Теоретические аспекты характеристики мотивационной сферы студентов
Содержание
Введение 1. Теоретические аспекты характеристики мотивационной сферы студентов 1.1 Теоретическая сущность понятия «мотивация» 1.2 Специфика учебной мотивации студента 2. Организация и результаты проведенного исследования 2.1 Методологический раздел 2.2 Основные методики исследования 2.3 Результаты произведенного кабинетного исследования Заключение Список используемой литературы
Введение
Образование – это одна из основ прогресса человечества. Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию на глобальном уровне, укрепляет основы демократического общества и уважение к законности. Развитие глобального инновационного общества зависит от мобильности и интеграции людей, знаний и технологий во всех государствах [1, с. 30]. Широкие перспективы и возможности развития общества, на наш взгляд, в первую очередь, связаны именно с получением высшего образования. Причем не просто за счет количественного увеличения контингента обучающегося населения. Актуальность изучения данной темы непосредственно, на наш взгляд, связана с тем обстоятельством, что студенты социологических факультетов современных вузов имеют довольно слабые представления о своей будущей профессии, наличествует такие явление, как несовпадение их ожиданий с реальным содержанием учебного процесса, требуют, с одной стороны – более активной профориентационной работы с будущими студентами, формирования привлекательного имиджа социологического факультета в глазах абитуриентов и их родителей, а с другой – более четкого позиционирования факультета по структуре специальностей как в рамках Университета, так и в масштабе города и региона.
Эта проблема также важна и для будущих работодателей, так как на современном рынке труда востребованность «своего» студента как будущего специалиста достаточно велика. В свою очередь, особенности дальнейшего профессионального поведения будущего социолога напрямую будут зависеть от того, что является наиболее ценным для субъекта в выбранном им исследовании, какие потребности удовлетворяет личность в деятельности, и какой смысл она в нее вкладывает. Если в системе ценностей превалируют материально обеспеченная жизнь, престиж, безопасность, обладание властными полномочиями и т.п., то выбор как исследования, так и профессии будет обусловлен возможностью реализации поведения, гарантирующего приближение субъекта к значимым для него ценностям. Таким образом, осуществление профессионального поведения в будущем непосредственно связано с мотивационным содержанием выбора, определяющим субъективное отношение к деятельности. Идеальная модель соответствия между личностью и трудом должна содержать полное совпадение объективного содержания деятельности и ее личностного смысла [3, с. 30]. Следуя данной логике, адекватный выбор определенного исследования будет определяться наличием внутренней мотивации профессиональной деятельности в качестве ведущей, поскольку последняя представлена оптимальной степенью соответствия ведущего мотива предпочтения профессии объективному ее содержанию. Таким образом, мы имеем основания рассматривать внутреннюю мотивацию в качестве эталонной модели выбора исследования как части профессиональной мотивации. В случае преобладания внешней мотивации, когда выбираемая деятельность не соответствует индивидуальным особенностям Личности, ее мотивам и ценностям, человек не воспринимает профессиональную деятельность как личную необходимость, вследствие чего, регуляция профессиональной активности будет осуществляться посредством либо внешних по отношению к профессиональной сфере стимулов, либо чрезмерных энергозатрат для поддержания соответствующего профессионального статуса.
Таким образом, одним из важнейших способов освобождения личности от негативного воздействия профессионально-психологического несоответствия в будущем является формирование адекватной возможностям человека жизненной перспективы, которую невозможно осуществить без реальной оценки собственных возможностей, ценностей, потребностей и адекватного им выбора профессии. Проблеме мотивации учебной деятельности посвящены работы Л.И. Божович, А.К. Марковой, А.А. Реана, О.С. Гребенюк, В.Г. Асеева, П.М. Якобсона. Ученые отмечают необходимость выявления условий, связанных с формированием положительного отношения к выбору социологического исследования, с развитием мотивации, которые обеспечивают саморазвитие, самовоспитание личности студента. В вышеперечисленных исследованиях разработан понятийный аппарат по проблеме мотивации, предложены различные классификации мотивов учебной деятельности, особенности развития мотивации в различных возрастных периодах, особенности организации образовательного процесса для создания оптимальных условий для проявления учебных мотивов. В то же время в большинстве работ рассматривается развитие мотивации школьников, проблема мотивации учебной деятельности студентов остается мало разработанной. Выработке условий мотивации в процессе выбора исследования посвящены работы следующих ученных: Сукиязов А.Г., Крамаров С.О., Карякин Ю.В., Захарова И.Г., Панюкова С.В., Фаустова Э.М., Вакулюк В., Ширшов Е.В., которые рассматривали роль информационно-коммуникационных технологий в развитии системы образования, педагогические возможности отдельных программных продуктов, однако проблема развития мотивации учебной деятельности в работах вышеперечисленных авторов также рассматривается лишь косвенно и не выделяется в самостоятельную. Предмет исследования – педагогические условия, способствующие развитию мотивации учебной деятельности студентов. Объект исследования: – студенты 1 курса – 15 человек – студенты 2 курса – 15 человек. Целью исследования является необходимость характеристики роли мотивации в процессе выбора темы исследования. Достижение данной предполагает решение следующих задач: 1. Охарактеризовать теоретические аспекты характеристики понятия «мотивация». 2. Проанализировать ход и основные результаты исследования.
Теоретические аспекты характеристики мотивационной сферы студентов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|