Специфика учебной мотивации студента
На формирование учебной мотивации студента вуза ведущую роль оказывает влияние наличие следующих факторов, которые можно систематизировать по двум группам: 1. Социально-психологические факторы: макросредовые (общегосударственные, регионально-этнические), микросредовые (факторы семьи, Вуза, общественных организаций, неформальных объединений). 2. Общегосударственные факторы включают в себя: экономические, политические, культурно-нравственные условия жизни людей в стране, средства массовой информации. Регионально-этнические факторы включают в себя: специфические особенности политического, экономического и демографического развития региона; этнические особенности жизнедеятельности населения; особенности развития учебных, учебно-воспитательных заведений в республике. Микросредовые факторы включают в себя: культурные, образовательные, психогигиенические и т.д. условия и факторы, характеризующие воспитательную, образовательную, профессиональную среду личности. Психологические факторы включают в себя: – объективные возрастные особенности; характерологические, типологические особенности личности: (черты характера, склонности, способности, интересы, психофизиологические качества личности, уровень их общеобразовательной и профессиональной подготовки); общественные воздействия на мотивы, влияющие на формирование ценностных ориентаций, отношений, профессиональной мотивации и профессионального самосознания. – субъективные: потенциал личности, в том числе высокие профессионально-личностные стандарты, стремление к знаниям, к расширению своего кругозора; потребность в самоутверждении, достижении, потребность в признании; работа над собой: анализ и перспективное построение профессионального жизненного плана деятельности, самоанализ, самовоспитание, саморазвитие, осознание себя членом профессионального сообщества в будущем, принятие профессиональной роли.
Исследование психологических факторов формирования профессиональной мотивации личности, является одним из спорных вопросов относительно преимущественного влияния характерологических особенностей или профессиональных интересов личности [2, с. 27]. В соответствии с представлениями А. Маслоу [2, с. 27] можно выделить пять основных уровней потребностей – мотиваций личности студента: основные физиологические потребности в пище, отдыхе, жилище, сексуальном удовлетворении, материальные стимулы, социальные блага – это средство удовлетворения основных физиологических потребностей. Поэтому материальные поощрения, высокий уровень заработной платы в выбранной профессии является одним из важных факторов формирования мотивации будущей профессиональной деятельности студента [2, с. 28]. Исходя из проделанного выше анализа теоретических данных, мы можем выделить психолого-акмеологические условия и факторы микросреды студентов Вуза, оказывающие, на наш взгляд, значимое влияние на формирование профессиональной мотивации личности студента Вуза: 1. Учебная среда: – Физические условия труда (оптимальный для занятий уровень шума, температуры, содержания в воздухе кислорода, освещенности рабочего места). – Гигиенические условия труда (поддержание всех помещений в чистоте и порядке). – Дизайн, эстетика (использование эргономических данных, современных, модных тенденций при оформлении учебных помещений). – Столовая (пищеблок с выполнением санитарно-гигиенических требований, высокий уровень обслуживания студентов). – Материально-техническая база обеспеченности учебного процесса (учебники, научная литература, в том числе периодические, учебно-методические издания, компьютерное, техническое оснащение).
– Вспомогательные учебно-воспитательные помещения (спортивные залы, актовый зал, конференц-зал). 2. Поощрения: – Материально-социальные вознаграждения по результатам учебы студента и участия в общественной жизни института (повышение стипендии, поощрительные призы, подарки, снижение платы за обучение, оплаченное питание, предоставление бесплатного места в общежитии, культурный отдых, отдых во время каникул). – Социальное принятие: – Ощущение своей необходимости для товарищей и преподавателей, уважение, признание и одобрение с их стороны. – Хорошие отношения в коллективе студентов, здоровый морально-психологический климат в институте. 3. Личностный рост: – Возможности для расширения своего учебно-профессионального мировоззрения (факультативы, спецкурсы, участие в научных конференциях, семинарах; практические занятия по выбранной специальности на предприятии, в учреждении; встречи, дискуссии с интересными людьми профессии). – Создание перспектив дальнейшего образования по избранной профессии (аспирантура, факультет повышения квалификации.) – Рост ответственности и влияния (участие в студенческих, молодежных движениях, общественных организациях; в мероприятиях по развитию, благоустройству института и т.д.). – Возможность экспериментирования, творчества, самовыражения (участие в научно-исследовательской деятельности, в практической реализации инновационных проектов; в студенческих клубах по интересам, кружках художественной самодеятельности, ансамблях, театрах и т.д.). – Приобщенность и личностная значимость: – Информированность о делах, планах, перспективах института (газета, информационный бюллетень, периодические научные издания института; возможности участия в общих собраниях, совещаниях и т.д.). – Заинтересованность в личностном развитии каждого студента института (планирование и организация администрацией, коллективом преподавателей воспитательной деятельности; создание службы психологического консультирования, медицинского обслуживания).
– Интерес и учет администрацией мнений студентов (общественные опросы студенческого коллектива, возможности участия студентов в принятии решений и т.д.). – Интерес и стремление к знаниям: – Методически верно организованная, интересная учебная деятельность (использование современных форм и методов обучения, постановка учебных, сложных нестандартных задач и целей). – Самостоятельная учебная деятельность студентов, (написание рефератов, курсовых, творческих работ). – Соревнование в учебной деятельности (аттестация, сессия, конкурсы лучший проект, лучший студент). По сути, задачи высшего учебного заведения, как было уже показано выше, заключаются в управлении перечисленными факторами, в обеспечении необходимых условий для всестороннего профессионального развития личности, а также, в подготовке эффективной адаптации будущих специалистов в их профессиональной деятельности. Вслед за авторами концепции профессионального самосознания молодежи [6, с. 30] мы считаем, что профессиональное самоопределение, профессиональное развитие личности на всех этапах обучения осуществляется посредством процедур самоанализа поведения, психологических свойств личности, сознательной постановки вопросов профессионального развития, карьерного роста в будущей профессиональной деятельности. В связи с этим, имеет решающее значение развитие различных взаимосвязанных умений мотивационного компонента профессионального самосознания личности, таких как: – анализ внутренней связи системы «потребность – мотив – цель»; – переформулировка субъектной системы потребностей и мотивов в соответствии с социальным заказом; – осознание новой субъектной системы потребностей и мотивов как личностно значимых; – независимость от референтной группы в субъектном плане; – достижение в процессе самоактуализации самотождественности и высокого уровня профессионального мастерства. Таким образом, по нашему мнению, с психологической точки зрения, определяющими для вузовской системы профессиональной подготовки специалистов вопросами, являются организация самостоятельной работы личности студента над собой по составлению профессионального плана, по принятию задач, поставленных перед ним обществом, по формированию стиля будущей профессиональной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|