Структура кодекса профессиональной этики аудитора от 12.06.2013 г
Аудиторы России получили четвертую версию Кодекса этики. Его разработчики потрудились не зря. В документе подробно рассказано, как должен вести себя аудитор, чтобы не опозорить своего звания и достойно выйти из трудных ситуаций. Кодекс этики аудиторов России (далее - Кодекс), представляет собой свод правил работы аудитора, основные принципы его профессиональной этики. Текст документа можно разбить на две логические части. Первая часть (раздел 1) посвящена основным принципам и концептуальному подходу к их соблюдению. Вторая (разделы 2-9) - вопросам применения данной модели. Модель поведения аудитора. Основные принципы поведения аудитора: Честность. Под честностью понимается открытость, честное ведение дел. Иными словами, аудитор не должен закрывать глаза на факты хозяйственной деятельности организации, если они могут повлечь существенные искажения в отчетности. Объективностьявляется прямым следствием независимости аудитора. Среди аудиторов не должно быть аффилированных лиц, то есть лиц, которые так или иначе могут быть связаны с проверяемой организацией. Эта норма была сформулирована еще в 2001 году. Аудиторы не должны представлять факты сознательно неточно или предвзято. Оказывая любые профессиональные услуги, они обязаны объективно рассматривать все возникающие ситуации и реальные факты, не допуская того, чтобы личная предвзятость, предрассудки либо давление со стороны воздействовали на объективность их суждений. Профессиональная компетентность подразумевает постоянную актуализацию знаний аудитора. Аудитор должен идти в ногу с законодательством, быть всегда в курсе последних изменений и нововведений.
Конфиденциальность заключается в неразглашении аудитором информации, полученной в результате профессиональных или деловых отношений. Информация предоставляется по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Профессиональное поведение включает в себя соблюдение перечисленных выше принципов, для того чтобы не дискредитировать ни саму профессию, ни конкретного аудитора. Знай угрозы в лицо… Соблюдению основных принципов этики аудитора может угрожать широкий круг обстоятельств - угроз, которые способны искажать истинное положение вещей. Они влияют на полноту, обоснованность и непредвзятость мнения аудитора. Кодекс выделяет 5 видов угроз: угрозы личной заинтересованности, под которыми главным образом понимаются угрозы финансовой или иной привязанности к клиенту; угрозы самоконтроля, то есть возможность допущения ошибки или принятия искажений при проверке финансовой отчетности клиента; угрозы заступничества (выражаются в возможности лоббирования аудитором интересов своего клиента перед третьей стороной); угрозы близкого знакомства. Они появляются при условии существования личных или профессиональных связей между руководителями и лицами, способными оказать непосредственное существенное влияние на предмет задания в организации и стороной, осуществляющей аудит. Виды таких связей тесно корреспондируются с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности"; угрозы шантажа. Это угроза давления на аудитора или аудиторскую организацию, способная вызвать увольнение аудитора, возбуждение судебного дела или необоснованное снижение объема выполняемых работ для сокращения оплаты аудиторских услуг. . и борись с ними Аудитор должен не только иметь представление об угрозах, подстерегающих основные принципы этики, но и уметь бороться с ними. Пункты 1.35-1.42 раздела 1 Кодекса посвящены методам борьбы с перечисленными выше угрозами. Чтобы минимизировать их вероятность, аудитору следует:
· быть профессионально подготовленным к работе и уже иметь некоторый опыт, необходимый для занятия профессией; · постоянно совершенствовать и развивать полученные знания; · придерживаться внешних правил (стандартов) аудиторской деятельности. Кроме того, уполномоченным третьим лицам нужно контролировать аудиторские отчеты, документы и иную информацию. В случае возникновения в ходе проверки каких-либо вопросов или жалоб необходимо разрабатывать требования, прописывающие дисциплинарный механизм поведения аудитора и обратной связи. Среди конкретных мер предосторожности, направленных на устранение вышеописанных угроз, выделяются: ) привлечение другого аудитора с целью проверки уже проделанной работы; ) привлечение другой аудиторской организации для выполнения части задания; ) раскрытие руководящим работникам клиента характера оказываемых услуг и размера взимаемой платы (гонорара); ) обсуждение этических проблем с руководящими работниками клиента; ) получение консультаций от объективно независимой третьей стороны; ) ротация руководящего персонала проверяющей группы. Здесь стоит обратить внимание на то, что список угроз, способных исказить основные принципы работы аудитора, (как и список, мер, по борьбе с ними) является открытым. Ведь невозможно предусмотреть все ситуации, с которыми может столкнуться аудитор на проверке. Поэтому данный список служит скорее ориентиром, а конечный выбор в любом случае делает сам аудитор. Клиента нужно изучить Раздел 2 открывает вторую логическую часть Кодекса. Он посвящен общей информации о порядке и процедурах проведения проверки. Так, перед началом проверки аудитору нужно ознакомиться с клиентом: со спецификой его деятельности, системой внутреннего контроля, репутацией, фактами, свидетельствующими о привлечении к административной ответственности. Затем оценить степень возможных угроз, определить приемлемость задания. Аудиторская организация не должна осуществлять услуги, на которые у нее не хватает квалификации, сил или опыта.
На практике возможна ситуация, когда по желанию сторон дела могут быть переданы другому аудитору. В этом случае он не должен быть каким-либо образом связан с проверяемой организацией. При передаче задания от одного аудитора к другому передающей стороне нужно получить на это разрешение клиента (как правило, в письменном виде). После процедуры получения дел принимающая сторона должна проделать те же действия, что и предыдущая организация: изучить специфику работы клиента, проанализировать возможные угрозы и попытаться свести их до приемлемого уровня. Если сделать это невозможно, аудитору следует отказаться от задания. Конфликтов лучше избегать В разделе 3 речь идет о мерах предосторожности при возможном возникновении конфликта интересов. Например, если аудитор - конкурент клиента, возникают угрозы нарушения основных принципов этики аудитора. Для предупреждения подобных угроз клиента и иных сторон, которых, так или иначе, касается проверка, необходимо уведомить о фактах деятельности, которые могут представлять конфликт интересов. К дополнительным мерам, способствующим уменьшению угроз нарушения принципов аудиторской этики, относятся: . Инструктирование внутри аудиторской организации по вышеописанной проблеме. . Использование предупреждений о соблюдении правил неразглашения информации в случае возникновения конфликта интересов. . Использование нескольких изолированных друг от друга групп, ответственных за выполнение конкретных частей одного задания. Избежать конфликтной ситуации поможет и мнение другого аудитора. Этому вопросу посвящен раздел 4 Кодекса. Бывает, что клиент, который уже работает с одним аудитором, обращается к другому аудитору с просьбой высказать мнение по какому-либо вопросу. В данной ситуации аудитору стоит сначала оценить возможный уровень угроз нарушения принципа профессиональной компетентности. Ведь аудитор, предоставляющий второе мнение, может не знать всех фактов, известных первому проверяющему. Поэтому перед выражением второго мнения ему следует оформить письменный запрос клиенту на разрешение получения информации от обслуживающего его аудитора.
Вознаграждение по заслугам В разделе 5 Кодекса рассмотрена и такая деликатная тема, как вознаграждение аудитора. Чрезмерно низкий или условный гонорар (оплата за аудит по результатам проверки) может вызвать сомнения в соблюдении принципов этики работы аудиторской организации, создав угрозу личной (финансовой) заинтересованности в клиенте. А это может повредить принципу профессиональной компетентности. Для преодоления данной угрозы необходимо предварительно ознакомить клиента с методикой расчета оплаты и объема оказываемых услуг и провести контроль качества работы аудитора объективной третьей стороной. Также отмечаются угрозы, влияющие на принцип объективности, который связан с получением посреднических или комиссионных вознаграждений. Для минимизации возникшего риска необходимо: раскрыть перед клиентом содержание соглашений о выплате посреднического вознаграждения за полученное от другого аудитора задание; раскрыть информацию о соглашениях, о получении посреднического вознаграждения за переданную другому аудитору работу; получить согласие клиента на оказание аудитором комиссионных услуг, связанных с продажей товаров или услуг третьей стороной. Нечестная реклама не одобряется, а маленькие знаки внимания не возбраняются Раздел 6 Кодекса призывает избегать рекламы аудиторских услуг, которая ведется с помощью методов, не совместимых с принципом профессионального поведения. А именно: не стоит делать заявления, преувеличивающие уровень услуг, которые может предоставить аудиторская организация; запрещается давать пренебрежительные отзывы о работе других аудиторов. Поэтому, разрабатывая концепцию рекламы аудиторской деятельности, такие компании должны быть весьма осторожны. Еще один интересный момент. В ходе проверки аудитору и членам его семьи могут предлагать различного рода подарки и оказывать знаки внимания. Как поступить аудитору, чтобы не повлечь нарушения основных принципов аудиторской этики, в частности принципа объективности? По мнению авторов Кодекса, аудитор может принять подобное предложение, если "разумное и хорошо информированное стороннее лицо" признает его явно несущественным. В противном случае аудитор не должен принимать предложенный ему подарок или знак внимания. Объективность невозможна без независимости В последних разделах Кодекса внимание уделяется таким основным принципам аудиторской деятельности, как объективность и независимость. Объективность невозможна без независимости. Аудитору следует быть максимально независимым от клиента. Ведь при оказании аудиторских услуг требуется объективный и беспристрастный взгляд на вещи. Причем под независимостью понимается независимость, как мышления, так и поведения. При появлении угроз нарушения принципов объективности и независимости необходимо осуществить процедуры надзора, обсудить проблему с клиентом или руководством аудиторской организации, исключить из группы аудитора, степень независимости и объективности которого подвергается сомнению, или прекратить отношения с клиентом.
Итак. Кодекс этики аудиторов России требует от аудиторских организаций максимальной прозрачности и объективности в отношении клиента. В то же время им необходимо придерживаться принципов независимости и профессиональности. При этом клиент должен быть абсолютно уверен, что предоставленные аудитору информация и документы не попадут в чужие руки. Все эти меры призваны улучшить взаимоотношения аудиторских организаций с клиентами для предоставления более детальной, объективной и качественной информации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|