Тенденция ухода. Внешний барьер
Угроза наказания создает для ребенка конфликтную ситуацию. Ребенок находится между двумя отрицательными валентностями и соответствующими взаимодействующими силами поля. В ответ на Q.1 такое давление с обеих сторон ребёнок всегда предпринимает попытку избежать обеих неприятностей. Таким образом здесь существует неустойчивое равновесие. Ситуация такова, что малейшее смещение ребенка (Р) в психологическом поле в сторону должно вызвать очень сильную результирующую (Вр), перпендикулярную к прямой, соединяющей области задания (3) и наказания (Н). Иначе говоря, ребенок, стараясь избежать и работы и наказания, пытается выйти из поля (в направлении пунктирной стрелки на рис. 3). - Можно прибавить, что ребенок не всегда попадает в ситуацию с угрозой наказания таким образом, что он находится точно в середине между наказанием и неприятным заданием. Часто он может быть сначала вне всей ситуации. Например, он должен под угрозой наказания закончить непривлекательное школьное задание в течение двух недель. В этом случае задание и наказание образуют относительное единство (целостность), которое вдвойне неприятно ребенку. В данной ситуации (рис. 4) обычно сильна тенденция к бегству, проистекающая в большей степени из угрозы наказания, чем из неприятности самого задания. Точнее, она исходит из возрастающей непривлекательности всего комплекса, обусловленной угрозой наказания. Наиболее примитивная попытка избежать одновременно и работы и наказания — это физический выход из поля, уход прочь. Часто выход из поля принимает форму откладывания работы на несколько минут или часов. В случае сурового повторного наказания новая угроза может привести к попытке ребенка убежать из дома. Боязнь наказания обычно играет существенную роль на ранних стадиях детского бродяжничества.
Часто ребенок старается замаскировать свои уход из поля, выбирая занятия, против которых взрослому нечего возразить. Так, ребенок может взяться за другое школьное задание, которое ему более по вкусу, выполнить ранее данное ему поручение и т. д. Наконец, ребенок может случайно уйти и от наказания и от неприятного задания путем более или менее грубого обмана взрослого. В случаях, когда взрослому трудно это проверить, ребенок может заявить, что он закончил задание, хотя это не так, или он может сказать (несколько более тонкая форма обмана), что какой-то третий челрвек освободил его от неприятного дела, или, что по какой-то другой причине его выполнение стало ненужным. Конфликтная ситуация, обусловленная угрозой наказания, вызывает, таким образом, очень сильное стремление выйти из поля. У ребенка такой у-ход, варьирующий в соответствии с Топологией сил поля в данной ситуации, происходит обязательно, если не принять специальных мер. Если взрослый хочет, чтобы ребенок выполнил задание, несмотря на отрицательную его валентность, просто угрозы наказания недостаточно. Надо сделать так, чтобы ребенок не мог выйти из поля. Взрослый делжен поставить какой-то барьер, который мешает такому уходу. Он должен так поставить барьер (Б), чтобы ребенок мог получить свободу только либо закончив задание, либо подвергнувшись наказанию (рис. 5). И в самом деле, угрозы наказания, направленные на то, чтобы заставить ребенка закончить некое определенное задание, всегда построены таким образом, Что вместе с полем задания они полностью окружают ребенка. Взрослый вынужден так ставить барьеры, чтобы не осталось ни одной лазейки, через которую ребенок мог бы ускользнуть. От неопытного или недостаточно авторитетного взрослого ребенок ускользнет, если увидит малейшую брешь в барьере. Наиболее примитивные из таких барьеров — физические: ребенка можно запереть в комнате до тех пор, пока он не закончит работы.
Но обычно это барьеры социальные. Подобные барьеры — это средства власти, которыми обладает взрослый в силу своего общественного положения и внутренних взаимоотношений, существующих между ним и ребенком. Такой барьер не менее реален, чем физический. Барьеры, определяемые социальными факторами, могут ограничивать область свободного движения ребенка до узкой пространственной зоны. Например, ребенок не заперт, но ему запрещено покидать комнату до завершения дела (задания). В других'случаях внешняя свобода передвижения практически не ограничивается, но ребенок находится под постоянным наблюдением взрослого. Он не выпускается из-под надзора. Когда ребенок не может быть под постоянным наблюдением, взрослый часто использует веру ребенка в существование мира чудес. Способность постоянного контроля за ребенком приписывается в таком случае полицейскому или привидению. Бог, которому известно все, что делает ребенок и которого невозможно обмануть, также нередко привлекается для подобных целей. Например, тайное поедание сладостей может быть предотвращено таким способом. Часто барьеры ставятся жизнью в данной социальной общности, традициями семьи или школьной организацией. Для того чтобы социальный барьер был действенным, существенно, чтобы он обладал достаточной реальной прочностью. Иначе в каком-то месте ребенок прорвет его. Например, если ребенок знает, что угроза наказания только словесная, или надеется добиться расположения взрослого и избежать наказания, то вместо выполнения задания он пытается прорвать барьер. Подобное слабое место образуется, когда мать препоручает наблюдение за работающим ребенком няне, учителю или более взрослым детям, которые, в отличие от нее самой, не имеют возможности предотвратить выход ребенка из поля. Наряду с физическими и социальными существует еще один вид барьеров. Он тесно связан с социальными факторами, но имеет важные отличия от тех, что обсуждались выше. Можно, скажем, апеллировать к тщеславию ребенка («Помни, ты не какой-нибудь уличный сорванец!») или социальным нормам группы («Ведь ты девочка!») В этих случаях обра'щаются к определенной системе идеологии, к целям и ценностям, которые признаются самим ребенком. Такое обращение содержит угрозу: опасность исключения из определенной группы. В то же время — и это наиболее важно — эта идеология создает внешние барьеры. Она ограничивает свободу действия индивида. Многие угрозы наказания действенны только до тех пор, пока индивид чувствует себя связанным этими границами. Если он больше не признает данной идеологии, моральных норм определенной группы, то угрозы наказания часто становятся малоэффективными. Индивид отказывается ограничивать свою свободу действий данными принципами.
Сила барьера в каждом конкретном случае всегда зависит от характера ребенка и от силы отрицательных валентностей задания и • наказания. Чем больше отрицательная валентность, тем прочнее должен быть барьер. Ибо чем мощнее барьер, тем сильнее толкающая к уходу из поля результирующая сила. Таким образом, чем большее давление взрослый оказывает на ребенка, чтобы вызывать требуемое поведение, тем менее проницаемым должен быть поставленный барьер. Хорни (Homey) Карен (1885— 1952) — немецко-американский психоаналитик, ведущий реформатор фрейдизма. Родилась в Германии, в 1932 г. переехала в США. Первоначально занималась врачебной практикой в духе традиционного психоанализа. В 1937 г. опубликовала первую книгу «Невротическая личность нашего времени», в которой подвергла критике некоторые аспекты учения Фрейда. Критика эта, однако, не означала для К. Хорни отказа от фрейдистского учения. Она видела свою задачу в «усовершенствовании» фрейдизма путем замены его биологической ориентации на социальную и освобождения психоанализа от всего «лишнего и устаревшего». К. Хорни, как Э. Фромм, испытала влияние идей К. Маркса. Она пыталась указать на классовый характер ортодоксального фрейдизма, а также вскрыть источник постоянно переживаемой личностью «изначальной тревоги», чувства одиночества и беспомощности человека во враждебном ему мире, в антигуманной сущности «западной цивилизации», т. е. в капиталистических общественных отношениях, порождающих определенный тип невротической личности. Вместе с тем К. Хорни, так же как и Э. Фромм, непоследовательна в проведении этой точки зрения. Ее теория к тому же неспособна дать понимание здоровой и полноценно реализующей себя личности.
Соч.: The neurotic personality of our time 1936; New ways in psychoanalysis 1939; Self—Analysis, 1942; Our inner conflicts 1945; Neurosis and human growth 1950. Лит.: Современная психология в капиталистических странах. М., 1963; Уэллс Г. Крах психоанализа. М., 1968; Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968; Флоренская Т. А. Со-циологизация фрейдизма в теориях личности К- А. Хорни и Г. С. Салли-вена. — Вопр. психологии, 1974, № 3. К- Хорни КУЛЬТУРА И НЕВРОЗ1 American sociological review, vol. 1. N. Y., 1936. В психоаналитической концепции неврозов сейчас происходит определенное смещение акцентов: в то время как первоначально основной интерес вызывала картина симптоматики, теперь все больше и больше признается, что действительная причина этих психических расстройств лежит в нарушениях характера, что симптомы — это результат конфликтующих черт характера и что без раскрытия и коррекции невротической структуры характера мы не можем лечить невроз. При анализе этих черт характера часто поражает то, что, вопреки значительному расхождению картин симптоматики, трудности характера во многих случаях неизменно сосредоточиваются вокруг одних и тех же базовых конфликтов. Это сходство в содержании конфликтов составляет особую проблему. Для тех, кто понимает значение культуры, в связи с этим интересен вопрос о том, формируются ли неврозы и в какой степени процессами культуры подобно «нормальным» образованиям характера, и если да, то в какой мере такое представление требует видоизменения положения Фрейда о связи между культурой и неврозом. Ниже я попытаюсь приблизительно очертить некоторые типичные характеристики, повторяющиеся во всех случаях неврозов. Здесь мы не имеем возможности представить ни данных, ни метода исследования, а только выводы, к которым мы пришли. Я попытаюсь выбрать из крайне сложного и разнообразного материала наиболее существенные моменты. При таком изложении возникают и другие трудности. Я хочу показать, как невротики попадают в своеобразный порочный круг. Ввиду невозможности представить в деталях все факторы, приводящие к этому, я вынуждена довольно произвольно начать с одного из наиболее значимых моментов, хотя сам этот момент уже является сложным продуктом различных взаимосвязанных душевных факторов. Я начну с проблемы соперничества.
Эта проблема, по-видимому, является никогда не исчезающим центром невротических конфликтов. Соперничество доставляет трудности каждому человеку из нашей культурной среды, однако у невротика эти трудности достигают несравнимых размеров. Осложнения, связанные с соперничеством, имеют три аспекта. 1. Постоянно происходит сравнение себя с другими, даже в ситуациях, которые не требуют этого. Стремление превзойти других характерно для всех ситуаций соперничества, но невротики сравнивают себя даже с людьми, которые не имеют с ними общих целей и которые, следовательно, никак не могут быть их потенциальными соперниками. 2. Невротик не просто стремится сделать что-то стоящее, добиться успеха, он стремится быть лучше всех. Эти стремления, однако, в основном существуют лишь в воображении, в фантазиях, которые могут быть как осознанными, так и неосознанными. Степень их осознанности у разных людей бывает различна. Такие стремления могут проявляться лишь в виде случайных порывов фантазии. В этом случае никогда полностью не осознается та поистине драматическая роль, которую эти стремления играют в жизни невротика, степень, в которой они ответственны за его поведение и психические реакции. Эти притязания не находят себе адекватных усилий, которые могли бы привести к их реализации. Они находятся в поразительном контрасте с пассивным отношением невротика к труду, с отказом от. принятия на себя лидерства, от всех средств, которые могли бы обеспечить успех. Такие притязания находят различные проявления в эмоциональной жизни невротика: повышенная чувствительность к критике, подавленность или заторможенность вследствие неуспеха и т. д. Вовсе не обязательно, чтобы неудача была действительной. Любая неудача при осуществлении этих несоразмерно больших притязаний переживается как полный провал. Чужой успех также переживается как собственный неуспех. Установка на соперничество существует не только в отношении внешнего мира, но и в отношении внутреннего. Это проявляется в постоянном сравнении себя с идеальным #. Фантастические притязания здесь выступают в виде чрезмерных и жестких требований к себе, их невыполнение вызывает подавленность и раздражение, подобное тому, что возникает при соперничестве с другими. 3. Третьей характеристикой установки на соперничество у невротика является степень враждебности, содержащейся в невротических притязаниях. Сильное соперничество скрыто содержит некоторую долю враждебности: поражение соперника означает собственную победу. Реакции невротика определяются ненасытным и неразумным ожиданием, что никто во всем мире, кроме него самого, не может быть умным, влиятельным, привлекательным, популярным. Они становятся разъяренными или переживают свои старания как тщетные, если кто-нибудь другой напишет хорошую пьесу или научную работу, сыграет выдающуюся роль в общественной жизни. Если такая установка сильно выражена, то в ситуации психоанализа, например, можно наблюдать, как любой прогресс в лечении пациент рассматривает как победу аналитика, абсолютно игнорируя тот факт, что он отвечает его собственным жизненным' интересам. В таких ситуациях пациент будет относиться к аналитику с пренебрежением, выдавая сильными проявлениями враждебности, что он чувствует угрозу своей позиции, имеющей для нега первостепенную важность. Пациенты, как правило, совершенно не осознают существования у них этой установки «никто, кроме меня», но ее можно всегда вскрыть, как мы только что видели по реакциям пациентов, которые наблюдаются в ситуации психоанализа. Эта установка легко приводит к страху возмездия. Страх начинает вызываться теперь не только неудачей, но и успехом. «Если я желаю уничтожить каждого, кто добился успеха, я автоматически допускаю такие же реакции и у других. Итак, путь к успеху чреват для меня враждебностью со стороны других людей. Более того, при малейших неудачах в достижении своих целей я буду уничтожен». Успех, таким образом, становится рискованным, а любая возможная неудача — опасностью, которую нужно.избежать любой ценой. В силу всех этих угроз кажется гораздо более безопасным остаться в уголочке, быть скромным и незаметным. Другими словами, этот страх приводит к отказу от всяких целей, предполагающих соперничество. Такой способ достижения безопасности обеспечивается постоянным, четко работающим процессом самоудерживания. Процесс самоудерживания приводит к заторможенности, особенно по отношению к труду, а также препятствует любым шагам, необходимым для достижения целей, таким, как использование предоставившихся возможностей и демонстрация другим своих целей и способностей. Это нередко приводит к полной неспособности бороться за осуществление своих желаний. Странный характер этих задержек лучше всего проявляется в том факте, что эти люди в достаточной мере способны бороться за интересы других, вообще добиваться чего-либо, не касающегося их самих. Они могут действовать, например, следующим образом.. Играя на каком-либо музыкальном инструменте с плохим партнером, они непроизвольно будут играть хуже, чем он, хотя вообще-то они могли бы играть лучше. Обсуждая какую-либо тему с человеком, менее осведомленным в этой области, чем они сами, они тем не менее будут опускаться на уровень ниже его. Они предпочтут остаться рядовыми членами вместо того, чтобы занять более выдающееся место, даже ради получения большего заработка. При этом они будут придумывать различные рациональные объяснения такому своему отношению. Даже их сновидения будут определяться этой установкой на перестраховку. Вместо того чтобы использовать свободу, предоставляемую сновидениями для воображения себя преуспевающим, они видят себя в скромных, а иногда даже в унизительных ситуациях. Этот процесс самоудерживания не исчерпывается ограничением действий по достижению тех или иных целей. Он также стремится поколебать уверенность человека в себе посредством самоунижения, а уверенность в себе, как известно, является предпосылкой всякого достижения. Задачей ¦ самоунижения здесь является отстранение человека от всякого соперничества. В большинстве случаев эти люди не осознают, что они сами себя унижают. Они сознают только результат — чувствуют себя ниже других — и считают доказанной свою собственную неполноценность. Чувство неполноценности является одним из наиболее распространенных психических нарушений нашего времени и культуры. Я позволю себе сказать несколько слов по этому поводу. Чувство неполноценности не всегда порождается невротическим соперничеством. Это сложное явление, которое может быть обусловлено различными обстоятельствами. Но оно всегда связано с отказом от соперничества и служит этой цели. Чувство неполноценности в той мере порождено отказом от соперничества, в какой оно является выражением несоответствия между высокими идеалами и реальным достижением. На то, что это болезненное чувство выполняет важную функцию укрепления установки на отказ от соперничества, указывает энергия, с какой такая позиция защищается, если ее пытаются оспаривать. Этих людей не убеждают никакие доказательства их компетентности или привлекательности, более того, они могут действительно испугаться или рассердиться при любой попытке убедить их в наличии у них положительных качеств. Эта ситуация может принять разнообразные внешние проявления. Некоторые люди полностью убеждены в своей исключительной важности и стараются на каждом шагу демонстрировать свое превосходство, однако они выдают свою неуверенность крайней чувствительностью к любым критическим замечаниям, к любому несогласию или к отсутствию восхищения ими. Другие в такой же степени убеждены в отсутствии у себя каких-либо способностей или в своей никчемности, нежелательности для других; тем не менее они выдают свои большие притязания той открытой или скрытой враждебностью, с которой они реагируют на каждое препятствие своим непризнанным притязаниям. Третьи колеблются в своей самооценке между ощущением своей сверхважности и переживанием искреннего удивления, что кто-либо вообще обращает на них хоть какое-то внимание. Теперь я могу приступить к описанию того особого порочного круга, в котором эти люди движутся. Как в любой сложной невротической картине, здесь необходимо учитывать наличие этого круга, так как игнорируя его и упрощая картину невротических процессов приписыванием им простых причинно-следственных отношений, мы не можем понять переживаний, которые здесь имеют место, или мы незаслуженно переоцениваем значимость какой-либо одной причины. В качестве примера такой ошибки я могу привести рассмотрение эмоционально насыщенной установки на соперничество как непосредственно вытекающей из соперничества с отцом. Порочный круг выглядит примерно следующим образом. Неудачи в сочетании с переживанием собственной слабости и поражения приводят к чувству зависти ко всем, кто оказался более удачливым или просто более уверенным в жизни и в большей степени довольным ею. Эта зависть может проявляться открыто или подавляться под действием той же тревожности, которая подавляет установку на соперничество. Зависть может полностью вытесняться из сознания и выражаться лишь в замещенном виде как слепое восхищение. Она может скрываться от сознания также под видом пренебрежительного отношения к другим людям. Ее влияние, однако, проявляется, например, в неспособности желать другим того, в чем невротик сам вынужден себе отказывать. Независимо от того, в какой мере эта зависть подавляется или проявляется, она влечет усиление существующей враждебности по отношению к людям и, следовательно, увеличение тревожности, которая теперь принимает форму иррационального страха зависти со стороны других. Иррациональная природа этого страха проявляется двояко: 1) он существует безотносительно к тому, есть или нет зависимости в данной ситуации; 2) интенсивность этого страха несоразмерна той опасности, которая угрожает со стороны завистливых соперников. Эта иррациональная сторона страха всегда остается не- осознанной по меньшей мере у лиц, не страдающих психозом, и поэтому этот страх никогда не корректируется процессом обращения к реальности, он все больше подкрепляет существующую установку на отказ от соперничества. Вследствие этого возрастает чувство своей незначительности, враждебность к другим людям и тревожность. Мы таким образом возвращаемся к исходной точке, так как сейчас появляются фантазии примерно такого содержания: «Я хотел бы быть более сильным, более привлекательным, более умным, чем все остальные люди. Тогда я мог бы чувствовать себя в безопасности, и больше того, я мог бы разгромить их и наступить им на горло». Таким образом, мы видим все увеличивающееся отклонение притязаний в сторону большей жестокости, фанатичности и враждебности. Этот рискованный процесс может приостановиться в силу разных причин. Обычно за это платят дорогой ценой утраты действительности и жизненности. Частые отказы от личных притязаний позволяют снизиться тревожности, связанной с соперничеством, но чувство неполноценности и заторможенности при этом сохраняется. Здесь, однако, следует сделать оговорку. Притязания типа «никто, кроме меня» необязательно должны вызывать тревожность. Встречаются люди, в достаточной мере способные смести с пути или сокрушить любого, кто препятствует осуществлению их целей. Вопрос стоит следующим образом: каковы условия возникновения тревожности у людей с невротическими установками на соперничество? Ответ заключается в том, что эти люди в то же время хотят, чтобы их любили. Тогда как обычно людей, преследующих в своей жизни асоциальные цели, мало волнует привязанность или мнение других людей, невротик, напротив, имея установку на соперничество такого же рода, вместе с тем обнаруживает безграничную жажду любви и уважения со стороны окружающих. Поэтому как только он делает шаг в сторону самоутверждения, соперничества или успеха, он тут же начинает опасаться утраты расположения со стороны других людей и должен непроизвольно сдерживать свои агрессивные импульсы. Этот конфликт между притязаниями и желанием любви и привязанности со стороны других людей является одной из наиболее типичных и тяжелых дилемм невротика наших дней. Почему эти два несовместимых стремления так часто встречаются у одного и того же индивида? Они тесно связаны друг с другом. Эту связь кратко можно сформулировать следующим образом: оба эти стремления имеют один и тот же источник — тревожность и оба они служат средством снятия тревожности. Как власть, так и привязанность могут обеспечить безопасность. Они порождают друг друга. Эти взаимосвязи можно наиболее ярко наблюдать в ситуации психоанализа, но иногда они выявляются лишь при знании фактов истории жизни пациента. В истории жизни можно найти, например, отсутствие теплоты и безопасности в детстве, хуже того — изобилие пугающих моментов: ссоры между родителями, несправедливость, жестокость, сверхопека, порождающие усиленную потребность в привязанности. Последняя приводит к разочарованиям, те, в свою очередь, к развитию откровенного соперничества, а оно — к заторможенности, что кончается попытками найти привязанность на основе слабости, беспомощности, страданий. Иногда нам приходится слышать о молодых людях, у которых высокие притязания появились после горького разочарования в плане своих желаний привязанности и которые отказываются от этих притязаний, находя любимого человека. Сильная потребность в успокаивающей привязанности играет особую роль в тех случаях, когда экспансивные и агрессивные желания в раннем детстве подавляются строгими запретами. В поведении это проявляется в уступках желаниям и мнению других людей вместо отстаивания своих собственных желаний и мнений. Это означает переоценку значимости для своей жизни проявлений любви со стороны окружающих, зависимость от этих проявлений. Это означает также переоценку знаков отверженности и реакцию опасения и защитной враждебности. Здесь опять легко возникает порочный круг, подкрепляющий свои отдельные элементы. Схематично это можно представить так: Эти реакции объясняют, почему эмоциональный контакт с другими, достигаемый на основе тревожности, в лучшем случае может быть лишь шатким мостом между индивидами, почему этот контакт никогда не выводит их из эмоциональной изоляции. Тем не менее он может служить для борьбы с тревожностью и даже помочь пройти через жизнь довольно гладко, однако ценой отказа от развития личности и лишь при условии благополучности всех об1 стоятельств. Возникает вопрос о том, какие особые свойства нашей культуры ответственны за частое появление описанных невротических структур. Мы живем в культуре соперничества и индивидуалистичности. Основаны ли грандиозные экономические и технические достижения нашей культуры на принципе соперничества, возможны ли они только на этой основе —,этот вопрос должны решать экономисты или социологи. Психолог же может оценить ту личную цену, которую мы вынуждены за это платить. Следует помнить, что соперничество не только является движущей силой экономики, но пронизывает также всю нашу личную жизнь. Характер всех наших человеческих отношений формируется более или менее открытым соперничеством. Оно проявляется в семье, в отношениях между родственниками, в школе, в социальных отношениях (не отставать от Джонсов), в любви. В любви оно может проявляться двумя способами: подлинное эротическое желание часто затемняется или замещается целями соперничества — быть наиболее популярным, иметь больше всего свиданий, любовных писем, любовниц (или любовников), выступать в качестве наиболее желаемого мужчины или женщины. С другой стороны, оно может пронизывать сами любовные отношения. Супруги, например, могут жить в бесконечной борьбе за лидерство, осознавая или не осознавая природы или даже существования этой борьбы. Влияние соперничества на человеческие отношения заключается в том факте, что оно порождает зависть к сильным, презрение к слабым, недоверие ко всем. Вследствие всех этих потенциально враждебных установок ограничивается возможность получать удовлетворение и уверенность,- которые обычно даются человеческими взаимоотношениями, и индивид становится более или менее эмоционально изолированным. Здесь также происходят взаимно подкрепляющие взаимодействия — неуверенность и неудовлетворенность в отношениях, в свою очередь, вынуждают людей искать удовлетворение и безопасность в высоких притязаниях. Другой культурный фактор, релевантный структуре невроза, содержится в нашем отношении к успеху и неудаче. Мы склонны связывать успех с положительными личностными качествами и способностями, такими, как умелость, смелость, предприимчивость. В религии эта установка выражается в утверждении, что успех — это божья милость. Несмотря на то что эти качества могут быть решающими, а в определенные периоды, например во времена первооткрывателей, были даже единственно необходимыми условиями, ведущими к успеху, такая идеология игнорирует два существенных факта: 1) возможность достижения успеха строго ограничена: даже если внешние условия и личные качества у людей одинаковы, лишь немногие из них могут добиться успеха; 2) решающую роль могут сыграть не упомянутые выше факторы, а другие, такие, как, например, недобросовестность или случайные обстоятельства. Поскольку эти факторы игнорируются в общей оценке успеха, неуспех, помимо того, что ставит потерпевшего неудачу человека в фактически невыгодную позицию, отражается также на его самооценке. Запутанность этой ситуации увеличивается своего рода двойственной моралью. Действительно, успехом восхищаются почти независимо от того, какими средствами он достигнут, и в то же время мы рассматриваем скромность и бескорыстие как социальные или религиозные добродетели и вознаграждаем за эти качества хвалой и признанием. Особые трудности, с которыми сталкивается индивид в нашей культуре, можно резюмировать следующим образом: для соперничества он должен иметь в своем распоряжении изрядную долю агрессивности и вместе с тем от него требуется скромность, бескорыстие и даже самопожертвование. В то время как ситуация соперничества со своими враждебными тенденциями создает и увеличивает потребность в безопасности, возможности достижения этой безопасности в человеческих отношениях — в любви, дружбе, социальных контактах — уменьшаются. Оценка личной ценности индивида слишком зависит от достигнутого им успеха, хотя возможности достижения успеха ограничены и сам успех в большой мере зависит от случайных обстоятельств или от социальных личностных качеств. Возможно, эти краткие замечания укажут вам направление изучения действительной связи между нашей культурой, личностью и ее невротическими отклонениями. Олпорт (Allport) Гордон Вилларт. (11 ноября 1897 — 9 октября 1967) — американский психолог, один из виднейших представителей так называемого персонологического направления в психологии личности. С 1942 г. — профессор психологии в Гарварде. Личность, по Г. Олпор-ту, — это динамическая организация внутри индивида особых мотивацион-ных систем привычек, установок и личностных черт, которые определяют уникальность его приспособления к среде. Эти системы складываются и развиваются в непрерывном взаимодействии индивида со средой, прежде всего социальной. Новые мотивы вырастают из старых, но в своем функционировании независимы от них. В отличие от психоанализа, усматривающего причины поведения человека в его прошлом, Г. Олпорт ищет их в настоящем и будущем личности, в поздних и высших осознаваемых мотивах человека, которые подчиняют себе более примитивные побуждения и образуют ядро личности, средоточие движущих сил ее развития: ее жизненных целей, ценностей, идеалов. Каждое наличное состояние личности рассматривается Олпортом в перспективе ее будущих возможностей, борьба за реализацию которых характеризует активность личности... Вместе с тем Г. Олпорт представляет развитие мотивационной сферы личности как процесс автономный, без учета определяющей роли тех конкретных систем социальных отношений, в которые вступает человек в своей деятельности. К тому же в теории личностных черт Г. Олпорта нет учета их взаимной зависимости, их интеграции в структуре личности, что отмечается и некоторыми ведущими зарубежными теоретиками личности (например, А. Маслоу). Соч: Personality. A. Psychological Interpretation.'N. Y., 1937; Becoming: Basic Considerations for a Psychology of Personality. N. Y., 1961. Лит: Анциферова А. И. Психология личности как «открытой системы».— Вопросы психологии, 1970, № 5.
Г. Олпорт ПРИНЦИП «РЕДУКЦИИ НАПРЯЖЕНИЯ»1 1 А 1 1 р о г t G. The trends in motivational theory. — Amer. Journal of Atnopsvchiatrv 1953, vol. 23. Существует распространенная догма в теории мотивации, которая требует пересмотра. Я говорю о часто встречающемся утверждении, что все мотивы направлены к «редукции напряжения». Эта доктрина, которую мы встречаем в инстинктивизме, психоанализе и в бихевиоризме, удерживает нас на примитивном уровне теоретизирования. Мы не можем, конечно, отрицать, что основные побуждения, по-видимому, стремятся к «редукции напряжения». Недостаток кислорода, голод, жажда, позывы к выделениям являются тому примерами, однако эти побуждения не являются достоверной моделью для всех нормальных мотивов взрослого человека. К. Гольд-штейн замечает, что пациенты, жаждущие лишь уменьшения напряжения, явно патологичны. В их интересах нет ничего созидательного. Они не могут принять страдание, отсрочку, расстройство как случайный инцидент в своих поисках ценностей. Нормальные люди по контрасту с этим заняты своими «предпочтительными моделями» самоутверждения. Их психогенные интересы — скорее форма поддерживания и направления напряжения, нежели избегания его. Я думаю, мы должны согласиться с К. Гольдштейном, что «редукция напряжения» — малоудовлетворительное объяснение функционирования зрелых психогенных мотивов. Во время своего утверждения в качестве ректора Гарвардского университета Дж. Конант заметил, что он принимает свои обязанности «с тяжелым сердцем, но с радостью». Он знал, что не уменьшит напряжения, взявшись за новую работу. Напряжение будет возрастать и возрастать и не раз будет становиться почти невыносимым. В ходе ежедневной работы он будет решать многие задачи и чувствовать поэтому облегчение, однако все же его общая задача, его общий баланс никогда не выразятся в каком-то равновесии. Подлинные психогенные интересы всегда таковы — они заставляют нас неограниченно усложнять и напрягать нашу жизнь. «Стремление к равновесию», «редукция напряжения», «влечение к смерти» кажутся поэтому тривиальными и ошибочными представлениями о мотивации нормального взрослого человека. Маслоу (Maslow) Абрахам (1 апре-,ля 1908 — 17 февраля 1968) — американский психолог, профессор психологии Брэндонского университета (Массачусетс) (с 1962), один из ведущих представителей так называемой гуманистической психологии. Основные работы А. Маслоу посвящены исследованию психологически здоровой и духовно полноценной личности. Мо-тивационную сферу личности, по А Маслоу, образует ряд иерархически соподчиненных групп потребностей: физиологические потребности, потребность в безопасности, любви, уважении и, наконец, потребность в самоактуализации: человек стремится быть тем, чем он может стать. Вве-дение понятия «самоактуализация» призвано перенести центр анализа в психологии личности на рассмотре- ние психически здоровой и полноценно себя реализующей творческой личности, подчеркнуть активный и продуктивный характер ее развития. Вместе с тем самоактуализация понимается А. Маслоу преимущественно» как «рост изнутри» без учета определяющей роли социальных и исторических факторов развития личности. Соч.: New Knowledge in Values (1959); Religions, Values and Peak Experiences (1964); Toward a Psychology of Being (1962); Enpsychian Management (1965); Psychology of Science (1966). Лит.: Анциферова А. И. Концепция самоактуализирующейся личности А: Маслоу.— Вопросы психологии, 1970, № 3. А. Маслоу САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ' Maslow A. Self-actualizing and Beyond. — In: Challenges of Humanistic Psychology. N. Y., 1967. ' Я хочу обсудить идеи, еще далекие от своего завершения. Я обнаружил, что для моих учеников и других людей, с которыми я поделился этими идеями, понятие самоактуализации оказалось очень похожим на чернильные пятна. Роршаха. Чаще всего употребление этого понятия больше говорило мне о человеке, который им пользуется, чем о самой реальности, стоящей за этим понятием. Поэтому здесь я хотел бы рассмотреть некоторые аспекты природы самоактуализации не на абстрактном уровне, а в терминах, имеющих операциональное.значение. Что означает самоактуализация в данный конкретный момент? Что она означает во вторник, в четыре часа?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|