История разработки и принятия кодексов профессиональной этики аудиторов
Ещё несколько лет тому назад многие вообще не воспринимали этическую проблематику аудита всерьез. Даже некоторые общественные профессиональные аудиторские объединения, которые по логике вещей должны были иметь этические кодексы, игнорировали эти вопросы. При этом высказывались соображения типа: "Ну что вы, в самом деле, нам бы с насущными трудностями справиться, вот закон об аудите нужен, а этика дело десятое". Однако время рассудило по-другому. Как показала практика аудита, без закона длительное время все-таки обходиться удавалось, а вот без урегулирования профессиональных этических обязательств - нет. Необходимость регулирования этического поведения профессиональных групп возникла в связи с ответственностью ее представителей перед обществом. К примеру, уже на самом раннем этапе становления российского аудита в числе первоочередных вопросов, обсуждаемых с клиентами, всегда были договорные условия по соблюдению конфиденциальности. Эти и другие моменты вызвали потребность в особых правилах поведения - кодексе профессиональной этики аудиторов России. На основе международных этических норм, разработанных Международной федерацией бухгалтеров, Аудиторская палата России 4 декабря 1996 г. утвердила Кодекс профессиональной этики аудиторов, обобщающий этические нормы профессионального поведения независимых аудиторов, объединенных Аудиторской палатой России. Кодекс требовал от аудиторов соблюдения общечеловеческих моральных правил и нравственных норм в своих поступках и решениях, жить и работать по совести и действовать в интересах всех пользователей бухгалтерской отчетности. После введения в действие Федерального закона от 07.08.01 г. № 119_ФЗ "Об аудиторской деятельности" был разработан новый Кодекс этики аудиторов России, который принят 28 августа 2003 г. протоколом № 16 и согласован с Координационным советом российских профессиональных объединений аудиторов и бухгалтеров и утвержден Советом по аудиторской деятельности при Минфине России. Он подготовлен с учетом требований законодательства Российской Федерации на основе рекомендаций Кодекса этики МФБ с максимальным сохранением его концептуальных подходов и разделов. Этот кодекс приобрел статус национального и устанавливал правила поведения аудиторов России, определял основные принципы, которые должны соблюдаться аудиторами при осуществлении профессиональной деятельности.
В России аккредитованные профессиональные аудиторские объединения с 2001 г. должны были устанавливать требования к профессиональной этике, осуществлять систематический контроль за их соблюдением. Кодекс этики, действующий в профессиональных объединениях, относился к группе внутренних кодексов. В соответствии с правилами преемственности его нормы не должны были противоречить национальному кодексу и содержать требования ниже национального. На тот момент каждое профессиональное общественное объединение получило возможность формулировать и трактовать основополагающие этические принципы аудита, что называется "с чистого листа", руководствуясь собственным пониманием нравственных норм и их практического приложения к сфере аудиторской деятельности. Исключение составляли лишь принципы независимости и конфиденциальности, которым, было уделено внимание в Федеральном законе № 119_ФЗ "Об аудиторской деятельности" (документ утратил силу с 1 января 2011 года в связи с принятием Федерального закона <http://mvf.klerk.ru/zakon/307fz.htm> от 30.12.2008 N 307-ФЗ). Эти профобъединения ввели обязательное исполнение Кодекса для всех своих членов в рамках системы проверки качества. Однако в тот момент членство в профессиональных объединениях не являлось, для компаний обязательным и рекомендательный характер документа не мог, заставить принять его к исполнению сотни региональных объединений, средние и мелкие аудиторские компании.
В 2003 году, после принятия национального Кодекса, аккредитованные профессиональные объединения аудиторов и бухгалтеров при Минфине, направили письмо на имя Заместителя Министра финансов РФ, председателя Совета по аудиторской деятельности при Минфине России г-ну Петрову А.Ю., с просьбой оказать содействие в решении вопроса об обязательном членстве аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аттестованных аудиторов в аккредитованных при Министерстве финансов Российской Федерации профессиональных аудиторских объединениях. Предложение обосновывалось следующими обстоятельствами: а) В связи с тем, что в настоящее время большое количество аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аттестованных аудиторов не входит ни в одно из аккредитованных профессиональных объединений, вопросы проведения контроля качества их работы значительно затруднены. б) Появятся реальные возможности для устранения причин, способствующих появлению заведомо ложных аудиторских заключений, будет создана единая система внутреннего и внешнего контроля качества аудиторской деятельности и соблюдения требований профессиональной этики по отношению ко всему аудиторскому сообществу, повысится уровень качества российского аудита, будут соблюдены интересы пользователей аудиторских услуг. в) В условиях проведения реформы системы бухгалтерского учета и отчетности аудиторам особенно необходимы обмен профессиональным опытом в области применения Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и Международных стандартов аудита (МСА) и доступ к соответствующим информационным ресурсам, которые в настоящее время обеспечивают именно профессиональные аудиторские объединения, аккредитованные при Минфине России. Поскольку в то время обязательное членство в профобъединениях противоречило, принципу конституционности данное предложение, было отклонено.
Продолжить тему с обязательным участием в профобъединениях аудиторов смогли только после принятия нового закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и отмене лицензирования аудиторской деятельности. Новая редакция Закона "Об аудиторской деятельности" передала контроль за аудиторами саморегулируемым организациям (СРО). мая 2007 г. состоялось очередное заседание Совета по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации, на котором была одобрена новая редакция Кодекса этики аудиторов России. Совет рекомендовал аккредитованным при Министерстве финансов России профессиональным аудиторским объединениям принять Кодекс этики аудиторов России, провести мероприятия по его изучению, включить в программы проверки качества аудиторской деятельности членами объединений соблюдение норм профессиональной этики, содержащихся в Кодексе. Соответствующим комиссиям Совета было поручено на основе Кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принятого Международной федерацией бухгалтеров (IFAC), подготовить правила независимости аудиторов и аудиторских организаций. Следующая редакция Кодекса этики аудиторов России была Одобрена Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол №56 от 31 мая 2007 г. Новая и действующая на сегодняшний день редакция Кодекса этики аудиторов России одобрена протоколом заседания Совета по аудиторской деятельности от 27 июня 2013 г. N 9. Таким образом, Россия предприняла шаги по снижению избыточного государственного регулирования, сближения законодательного обеспечения аудиторской деятельности с мировыми стандартами. В результате применения нового законодательства повысилась ответственность аудитора перед обществом за выдаваемое заключение, увеличилась прозрачность компаний, подлежащих аудиту, повысилась независимость аудитора и, в целом, возросла полезность деятельности аудиторов. Теперь уже никто не сомневается в том, что в идее этически грамотного аудита "что-то есть".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|