Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эмпирическое исследование психических свойств личности




 

Исследование проводилось с двумя испытуемыми.

) Испытуемый № 1:

-  Имя - Роман Р.;

-  Возраст - 31 год;

-  Пол - мужской;

-  Социальное положение - инженер;

-  Дата обследования - c 04.03.2011 - 11.03.2011 г;

2) Испытуемый № 2:

-  Имя - Юлия Ш.;

-  Возраст - 27 лет;

-  Пол - женский;

-  Социальное положение - домохозяйка;

-  Дата обследования - c 04.03.2011 - 11.03.2011 г.

Диагностика интеллекта проводилась по следующим методикам:

) "По таблицам Шульте" (внимание);

) "Запоминание логически не связанного материала", "Запоминание чисел" (память);

) "Сложные аналогии" (мышление).

Диагностика личности проводилась по следующим методикам:

) Адаптированный характерологический опросник Шмишека (характер);

) Тест Айзенка (темперамент);

) Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина;

) Тест на исследование самооценки и опросник В.К. Горбачевского (уровень притязаний).


Эмпирическое исследование интеллекта

 

Оценка внимания

Цель: Определение объема динамического внимания подростков и взрослых по методике Шульте.

Инструкция: Испытуемому показывают таблицы № 1,2,3,4, изображённые в Приложении 1, в которых вразброс, в случайном порядке, расположены числа от 1 до 25. Необходимо находить все числа по порядку, показывать их указкой и одновременно вслух называть [5].

По каждой из таблиц экспериментатор фиксирует время выполнения задания и заносит результаты в протокол.

Оценка результатов: Подсчитывается суммарное время поиска цифр по всем четырем таблицам. Этот показатель характеризует объем внимания испытуемого. С помощью таблицы 5, представленной в Приложении 1, необходимо определить шкальную оценку по суммарному времени поиска цифр. И в соответствии с таблицей 6 производится выставление оценки объема динамического внимания испытуемого.

 

Таблица 6

Интерпретация шкальной оценки

Шкальная оценка Характеристика объема внимания
0-3 Низкий
4-7 Ниже среднего
8-11 Средний
12-15 Выше среднего
16-19 Высокий

 

Результаты тестирования и выводы об уровне развития:

 


Таблица 7

Результаты исследования объёма динамического внимания

№ таблицы Время поиска цифр Ромы Р., (сек.) Время поиска цифр Юли Ш. (сек.) Ошибки Ромы Р. Ошибки Юли Ш.
1 35 40 0 0
2 36 41 0 0
3 38 43 0 0
4 39 44 1 1
Сумма 148 168 1 1

 

В результате объем динамического внимания Романа Р. составил 148 секунд, что соответствует шкальной оценке 12 и оценке объёма внимания выше среднего; Юлии Ш. - 168 секунд, что соответствует шкальной оценке 10 и средней оценке объёма внимания.

 

Оценка памяти

Цель: Определение уровня развития смысловой и зрительной памяти подростков и взрослых.

Тест 1 Запоминание логически не связанного материала

Инструкция: Испытуемому предлагают зрительно запомнить 20 слов вместе с порядковыми номерами, под которыми они значатся в списке.

Затем участника эксперимента просят записать те слова, которые он запомнил под теми порядковыми номерами, под которыми они значатся в списке. На запоминание 20 слов дается 40 секунд.

Оценка результатов: Необходимо вычислить продуктивность запоминания. Для этого число правильно воспроизведенных слов подставляют в следующую формулу:

(число правильно воспроизведенных слов: 20) х 100 =. %

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки продуктивности запоминания: 90…100 - Отлично; 70…90 - Очень хорошо; 50…70 - Хорошо; 30…50 - Удовлетворительно; 10…30 - Плохо; 0…10 - Очень плохо.

Результаты тестирования и выводы об уровне развития:

 

Таблица 8

Результаты тестирования по запоминанию логически не связанного материала

Содержание вопроса Роман Р. Юлия Ш.
1. Украинец Украинец Украинец
2. Экономика Экономика  
3. Каша Каша  
4. Татуировка    
5. Нейрон    
6. Любовь Любовь Любовь
7. Ножницы   Ножницы
8. Совесть   Совесть
9. Глина    
10. Словарь Словарь  
11. Масло    
12. Бумага Бумага  
13. Пирожное   Пирожное
14. Логика Логика  
15. Социализм Социализм  
16. Глагол    
17. Прорыв    
18. Дезертир    
19. Свеча Свеча Свеча
20. Вишня   Вишня

 

В результате продуктивность запоминания логически не связанного материала Романа Р. составила (9: 20) x100%=45%, что соответствует удовлетворительной оценке; Юлии Ш. - (7: 20) x100%=35%, что соответствует удовлетворительной оценке.

Тест 2. Запоминание чисел

Инструкция: Испытуемому предлагают зрительно запомнить 20 чисел вместе с их порядковыми номерами.

Затем участника эксперимента просят записать те слова, которые он запомнил под теми порядковыми номерами, под которыми они значатся в списке. На запоминание дается 40 секунд.

Оценка результатов: Необходимо вычислить продуктивность запоминания. Для этого число правильно воспроизведенных чисел подставляют в следующую формулу:

(число правильно воспроизведенных чисел: 20) х 100 =. %

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки продуктивности запоминания: 90…100 - Отлично; 70…90 - Очень хорошо; 50…70 - Хорошо; 30…50 - Удовлетворительно; 10…30 - Плохо; 0…10 - Очень плохо.

Результаты тестирования и выводы об уровне развития:

 

Таблица 9

Результаты тестирования по запоминанию чисел

Содержание вопроса Роман Р. Юлия Ш.
1.43 43 43
2.57 57 57
3.12 12  
4.33 33  
5.81    
6.72    
7.15   15
8.44 44  
9.96    
10.7 7 7
11.37    
12.18    
13.86    
14.56    
15.47    
16.6 6  
17.78 78  
18.61 61 61
19.83 83 83
20.73 73 73

 

В результате продуктивность запоминания чисел Романа Р. составила (11: 20) x100%=55%, что соответствует очень хорошей оценке; Юлии Ш. - (7: 20) x100%=35%, что соответствует удовлетворительной оценке.

 

Оценка мышления

Методика "Сложные аналогии"

Цель: используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей [8]. Предназначена для испытуемых подросткового, юношеского возраста и взрослых.

Инструкция: " На бланке, изображённом в Приложении 2, изображены 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в списке "шифр".

Необходимо, во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из списка "шифр". И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует логической связи в списке "шифр". Время выполнения задания - 3 минуты.

Оценка результатов: Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.

Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей.

Наибольшее информативное значение имеют рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий "бережливость - скупость", "прохлада - мороз".

Для оценки уровня мышления определяются правильные ответы с помощью ключа, приведённого в таблице 10, представленной в Приложении 3, и выставляется оценка в баллах в соответствии с таблицей 11, представленной в Приложении 3. Далее по таблице 12 определяется уровень мышления.

 

Таблица 12

Интерпретация шкальной оценки

Шкальная оценка Характеристика уровня мышления
0…2 Низкий
3…4 Ниже среднего
5…6 Средний
7…8 Выше среднего
9 Высокий

 

Результаты тестирования и выводы об уровне развития:

 

Таблица 13

Результаты анкетирования по диагностике мышления

Содержание вопроса Роман Р. Юлия Ш.
1. Испуг - бегство д д
2. Физика - наука б в
3. Правильно - верно е е
4. Грядка - огород а е
5. Пара - два е е
6. Слово - фраза а а
7. Бодрый - вялый г г
8. Свобода - воля е а
9. Страна - город а б
10. Похвала - брань г г
11. Месть - поджог д д
12. Десять - число б в
13. Плакать - реветь б а
14. Глава-роман а а
15. Покой - движение г б
16. Смелость - геройство б е
17. Прохлада - мороз б а
18. Обман - недоверие д д
19. Пение - искусство а д
20. Тумбочка - шкаф в в

Выводы об уровне развития:

В результате диагностики уровня мышления Роман Р. ответил правильно на 13 вопросов и получил 5 баллов, что соответствует средней оценке уровня мышления; Юлия Ш. - ответила правильно на 13 вопросов и получила 4 баллов, что соответствует оценке уровня мышления ниже среднего.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...