Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Представление информации об обязательствах компании в бухгалтерском балансе

 

Бухгалтерский баланс формируется на последнюю отчетную дату, то есть в составе годовой отчетности, - на 31 декабря. Его типовая форма (форма № 1) утверждена приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н. На ее основе организация может разработать собственную форму с учетом специфики деятельности. Однако в такой форме баланса необходимо сохранить коды итоговых строк (300 и 700), коды строк итогов по разделам (190, 290, 490, 590 и 690), коды по группам статей бухгалтерского баланса (110, 120, 130 и т. д.). Иными словами, коды, указанные в форме № 1, менять не следует.[1] Об этом говорится в пункте 8 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н.[27]

Форма № 1 состоит из актива и пассива. В активе указывается стоимость имущества и величина дебиторской задолженности, в пассиве - размер собственного капитала, сумма заемных средств и кредиторской задолженности организации.

В бухгалтерском балансе приводятся данные на начало (графа 3) и конец отчетного года (графа 4). Но случается, что показатели, отражаемые, например, на 1 января 2007 года, могут не совпадать с данными на 31 декабря 2006 года (графа 4 формы № 1 за 2006 год). Это касается сумм, зафиксированных в строке «Основные средства» (строка 120 типовой формы), строке «Добавочный капитал» (строка 420) и строке «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) прошлых лет и отчетного года» (строка 470). Одной из возможных причин является следующая ситуация.

Как известно, приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н было утверждено ПБУ 3/2006. Согласно пункту 3 этого приказа по состоянию на 1 января 2007 года организациям следовало пересчитать в рубли дебиторскую и кредиторскую задолженность, а также заемные обязательства, сумма которых выражена в иностранной валюте, но оплачивается в рублях по официальному курсу или курсу, установленному соглашением сторон. Необходимость такого пересчета связана с тем, что с 1 января 2007 года из бухгалтерского учета исчезло понятие суммовых разниц.[8]

Разница, возникшая в результате пересчета, относится на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

В пассиве баланса расшифровывается информация об источниках формирования активов. Разделы пассива: «Капитал и резервы», «Долгосрочные обязательства», «Краткосрочные обязательства».[9]

Рассмотрим подробнее информационные разделы об обязательствах.

Раздел «Долгосрочные обязательства»

Строка 510 «Займы и кредиты» предназначена для отражения средств, которые организация взяла в долг на срок более 12 месяцев. При заполнении этой строки важно помнить, что задолженность по кредитам и займам отражается с учетом начисленных процентов независимо от времени их фактической уплаты (п. 73 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ). При заполнении этой строки используют данные по кредиту счета 67 «Расчеты по долгосрочным займам и кредитам».

В строке 515 «Отложенные налоговые обязательства» указывают остаток отложенных налоговых обязательств, который числится по кредиту счета 77 «Отложенные налоговые обязательства» на начало и на конец отчетного периода. Если организация отражает ОНА и ОНО свернуто, в данной строке ставят величину превышения отложенных налоговых обязательств над отложенными налоговыми активами (разницу между сальдо по счетам 77 и 09).

В строке 520 «Прочие долгосрочные обязательства» указываются долгосрочные обязательства, не отраженные по другим строкам данного раздела.

Показатель строки 590 «Итого по разделу IV» равен сумме значений строк 510, 515 и 520.[51]

Раздел «Краткосрочные обязательства»

В строке 610 «Займы и кредиты» указывается задолженность по кредитам и займам, которые организация должна погасить в течение 12 месяцев после отчетной даты. Для заполнения этой строки используют кредитовый остаток по счету 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам». Задолженность по краткосрочным кредитам и займам отражают с учетом процентов, которые причитаются к уплате на начало и конец 2007 года.

Организация также может отразить по этой строке задолженность по кредитам и займам, которая переведена из долгосрочной в краткосрочную. Данный факт должен быть раскрыт в пояснительной записке.

В строку 620 «Кредиторская задолженность» необходимо зафиксировать общую сумму кредиторской задолженности организации и расшифровать ее в строках 621—623.

В строку 621 «Поставщики и подрядчики» вписывают задолженность организации за поступившие материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги. При заполнении строки используют кредитовые остатки по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», относящиеся к краткосрочной задолженности.

В строке 622 «Задолженность перед персоналом организации» приводят суммы выплат, начисленных, но не выданных работникам (зарплата, премии, социальные и компенсационные выплаты). Для учета расчетов с сотрудниками (штатными и внештатными) по всем видам зарплаты, премий и пособий предназначен счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». По кредиту этого счета отражаются начисленные суммы, по дебету — выплаченные и удержанные. Суммы выплат, начисленные, но не полученные сотрудниками в установленный срок, приводятся по дебету счета 70 и кредиту счета 76 субсчет 4 «Расчеты по депонированным суммам». Следовательно, для заполнения строки 622 необходимо использовать остаток на начало и на конец 2007 года по счету 70 и субсчету 76-4.

В строке 623 «Задолженность перед государственными внебюджетными фондами» отражается задолженность организации на начало и конец отчетного периода перед ПФР (по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) и ФСС России (по взносам на травматизм). Расчет с упомянутыми фондами ведется на соответствующих субсчетах счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

При заполнении строки 624 «Задолженность по налогам и сборам» используют кредитовый остаток по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам». Кроме того, по этой строке указывается задолженность по уплате ЕСН без учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (счет 69). Если какой-либо субсчет счета 68 или 69 имеет дебетовый остаток, его записывают по строке 240 раздела «Оборотные активы».

В строке 625 «Прочие кредиторы» указывают задолженность по расчетам, не отраженным в предыдущих строках. При этом используют кредитовые остатки по счетам:

- 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет «Расчеты по авансам полученным»;

- 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

- 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

- 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» и т. п.

Суммы невостребованной кредиторской задолженности должны быть списаны с бухгалтерского баланса после истечения срока исковой давности (п. 78 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ). На основании данных проведенной инвентаризации названные суммы включаются в состав прочих доходов предприятия (п. 7 и 10.4 ПБУ 9/99). В пятом разделе бухгалтерского баланса такие суммы не отражаются.

В строку 630 «Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате дивидендов» вписывается сумма задолженности в виде дивидендов, а также процентов по акциям, которые начислены собственникам предприятия на основании решения собрания акционеров (участников), но еще не выплачены. По этой же строке может быть приведена задолженность, связанная с выходом участника из общества.[50]

Следует учесть, что объявление годовых дивидендов признается событием после отчетной даты. Поэтому, например, дивиденды, начисленные по итогам 2007 года, не отражаются в бухгалтерском учете, равно как и в балансе по состоянию на 31 декабря 2007 года.

При заполнении строки 630 берется кредитовый остаток на начало и на конец отчетного периода по счету 75 «Расчеты с учредителями» субсчет 2 «Расчеты по выплате доходов».

В строке 640 «Доходы будущих периодов» нужно указать доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам. В составе таких доходов учитывают разницу между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц за недостачу материальных ценностей, и балансовой стоимостью этих ценностей, арендную плату, полученную за несколько месяцев вперед, и т. п. При заполнении строки используют кредитовое сальдо по счету 98 «Доходы будущих периодов».

В строке 650 «Резервы предстоящих расходов» указывают суммы, зарезервированные для покрытия будущих затрат и учтенные на счете 96 «Резервы предстоящих расходов и платежей». Виды резервов, которые организация может формировать в бухучете, установлены в пункте 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ. Переходящие остатки на конец года могут быть лишь у некоторых видов резервов, например:

- на предстоящую оплату отпусков, если отпуск работников за 2007 год перенесен на следующий год;

- выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и выплату ежегодных вознаграждений по итогам работы за год, которые будут выплачены в начале 2008 года;

- дорогостоящий ремонт основных средств;

- гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание.

В строке 660 «Прочие краткосрочные обязательства» фиксируют обязательства, которые нельзя отнести к другим группам статей данного раздела.

Показатель строки 690 «Итого по разделу 5» равен сумме значений строк 610, 620, 630, 640, 650, 660.

Общими требованиями к бухгалтерской отчетности считаются следующие: [33]

1) В бухгалтерскую (финансовую) отчетность должны включаться данные, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская (финансовая) отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Данные бухгалтерской (финансовой) отчетности организации должны включать показатели деятельности всех подразделений (включая выделенные на отдельные балансы). Организации, осуществляющие составление сводной бухгалтерской (финансовой) отчетности с учетом данных по своим дочерним (зависимым) обществам, устанавливают объем представляемой им дочерними и зависимыми обществами бухгалтерской (финансовой) отчетности и требования к ней, выдвигаемые учредителями для целей формирования сводной информации. Если выясняется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую (финансовую) отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения к рекомендованным Минфином РФ показателям.

2) При формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности перед другими. Если посредством отбора или формы представления информация влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий, такая информация не является нейтральной.

3) Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а в бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно в случаях их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетных год составляет не менее пяти процентов. Организация может принять решение о применении для целей отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности существенной информации, отличной от вышеназванного. Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения.

4) По каждому числовому показателю бухгалтерской (финансовой) отчетности, кроме отчета, составляемого вновь созданной организацией за отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года – отчетный и предшествующий отчетному. Организация вправе раскрывать по каждому числовому показателю данные более чем за два года. Если организация принимает решение в представляемой бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрывать по каждому числовому показателю данные более чем за два года (три и более), то должна быть обеспечена сопоставимость данных за все периоды.

5) В бухгалтерской (финансовой) отчетности организация должна быть обеспечена сопоставимость отчетных данных с показателями за предшествующий год (годы) или соответствующие периоды предшествующих отчетных периодов. Если данные за период, предшествовавший отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

6) В бухгалтерской (финансовой) отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

7) Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, то есть за вычетом регулирующих величин.

8) При составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности должны быть исполнены требования положений по бухгалтерскому учету и других нормативных документов по бухгалтерскому учету по раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации:

- об изменениях учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние ан финансовое положение, движение денежных средств или финансовый результат деятельности организации;

- об операциях в иностранной валюте;

- о материально-производственных запасах;

- об основных средствах;

- о доходах и расходах организации;

- о событиях после отчетной даты и о последствиях условных фактов хозяйственной деятельности;

- об информации по аффилированным лицам;

- об информации по операционным и географическим сегментам;

- иной информации об активах, капитале и резервах и обязательствах организации.

В современных условиях входящие в состав бухгалтерской отчетности формы не являются жестко регламентированными, а составляются организациями с учетом рекомендаций Минфина РФ, изложенными в приказе от 13 января 2000 г. № 4н. Вместе с тем при разработке организацией самостоятельно форм бухгалтерской отчетности на основе рекомендуемых Минфином РФ образцов должны соблюдаться рассмотренные выше общие требования к бухгалтерской отчетности.[52]

 

1.4 Нормативные акты, регулирующие вопросы формирования и представления информации об обязательствах предприятия в составе отчетности

В настоящее в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стране, необходимость для организаций работать в новых рыночных условиях, а также активное распространение международных стандартов финансовой отчетности.

Первый уровень наряду с другими законодательными актами образует Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», принятый Государственной Думой 23 февраля 1996г. и одобрен Советом Федерации 20 марта того же года, (ред. от 30.06.2003г.), с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2004г.. Данным законом, который является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В соответствии с этими основами общее руководство бухгалтерским учетом Правительство Российской Федерации, предоставившее право регулирования бухгалтерского учета Министерству Финансов Российской Федерации, другим ведомствам и организациям. Появление этого документа трудно переоценить – в сущности бухгалтерская и налоговая системы приобрели одинаковый статус. В качестве одной из основных задач бухгалтерского учета названный Закон предусматривает обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

В Законе о бухгалтерском учете дается определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Несколько статей этого Закона непосредственно посвящены более конкретным вопросам состава и содержания отчетности.[3]

 В одном ряду с Законом о бухгалтерском учете стоят другие законы, например, Закон «Об акционерных обществах» № 208 ФЗ от 26.12.1995г.(ред. от 24.02.2004г.), Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14 ФЗ от 08.02.1998 г. (ред. От 21.03.2002г.), Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, например Постановление от 6 марта 1998 г. № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности», которые прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Важным нормативным актом первого уровня является Гражданский Кодекс Российской Федерации, принятый Государственной думой 21 октября 1995 г., в первой части которого законодательно закреплены многие вопросы учета и отчетности, в частности, наличие самостоятельного баланса как признака юридического лица, обязательность утверждения годового отчета, понятие дочерних и зависимых обществ.[1-4]

Одним из важнейших методологических документов в области бухгалтерского учета является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в котором сформулированы важнейшие принципы учета в организациях. В дальнейшем многие статьи данного Положения были приняты в новой редакции в связи с введением в действие части первой ГК РФ и других нормативных актов. Заменив ранее действовавшие положения о бухгалтерских отчетах, главных бухгалтерах, законодатели учли в указанном Положении требования рыночной экономики. Однако, не смотря на всю важность данного документа, его нельзя однозначно отнести к документам первого уровня, поскольку оно утверждено не законодательным органом, а приказом Минфина России.

Второй уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином России согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.[5-26]

В этих ПБУ рассматриваются отдельные методологические вопросы учета конкретных операций, например, учета основных средств и запасов. Перечень приоритетных вопросов, подлежащих регулированию, утвержден упомянутой выше Программой. Многие положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны с составлением отчетности – это прежде всего ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина России от 06 июля 1999г. № 43н, пришедшее на смену ПБУ 4/96. Данные Положения по бухгалтерскому учету утверждаются приказом Минфина России. Некоторые ПБУ претерпели изменения с момента их первой публикации. В настоящее время действуют 21 ПБУ.

Третий уровень объединяет документы рекомендательного характера: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.

Если документы второго уровня обязательны для всех организаций (например, План счетов), то документы третьего уровня регулируют конкретные операции. Так, если ПБУ 4/99 является документом второго уровня, то ежегодные приказы Минфина России, издаваемые в его развитие и конкретизирующие требования к отчетности текущего года, являются документами третьего уровня (например, приказ от 22 июля 2003г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».[27-28]

Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции выпускаемые самой организацией. Так, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учётная политика организации, принятая в соответствии с ПБУ 1/98, являются документами четвертого уровня.[29]

Чтобы правильно составить бухгалтерскую и налоговую отчетность, необходимо иметь под рукой информацию, учитывающую все требования действующего законодательства.

Итак, при формировании и отражении информации об обязательствах предприятия в составе отчетности, необходимо соблюсти общие требования, предусмотренные Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации и другими нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Общие требования к бухгалтерской отчетности приведены в п.1.3.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...