Эмпирическое исследование психических свойств личности
Исследование проводилось с двумя испытуемыми. ) Испытуемый № 1: - Имя - Роман Р.; - Возраст - 31 год; - Пол - мужской; - Социальное положение - инженер; - Дата обследования - c 04.03.2011 - 11.03.2011 г; 2) Испытуемый № 2: - Имя - Юлия Ш.; - Возраст - 27 лет; - Пол - женский; - Социальное положение - домохозяйка; - Дата обследования - c 04.03.2011 - 11.03.2011 г. Диагностика интеллекта проводилась по следующим методикам: ) "По таблицам Шульте" (внимание); ) "Запоминание логически не связанного материала", "Запоминание чисел" (память); ) "Сложные аналогии" (мышление). Диагностика личности проводилась по следующим методикам: ) Адаптированный характерологический опросник Шмишека (характер); ) Тест Айзенка (темперамент); ) Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина; ) Тест на исследование самооценки и опросник В.К. Горбачевского (уровень притязаний). Эмпирическое исследование интеллекта
Оценка внимания Цель: Определение объема динамического внимания подростков и взрослых по методике Шульте. Инструкция: Испытуемому показывают таблицы № 1,2,3,4, изображённые в Приложении 1, в которых вразброс, в случайном порядке, расположены числа от 1 до 25. Необходимо находить все числа по порядку, показывать их указкой и одновременно вслух называть [5]. По каждой из таблиц экспериментатор фиксирует время выполнения задания и заносит результаты в протокол. Оценка результатов: Подсчитывается суммарное время поиска цифр по всем четырем таблицам. Этот показатель характеризует объем внимания испытуемого. С помощью таблицы 5, представленной в Приложении 1, необходимо определить шкальную оценку по суммарному времени поиска цифр. И в соответствии с таблицей 6 производится выставление оценки объема динамического внимания испытуемого.
Таблица 6 Интерпретация шкальной оценки
Результаты тестирования и выводы об уровне развития:
Таблица 7 Результаты исследования объёма динамического внимания
В результате объем динамического внимания Романа Р. составил 148 секунд, что соответствует шкальной оценке 12 и оценке объёма внимания выше среднего; Юлии Ш. - 168 секунд, что соответствует шкальной оценке 10 и средней оценке объёма внимания.
Оценка памяти Цель: Определение уровня развития смысловой и зрительной памяти подростков и взрослых. Тест 1 Запоминание логически не связанного материала Инструкция: Испытуемому предлагают зрительно запомнить 20 слов вместе с порядковыми номерами, под которыми они значатся в списке. Затем участника эксперимента просят записать те слова, которые он запомнил под теми порядковыми номерами, под которыми они значатся в списке. На запоминание 20 слов дается 40 секунд. Оценка результатов: Необходимо вычислить продуктивность запоминания. Для этого число правильно воспроизведенных слов подставляют в следующую формулу: (число правильно воспроизведенных слов: 20) х 100 =. % При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки продуктивности запоминания: 90…100 - Отлично; 70…90 - Очень хорошо; 50…70 - Хорошо; 30…50 - Удовлетворительно; 10…30 - Плохо; 0…10 - Очень плохо. Результаты тестирования и выводы об уровне развития:
Таблица 8 Результаты тестирования по запоминанию логически не связанного материала
В результате продуктивность запоминания логически не связанного материала Романа Р. составила (9: 20) x100%=45%, что соответствует удовлетворительной оценке; Юлии Ш. - (7: 20) x100%=35%, что соответствует удовлетворительной оценке. Тест 2. Запоминание чисел Инструкция: Испытуемому предлагают зрительно запомнить 20 чисел вместе с их порядковыми номерами. Затем участника эксперимента просят записать те слова, которые он запомнил под теми порядковыми номерами, под которыми они значатся в списке. На запоминание дается 40 секунд. Оценка результатов: Необходимо вычислить продуктивность запоминания. Для этого число правильно воспроизведенных чисел подставляют в следующую формулу: (число правильно воспроизведенных чисел: 20) х 100 =. % При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки продуктивности запоминания: 90…100 - Отлично; 70…90 - Очень хорошо; 50…70 - Хорошо; 30…50 - Удовлетворительно; 10…30 - Плохо; 0…10 - Очень плохо. Результаты тестирования и выводы об уровне развития:
Таблица 9 Результаты тестирования по запоминанию чисел
В результате продуктивность запоминания чисел Романа Р. составила (11: 20) x100%=55%, что соответствует очень хорошей оценке; Юлии Ш. - (7: 20) x100%=35%, что соответствует удовлетворительной оценке.
Оценка мышления Методика "Сложные аналогии" Цель: используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей [8]. Предназначена для испытуемых подросткового, юношеского возраста и взрослых. Инструкция: " На бланке, изображённом в Приложении 2, изображены 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в списке "шифр". Необходимо, во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из списка "шифр". И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует логической связи в списке "шифр". Время выполнения задания - 3 минуты. Оценка результатов: Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей. Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей. Наибольшее информативное значение имеют рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий "бережливость - скупость", "прохлада - мороз". Для оценки уровня мышления определяются правильные ответы с помощью ключа, приведённого в таблице 10, представленной в Приложении 3, и выставляется оценка в баллах в соответствии с таблицей 11, представленной в Приложении 3. Далее по таблице 12 определяется уровень мышления.
Таблица 12 Интерпретация шкальной оценки
Результаты тестирования и выводы об уровне развития:
Таблица 13 Результаты анкетирования по диагностике мышления
Выводы об уровне развития: В результате диагностики уровня мышления Роман Р. ответил правильно на 13 вопросов и получил 5 баллов, что соответствует средней оценке уровня мышления; Юлия Ш. - ответила правильно на 13 вопросов и получила 4 баллов, что соответствует оценке уровня мышления ниже среднего.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|