Методические указания.
Реформация — широкое религиозное и социально-политическое движение, начавшееся в XVI в. в Германии и направленное на преобразование католической церкви. Назовите причины Реформации, выделите ее основные направления, перечислите крупнейшие протестантские конфессии. Что считается началом Реформации? Расскажите о деятельности М Лютера, охарактеризуйте «95 тезисов». В чем различие взглядов М. Лютера и Т. Мюнцера? Почему идеи Т. Мюнцера не получили в Германии широкого распространения? Изложите основы лютеранского вероучения, опираясь на «Аугсбургское вероисповедание» Ф. Меланхтона. Чем различалось реформирование церкви в Германии и Швейцарии? Изложите идеи У. Цвингли и Ж. Кальвина. Поясните смьгсл кальвинистского догмата об абсолютном предопределении. Покажите, как в кальвинизме совмещаются полный детерминизм и требование активной деятельности. Что общего в лютеранстве и кальвинизме, каковы различия между ними? Рассмотрите, как проходила Реформация в Англии? Что представляет собой англиканский символ веры? Почему в Англии распространился пуританизм? Чего требовали пуритане, как они обосновывали свои требования? Расскажите, как католическая церковь реагировала на Реформацию. Почему несмотря на активное противодействие католической церкви остановить Реформацию не удалось? В заключение выделите, в чем значение Реформации, и покажите, каково ее влияние на последующую европейскую и мировую культуру. Контрольные вопросы 1. Что такое Реформация? Назовите ее причины. 2. Охарактеризуйте «95 тезисов» Мартина Лютера. 3. Чем отличается учение М. Лютера от учения Т. Мюнцера? 4. Назовите основные догматы лютеранства.
5. Назовите основные догматы кальвинизма. 6. Что представляет собой англиканская церковь? Что такое пуританизм? 7. Назовите методы борьбы католической церкви с Реформацией. 8. В чем отличие культуры периода Реформации от элитарной культуры Возрождения? Семинар №ю Культура европейского Просвещения 1. Основные черты культуры эпохи Просвещения. 2. Литература. Театральное искусство и драматургия. Музыка. 3. Ведущие стили изобразительного искусства и архитектуры: барокко, рококо, классицизм. 4. Влияние культуры Просвещения на современную европейскую культуру. Литература 1. Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества. - М., 1990. 2. Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. М., 1988. 3. Барг М.А. Эпохи и идеи. - М., 1987. 4. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей /Сост. Дагмар 5. Бореев Ю.Б. Эстетика. М., 1990. 6. Виппер Р.Ю. История нового времени. М., 1995. С. 49-82. 7. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVII1 вв.). М, 1987. 8. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. М.. 1990. 9. Гвардиани Р. Конец Нового времени /Вопросы философии. 1990. № 4.
10. Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. Вып. IJ (Страны Западной Европы XVII-XVIII вв.). М., 1991. 11. Из истории классического искусства Запада. М., 1982. 12. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. /Учеб. -М., высш.шк., 2002. - 368 с, илл. 13. История зарубежного искусства /Под ред. М.Т. Кузьминой, Н.Л. 14. История искусства Западной Европы от Возрождения до начала XX в. М., 1988. 15. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. М., 1988. 16. Культурология. Учебное пособие /Под ред. В.В. Агеносова, П.И. 17. Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII в. М., 1983.
18. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в -западноевропейском искусстве XV-XVII вв. М., 1969. 19. Ротенберг Е.И. Западноевропейское искусство XVII в. М., 1974.
20. Сильверстов В.В. Философское обоснование теории и истории 21. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: галантный век. М., 1994. 22. Ценности культуры и современная эпоха. М., 1990. 23. Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М., 1991. Методические указания Хронологические рамки эпохи Просвещения немецкий ученый В. Виндельбанд определяет как столетие между «славной революцией» в Англии (1688-89) и Великой французской революцией, начавшейся в 1789 г. Вспомните, что происходит в этот период в социально-экономической сфере, перечислите основные политические события, произошедшие в Европе. Дайте определение «эпохи Просвещения», выделите предпосылки культуры эпохи Просвещения и ее основные черты. Идеи просветителей оказали большое влияние на литературу эпохи. Расскажите о творчестве Дефо, Свифта, Мильтона, Вольтера, Гете. Какие литературные жанры были наиболее популярны в XVIII в.? Обратите внимание, что театр в эпоху Просвещения становится одним из мощнейших средств идеологии и пропаганды идей просветителей. Крупнейшими драматургами эпохи являлись Бомарше, Гете, Шиллер, на творчестве которых следует остановиться. XVIII в. - время расцвета музыкальной культуры. У истоков ее стоят Бах и Гендель. Величайший вклад в развитие музыки внесли так называемые «венские классики»: Гайдн, Моцарт и Бетховен, музыка которых по своему характеру близка к классицизму. В истории архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства XVII-XVIII вв. ведущими являются три стиля: барокко, рококо и классицизм. Назовите характерные черты каждого из этих стилей. Завершая работу над темой, определите, какое влияние оказала культура Просвещения на современную европейскую культуру. Контрольные вопросы !. Перечислите характерные особенности культуры эпохи Просвещения. 2. Какие литературные жанры получили наибольшее развитие в эпоху Просвещения? Как изменилась тематика произведений? 3. Что характерно для барокко, рококо, классицизма как художественных стилей? 4. Каково влияние культуры Просвещения на современную европейскую культуру? Семинар №ii Культура ХШ века 1. Основные особенности культуры XIX в.
2. XIX в. как «век науки». Основные научные открытия и их влияние на общий социокультурный процесс. 3. Романтизм и реализм как основные идейные и художественные направления в духовной культуре XIX в. 4. Литература XIX в. 5. Музыкальное искусство XIX в. 6. Архитектура и изобразительное искусство XIX в. Новые виды искусства - фотография и кинематограф. Литература 1. Алпатов М.В. Анри Матисс. М., 1969. 2. Бродский В.Я. Художники Парижской Коммуны. М., 1970. 3. Вентури Л. Художники нового времени. М., 1956. 4. Вентури Л. От Мане до Лотрека. М., 1958. 5. Иконников А.В. Архитектура Запада. Мастера и течения. М., 1972. 6. История зарубежной литературы XIX в. В 2 ч. / Ред. МЛ. Михальская. М., 1991. 7. История искусства Западной Европы от Возрождения до начала XX в. М„ 1988. 8. Капитана Н.Н. Французская пейзажная живопись. Л., 1972. 9. Капитана Н.Н. Эпоха реализма во французской живописи. Л., 1972.
10. Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца XV1I-XX века. Л., 1990. 11. Калитина Н.Н, Французский портрет XIX века. Л., 1985. 12. Некрасова Е.А. Английский романтизм. М., 1975. 13. Прокофьев В.Н. Гойя в искусстве романтической эпохи. М„ 1986. 14. Раздольская В.И. Искусство Франции второй половины XIX в. Л., 1981. 15. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Буржуазный век. М., 1994. 16. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|