Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование самооценки и уровня притязаний




Методика исследования на выявление уровня самооценки личности.

Цель: изучение уровня самооценки у подростков и взрослых.

Инструкция: тест состоит из 10 вопросов, приведённых в Приложении 4, которые могут зачитываться испытуемым, или могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить "Да” или "Нет”.

Оценка результатов: Подсчитав количество баллов, соответствующих каждому вопросу и пользуясь Приложением 4, необходимо по сумме баллов каждого испытуемого сделать характеристику его самооценке по ниже приведённому описанию.

-38 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое "я", выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: "Вы любите себя, но не любите других". Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего, вы "защититесь" утверждением "все врут календари". А жаль.

-24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: "Доволен собой, доволен другими". У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.

-10 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом.

Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.

Выводы об уровне развития:

Результаты тестирования представлены в таблице 20.

 

Таблица 20

Результаты диагностики самооценки личности

№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Роман Р. б б б в а в в в б а
Юлия Ш. а а а а а б а а в в

 

Таким образом, Роман Р. набрал 16 баллов, что соответствует самому нижнему уровню самооценки, подразумевает, явное недовольство собой, сомнения и неудовлетворенность своими интеллектуальными и личностными качествами. Юлия Ш. набрала 28 баллов, что соответствует самому среднему уровню самооценки, подразумевает нормальную здоровую самооценку, умение находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми.

Методика исследования на выявление уровней притязаний по опроснику В.К. Грачевского

Цель: для выявления уровней притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности детей и взрослых [10].

Инструкция: опросник состоит из 42 вопроса, приведённых в таблице 21. На каждый вопрос требуется выразить своё согласие или не согласие, поставив соответствующую оценку напротив вопроса по 6 уровням: если полностью согласны с высказыванием - +3; если просто согласны - +2; если скорее согласны, чем не согласны, - +1; если вы совершенно не согласны - 3: если просто не согласны - 2; если скорее не согласны, чем согласны, - 1. Если же вы не можете ни согласиться с высказыванием, ни отвергнуть его, то отметьте - 0.

Оценка результатов: По результатам тестирования определяется мотивационная структура личности испытуемого. В этой структуре различают 15 компонентов, содержание которых раскрыто в Приложении 5. По каждому из этих компонентов подсчитывается сумма баллов с помощью ключа и правил перевода ответов в баллы испытуемого, указанных в таблице 21.

 

Таблица 21

Правила прямого и обратного перевода ответов в баллы

Перевод

Шкала ответов

  -3 -2 -1 0 +1 +2 +3
Прямой Обратный 1 7 2 6 3 5 4 4 5 3 6 2 7 1

 

Суммарное количество баллов, которое испытуемый может набрать по данным высказываниям, составляет от 3 до 21.

Оценка показателя уровня притязаний осуществляется по сумме баллов каждого компонента мотивационной структуры личности испытуемого и по следующим критериям:

-  низкий уровень: 3-9 баллов;

-  средний уровень: 10-16 баллов;

-  высокий уровень: 17-21 баллов.

Выводы об уровне развития:

Результаты тестирования представлены в таблице 22.

 

Таблица 22

Результаты тестирования на выявление уровней притязаний

№, п/п Высказывание Ответ Ромы Р. Ответ Юлии Ш.
1 Исследование мне уже порядком надоело -3 -2
2 Я работаю на пределе своих сил -2 -2
3 Я хочу показать всё, на что способен +2 +1
4 Я чувствую, что меня вынуждают стремиться к высокому результату -2 -3
5 Мне интересно, что получится +3 +3
6 Задание довольно сложное -3 -3
7 То, что я делаю, никому не нужно -3 -3
8 Меня интересует, лучше мои результаты или хуже, чем у других +3 +2
9 Мне хотелось поскорее заняться своими делами +2 +1
10 Думаю, что мои результаты будут высокими +1 0
11 Эта ситуация может причинить мне неприятности -3 -3
12 Чем лучше показываешь результат, тем больше хочется его улучшить +1 +1
13 Я проявляю достаточно старания -2 +2
14 Я считаю, что мой результат не случаен +2 +2
15 Задание большого интереса не вызывает -2 -2
16 Я сам ставлю перед собой задачи +1 0
17 Я беспокоюсь по поводу своих результатов +1 -2
18 Я ощущаю прилив сил +1 0
19 Лучших результатов мне не добиться -3 -3
20 Эта ситуация имеет для меня определённое значение +2 +2
21 Я хочу ставить всё более и более трудные цели +2 +2
22 К своим результатам я отношусь равнодушно -2 -2
23 Чем дольше работаешь, там становиться всё более интересно +3 +2
24 Я не собираюсь "выкладываться" в этой работе +1 -2
25 Скорее всего, мои результаты будут низкими -1 -1
26 Как не старайся, результат от этого не измениться -2 -1
27 Я бы занялся сейчас чем угодно, только не этим исследованием -3 -3
28 Задание достаточно простое +2 +3
29 Я способен на лучший результат +3 +3
30 Чем труднее цель, тем больше желание её достигнуть +2 +2
31 Я чувствую, что могу преодолеть все трудности на пути к цели +2 +1
32 Мне безразлично, какими будут результаты, по сравнению с другими -2 -2
33 Я увлёкся работой над заданием -2 +2
34 Я хочу избежать низкого результата -2 0
35 Я чувствую себя независимым +2 +2
36 Мне кажется, что я зря трачу время и силы +1 +2
37 Я работаю вполсилы +2 +1
38 Меня интересуют границы моих возможностей +1 +2
39 Я хочу, чтобы мой результат оказался одним из лучших +2 +2
40 Я сделаю всё, что в моих силах, для достижения целей +3 +3
41 Я чувствую, что у меня ничего не выйдет -3 -3
42 Испытание - это лотерея -2 0

 

Результаты подсчёта баллов с учётом компонентов мотивационной структуры личности представлены в таблице 23.

 

Таблица 23

Мотивационная структура личности испытуемых

№ п/п Компонент мотивационной структуры Номера высказываний Баллы Ромы Р. Баллы Юлии Ш.
1. Внутренний мотив 15*,23,33 9 6
2. Познавательный мотив 5,22*,38 6 5
3. Мотив избегания 11,17,34 16 17
4. Состоятельный мотив 8,32*,39 11 6
5. Мотив смены деятельности 1,9,27 10 16
6. Мотив самоуважения 12,21,30 11 11
7. Значимость результатов 7, 20*,36 16 15
8. Сложность задания 6,28* 13 14
9. Волевое усилие 2,13,37* 18 11
10. Оценка уровня достигнутых рез. 19*,29 2 5
11. Оценка своего потенциала 18,31,41* 10 8
12. Намеченный уровень моб. усилий 3,24*,40 8 10
13. Ожидаемый уровень результатов 10,25* 6 3
14. Закономерность результатов 14,26*,42* 6 5
15. Инициативность 4*,16,35 7 2

 

Подсчет баллов с номерами высказываний, отмеченных звездочками (*), осуществлялось по правилам обратного перевода таблицы 21.

В результате тестирования было выяснено, что Юлия Ш. имеет высокий уровень (17 баллов) компонента мотивационной структуры - мотива избегания. Таким образом, основным её мотивом, направленным на решение очередной сложной задачи, заключается в боязни показать низкий результат и вытекающих из этого последствий. Роман Р. имеет высокий уровень (18 баллов) компонента мотивационной структуры - проявление волевого усилия. Испытуемый понимает всю степень важности волевого усилия, необходимого для достижения трудных целей или работу над заданием. Так же у обоих испытуемых мотив самоуважения на среднем уровне (11 балов) и выражает стремление субъекта ставить перед собой все более и более трудные цели в однотипной деятельности. Данный компонент составляет ядро мотивационной сферы личности. Кроме того, данный компонент адекватно выражает экспериментальную оценку уровня притязаний личности. Поэтому можно сделать вывод, что у испытуемых уровень притязаний личности соответствует средней оценке.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...