Конфликт, лежащий в основе невротической тревоги
Субъективный конфликт как источник невротической тревоги. Всякий раз, когда невротическая тревога появляется в описанных выше случаях, появляется также субъективный конфликт1. В тех случаях, когда невротическая тревога не об- 1 Истории болезни Брауна, Элен, Нэнси, Ады, Агнессы, Эстер, Франсис, Айрин. наруживалась в какой-либо выраженной степени — Бесси, Луиза, Сара, Филис, Шарлотта, — субъективный конфликт в какой-либо выраженной форме также не проявлялся. Субъективный конфликт принимал много различных форм, в зависимости от конкретной истории болезни. Можно привести три примера. Субъективный конфликт у Брауна, как было показано, состоит в его стремлении достигнуть определенной автономии и использовать свои собственные силы, с одной стороны, но, с другой стороны, он убежден, что, если он будет обладать своей собственной энергией, его убьет мать. Поэтому его поведение характеризовалось значительной зависимостью от матери (и теми, кто замещал мать), и в то же самое время враждебностью по отношению к ней. Всякий раз, когда активизировался этот конфликт, возникало выраженное и затрагивающее различные стороны жизни ощущение неадекватности беспомощности и сопровождавшей все это тревоги, а также отсутствие способности действовать. У Элен существовал конфликт между чувством вины, с одной стороны, и потребностью (от удовлетворения которой зависело ее самоуважение) казаться асоциальной и интеллектуально искушенной. У Нэнси существовал конфликт между потребностью полностью зависеть от других людей с целью достижения безопасности, с одной стороны, и убеждением в то же самое время, что на других людей нельзя полагаться.
Ситуации, которые вызывали такой конфликт у каждого больного, — например, для Брауна — положение зависимости, с одной стороны, и возможность успеха в индивидуальной деятельности — с другой; для Элен — ощущение вины, связанное с ее беременностью; для Нэнси — ее взаимоотношения со своим женихом, — были ситуациями, вызывающими тревогу. В нашем исследовании субъективный (внутренний) конфликт всегда сопровождался невротической тревогой, и именно активизация этого конфликта всегда вызывала невротическую тревогу. Возникает вопрос: какая связь существует между угрозой, которую испытывает индивид, и конфликтом. Общепринятое утверждение о том, что тревога — как нормальная, так и невротическая — всегда сопровождается некоторой ожидаемой угрозой, не противоречит данным этого исследования. При нормальных тревоге и страхе вид угрозы может почти полно- стыо объяснить, почему возникли мрачные предчувствия1. Но для возникновения невротической тревоги необходимы два условия: 1) угроза должна быть направлена на жизненно важные ценности; и 2) угроза должна существовать в связке с другой угрозой, так, что индивид не может избежать данной угрозы, не столкнувшись с другой2. Если Браун использует свои -силы, ему будет угрожать смерть, но в то же время он может оставаться зависимым от своей матери только ценой чувства никчемности и совершенной беспомощности, а угроза иметь такие чувства почти так же серьезна, как и быть убитым3. При невротической тревоге возникает чувство, будто ты попал в ловушку: в какую бы сторону ты ни повернулся, везде тебе угрожают. Таким образом, исследование природы угрозы, воспринимаемой индивидом при невротической тревоге, приводит к открытию того обстоятельства, что угроза присутствует с обеих сторон конфликта. При изучении вышеприведенных историй болезни появилась и была наглядно продемонстрирована также проблема различия между поводом и причиной невротической тревоги. (Термин «повод» здесь используется для обозначения события, которое активизирует тревогу.) Мы наблюдали, что поводами для возникновения невротической тревоги у Брауна часто служили ситуации (такие, как выполнение учебных заданий), с которыми он не мог справиться адекватно; таким образом, поводы в этих случаях нельзя было рассматривать как причины тревоги. Мы также видели, что чем сильнее его тревога, тем больше он настаивал на том, что повод не имеет к ней никакого отношения, что он «боится всего», «боится жизни». На самом деле конкретный повод, который вызывал
1 Можно напомнить о различии между тревогой и страхом, которое было сделано в гл. 6: когда существует угроза жизненным, базовым ценностям, реакцией будет тревога, когда существует угроза второстепенным ценностям, реакцией будет страх. 2 Ср. утверждение, которое мы делали раньше (гл. 6) о том, что невротическая тревога возникает при такой структуре личности, когда ценности, которые индивид считает базовыми для своего существования как личности, противоречат друг другу, 3 Можно привести другой пример: Нэнси сталкивается с угрозой быть отвергнутой другими людьми (матерью" и женихом), которых она считает ненадежными, но ее неспособность существовать, не опираясь на заботу этих людей, представляет для нее противоположную угрозу. приступ тревоги, может быть в ретроспективе показан как имеющий психологически обоснованное отношение к тревоге, тем не менее существовала некоторая логика в том, что больной настаивал на различии между поводом и причиной. При невротической тревоге повод важен в том отношении, что он активизирует внутренний конфликт, но причиной тревоги является сам конфликт1. По мнению автора, можно сформулировать следующую гипотезу: чем в большей степени переживание тревоги соответствует норме, тем в большей степени повод (активизирующее тревогу событие) и причина тревоги являются идентичными; но чем в большей степени тревога является невротической, тем больше повод и причину следует различать. Например, пассажир на корабле, находясь ниже поверхности воды, беспокоится по поводу того, что в корабль может попасть торпеда2. Такая тревога может быть реалистичной и соответствовать ситуации, и повод — угроза быть торпедированным — возможно, будет достаточным для объяснения тревоги. Но если взять противоположный полюс, то можно обнаружить, что лица с сильной невротической тревогой могут подвергнуться тревожному приступу из-за случайного слова, услышанного от знакомого, отсутствия приветствия от кого-то на улице или быстротечного воспоминания. Таким образом, чем в большей степени тревога является невротической, тем менее адекватен объективный повод, вызвавший ее появление, и тем больше мы склоняемся к тому, чтобы искать адекватные причины тревоги индивида в субъективных факторах. Обычно при этом говорят, что тревога неадекватна ситуации; она является неадекватной по отношению к поводу, но не является неадекватной по отношению к причине, а именно внутреннему конфликту, который активизируется поводом. Но наблюдениям автора, в случаях наиболее сильной тревоги — пограничных психозах — повод, рассмотренный объективно, почти всегда
1 Как было продемонстрировано в этом случае, поводы (вне зависимости от того, насколько незначительными они могли казаться с объективной стороны) всегда имели на субъективном уровне логическую связь с конкретным внутренним конфликтом данного индивида; таким образом, поводы являются значимыми в отношении тревоги субъекта, потому что они, а не другие поводы активизируют его конкретный невротический конфликт. 2 Пример взят из книги доктора П.-М. Симондса. неадекватен для объяснения степени тревоги, и причина ее может быть почти полностью субъективной. Отвержение родителями и предрасположенность к невротической тревоге. Этот вопрос рассматривается в свете изучения тринадцати не состоящих в браке матерей, при этом особое внимание было уделено изучению связи между степенью отвержения со стороны родителей, которое воспринимали девушки (особенно со стороны матери), и выраженностью тревоги девушек на момент обследования. Параллельные таблицы ранжирования по степени тревоги и отвержения родителями непосредственно свидетельствуют о двух явлениях: 1) для большинства девушек имеет место явная связь между отвержением и тревогой; но 2) для некоторых девушек такой связи не существует^.
В девяти случаях: Нэнси, Агнессы, Элен, Эстер, Франсис, Айрин, Ады, Филис, Сары — степень тревоги относится к той же категории, что и степень отвержения. В этой группе всякий раз, когда существовали доказательства отвержения со стороны родителей, существовала невротическая тревога, и • Читателю можно напомнить, что во время обсуждения историй болезни этих девушек мы говорили о трудностях при оценке степени их отвержения и оснований, по которым такая оценка была дана. Девушку с психотическими явлениями, Шарлотту, нельзя было оценить по рассматриваемой шкале, так как при ее состоянии невозможно было определить степень отвержения с какой бы то ни было уверенностью. приблизительно в той же степени. В этих случаях данные подтверждали классическую гипотезу: отвержение со стороны родителей (особенно матери) предрасполагает индивида к невротической тревоге1. Но в двух случаях — Луизы и Бесси — была представлена совершенно другая картина: две эти девушки переживали выраженное и распространяющееся на различные сферы взаимодействия с окружающим миром отвержение, и, однако, это не сопровождалось соответствующими показателями невротической тревоги2. Ключ к проблеме можно найти, исследуя психологический смысл отвержения3. Поэтому мы зададимся вопросом, сначала по поводу тех девушек, у которых отвержение проявилось вместе с невротической тревогой, а затем по поводу тех, у которых такого явления не было: как девушки субъективно воспринимают свое отвержение1? Главной особенностью этих девушек было то, что они всегда смотрели на отвержение через призму высоких ожиданий по отношению к своим родителям, и это соответствует нашей гипотезе. Они проявляли то, что мы назвали противоречием между ожиданиями и реальностью в их установках к своим родителям. Они не были способны принять отвержение как реально существующий, объективный факт. На одном дыхании Нэнси описывала, как мать вопиющим образом оставляла ее одну и питала больший интерес к тому, чтобы «ходить в пивную, чем заботиться о своем ребенке», и тут же добавляла, что «она могла быть такой хорошей матерью»; точно так же Нэнси нравилось постоянно повторять, что мать была «хорошей» в какие-то конкретные периоды ее детства, несмотря на объективные данные о том,
1 В предыдущем обсуждении мы имели дело с невротической тревогой. Под предрасположенностью к тревоге мы понимаем наличие, по крайней мере потенциально, невротической тревоги; о ее присутствии можно судить как по степени выраженности тревоги (девушки, о которых идет речь, были более тревожны, чем девушки в низкой категории), так и по особым чертам невротической тревоги, в противоположность нормальной. 2 Долорес попадает в эту группу, хотя ее случай и не относится к таким же крайностям, как два других. 3 Автор считает, что постановка такого вопроса была бы важной, даже если бы полученные показатели не различались так сильно. Другими словами, убедительные выводы по поводу историй болезни можно сделать, если будет понятен смысл обсуждаемого явления во всех и в каждом конкретном случае. что мать все время была непоследовательна и безответственна в своих взаимоотношениях с ребенком1. Элен говорила о «предательстве» матери по отношению к ней, и под этим она подразумевала, что ожидает от своей матери, что та может и должна быть другой. Франсис идеализировала своих родителей, описывая их как «замечательных» и «милых», сохраняя идеализацию в качестве мотива «сказки», и пыталась подавить свое выраженное чувство враждебности по отношению к ним и свое чувство изоляции, которое было у нее следствием того, что она была приемным ребенком. У этих девушек, кроме того, проявлялось то, что можно назвать ностальгией по отношениям с родителями, они сосредоточивали свое внимание на мечтах о том, что «могло бы быть», если бы родители были другими; эта ностальгия, как кажется, была частью идеализированных ожиданий по отношениям к своим родителям и, с другой стороны, способом бегства от реально существующей ситуации взаимоотношений с ними. У Эстер ностальгия проявлялась в несколько другой форме: «Если бы мой отец не умер, я бы не имела всех этих неприятностей». Точно так же эти девушки до сих пор лелеяли надежды и ожидания, что их родители изменятся: Эстер постоянно демонстрировала открытое неповиновение, направленное на то, чтобы побудить мать уделить ей внимание. Хотя Агнесса знала, что ее отец на самом деле никогда не проявлял о ней заботу в прошлом, и не было в действительности надежды на то, что он сейчас изменится, она тем не менее во время обследования предприняла еще одну поездку, чтобы увидеть его, в какой-то смутной надежде, что он сможет быть другим. Складывалось впечатление, что эти девушки продолжают вести старые баталии со своими родителями. В общем, в этих историях болезни, которые соответствовали классической гипотезе о том, что отвержение существует вместе с невротической тревогой, как мы обнаружили, всегда присутствует определенный комплекс эмоционально окра- 1 В случае Нэнси было также отмечено явление, которое, возможно, имеет силу и для других случаев, а именно то, что идеализированные ожидания, с одной стороны, и чувство отвержения с другой, подкрепляют друг друга. Одной из конкретных функций идеализации в случае Нэнси (как и других) было скрыть реальность отвержения, но в свете идеализированных ожиданий чувство отвержения стало более болезненным. шенных представлений: отвержение никогда не принималось как объективный факт, но сопровождалось идеализированными ожиданиями по поводу родителей; девушки не могли судить о родителях реалистично, но всегда путали реальность со своими ожиданиями того, какими родители должны были бы быть или могли бы все еще стать1. Как указывалось ранее, у всех тех девушек, у которых проявлялась невротическая тревога, проявлялся также и субъективный конфликт. И теперь нам нужно задать себе вопрос, какова природа этого субъективного конфликта? Мы, например, видели, что невротическая тревога Нэнси проявлялась в форме конфликта между ее стремлением во всем зависеть от любви своего жениха и всегда присутствовавшими у нее сомнениями, можно ли на его любовь положиться. Это тот же самый конфликт, который имел место в детстве в ее взаимоотношениях с матерью. Мы видели, что Франсис судит о своем друге на основе того же самого сочетания идеализации и подавленной враждебности, которые проявлялись в ее отношениях со своими родителями. Можно больше не приводить примеров, чтобы сделать вывод на основании этих историй болезни о том, что конфликт, который проявлялся в сочетании с обнаруживаемой на поздних этапах развития невротической тревогой, был тем же самым конфликтом общего характера, который имел место и существовал реально во взаимоотношениях индивида со своими родителями2. В этих случаях первона- 1 Хотя история болезни Брауна и не из этого ряда, она является показательной, так как исходя из нее можно отметить, что Браун проявлял ту же самую неспособность на уровне сознания увидеть мать как тирана, которым она на самом деле и была, и считал, что ее доминирующее поведение было проявлением «любви». Конфликт, который здесь имел место, можно легко видеть по тому обстоятельству, что в сновидениях Брауна можно было наблюдать на более глубоком уровне, что он на самом деле понимал, что мать его подавляет и является тираном. 2 Это утверждение является основанием для предположения о существовании причинной связи между отвержением со стороны родителей, которое обычно имело существенное значение в ранние годы, с предрасположенностью к невротической тревоге, существовавшей на момент обследования. Теоретическое обоснование представления о такой причинной связи дано в предыдущих главах (наряду с клиническими данными, подтверждающими такое предположение), когда мы обсуждали взгляды Салливана, Харни, Фромма, и на самом деле практически любого автора, работающего в русле психоанализа начиная с Фрейда. Все предыдущие рассуждения основаны на постулате о наличии преемственности в структуре характера индивида. чальный конфликт с родителями интроецировался, интерна-лизировался (то есть становился субъективным конфликтом), в результате чего возникала душевная травма и глубокая психологическая дезориентация в установках по отношению к самому себе и другим людям. Такое положение не только являлось источником постоянной обиды на своих родителей, но также и источником постоянной неудовлетворенности собой. Это не означает только то, что именно первоначальный конфликт с родителями вновь активизировался и представал в другой форме — в форме невротической тревоги. Это означает, если попытаться охватить все стороны явления и сказать более точно, что первоначальный конфликт в отношениях с родителями ведет к формированию структуры характера индивида в том, что касается межличностных отношений, и что индивид реагирует на будущие ситуации на основе той же структуры характера. Например, ясно, что смешение реальности с ожиданиями по отношению к родителям сделало бы индивида неподготовленным к тому, чтобы оценивать свои будущие отношения с другими людьми реалистично, и поэтому он бы постоянно подвергался воздействию повторяющегося внутреннего конфликта и сопутствующей ему тревоги. Совершенно другой комплекс эмоционально окрашенных представлений мы видим у девушек, которые переживают отвержение, но не проявляют какой-либо заметной невротической тревоги, а именно Бесси, Луизы и в некоторых отношениях Долорес1. Эти девушки не возлагали идеализированных надежд на своих родителей; они оценивали их реалистично. Луиза и Бесси рассматривали своих матерей как наказывающих и испытывающих к ним отвращение людей, которыми они на самом деле и были. Ни одна из девушек не питала каких-либо иллюзий по поводу того, что родители в какой-то день станут «хорошими», или что родители завтра будут их 1 Различие между поведением этих девушек в ответ на отвержение и поведением предыдущей группы наглядно проявилось в удивлении Долорес по поводу того, что психолог захотел затронуть вопрос о том, не сожалеет ли она, что отец никогда не играл с ней, когда она была ребенком. Для любой из девушек первой группы такой вопрос был бы полным смысла и во многих случаях послужил бы основанием для изложения многочисленных жалоб на родителей; однако, что касается Долорес, то такой вопрос никогда не приходил ей в голову. любить. Луиза и Бесси принимали отвержение как объективный факт; Луиза беспристрастно называла его «горькой судьбой», а Бесси стремилась получить любовь во взаимоотношениях других людей, не родителей. Ни одна из девушек не позволяла, чтобы поведение родителей изменило ее поведение: Бесси в детстве, например, продолжала играть с братьями и сестрами, несмотря на вызывающее негодование отвержение отца при ее приближении, а Луиза отказывалась демонстрировать лицемерную любовь к матери, к которой она не испытывала положительных чувств. У этих девушек не было расщепления, не было противоречия между надеждой и реальностью в отношениях с родителями. Конфликты, которые эти девушки переживали в своих взаимоотношениях с другими людьми, точно так же, как и с родителями, осознавались и основывались на реальном положении вещей. Решающую роль в том, почему они были свободны от невротической тревоги, играло то обстоятельство, что отвержение не было ими интроецировано; оно не стало источником внутреннего конфликта и поэтому психологически не дезориентировало их в оценке самих себя и других людей. Хотя в настоящем исследовании и содержатся данные о том, что конфликт, лежащий в основе невротической тревоги, имеет своим источником отношения индивида с родителями, оно не подтверждает положение, что отвержение как таковое предрасполагает к невротической тревоге. Скорее источником предрасположенности к невротической тревоге является тот конкретный комплекс эмоционально окрашенных представлений, проявляющийся во взаимоотношениях ребенка со своими родите-лями, при котором ребенок не может реалистично оценить позицию родителей и не может отнестись к отвержению как к объективно данному. Невротическая тревога возникает не вследствие того обстоятельства, что у ребенка «плохая» мать, если использовать терминологию Салливана, но вследствие того, что ребенок никогда не уверен в том, является ли мать «хорошей» или «плохой». Что порождает лежащий в основе невротической тревоги конфликт, если посмотреть на проблему с точки зрения поведения родителей по отношению к ребенку, так это отвержение, которое скрывается под маской любви и заботы. В случае Луизы и Бесси родители — такие грубые в обращении и жестокие — по крайней мере, не пыта- лись скрыть свою ненависть к детям1. Поэтому Луиза и Бесси смогли принять отвержение именно за то, чем оно и являлось, — и в случае Бесси искать любовь и отсутствие отвержения где-нибудь в другом месте. Таким образом, когда матери Луизы и Бесси отвергали их в позднем детском и подростковом возрасте, не существовало угрозы для каких-то жизненно важных ценностей; так или иначе, девушки не ждали ничего лучшего от своих родителей. Утверждение Луизы о том, что «когда ты ребенок, ты не страдаешь, ты принимаешь вещи такими, каковы они есть», как можно полагать, означает, что ты не страдаешь на самом базовом уровне, — то есть не воспринимаешь угрозу базовым ценностям, если ты можешь, как смогла она, назвать позицию матери своим настоящим именем. Но девушки, имевшие субъективный конфликт, стремились спрятать отвержение с помощью того, что они вынашивали идеализированные ожидания (предположительно существовавшие вследствие того, что родители в ранних взаимоотношениях с ребенком притворялись), и, таким образом, ребенок никогда не мог приспособиться к существующей ситуации как к реальности2. В свете этих наблюдений можно грубо представить себе три типа родительского поведения: а) родитель отвергает ребенка, но это отвержение существует открыто и принимается обеими сторонами; родитель отвергает ребенка, но скрывает отвержение, притворяясь, что любит его; ' Мелитта Шмидеберг (Schmideberg) задает вопрос, почему так получается, что дети современных родителей, которые явно более доброжелательны по отношению к ним, тем не менее обладают той же самой или большей тревогой, чем дети строгих, суровых родителей викторианской эпохи. Она считает, что причина состоит в том, что современные родители не разрешают детям их бояться, и поэтому ребенок должен смещать свой страх и враждебность на что-то другое и страдать от возникшей вследствие этого тревоги. Если родители не могут удержаться от того, чтобы не обращаться с ребенком грубо, добавляет она, то по крайней мере они должны дать ребенку право бояться их. (См. ее работу «Тревожные состояния», Psychoanal. Rev., 1940, 27: 4, 439—449). Не углубляясь в вопрос сравнения тревоги в различные исторические периоды и оставляя в стороне исследование сложных причин этого различия, мы тем не менее полагаем, что внимание доктора Шмидеберг к проблеме разрешения ребенку оценивать взаимоотношения с родителями объективно является обоснованным. 2 Ср. точку зрения Кардинера о том, что арена для развития невротической тревоги у человека с западной психологической структурой роста устанавливается, помимо других факторов, посредством непоследовательности в родительском воспитании детей (гл. 5 выше). и в) родитель любит ребенка, и его поведение по отношению к нему определяется этой основой. Данные настоящего исследования говорят о том, что именно второй тип отношения предрасполагает к невротической тревоге1. Проблема, которую мы сейчас обсуждаем, является настолько важной, что мы хотим процитировать некоторые замечательные места из сочинения Анны Хартох Шахтель (Hartoch Schachtel), которая исследовала детей и лришла к похожим выводам, описывая одну девочку, которую мать отвергала, но делала вид, что любит, и проявляла ревность собственника к любви девочки к бабушке. Госпожа Шахтель замечает: «Эта девочка живет в воображаемой ситуации; она должна избегать сталкиваться с реальной ситуацией, в которой ее не любят; она живет, основываясь на желанных ожиданиях, и все ее интересы, опасения, надежды и стремления держатся на зыбкой основе». Этот ребенок очень похож на девушек первой группы, которых мы описывали. Госпожа Шахтель рассказывает о другой девочке, у которой не было отца, ее часто били дома и говорили, какая она вредная. «То, что ее не любят, было для этой девочки реальным фактором, но это ни в коей мере не уменьшило ее собственную способность любить». Она была независимой, довольно грубой, агрессивной, склонной к сотрудничеству и надежной девочкой, которая «не преуменьшала и не приукрашивала жестоких и враждебных действий, которые ей пришлось пережить». Эта девушка кажется автору поразительно похожей на Бесси. Точно так же, как в случае Бесси, эта девочка устанавливала доброжелательные отношения с друзьями, братьями и сестрами, несмотря на то, что родители ее отвергали. Госпожа Шахтель указывает, что «для ребенка лучше, если его не любят, чем если ему показывают ненастоящую любовь». Данные нашего исследования, как кажется, указывают на то, что все это со- 1 Если отвержение является полным — то есть если у ребенка в первый месяц жизни отсутствует ощущение связей с другими людьми, даже враждебной природы, с родителями или теми, кто их заменяет, — то следствием будет психопатическая личность. Этому типу взаимоотношений также свойственно отсутствие невротической тревоги. Можно посмотреть прекрасное изложение этой проблемы у Лоретты Бендер (Bender) «Тревога у детей с нарушенным душенным равновесием», статья представлена на симпозиум по тревоге Американской психопатологической ассоциации, июнь, 4, 1949 (должна быть опубликована). вершенно правильно в том, что касается предрасположенности к невротической тревоге1. Может ли невротическая тревога вообще быть описана в форме, которую мы обнаружили во взаимоотношениях этих девушек со своими родителями, а именно как внутренняя дезориентация, возникающая вследствие фундаментального противоречия между ожиданиями и реальностью? Этот вопрос вывел бы нас за пределы области, которую мы исследуем непосредственно, но автор предлагает вышеприведенную формулировку как гипотезу, которая имеет отношение как к психологии, так и к философии2. 3. Социоэкономический класс и невротическая тревога Еще одна проблема возникает вследствие того обстоятельства, что все девушки первой группы, то есть обладающие невротической тревогой, все были из среднего класса, а девушки второй группы, которых отвергали, но они приняли это, и невротическая тревога не появилась, были все из рабочего класса3. Действительно, из четырех девушек, принимавших участие в исследовании и имевших пролетарское происхождение — Бесси, Луизы, Сары и Долорес, — ни одна не проявляла какую-то выраженную невротическую тревогу. Это поднимает важную проблему того, является ли противоречие между ожиданиями и реальностью, составляющее основу предраспо- 1 Эти данные содержатся в заключении к неопубликованной статье «Некоторые условия любви в детстве», Анна Хартох Шахтель, март, 1943. 2 Маккинон (MacKinnon) представил подход к проблеме тревоги, который, если не считать топологического описания (являющегося довольно спорным), близок к высказанной гипотезе. «Человек, страдающий от тревоги... в одно и то же время воспринимает вещи и как более лучшие, и как более худшие, чем они есть на самом деле... Его позитивная сущность, относящаяся к области нереального, искажает структуру уровня его реалистического подхода в соответствии с его надеждами, в то время как его негативная, относящаяся к области нереального сущность вносит искажения в соответствии с его страхами... Это означает, что психологически человек стоит на зыбкой почве, так как уровень его реалистического подхода к жизненному пространству лишен ясной когнитивной составляющей из-за того, что она одновременно несет в себе противостоящие друг другу представления о возможности успеха и возможности неудачи». — Дональд В. Маккинон, Актуальные проблемы тревоги, Character & Pers. 1944, 12—3, 163—76. 3 Единственной трудностью для классификации был случай Ады. Можно отметить, что девочка, принимавшая отвержение как реально существующий факт, которую описала госпожа Шахтель, тоже была из рабочей среды. ложенности к невротической тревоге, свойством в нашей культуре, прежде всего среднего класса, и точно так же, не распространена ли невротическая тревога прежде всего в среднем классе. Классическая гипотеза, касающаяся отвержения и предрасположенности к невротической тревоге, основана на клинической и психоаналитической работе с индивидами, которые почти исключительно принадлежали к среднему или верхней части среднего класса1. Возможно, гипотеза является верной в отношении среднего класса, но не других классов. Существуют важные теоретические основания, а также данные, основанные на опыте, позволяющие утверждать, что невротическая тревога в нашей культуре в особенности присуща среднему классу. Трещина между реальностью и надеждами особенно очевидна, как с точки зрения психологии, так и экономики, у среднего класса2. Ранее указывалось (гл. 4), что стремление индивида к соперничеству, черта, которая в нашей культуре тесно связана с современной тревогой, свойственна в основном среднему классу3. Сара разработала хитроумную систему, чтобы ее честолюбие не было связано с соперничеством. «Я стремлюсь быть не наверху, не внизу, а посередине». Фашизм, современный заметный тревожный симптом, проявляющийся в нашей культуре, зарождался как движение нижней части среднего класса. Вилоби предположил, что «груз тревоги лежит тяжелым бременем прежде всего на «среднем классе», который остается опутанным трудными для выполнения нормами поведения и не получает важную материальную поддержку»4. Этот абзац направлен не на то, чтобы сделать какие-то выводы, но скорее на то, чтобы поднять в качестве вопроса, заслуживающего дальнейшего исследования, проблему связи невротической тревоги с положением среднего класса. 1 Это является истиной в отношении больных, которых лечил Фрейд, и в отношении большинства больных, которых с тех пор лечили психоаналитики. 2 Карл Маркс описывает рабочий класс как тот класс, у которого нет другой надежды, кроме как на революцию. 3 Девушки из рабочих семей в этом исследовании демонстрировали меньшее стремление к соперничеству, чем девушки из среднего класса (см. истории болезни Бесси, Луизы). 4 Р.-Р. Вилоби, Магия и родственные явления: гипотеза, в Карл Марчисон (ред.), Руководство по социальной психологии (Вочестер, Массачусетс, 1935, с. 502). 4. Взаимоотношения тревоги и враждебности В этом исследовании были приведены примеры того, что тревога и враждебность (скрытая или открытая) усиливаются и ослабляются одновременно. Когда обследуемые лица (например, Браун, Агнесса) были относительно более тревожны, наблюдалась большая враждебность, скрытая или открытая, а когда тревога ослаблялась, то же самое происходило и с враждебностью. Мы видели, что одна из причин такой связи состоит в том, что сильное страдание и чувство беспомощности, которые проявляются при переживании тревоги, вызывают враждебность по отношению к тем людям, которых индивид считает ответственными за то, что он оказался в таком положении. Мы видели, что другая причина, лежащая в основе этой взаимосвязи, состоит в том, что враждебность (особенно подавленная враждебность) ведет к тревоге: например, подавленная враждебность Брауна по отношению к своей матери, если бы она проявилась, привела бы к отчуждению того самого человека, от которого он зависит, и поэтому существование враждебности порождало тревогу. Таким образом, когда враждебность появляется у людей с невротической тревогой, враждебность обычно подавляется и может принять реактивную форму повышенного стремления к тому, чтобы нравиться другим людям и умиротворять их (например, Нэнси). Была, однако, одна история болезни (Агнессы, чья структура характера являлась садомазохистской), при которой враждебность и агрессия использовались как защиты против вызывающей тревогу ситуации; например, с помощью враждебного и агрессивного поведения она пыталась заставить своего друга не делать ее более тревожной, уйдя от нее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|