Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Выводы и теоретические соображения




1. Уровень притязаний как ситуация выбора; валентность и вероятность. Основная проблема уровня притязаний может быть сформулирована как очевидное несоответствие между тенденцией ставить все более и более высокие цели (т. е. браться за трудные задачи) и привычным мнением, что жизнь управляется тенденцией избегать лишних усилий (экономия).

Как говорит Эскалона (Escalona, 1940), эта проблема может быть решена, если рассмотреть психологическую ситуацию в тот момент, когда индивид думает о следующей цели, т. е. точку 2 во временной последовательности. Психологическая ситуация в этот момент представляет собой ситуацию выбора. Человек дол­жен решить, выберет ли он более трудный уровень, прежний или более.легкий.

Можно утверждать, что здесь, как и в любой ситуации выбора, выбирается та цель действия, для которой разность между сум­мой привлекательных моментов (положительная валентность) и суммой неприятностей (отрицательная валентность) будет мак­симальной. Чтобы определить этот максимум, нужно знать факторы, придающие положительную или отрицательную валентность раз­личным действиям. Мы рассмотрим некоторые из этих факторов, двигаясь от общих к частным.

B ситуации уровня притязаний выбор относится к валентностям различных вариаций одной деятельности. Если выбор делается между разными заданиями, например стрельбой по мишени, умно­жением двузначных чисел и отгадыванием загадок, валентность или привлекательность будет определяться гораздо большим чис­лом факторов. Из-за большего разнообразия индивидуальных ре­зультатов предсказывать что-либо в данном случае трудно. В си­туации уровня притязаний анализ выборов облегчен тем, что общий характер деятельности является постоянным. Выбор определяется различными валентностями, которые имеют для человека различные уровни трудности одной и той же деятельности.

Индивид встречается с возможностью успеха или неудачи, и положительная или отрицательная валентность таких будущих успехов или неудач на различных уровнях является одним из ос­новных составляющих решения. Чтобы определить валентность (Va) на каждом уровне (п) деятельности (А), мы должны учесть отрицательную валентность, которую на этом уровне будет иметь неудача (Va(FaiA")), и положительную валентность успеха на этом же уровне Va(SucA").

= Va(SucAn)+Va(FaiAn). (1)

В качестве иллюстрации понятия «валентность будущих успехов и неудач» можно привести случай решения задачи «сделать два­дцать простых примеров на сложение в заданное время». Взрос­лому испытуемому достижение на очень низком уровне, например закончить это за один час, не принесет никакого ощутимого чувст­ва успеха. Это «детская игра». Валентность успеха на уровне 1 равна приблизительно нулю. Валентности успеха на уровнях боль­шей трудности, таких, как «окончить это задание за 50 мин», «за 40 мин» и т. д., остаются равными нулю до того момента, пока задача остается «слишком легкой». Дальше валентность достижения становится положительной, хотя поначалу она и очень мала. В на­шем примере мы предположим, что на уровне трудности '4 валент­ность успеха будет равна 1.

С увеличением трудности валентность успеха также увеличива­ется. Наконец, мы достигаем уровня трудности, слишком трудного для испытуемого. Здесь валентность становится максимальной (условно обозначим ее как 10). Еще более трудные уровни, рас­положенные за границами возможного, будут, вероятно, иметь ту же положительную высокую' валентность.

Выше на шкале находятся степени трудности, которые кажутся индивиду «недостижимыми», например, решение двадцати примеров за 20 с (уровень 14) и уровни выше этого, которые являются «невозможными для человека», например окончить задание за 5 с. Такие уровни обычно даже не принимаются во внимание. Вну­три зоны возможного, таким образом, чем больше степень труднб-сти, тем больше валентность успеха.

Абсолютная • величина отрицательной валентности неудачи обычно изменяется в противоположном направлении. На уровнях крайней трудности отрицательная валентность неудачи будет не­значительной. На уровне очень трудного действия неудача может даже не иметь отрицательной валентности. Отрицательная валент­ность возрастает далее, пока не достигнет максимума в области относительно легких задач. Там она остается максимальной и на­конец перестает приниматься во внимание где-то в области «слиш­ком легких» задач.

Относительно решающего ряда трудностей можно утверждать:

posVa(SucAhigh)>posVa(SucAl0W). (2)

negVa(FaiAhigh)<negVa(FaiAl0W).. (3)

Общая валентность уровня в соответствии с формулой (1) является алгебраической суммой этих' валентностей. Так как положительная валентность успеха возрастает вместе с трудностью, а отрицательная валентность неудач уменьшается, мы можем заключить из формул (2) и (3), что общая валентность высокого уровня всегда будет больше, чем общая валентность низкого уров­ня, потому что

Va(Ahigh) = Va(SucAhigh) + Va(FaiAhigh) >Va(Suc'0W) +

+ Va(FaiAlow)=Va(Alow).

(4)

Аналитические соображения ведут, таким образом, к заключе­нию; что нет ничего парадоксального в том факте, что люди стре­мятся к трудным задачам. Теперь объясним, почему не всегда вы­бирается самая трудная задача.

2. Вероятность будущего успеха; основное теоретическое поло­жение. Ответ состоит в том, что мы имеем дело с будущими успехами и неудачами. На индивида влияет, таким образом, не только привлекательность события, но также и вероятность того, что оно произойдет таким образом, как он это предполагает.

Эскалона выдвигает далее «теорию результирующей валент­ности», в соответствии с которой выбор определяется не валент­ностями будущего успеха и неудачи как таковыми, а валентностями, измененными соответственно вероятности того, что эти события произойдут. Естественно предположить, что эта «взвешенная» ва­лентность успеха является произведением валентности на вероят­ность успеха:

°Va(SucAn) =Va(SucAn)Prob(SucAn). (5a)

Соответствующей формулой для неуспеха будет следующая:

°Va(FaiAn) = Va(FaiAn)Prob(FaiAn). (56)

Сумма этих валентностей будет называться «результирующей взвешенной валентностью» |°Va(A)| •

Уровень притязаний = п, если |°Va(A)|=max. (6)

Теория объясняет, таким образом, некоторые группы экспери­ментально установленных фактов:

а) тенденцию к установлению относительно высокого уровня притязаний;

б) тенденцию уровня притязаний подниматься только до определенных границ;

в) тенденцию уровня притязаний находиться вне области слиш­ком трудных и Слишком легких задач.

Можно предположить, что для одной и той же личности субъек­тивная вероятность успеха более или менее противоположна вероятности неудачи, т. е. вероятность успеха плюс вероятность неудачи равна 1. Неверно было бы, однако, утверждать, что валент­ности успеха и неудачи всегда противоположны. Люди очень раз­личаются в отношении того, какая тенденция управляет их поведе­нием: избежать неудачи или же достичь успеха.

III. ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретические соображения показывают, что большинство ка­чественных и количественных результатов, относящихся к уровню притязаний, могут быть связаны с тремя факторами, а именно: с поиском успеха, стремлением избежать неудачи и с когнитивными факторами вероятностного ожидания. Действие этих сил определяет выбор будущей цели Величина этих сил, а также величины, свя­занные- с субъективной вероятностью, зависят от многих аспектов жизненного пространства индивида в данное время, в частности от того, каков его прошлый опыт и какова система ценностей, характе­ризующая его культуру и его личность.

В целом изучение уровня притязаний достигло той стадии, когда природа проблем и их отношений к другим областям достаточно ясны, чтобы направлять будущие исследования. Внутри области «целевого поведения» можно разделить проблемы «борьбы за цель» и проблемы «постановки цели». «Борьба за цель» — это поведение, направленное к уже существующей цели и тесно связан­ное с проблемами приближения к цели, разочарования, достижения цели и завершения поведения. Постановка цели связана с вопросом о том, какая цель появится и станет действующей после того, как будет достигнута или не достигнута другая цель. Внутри этого поля лежат, например, проблемы психологического пресыщения и боль­шая часть проблем уровня притязаний. Последние, однако, тесно переплетены со всеми проблемами целевого поведения.


К. Левин ТИПЫ КОНФЛИКТОВ'

Lewin К. Dynamic Theory of Personality. N. Y.—L., 1935.

Психологически конфликт характеризуется как ситуация, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы равной величины. Соответственно возможны три типа кон­фликтной ситуации.

1. Человек находится между двумя положительными валентно­стями примерно равной величины (рис. 1). Это случай буриданова осла, умирающего от голода между двумя стогами сена.

В общем этот тип конфликтной ситуации разрешается относи­тельно легко. Подход к одному привлекательному объекту сам по себе часто бывает достаточным, чтобы сделать этот объект домини­рующим. Выбор между двумя приятными вещами в общем легче, чем между двумя неприятными, если только это не касается вопро­сов, имеющих глубокое жизненное значение для данного человека.

Иногда такая конфликтная ситуация может привести к колеба­нию между двумя привлекательными объектами. Очень важно, что в этих случаях решение в пользу одной цели изменяет ее валент­ность, делая ее слабее, чем у цели, от которой человек отказался.

2. Второй фундаментальный тип конфликтной ситуации имеет место, когда человек находится между двумя приблизительно рав­ными отрицательными валентностями. Характерным примером яв­ляется ситуация наказания, которую ниже мы рассмотрим более полно.

3. Наконец, может случиться так, что один из двух векторов поля идет от положительной, а другой — от отрицательной валентности. В этом случае конфликт возникает только тогда, когда и положи­тельная и отрицательная валентности находятся в одном и том же месте. Например, ребенок хочет погладить собаку, которую он боит­ся, или хочет съесть торт, а ему запретили. В этих случаях имеет место конфликтная ситуация, изображенная на рис. 2. Позднее у нас будет возможность более детально обсудить эту ситуацию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...