Методические указания.
Древнекитайская культура представляет огромный интерес для культурологии, так как она бьша создана китайским народом в условиях относительной изоляции. На основе материала, изложенного в лекции, выделите основные особенности древнекитайской культуры. Их следует выписать в тетрадь в форме плана. Подробно остановитесь на концепции китаецентризма. Покажите, какую роль в китайской цивилизованности играют письменность и ритуал. Рассмотрите, как изменяется государственная структура в Древнем Китае. Какую роль в системе управления играл император? Какое место в системе управления занимала семья? Познакомьтесь с учением Конфуция о государстве. Характеризуя основные философские школы Древнего Китая, отметьте особенности конфуцианства, даосизма и легизма. Назовите их основоположников, важнейшие теоретические сочинения и основные идеи. Изучая древнекитайское искусство, обратите внимание на его своеобразие. Покажите, как связаны между собой живопись, поэзия, и каллиграфия. Что представляет собой традиционный китайский дом? Контрольные вопросы 1. Назовите основные периоды древнекитайской истории. 2. Каково происхождение названия «Китай»? Как сами китайцы называют свою страну? 3. В чем суть идеи китаецентризма? 4. Что представляла собой система управления китайским государством в период династии Цинь? 23 5. Каковы особенности семьи в Китае? Почему она является основой государственной пирамиды? 6. Назовите основные положения учения Конфуция о государстве. 7. Какими важнейшими качествами согласно учению Конфуция должен обладать «благородный муж»? 8. Какова роль «ли» в культуре Китая? 9. Перечислите основные идеи даосизма. В чем суть концепции «недеяния»?
10. Как легисты рассматривают проблему государственного управле-ния? 11. В чем особенности древнекитайской письменности? Какой мате-риал использовался китайцами для письма? 12. В чем основные особенности древнекитайского искусства? Семинар №5 Культура Древней Греции 1. Особенности древнегреческой культуры. 2. Греческий полис как феномен культуры. Афины и Спарта. 3. Древнегреческая мифология и религия. 4. Театр и его роль в культуре Древней Греции. Древнегреческая драматургия (Эсхил, Софокл, Еврииид, Аристофан). 5. Живопись, скульптура, архитектура: общая характеристика. 6. Всемирно-историческое значение древнегреческой культуры. Литература 1. Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука: Словарь -справочник / Под ред. В.М. Ярхо. М., 1995. 2. Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 1,2. Ростов-на-Дону, 1994. 3. Грейвс Р. Мифы древней Греции. М., 1992. 4. Зайцев А.П. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н. э. Л., 1985. 5. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. СПб., 1995. 6. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1989. 7. Колосова К.М. Как жили древние греки. Л., 1959. 8. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990. 9. ЛысакИ.В. Культура Древности и Средневековья: Учебное пособие. Таганрог, 2002. Методические указания Прежде чем приступить к подготовке ответов на вопросы данного семинара, следует выучить периодизацию истории Древней Греции и познакомиться с кратким содержанием каждого периода. Затем выделите отличительные черты древнегреческой культуры. Подробнее раскройте такие из них как полисный характер, антропоцентризм, атональный характер. В архаической период основной формой государственности в Греции становятся полисы - города-государства, возникающие первоначально как объединение ряда сельскохозяйственных общин. Выделите характерные признаки полиса. Сравните государственное устройство двух крупнейших греческих полисов Спарты и Афин, раскройте функции высших органов власти и полномочия должностных лиц.
Остановитесь подробно на древнегреческой мифологии и религии. Обратите внимание, что миф в Древней Греции определял искусство, литературу, философию. Мифы разрешали антиномии бытия, создавали целостный образ мира, в котором все имело свое значение, место и объяснение. Определяли образ жизни и поведение человека. Покажите особенности мифологического мышления древних греков. Приведите примеры героических мифов, рассказывающих о подвигах, и этиологических, объясняющих причины событий, обычаи, названия. Назовите 12 олимпийских богов. Покажите, в чем специфика древнегреческой религиозности. Особое место в формировании античной модели мира принадлежит греческому театру. Покажите, что лежало у истоков театральных представлений. Опишите здание типичного древнегреческого театра. Расскажите, что представляли собой древнегреческие трагедии и комедии. Охарактеризуйте творчество выдающихся драматургов. Готовя ответ на пятый вопрос семинара, покажите, чем отличалось древнегреческое искусство архаического и классического периодов. Что представляли собой ионический и дорический ордеры? Рассмотрите наиболее яркие архитектурные памятники Древней Греции. Остановитесь на творчестве выдающихся скульпторов Мирона, Фидия, Поликлета. Познакомьтесь с древнегреческой вазописью. Завершая работу над темой, покажите, в чем всемирно-историческое значение культуры Древней Греции. Контрольные вопросы % 1. Поясните смысл термина «античность».
■
2. Дайте периодизацию истории Древней Греции. 3. Перечислите основные особенности древнегреческой культуры. 4. В чем состоит атональный характер греческой культуры? 5. Что такое античный полис? 6. Охарактеризуйте систему управления, сложившуюся в Афинах в V в. до н. э. 7. Чем государственное устройство Спарты отличалось от афинского? 8. Раскройте сущность понятий: «архагеты», «герусия», «апелла», «архонты», «экклесия», «гелиея», «остракизм», «диэта», «литургии»? 9. Что представляла собой древнегреческая религия в доолимпийский и олимпийский периоды?
10. Какое влияние оказала древнегреческая мифология на современное 11. Опишите типичное здание древнегреческого театра. 12. Чем древнегреческое театральное представление отличалось от 13. Перечислите общие особенности древнегреческого искусства. 14. Раскройте смысл понятий «курос», «кора», «мегарон»? 1.5. Сравните ионическое и дорическое художественные направле-ния. 16. В чем значение древнегреческой культуры? Семинар №6 Культура Древнего Рима 1. Влияние Греции на римскую культуру. Специфика культуры Древнего Рима, ее основные черты. 2. Древнеримская религия. Влияние мифологии Древней Греции на религиозные представления римлян и его последствия, восточные культы, возникновение христианства. 3. Литература. Творчество Апулея, Вергилия, Горация, Овидия. 4. Архитектура и скульптура. 5. Значение римской культуры. Ее вклад в общемировую культуру. Литература 1. Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука: Словарь-справочник / Под ред. В.М. Ярхо. М, 1995. 2. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. СПб., 1995. 3. История Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1989.
4. История искусства зарубежных стран: Первобытное общество. Древний Восток. Античность. М., 1981. 5. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М, 1990. 6. Культура античного мира. М., 1966. 7. Культура древнего Рима. В 2-х т. / Отв. ред. Е.С. Голубцова. М., 1985. 8. Лысак И.В. Культура Древности и Средневековья: Учебное пособие. Таганрог, 2002. 9. Моттзен Т. История Рима. СПб., 1993.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|