Методические указания.
В основе средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал: собственной культуры «варварских» народов Западной Европы и культурных традиций Западной Римской империи - права, науки, искусства, христианства. Взаимодействие германского и романского начал дало мощный импульс становлению собственно западноевропейской средневековой культуры. Вспомните социально-экономические и политические особенности средневековья. Выделите характерные черты средневековой культуры. В духовной культуре средневековья важнейшую роль играла христианская религия. Покажите, что предсгавляла собой церковная организация. В чем проявлялась и на чем основывалась политическая, экономическая и идеологическая мощь христианской церкви? Каковы источники ее богатства? В чем причины борьбы церкви и государства, проходившей на протяжении средних веков? Чем были вызваны и к чему привели крестовые походы? Что вам известно о рыцарско-монашеских орденах? Поясните, что такое «ересь», почему она возникает. Какова социальная сущность и идейные основы ересей? Охарактеризуйте такие еретические учения как патария, катарство, вальденство. Подробно остановитесь на методах борьбы христианской церкви с инакомыслием. Расскажите о деятельности инквизиции. В культуре средневековой Европы достаточно сложным и противоречивым было положение и роль искусства. Христианство отвергло идеалы, воодушевлявшие античных художников, разрушило античную гармонию тела и духа, человека и земного мира. Главное внимание художники средневековья уделяли миру потустороннему, божественному. Раскройте такие черты средневекового искусства как типизация, противопоставление добра и зла, пгубокий символизм, подчинение искусства религиозным идеалам, воплощение идей иерархии. Ведущее место в средневековом искусстве занимала архитектура. Это было вызвано, прежде всего, потребностью в строительстве храмов. Покажите характерные особенности романского и готического стилей. Что собой представляла средневековая скульптура?
В заключении покажите, что в период средневековью наметилось разделение культуры на официальную и народную, выделите основные противоречия средневековой культуры. Контрольные вопросы 1. Каково происхождение термина «средние века» и хронологи-ческие рамки средневековья? 2. Каковы особенности средневековой культуры? 3. Поясните смысл термина «каролингское возрождение». 4. В чем проявлялось экономическое, политическое, идеологическое могущество католической церкви в период средневековья? Каковы источники ее доходов? 5. Что такое ересь? Какие ереси вам известны? 6. Что вам известно об инквизиции? 7. Назовите основные нищенствующие и духовно-рыцарские ордена. Охарактеризуйте один из них. 8. В чем значение крестовых походов? 9. Чем романский стиль отличался от готического? 10. Раскройте сущность понятий «донжон», «неф», «апсида», «трансепт», Семинар №8 Культура Возрождения 1. Периодизация Возрождения. Своеобразие культуры Возрождения. Гуманизм. 2. Литература и театр Ренессанса. 3. Архитектура и скульптура. Музыка эпохи Ренессанса. 4. Изобразительное искусство: отличительные особенности, а) Итальянское Возрождение. б) Северное Возрождение. Литература 1. Абрамсон М.Л. От Данте до Альберта. М., 1979. 2. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: Стиль жизни, стиль мышления. М., 1978. 3. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989. 4. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей /Сост. Дагмар
5. БуркхардтЯ. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 2001. 6. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986. 7. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. Л., 1990. 8. История искусства зарубежных стран: Средние века, Возрождение. М, 1982. 9. Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения. М., 1979.
10. Культура эпохи Возрождения и Реформации. М., 1981. 11. Литература эпохи Возрождения. М., 1967. 12. Рутснбург В.И. Титаны Возрождения. Л., 1976. Методические указания Возрождение (фр. «Renissance») - переходная историческая эпоха между средневековьем и новым временем, наступившая в ХШ (XIV)-XVI вв. в сфанах Центральной и Западной Европы, прежде всего, в Италии. Как трактуется термин «Возрождение»? Когда он был введен в научный оборот? Дайте периодизацию итальянского Возрождения. Выделите особенности культуры Ренессанса. Поясните такие из них как антропоцентризм, гуманизм, аристократический характер культуры. Литература Ренессанса отличается особенной направленностью на человека, акцентированным описанием человеческой красоты, человеческой радости и печали. Литература этого периода достаточно богата и разнообразна. Выделите ее основные черты и жанры. Остановитесь на творчестве Данте, Петрарки, Боккаччо, Шекспира, Рабле, Сервантеса. Особенно ярко культура Возрождения проявилась в изобразительном искусстве. Охарактеризуйте творчество Леонардо, Рафаэля, Микеланджело, Тициана. Важно показать, чем изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения отличались от средневековых, как изменились приемы изображения, какие жанры получили наибольшее развитие. Обратите внимание, что именно в этот период создается теория живописи и архитектуры. Завершая работу над темой, выделите значение культуры Возрождения. Контрольные вопросы 1. Какие трактовки термина «Возрождение» вам известны? 2. Какие периоды выделяют в эпохе Возрождения? 3. Каковы особенности культуры Возрождения? 4. В чем отличие литературы эпохи Возрождения от литературы периода средневековья? 5. Перечислите основные особенности архитектуры и изобразительного искусства эпохи Возрождения. 6. В чем значение культуры Возрождения?
Семинар №д Европейская культура периода Реформации 1. Сущность и причины Реформации. 2. Реформация в Германии. Деятельность М. Лютера и его основные требования. Лютеранство. 3. Реформация в Швейцарии. Идеи Ж. Кальвина: сходство и отличие от взглядов М. Лютера. Кальвинизм. 4. Реформация в Англии. Англиканская церковь. Пуританизм. 5. Влияние Реформации на европейскую и мировую культуру. Литература 1. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей /Сост. Дагмар 2. Грибанов А. Протестантизм // Наука и жизнь. 1993. №8. С. 116-123. 4. Реформация и ее причины. Лютеранская и швейцарская реформация. Распространение реформации в Европе // Виппер Р.Ю. История нового времени. М., 1995. С. 49-82. 5. СмиринМ.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. М., 1978. 6. Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик. М., 1984.
7. Соловьев Э.Ю. Мартин Лютер - выдающийся деятель немецкой и европейской истории // Вопросы истории. 1983. №10. С. 33-54. 8. Толпегин А. В городе Лютера (Из истории движения Реформации в Германии XVI в.) // Наука и религия. 1976. №8. С. 77-80.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|