Методы избегания вызывающих тревогу ситуаций
Многие различные образцы поведения, с помощью которых наши испытуемые стремились избегать вызывающих тревогу ситуаций, были показаны при обсуждении приведенных выше историй болезни, и они варьировали от поведения, которое в значительной степени было основано на объективной оценке реальности, подобно поведению Бесси, убегавшей в парк, чтобы избежать грубого обращения со стороны матери, до поведенческих стереотипов, например, застенчивости, свойственной Айрин, и более сложных субъективных методов подавления и формирования симптомов. Мы не будем пытаться перечислить эти защитные формы поведения, а только назовем их некоторые общие черты. Было показано, что эти образцы поведения начинают действовать, когда индивид сталкивается с вызывающей тревогу ситуацией. В случае Элен, например, было замечено, что чем больше тревоги проявлялось в определенных ответах по ее тесту Роршаха, тем чаще она демонстрировала конкретные методы защиты — ненатуральный смех, отрицание и интеллектуализацию; а в случае Агнессы, чем больше ее тревожило отсутствие внимания ее друга, тем больше проявлялось ее конкретное защитное поведение, а именно агрессия и враждебность. Кроме того, было показано, что, когда тревога ослабляется, ослабляет свое действие и защитное поведение. Основание для таких явлений представляется очевидным: когда индивид сталкивается с вызывающей тревогу ситуацией, начинают действовать защитные механизмы, направленные против нее. Таким образом, существовала прямая связь между наличием тревоги и наличием поведенческих механизмов избегания вызывающей тревогу ситуации. Но когда поведенческий механизм принимал форму психологического симптома, вызывающий тревогу конфликт преодолевался раньше, чем достигал уровня сознания1. В случае Брауна, например, пока существовал страх заболевания раком и озабоченность психосоматическим симптомом головокружения, факт наличия конфликта или невротической тревоги не допускался на сознательный уровень. Но когда конфликт и тревога стали осознаваться, симптомы исчезли. Таким образом, из этого примера также можно сделать вывод о том (и это не противоречит предыдущему утверждению), что, когда присутствуют симптомы, существует обратная связь между осознанием тревоги и наличием симптомов2.
Из сказанного, таким образом, следует, что при невроти- 1 В этой связи симптом можно определить как внутренний, структурированный защитный механизм, который устраняет конфликт с помощью автоматически действующих психологических процессов. 2 Такое утверждение соответствует другим положениям, изложенным в этом исследовании (гл. 3). ческой тревоге целью защитных механизмов, симптомов и т. п. является удержание внутреннего конфликта от активизации1. Мы отмечали, что в той степени, в которой эти механизмы действуют успешно, индивид способен избежать столкновения с конфликтом. Можно привести несколько примеров: если бы Нэнси смогла удерживать в круге своего общения 1 Следует отметить, что изложенная выше точка зрения о том, что эти образцы поведения и симптомы являются защитами от вызывающей тревогу ситуации, не согласуется с обычным утверждением в психоаналитической литературе о том, что такие образцы являются «защитами от тревоги». Если говорить точно, то защита направлена не против тревоги, а против вызывающей тревогу ситуации. Иногда выражение «защита против тревоги» используется просто как описательный термин, как укороченная форма точного, но громоздкого утверждения (это тот случай, когда данное словосочетание используется в настоящем исследовании). Но иногда такое выражение ошибочно используется, чтобы обозначить то, о чем там прямо говорится, а именно, что индивид несет в себе определенное количество тревоги в форме неотреа-гированного возбуждения, и именно от этого у него есть потребность себя защитить. Фрейд открыто провозгласил такую точку зрения, когда сформулировал свою первую теорию тревоги как неразряженного либидо. Вилоби довел эту теорию до логического совершенства, описывая тревогу как генерализацию нервного возбуждения, «...как если бы действовала общая иррадиация нервного возбуждения или его переливание через край...» (цитируемое произведение, с. 466). Аномальную тревогу он описывает как возбуждение, которое генерируется, но не находит выхода в действии, до тех пор пока не произойдет существенного «прорыва» возбуждения. Если бы это было так, то в самом деле было бы верно, что индивид должен защищать себя от этого «прорыва» возбуждения. Автор считает, что такое представление возникает вследствие путаницы между неврологическими и физиологическими видами тревоги и самой тревогой. Недостаток концепции осуществления «прорыва» возбуждения может быть продемонстрирован на многих терапевтических занятиях, где от сильной тревоги можно освободиться, не прибегая к какому-либо явному выражению или отреагированию аффекта, и при этом может не возникнуть другого аффекта, кроме чувства спокойствия и облегчения. Облегчение наступает, когда угроза удаляется, или при невротической тревоге, когда существование конфликта становится для больного очевидным. Для ясности мышления по этому вопросу важно подчеркнуть, что тревоги бы не было, если бы индивид не сталкивался с определенной угрозой; тревога продолжается не потому, что назрел «прорыв», а потому, что продолжает существовать угроза. Про людей, у которых проявляется тревога чрезмерной выраженности, будет неправильным сказать, что у них в значительной степени назрел «прорыв» возбуждения, их скорее следует описывать как людей, которые чрезмерно уязвимы перед угрозой, и поэтому они часто или, возможно, даже постоянно находятся в ситуации столкновения с угрозой. От чего индивид стремится защитить себя, так это не от самой тревоги (или «прорыва» возбуждения), а от ситуации, которая вызывает тревогу, — от угрозы, или в случае невроза — от конфликта, сопровождающего угрозы. (См. также подстрочное примечание, с. 82—83.)
только людей, относящихся к ней благосклонно, то конфликт, состоящий в том, что у нее была потребность полностью зависеть от других людей, но в то же самое время она считала, что на них нельзя положиться, никогда бы не возник. Если бы Элен смогла успешно отрицать или интеллектуализировать свое чувство вины, она бы избежала конфликта. Что касается сложных симптомов Брауна, то можно отметить ту же самую цель: если бы у него действительно был рак или поражение головного мозга (или он бы не сомневался в том, что они у него есть), то он мог бы: а) лечь в больницу, подчиниться авторитетам и получать лечение, не имея чувства вины; б) быть освобожденным от необходимости пытаться делать ответственную работу, для которой он не чувствовал себя адекватным; и в) рассчитаться со своей матерью посредством того обстоятельства, что она была бы вынуждена из-за его болезни его содержать. Таким образом, три главные составляющие его конфликта были бы устранены. Поскольку конфликт при невротической тревоге является субъективным, механизм устранения его всегда включает в себя определенную форму подавления, или диссоциации какой-то сферы реальности, проявляющуюся в виде чувства или установки. В противоположность поведению Бесси (убегавшей в парк), при котором принималась во внимание объективная реальность, — индивид с невротической тревогой стремится убежать от некоторых элементов внутри самого себя, и это может быть достигнуто только с помощью диссоциации этих элементов, что ведет к формированию внутренних противоречий. Например, когда Элен пыталась непосредственно отрицать существование у нее чувства вины, она в то же самое время стремилась в значительной степени интеллектуализировать это чувство. Эти два метода устранения чувства вины противоречивы1. Если бы она действительно считала, что у нее нет чувства вины, у нее не было бы потребности интеллектуализировать его (как если бы полководец, с одной стороны, заявлял, что не собирается вести войну, а с другой —
1 Конкретизируя образец поведения, который включается в действие, — это непосредственная попытка подавить реально существующее чувство (отрицание); на более глубоком уровне она осознает наличие обмана, которым сопровождается подавление, поэтому в действие вводится другой механизм, а именно интеллектуализация. тут же собрал свои резервы и бросил бы их в сражение). Существование диссоциации, которая необходима для того, чтобы устранить субъективный конфликт, и которая приводит к появлению внутренних противоречий, является одним из объяснений того обстоятельства, что защитные механизмы при невротической тревоге дают возможность достигнуть безопасности, которая постоянно подвергается угрозе, и такое положение никогда не дает возможности устранить конфликт на длительное время (как можно видеть на примере любой описанной выше истории болезни.) При обсуждении вышеприведенных историй болезни рассматривалась одна поведенческая структура, направленная на защиту индивида от вызывающих тревогу ситуаций, которая, насколько известно автору, еще не описана в литературе по тревоге. Это использование тревоги самой по себе как защиты, механизма, который наблюдался в случае с Нэнси. У этой девушки не было эффективных защит против тревоги за исключением того, что она была постоянно осторожна и внимательна, — другими словами, она вела себя как тревожный человек и показывала другим, что она тревожна. Ее попытка побудить других людей всегда быть благожелательно настроенными по отношению к ней (что привело бы к устранению конфликта) осуществлялась с помощью того, что она показывала другим людям, как она в них нуждается и как бы она страдала, если бы они не были настроены к ней дружелюбно. Такое поведение может быть в целом описано, как если бы она говорила другим людям: «Посмотрите, как я тревожусь, — не делайте меня еще более тревожной». В тех случаях, когда быть тревожной и показывать тревогу — это защита от еще большей тревоги, индивид стремится избежать конфликта, демонстрируя слабость, как если бы он считал, что другие люди не будут на него нападать, не покинут его или будут на него очень надеяться, если они увидят, что он тревожен. Мы назовем тревогу, которая используется в качестве защиты, псевдотревогой1. Но представляется очень сомнительным появление такого вида тревоги, используемой в качестве защиты, если инди- 1 Адлер наблюдал такой метод использования тревоги, но вместо того, чтобы рассматривать его как защиту или как псевдотревогу, он свел все виды тревоги к одному знаменателю. вид не будет в значительной степени уязвим перед истинной невротической тревогой на более глубоком уровне. Понимание того, что тревога используется как защита от истинной тревоги, особенно важно в психотерапии, так как защитная псевдотревога представляет собой исключение из принятого всеми общего положения о том, что тревогу следует уменьшить до того, как больной откажется от зашиты против нее1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|