Элементы комплекса маркетинга
маркетинг цена стимулирование сбыт Товарная политика Товар представляет собой продукт, созданный для удовлетворения потребностей. В системе маркетинга товар рассматривается как совокупность полезных свойств, наиболее полно обеспечивающих потребности целевой группы потребителей.[1] Практическая ценность товара для потребителя определяется набором атрибутов (существенных, неотъемлемых свойств данного предмета). В рамках маркетинга мультиатрибутивная модель товара является основой для принятия решений по развитию и совершенствованию товарного ассортимента. Товар имеет три группы атрибутов: • товар по замыслу - набор функциональных характеристик товара; • товар в реальном исполнении - внешний вид, материал изготовления, эргономика, эстетика; • товар с расширением - гарантии, сервис, доставка.[8] Важным основанием для управления развитием товарного ассортимента является концепция "жизненного цикла товара". Цикл имеет несколько стадий: • зарождение и внедрение - период появления товара на рынке; • развитие и рост - период признания и распространения товара на рынке; • зрелость - период наибольшей стабильности реализации и насыщение рынка; • старение, отмирание - период снижения продаж, исчезновение спроса.[14] Товарный ассортимент - это совокупность товарной продукции фирмы, он состоит из ассортиментных групп и отдельных продуктов. Это группа товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают через одни и те же типы торговых заведений. Немаловажным в проведении товарной политики является сервисное обслуживание товара. Под сервисным обслуживанием понимается система обеспечения, позволяющая потребителю рационально эксплуатировать приобретенный товар. Различают сервис предпродажный и послепродажный. Последний рассматривается как гарантийный и послегарантийный.
К предпродажному сервису относятся такие виды деятельности, как консультирование, обучение, пробная эксплуатация, передача документации. Гарантия - это заверение производителя или торговца в том, что товар соответствует принятым стандартам по качеству. Гарантийное обслуживание связано с вероятностью возникновения дефектов, сокращения срока службы изделия и др. Устранение дефектов производится бесплатно в течении установленного периода времени.[4] Послегарантийное обслуживание осуществляется за плату по установленным расценкам и тарифам. Ценовая политика На маркетинговом уровне цена рассматривается как инструмент формирования "воспринимаемой ценности" товара, как информация для потребителей. Она выполняет функцию донесения ценности товара, формирует воспринимаемое качество товара. Ценовые решения в области маркетинга на фирме связаны с учетом факторов внешнего и внутреннего характера. Влияние внешних факторов определяет восприятие ценности товара потребителем (спрос). Внутренние факторы диктуют необходимость безубыточности ценовых решений (прибыль). Важность решений в области цен обусловлена следующими соображениями: • цена определяет уровень спроса и, следовательно, объем продаж; • цена формирует общее восприятие товара и его позиционирование в глазах потенциальных покупателей; • цена служит удобной базой для сравнения конкурирующих фирм. Маркетинговый подход к установлению базовых цен связан с ориентацией на: • затраты (издержки) - установление цены как результата базовых затрат на единицу продукции плюс прибыль, которую фирма предполагает получить;
• спрос - установление цены исходя из восприятия товара потребителем. Важным аргументом становится чувствительность к цене как ощущаемая ценность (полезность) товара; • конкурентов - анализ существующего уровня цен конкурентов и прогнозирование перспектив их изменения.[17] В зависимости от конкретной рыночной ситуации могут приниматься решения по использованию различных методов установления конечных (продажных) цен: . Конкурентные цены Один из методов конкурентного ценообразования это цены по "кривой освоения". Это метод представляет собой компромиссный вариант между ценами снятия сливок и проникновения. Такой подход предполагает быстрый переход от высоких цен к более низким для привлечения широких слоев покупателей и противодействия конкурентам. . Ассортиментные цены, основаны на учете "психологического восприятия" цен потребителями (цены "с приманкой", неокругленные цены и др.) Здесь могут использоваться следующие виды цен: • цена "выше номинала" - это достаточно низкая цена на основной базовый продукт и широкий круг дополнительных товаров к базовому; • цена "с приманкой"; • цены на сопутствующие товары; • цены за комплект; • цены на побочные продукты; • неокругленные цены; . Стимулирующие цены (различного рода скидки и зачеты). Различают следующие виды скидок: • бонусные скидки - предоставляются постоянным покупателям, если они за определенный период приобретают обусловленное количество товаров или на определенную сумму; • скидки за платеж наличными; • скидки за количество закупаемого товара; • сезонные скидки. Зачеты - это скидки с действующих цен. Маркетинговое ценообразование предполагает проведение политики: • понижения цен (возможно в условиях расширяющегося спроса); • повышения цен (возможно в условиях роста спроса).
Политика распределения Распределение - это процесс обслуживания целевых рынков, обеспечение доставки целевым потребителям товаров в нужное время и нужное место, организация перемещения в определенной последовательности товаров в процессе их продажи. Маркетинговые решения в области распределения охватывают следующие вопросы:
• формирование каналов распределения для охвата целевого рынка и обеспечения доступности товара целевым потребителям • организация новых форм продажи продукции (прямой маркетинг, франчайзинг, электронная торговля и др.) В комплексе маркетинга распределение выполняет две основные функции: • обеспечение доступности товаров в достаточном числе мест; • физическое перемещение товаров, связано с организацией движения материальных потоков по выбранным каналам распределения (складирование, транспортировка, учетные операции, упаковка, отгрузка и др.). Последняя функция представляет собой товародвижение фирмы. Товародвижение - деятельность по планированию, претворению в жизнь и контролю за физическим перемещением товаров от мест их происхождения к местам использования с целью удовлетворения нужд потребителей и с выгодой для себя. Отправная точка создания системы товародвижения - изучение потребностей клиентов и предложение конкурентов. Потребителей интересуют своевременная доставка товара, аккуратное обращение с товаром при погрузочно-разгрузочных работах и др. Достижение маркетинговой цели распределительной политики для обеспечения доступности товаров для целевой группы потребителей предполагает: • во-первых, достаточно точно выявить потребность целевого рынка в товарах и спланировать возможные размеры их продажи; • во-вторых, сформировать эффективные каналы распределения и быстрее довести продукцию до потребителя • в-третьих, создать максимум условий для быстрой "встречи" товара с покупателем.[17]
Политика продвижения Для обеспечения эффективного согласования товарного предложения с рыночным спросом должен быть налажен действенный информационный обмен с рынком. Коммуникативные связи фирмы с рынком выражаются в том, что фирма направляет на рынок информацию о себе и о товарах которые продает. Наряду с этим одна из главных задач - это представление фирмы в привлекательном для целевых потребителей виде, чтобы убедить их покупать товар именно в данной фирме. Для этих целей в маркетинге разработан специальный комплекс средств - промоушн-микс, позволяющий донести до целевых потребителей определенные аргументы в пользу самой формы и продаваемого ей товара.
Продвижение - это обращение к потребителю с целью представить свою фирму и продаваемую в ней продукцию в привлекательном для целевой аудитории виде. Механизмом продвижения является процесс коммуникации (форма общения на основе построения грамотной и обратной связи фирмы с рынком). Объект продвижения - поведение потребителей, его познавательная, эмоциональная и поведенческая реакция. Средствами продвижения служат реклама, стимулирование и связи с общественностью.[14] Цели рекламной кампании состоят в достижении желательной реакции в поведении потребителей: • познавательная реакция (повышение известности марки магазина); • эмоциональная реакция (достижение предрасположенности к марке магазина); • поведенческая реакция (повышение интенсивности потребления, усиление преданности магазину). Решения по стимулированию охватывают вопросы выбора различных форм кратковременного воздействия на покупателей для привлечения их внимания. Выбор целевой группы и определение задач стимулирования связаны в основном с необходимостью увеличения продажи товаров в определенные периоды времени. К средствам стимулирования продаж для покупателей относятся: скидки, распродажи и др. мероприятия.[16] Средства стимулирования обладают тремя характерными качествами: . Привлекательность и информативность. . Побуждение к совершению покупки. . Приглашение к совершению покупки. Связи с общественностью представляют собой запланированные и продолжительные усилия по установлению и поддержанию доброжелательности и взаимопонимания между фирмой и общественностью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|