Порядок открытия, регистрации и ликвидации коммерческих банков
Открытие и регистрация коммерческих банков (КБ) осуществляется в соответствии с законом о ЦБ и о банковской деятельности, а также инструкции ЦБ № 49 от 27.09.1996 года. Существует строгий порядок регистрации. Кредитные организации регистрируются единым органом – ЦБ, хотя на практике все КБ проходят двойную регистрацию, идут в регистрационную палату и регистрируются как юридическое лицо, то есть напрямую нарушается закон о регистрации. ЦБ ведет учет банков в книге государственной регистрации. С лицензией и регистрацией ЦБ кредитные организации имеют право заниматься банковской деятельностью, то есть все фирмы МММ, Властелина и так далее действовали в нарушение закона. Учредителями КБ могут быть юридические и физические лица. Учредители – юридические лица должны быть зарегистрированы в законом порядке и иметь устойчивое финансовое положение и выполнять все обязательства. При создании банка учредители подписывают Учредительный договор, в котором определяют вид банка (ООО, ЗАО, ОАО), в соответствие с этим подготавливается Устав банка. При регистрации банка его учредители должны представить по месту его нахождения в главное управление ЦБ следующие документы: ходатайство о государственной регистрации и на выдачу соответственной лицензии. В этом ходатайстве дается экономическое обоснование о необходимости создания банка на этой территории. Кроме того, в этом ходатайстве должно быть подтверждено то, где будет здание под банк, как оно будет оборудовано, как будет обеспечен техникой банк... Третий документ – Устав КБ, в нем расписано все то, что должен содержать устав, где определяется форма банка, вид операций, которые будет осуществлять банк, схема управления банком, то есть вся организационная деятельность. Расписывается доля участников и сумма взносов в уставный капитал, при этом необходимо иметь в виду, что в момент создания банка учредители могут 20% уставного капитала внести материальными средствами, а в дальнейшей деятельности банка эта доля должна снижаться до 10%. Протокол собрания учредителей – это следующий документ – должен отражать решение о создании банка, в какой форме, кто руководитель, кто главный бухгалтер, порядок снятия и назначения. В практике присутствует такой принцип: председатель правления банка приглашается на работу, утверждается собранием пайщиков сроком на 5 лет. Также надо представить копию платежного поручения за оплату госпошлины составляет 1% объявленного уставного капитала, она зачисляется в федеральный бюджет.
Следующий документ – нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации учредителей банка – юридических лиц, а также аудиторские заключения о их состоянии в течение 3 лет, ну и некоторые другие данные. Например, физические лица – учредители должны представить декларацию, заверенную налоговой службой, что он не должен по налогам. В пакет документов на регистрацию представляются также анкеты претендующих на должность руководителей и главного бухгалтера банка, притом у них должно быть специальное образование: экономическое, юридическое, не менее года опыта работы в банке. Прилагается также список учредителей банка, с расписанными долями акций и паевого взноса. При регистрации есть еще требования к названию: на слова “Россия, центральный, федеральный” требуется разрешение. Территориальное управление ЦБ, приняв пакет документов, должно это подтвердить и приготовить замечания, после чего этот пакет возвращается на доработку. Если дается положительное заключение, то оно с пакетом документов направляется в ЦБ, в департамент регистрации и лицензирования банковской и аудиторской деятельности, там он еще раз проверяется и при положительном решении подписывается свидетельство о государственной регистрации этого банка и выдается штамп на экземпляр Устава, и ставится печать и подпись одного из заместителей председателя ЦБ. 2 экземпляра Устава и свидетельство о регистрации направляются в управление, которое потом один экземпляр вручает банку с уведомлением о регистрации и с требованием уплатить 100% уставного капитала в месячный срок.
Если банк создается в форме АО, то в 10 дневной срок банк должен направить в ЦБ документы о регистрации и отчет, о первой эмиссии акций. После подтверждения об оплате уставного капитала зарегистрированному банку выдается соответствующая лицензия. В настоящее время существуют следующие виды лицензий: лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях без права операций с физическими лицами, так называемая ограниченная лицензия. Второй вид лицензии – осуществление банковских операций со средствами в рублях и в иностранной валюте, с правом привлечения физических лиц, то есть это расширенная лицензия, и лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов и так далее – это лицензия генеральная, то есть дающая право выполнять все банковские операции, а также без ограничений устанавливать корреспондентские отношения с иностранными банками и правом открытия филиалов за рубежом. После регистрации банка банк может создавать представительства или филиалы или отделения вне места нахождения главного офиса банка. С 1996 года их создание осуществляется в порядке уведомления, то есть сначала все создается, а потом уже регистрируется. ЦБ и его территориальные органы могут отказать учредителям в создании КБ. Какие мотивы отказа? Во-первых, это несоответствие квалификации руководителей, во-вторых, это финансовая несостоятельность учредителя, потом, это не соответствие поданных документов. Если ЦБ отказывает в регистрации и выдачи лицензии или нарушает сроки, выделенные для выдачи лицензии, то это решение может обжаловаться учредителями в суде, где надо доказать, что ЦБ нарушил законодательство. Как правило, это бесполезное мероприятие.
Ликвидация осуществляется: отзывом лицензии, о чем происходит публикация в печати, причем отзыв производится по инициативе ЦБ. При отзыве лицензии, если не приняты меры по санации банка, то в банке должна создаваться ликвидационная комиссия с участием в ее составе представителя ЦБ. Вся операционная деятельность до начала работы ликвидационной комиссии прекращается, и контроль за деятельностью такого банка осуществляет то территориальное управление ЦБ, за которым числится этот КБ. В ходе своей деятельности в соответствии с законодательством КБ могут производить различные реорганизации, это может быть: изменение формы собственности, слияние с другими банками, присоединение к ним, разъединение... То есть намерения банка провести реорганизацию должны в течение месяца с момента принятия решения сообщаться в территориальное отделение ЦБ, чтобы была выявлена закономерность реорганизации и она была утверждена.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|