных со смертью, попадает в невротическую ка-тегорию* — например, чрезмерная озабоченность проблемой смерти у подростков, страдающих меланхолией. Возможно даже, что в нашей культуре все невротические конфликты в юности, старости или любом другом возрасте могут так или иначе быть связанными с символами человеческой беспо- 1 Буквальный перевод термина Urangst на английский — «первоначальная тревога». мощности и бессилия перед лицом конечной смерти1. Поэтому автору не хотелось бы, чтобы описанный выше вид нормальной тревоги, связанный с непредвиденными обстоятельствами, использовался как прикрытие для рационализации невротической тревоги. Что касается практических действий в процессе лечения, то, возможно, всякий раз, когда наблюдается беспокойство по поводу смерти, вначале лучше предположить, что здесь имеют место невротические элементы, и попытаться их найти. Но при научном изучении невротических элементов такой тревоги нельзя недооценивать то обстоятельство, что смерть может быть принята как объективный факт, и ей следует противостоять как объективному факту2. 1 У автора возникает соблазн предположить, что проблема смерти, когда она обсуждается представителями нашей культуры, может быть символом невротической тревоги в том отношении, что нормальное признание смерти как объективного факта так часто подавляется." В нашей культуре предполагается, что человек должен как бы игнорировать то обстоятельство, что он когда-нибудь умрет, как будто чем меньше будут об этом говорить, тем лучше, и как будто полнота жизненных впечатлении некоторым образом увеличится, если не обращать внимания на то, что факт смерти существует. В действительности, как указывал Фромм (Бегство от свободы, Нью-Йорк, 1941), происходит как раз противоположное: впечатление от жизни обладает тенденцией вбирать в себя пустоту и терять какую-то изюминку и долю вкуса, если факт смерти игнорируется. 2 Что касается подобных проблем, то можно попытаться воспользоваться произведениями тех поэтов и писателей, которые, как говорил Софокл (Sophocler), имеют законченную, стройную систему представлений о жизни и стремятся изображать жизнь как целое. Такие произведения могли бы внести полезные поправки в любые конструктивные направления исследований невротических форм тревоги. Проблемой смерти интересовались самые различные поэты, и, конечно, никому бы не пришла в голову идея отнести всех поэтов к категории невротиков. Человек с поэтическим воображением может, например, созерцать океан и выступающие скалы и «размышлять о краткости своей жизни, поглощенной вечностью впереди и позади нее, о маленьком пространстве, которое я занимаю или даже вижу, поглощенном огромной бесконечностью пространства, которого я не знаю и которое не знает меня», и он может «желать понять себя скорее здесь, чем там... скорее сейчас, чем в какое-то другое время». Такие ощущения совершенно отличны от ощущений человека, который смотрит на океан, охваченный ужасом, зная, что он может утонуть; зрительные впечатления не достигают его души, и он, конечно, не пытается философствовать. Напротив, поэтические ощущения огромности времени и пространства и краткости человеческого существования (конечно, вместе с пониманием того, что человек — это биологическое существо, которое должно преодолеть свою краткость, ведь он знает об этой краткости, в то время как другие животные о ней не знают, и это существо может испытывать интерес к познанию), — все эти ощущения могут ярко осветить ценность и значение существующих человеческих переживаний и его творческих возможностей, касаются ли они сферы эстетики, науки или чего-то еще. Нормальная тревога, которая связана со смертью, совершенно необязательно ведет к депрессии и меланхолии. Как любая нормальная тревога, она может быть использована конструктивно. Сознание того, что мы в конце концов будем разлучены со своими ближними, может, как указывал Фромм, стать мотивацией к установлению более интенсивных связей с другими человеческими существами. И нормальная тревога, внутренне присущая сознанию того, что наша активность и творческая деятельность в конце концов прервутся, может быть мотивацией к более ответственному, энергичному и целенаправленному использованию времени, в котором мы живем. Теперь речь пойдет о другой форме нормальной тревоги, связанной с тем обстоятельством, что каждое человеческое существо развивается как индивид в социальных связях, в мире других индивидов. Как хорошо видно на примере развития ребенка, этот рост индивида в контексте социальных взаимоотношений включает в себя все большее разрушение зависимости ребенка от взрослых, что, в свою очередь, вызывает более или менее выраженные кризисы и столкновение с родителями. Этот источник тревоги обсуждался Кьеркегором и Фроммом1. Отто Ранк точно так же подчеркивает, что нормальная тревога внутренне присуща всем переживаниям, сопровождающим «отделение» на протяжении жизни человека. Если эти переживания, потенциально вызывающие тревогу, успешно преодолеваются, это ведет не только к большей независимости со стороны ребенка, но и к установлению взаимоотношений с родителями и другими людьми по-новому, на новом уровне. Тревогу в таких условиях скорее следует назвать «нормальной», чем «невротической». Что касается предыдущих примеров нормальной тревоги, то позже будет показано, что в каждом случае тревога пропорциональна объективной угрозе, не связана с подавлением или интрапсихическим конфликтом, и ей можно противостоять с помощью конструктивного развития и собственного мужества 1 Ср.: Кьеркегор в гл. 2 и Фромм в гл. 5. Фромм определяет этот индивидуально-социальный характер природы человека как одну из «экзистенциальных дихотомий» человеческой жизни, Человек для себя, Нью-Йорк, 1948, с.40). и энергии человека, но не путем сокращения усилии, отдавшись во власть невротических защитных механизмов1. Остановимся теперь более подробно на невротической тревоге. Она представляет собой реакцию на угрозу, которая: 1) не соответствует объективно существующей опасности; 2) влечет за собой подавление (диссоциацию) или другие формы интрапсихического конфликта и, как следствие; 3) сопровождается различными ограничениями активности и осознания, например, торможением, развитием симптомов и разнообразными невротическими защитными механизмами2. Стоит отметить, что рассмотренные свойства невротической тревоги связаны друг с другом: реакция не соответствует объективной опасности, так как имеет место некий интрапсихический конфликт; таким образом, реакция никогда не соответствует субъективной угрозе. Также стоит отметить, что каждое из упомянутых свойств включает в себя субъективную сторону. Понять, что такое невротическая тревога, можно только используя, в числе других, и субъективный подход к проблеме, то есть подход, основанный на вопросе о том, что происходит с индивидом на интрапсихическом уровне. Возможно, будет полезным проанализировать подробнее, почему субъективный аспект так важен для понимания невротической тревоги. Если рассмотреть проблему тревоги только с объективной стороны (и констатировать, что одним людям лучше удается справиться с угрожающей ситуацией, чем другим), тогда действительно мы не найдем логических посылок для того, чтобы проводить различие между невротической и • Возможно, кто-то захочет назвать такие сопровождающиеся нормальной тревогой ситуации «ситуациями, потенциально вызывающими тревогу». Он может посчитать, что если индивид не захвачен тревогой полностью или она не проявляется каким-нибудь явным способом, то термин «потенциальный» будет более точным. С одной стороны — с точки зрения педагогики — полезно рассматривать нормальную тревогу как потенциальную. Но с позиции строгого подхода автор этой книги не считает такую идею разумной, за исключением того, что она вносит дополнительный смысл. Потенциальная тревога — это тоже тревога. Если человек понимает, что ситуация, с которой он столкнулся, может привести к тревоге, он уже испытывает тревогу; и он, вероятно, будет действовать таким образом, чтобы тревога полностью не овладела им или не привела к неприятным последствиям. 1 Обычно, когда термин «тревога» используется в научной литературе, имеется в виду «невротическая тревога»; эта двусмысленность должна быть преодолена, поэтому так важно ясно различать два этих вида тревоги. нормальной тревогой. Каждый бы сказал, что тревожные индивиды по сравнению с менее тревожными хуже справляются с угрозами. В случае, например, малодушия или у больных с поражением головного мозга, которых изучал Гольдштейн, нельзя назвать часто встречающуюся у этих людей уязвимость по отношению к угрозе невротической. Насколько мы знаем, угрозы, которые вызывают у таких индивидов частую и.выраженную тревогу, являются для них объективно реальными угрозами. Для одного больного с поражением головного мозга, страдавшего «навязчивым стремлением к порядку», нахождение вещей в своем шкафу не на том же месте, где они были раньше, могло представлять объективную угрозу и быть в значительной степени причиной сильной тревоги, которая в результате возникла, так как из-за своих ограниченных способностей он не мог ориентироваться в объектах. Как мы указывали выше, то же самое верно в отношении недавно родившихся младенцев и может быть верно во многих случаях, относящихся к детям или другим людям, которые объективно являются довольно слабыми и бессильными. Но, как очевидно любому наблюдателю, многие люди становятся тревожными в ситуациях явного отсутствия объективной угрозы1. Человек может говорить сам себе, что причина его тревоги — относительно незначительное событие, что его мрачные опасения являются «глупыми»; но он тем не менее переживает тревогу. Иногда люди, реагирующие на относительно незначительную угрозу так, как будто находятся в чрезвычайных обстоятельствах, описываются как изначально несущие в себе «избыточное количество» тревоги. Такое описание, конечно, вводит в заблуждение. На самом деле, эти люди в чрезмерной степени уязвимы по отношению к угрозе, и проблема состоит в том, почему они так уязвимы. Благодаря в основном гению Фрейда внимание ученых было направлено на внутренние психологические структуры 1 Вероятно, нет необходимости говорить о том, что невротический элемент в тревожных переживаниях в гораздо большей степени, чем тревога, возникающая вследствие ограниченных способностей у больных с поражением головного мозга или реально существующей неполноценности, ответствен за то обстоятельство, что проблема тревоги так распространенна в медицине и в культуре, а также за то, что эта проблема весьма трудна для понимания и решения. и конфликты, которые делают индивида неспособным справиться с относительно незначительной (с объективной точки зрения) угрозой. Поэтому проблема понимания невротической тревоги сводится к проблеме понимания внутренних психологических структур, которые лежат в основе чрезмерной уязвимости перед угрозами. В ранних работах Фрейда было обозначено различие между двумя видами тревоги, и этот подход сохраняется на протяжении всей его деятельности (с незначительными отклонениями): объективная тревога имеет отношение к «реальным» внешним угрозам, а невротическая — это страх перед своими собственными «инстинктивными побуждениями». Это различие имеет то достоинство, что оно подчеркивает субъективный характер невротической тревоги. Но оно не является достаточно точным в том отношении, что побуждения, возникающие у индивида, представляют собой угрозу только в том случае, если их выражение приведет к «реальной» опасности, такой, как угроза наказания или неодобрения со стороны других людей. Хотя Фрейд несколько пересмотрел свой первоначальный взгляд в пользу только что описанного (гл. 4, выше), он не дошел в этом отношении до конца и не поставил вопрос: что должно появиться во взаимоотношениях между индивидом и другими людьми, чтобы вызвать подобные последствия (угрозу наказания или неодобрения), вследствие чего соответствующие побуждения, если бы они были выражены, представляли бы собой угрозу?1 Таким образом, невротическая тревога имеет место, когда неспособность адекватно справиться с угрозой носит не объективный, а субъективный характер, то есть зависит не от действительной слабости, а от внутренних психологических структур и конфликтов, которые не дают возможности индивиду использовать свои силы2. Такие психические структуры обычно развиваются (о чем будет подробнее рассказано в еле- 1 Сравни следующий раздел. 2 Если иметь дело с людьми в ситуациях, когда возраст и реально существующие способности позволяют им действовать адекватно, можно провести удобное для использования различие между нормальной и невротической тревогой исходя из того, какие последствия имела тревога: нормальная тревога используется для конструктивного решения проблемы, а невротическая тревога ведет к попытке защититься от проблемы и избежать ее. дующих разделах) в период раннего детства, когда ребенок объективно не способен справиться с проблемами, которые возникают как следствие таящих угрозу межличностных отношений, и в то же самое время он не может сознательно принять для себя источник угрозы (например, отвержение со стороны родителей). Поэтому подавление представления об объекте тревоги — это основное явление, сопровождающее невротическую тревогу1. Хотя, как правило, подавление сначала проявляется во взаимоотношениях ребенка со своими родителями, оно встречается и позже, в тот или иной период жизни, когда появляются подобные опасные угрозы2. Подавление страха перед угрожающим объектом ведет к тому, что индивид не осознает источник своих мрачных предчувствий; таким образом, при невротической тревоге существует особая причина ее «беспредметности», в дополнение к общему источнику всех видов тревоги, упомянутому ранее при описании ее природы как не предполагающей объекта. Подавление (диссоциация, блокирование сознания), имеющее место при невротической тревоге, само по себе делает индивида более уязвимым перед угрозами и таким образом увеличивает невротическую тревогу. Во-первых, подавление ведет к возникновению внутренних противоречий у личности, приводя, таким образом, к тому, что для зыбкого психологического баланса в ходе повседневной жизни вскоре обязательно возникнет угроза. Во-вторых, вследствие подавления индивид в какой-то степени теряет способность видеть реальные опасности и бороться с ними по мере их появления. Например, человек, подавляющий массу агрессивных стремлений и враждебных чувств, может в то же самое время занять позицию крайней уступчивости по отношению к другим людям и быть пассивным во взаимоотношениях с ними, а это, в свою очередь, приведет к возрастанию вероятности того, что другие люди будут его эксплуатировать3. Наконец подавление влечет за со- 1 В этом смысле Маурер прав, когда говорит о том, что тревога — это следствие подавленного страха (см. стр. 130, примечание, ранее), 2 Это может быть показано на примере практически любой истории болезни, особенно следует обратить внимание на истории болезни Брауна, Нэнси и Франсис в гл. 7 и обсуждение на стр. 396. 3 Почему подавление агрессии и уступчивая позиция идут рука об руку при попытках ребенка приспособиться к доминирующим родителям, является очевидным. бой нарастание чувства беспомощности у индивида в силу того, что оно сопровождается ограничением его автономии, внутренними ограничениями и откладыванием в долгий ящик проявления им своей энергии. Мы только что кратко осветили проблему невротической тревоги, чтобы лучше определить, что мы подразумеваем под этим термином; более полное объяснение динамики и источников подобной тревоги предстоит в последующих разделах. Биологическое созревание как условие формирования реакций тревоги и страха. — В предыдущих главах мы рассмотрели три типа реакций на опасность, которые проявляются у развивающегося организма человека1: 1) реакция испуга, доэмо-циональный врожденный рефлекс; 2) тревога, недифференцированная эмоциональная реакция; 3) страх, дифференцированная эмоциональная реакция. Рефлекс испуга может проявиться в жизни ребенка очень рано; Лэндис и Хант обнаружили его у младенцев на nepBdM месяце жизни. Они пришли к выводу, что в течение этого месяца тревога или страх почти не проявляются, но по мере развития ребенка в его рефлексах все больше выражается вторичное поведение, в котором проявляются тревога и страх. Точно так же исследования детей, предпринятые Джерсилдом и Гезеллом, показывают, что тревога и страх появляются у ребенка при достижении им некоторой степени зрелости. Младенец, находившийся на небольшой огороженной площадке, совсем не проявлял чувство дискомфорта на протяжении первых недель жизни, но в возрасте пяти месяцев он уже испытывал умеренно выраженные мрачные предчувствия; одним из признаков этих мрачных предчувствий было постоянное поворачивание головы. (Поворачивание головы является важным показателем тревоги: индивид не знает, откуда исходит угроза или как расположить себя по отношению к ней в пространстве.) Несколькими месяцами позже тот же самый младенец в ответ на тот же самый стимул выдал реакцию, сопровождавшуюся криком, которую Гезелл назвал «страхом». Неврологические данные указывают на то, что созревание — это развитие от менее дифференцированных к более 1 Рефлекс Моро, свойственный только что родившемуся ребенку, но исчезающий в норме ко второму году жизни, исключен из рассмотрения. дифференцированным типам реакций. При рождении способности ребенка к восприятию и различению недостаточно развиты для того, чтобы он имел возможность адекватно идентифицировать опасности и определять их пространственное положение. Неврологическое созревание означает, например, не только увеличение способности зрительно определять местоположение возможной угрозы, но и увеличение способности корковой оценки стимула. Изменения поведения, которые сопровождают этот процесс созревания, состоят в уменьшении количества простых поведенческих реакций, связанных с рефлексами, и возрастании выраженности эмоционального поведения, что, в свою очередь, сопровождается увеличением способности к различению стимула и произвольному контролю поведения. Другими словами, некоторая зрелость нервной системы необходима для того, чтобы ребенок мог реагировать на угрожающий стимул недифференцированной эмоцией (тревогой), и еще большая зрелость необходима для того, чтобы ребенок мог различать разные стимулы, находить объект опасности и реагировать на нее страхом1. Ясно, что фактор созревания следует принять в расчет, чтобы понять защитные реакции ребенка. Фрейд писал об этом, когда отметил, что способность к тревоге при рождении не достигает своего максимума, но она возникает и развивается в ходе созревания младенца и доходит до высшей точки, как он считал, в раннем детстве. Гольдштейн утверждает, что в некоторых ситуациях у новорожденных детей можно наблюдать тревогу, а способность к реакциям в виде конкретных страхов — это результат более позднего развития. Итак, соглашаясь с тем, что биологическое созревание всегда следует принимать в расчет, мы переходим к более сложной проблеме, которая очень важна для построения теории тревоги, а именно: что появляется раньше, тревога или страх. Многие соглас- 1 Обратный порядок проявляется в поведении солдат, которых изучали Гринкер и Шпигель: во время сражения, в условиях сильного стресса у них наблюдалось стремление реагировать на угрозу посредством неопределенного, недифференцированного поведения. Гринкер и Шпигель пишут, что такое поведение равнозначно поведению на том уровне, когда ослаблены корковая дифференциация и контроль, то есть на уровне, близком к уровню поведения младенца. ны с тем, что у ребенка могут проявляться тревожные реакции в самые ранние дни его существования; Лоретта Бендер (Bender) замечает, что явно тревожные реакции можно наблюдать уже на восьмой или девятый день жизни ребенка. Но что касается реакций, которые можно назвать страхами и которые наблюдаются у ребенка в более поздние месяцы его существования, то они никогда не встречались автору этой книги в описаниях поведения ребенка в рассматриваемые первые недели его жизни. В то же время когда реакции на очень ранних этапах развития именуются страхами, — как это сделал Уот-сон, выдвинувший теорию «двух первоначальных страхов», — автору этой книги кажется ясным, что эти особенности поведения, описываемые как неопределенные, недифференцированные мрачные опасения, правильно назвать тревогой1. Обобщая, можно сказать: после первых защитных реакций, являющихся рефлексами, появляются неопределенные, недифференцированные эмоциональные реакции в ответ на угрозу (тревога); затем в ходе дальнейшего созревания появляются 1 Автору представляется любопытным то обстоятельство, что многие исследователи тревоги и страха говорят о «ранних страхах» младенца, но ни один из них, как указывалось выше, не пишет о предмете так называемых ранних страхов. Например, Симондс говорит о том, что тревога вырастает из «примитивных страхов», и, как следствие, он использует термин «страх» в более широком, общем смысле, а слово «тревога» — как производное от этого термина, означающее эмоциональное состояние (П.-М. Симондс, Динамика человеческого приспособления, Нью-Йорк, 1946). Зато прекрасно описанное Симондсом поведение самых маленьких младенцев, основанное на мрачных предчувствиях, определенно является выражением «тревоги» — так он на самом деле его и называет. Фактически Симондс не описывает каких-либо реакций, соответствующих самым ранним переживаниям ребенка, которые бы он назвал страхами. Автору этой книги кажется, что многие психологи некритично принимают распространенный постулат о том, что так или иначе страхи должны появляться первыми, а тревога — на более поздних этапах развития. Возможно, этот постулат в какой-то степени является следствием того обстоятельства, что исследователи тревоги в основном имели дело с невротической тревогой, которая, конечно, представляет собой сложное явление и не появляется раньше развития у ребенка способности к самосознанию и других сложных психических процессов. Возможно также, что некритическое стремление использовать термин «страх» в широком смысле является до некоторой степени следствием существующей в нашей культуре тенденции (обсуждается в гл. 2 и 4) заниматься а основном конкретными формами по- (ведения, что по традиции соответствует методам господствующей формы мышления нашей эпохи, а именно математическому рационализму. дифференцированные эмоциональные реакции на конкретную, локализованную в пространстве опасность (страх)1. Связь тревоги и страха. До недавнего времени психологи часто не обращали внимания на различие между страхом и тревогой либо рассматривали две эти эмоции как нечто общее, основываясь на постулате о том, что у них одна и та же нейрофизиологическая база. Но отсутствие такого разграничения затрудняет правильное понимание как страха, т-ак и тревоги. Реакции организма, наблюдаемые при страхе, могут быть совершенно иными, чем при трево
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|