Программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2008 – 2010 годы»
В целях более эффективного использования средств окружного бюджета и активизации деятельности органов местного самоуправления в сфере развития и поддержки предпринимательства софинансирование муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства планируется осуществлять на конкурсной основе по итогам реализации мероприятия «Финансирование муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства по результатам проведенного конкурса». Приоритетными направлениями поддержки муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства станут: создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе создание механизмов микрофинансирования, грантовая поддержка начинающим предпринимателям; информационная и консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности. Мероприятия к Программе, разработаны исходя из возможности решения поставленных задач в области развития малого и среднего предпринимательства на территории автономного округа, с учетом финансовых ресурсов, выделяемых на финансирование Программы, и полномочий, закрепленных за органами государственной власти Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ.
1. Раздел "Совершенствование нормативной правовой базы в сфере развития малого и среднего предпринимательства" В рамках реализации данного направления планируется: разработка Закона автономного округа "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе"; разработка рекомендаций для органов местного самоуправления по вопросам осуществления поддержки малого и среднего предпринимательства; разработка и совершенствование механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства. 2. Раздел "Формирование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства" Данный раздел включает в себя основное мероприятие Программы "Создание и содействие развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе строительство и реконструкция бизнес-инкубаторов, а также их оснащение", на реализацию которого в целом будет направлено более 85% всех средств Программы. Строительство и реконструкция бизнес-инкубаторов предоставляет возможность создания сети бизнес-инкубаторов как целостной инфраструктуры поддержки предпринимательства, которая будет предоставлять комплекс услуг по становлению и развитию малых, вновь созданных и находящихся на ранней стадии развития субъектов малого бизнеса. Средства Программы будут направлены на завершение строительства бизнес-инкубаторов в городах Ноябрьске, Муравленко, на строительство бизнес-инкубаторов в городах Салехарде, Надыме, реконструкцию и оснащение бизнес-инкубатора в городе Новом Уренгое. Созданные бизнес-инкубаторы в рамках Программы будут оснащены необходимым для ведения деятельности оборудованием - офисной мебелью, электронно-вычислительной техникой, программным обеспечением, периферийными устройствами, копировально-множительным оборудованием, связью. Будет обеспечен доступ к коммунальным услугам.
3. Раздел "Финансирование муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства" В целях более эффективного использования средств окружного бюджета и активизации деятельности органов местного самоуправления в сфере развития и поддержки предпринимательства софинансирование муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства планируется осуществлять на конкурсной основе по итогам реализации мероприятия "Финансирование муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства по результатам проведенного конкурса". Приоритетными направлениями поддержки муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства станут: создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе создание механизмов микрофинансирования, грантовая поддержка начинающим предпринимателям; информационная и консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности. 4. Раздел "Информационная, консультационная и научно-методическая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства" Опыт развития отечественного предпринимательства убедительно показывает, что наряду с необходимостью финансовой и имущественной поддержки малого бизнеса все большее значение приобретает обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства необходимыми информационными ресурсами для развития предпринимательской деятельности и ведения цивилизованного бизнеса. Решение данной проблемы возможно только при наличии комплексной системы создания и распространения деловой и общеэкономической информации, для этого в рамках данного направления запланировано мероприятие "Создание и сопровождение информационной базы для субъектов малого и среднего предпринимательства в сети Интернет".
В целях обеспечения информационно-консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории автономного округа и повышения их уровня грамотности запланировано мероприятие "Проведение семинаров для субъектов малого и среднего предпринимательства по актуальным вопросам финансово-хозяйственной деятельности". 5. Раздел "Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности" В целях формирования положительного имиджа предпринимательской деятельности, устранения стереотипов негативного отношения отдельных социальных слоев населения к предпринимательству, пропаганды общественного движения предпринимателей как эффективного способа самоорганизации среднего класса и повышения уровня информированности населения о положительном опыте работы в области малого предпринимательства в автономном округе предусмотрены следующие мероприятия: проведение окружного конкурса между средствами массовой информации на лучшее освещение предпринимательской деятельности и телепередач; подготовка и издание сборника "Малый и средний бизнес Ямала". Учитывая повышенный уровень безработицы среди молодежи, а также стремление молодежи заниматься предпринимательской деятельностью, ее уровень мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, следует развивать молодежное предпринимательство. В связи с этим запланировано мероприятие "Содействие развитию молодежного предпринимательства. Разработка образовательных программ, организация обучения молодежи на курсах по программам развития предпринимательской инициативы". 6. Раздел "Содействие развитию общественных организаций предпринимателей" В последние годы при реализации государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства огромная роль отводится общественным объединениям предпринимателей. Налаженные связи между различными объединениями позволяют более эффективно решать общие задачи и отстаивать интересы определенных групп и слоев предпринимателей. Необходимо организовать диалог между объединениями, выражающими интересы определенных групп предпринимателей, и органами государственной власти и местного самоуправления.
Деловое сотрудничество органов государственной власти с общественными объединениями предпринимателей должно стать одной из составляющих широкого спектра мер, обеспечивающих создание на территории автономного округа благоприятных условий и здоровой социально-психологической атмосферы для реализации предпринимательских инициатив, профилактики и преодоления проблем, возникающих при взаимодействии власти и бизнеса. Их совместная работа должна стать основой плодотворных отношений, работы над реализацией общественно значимых инициатив, комплексных мероприятий и совместных социальных проектов в сфере развития малого предпринимательства. Вместе с тем многие объединения предпринимателей испытывают проблемы и трудности. В частности, далеко не все предприниматели готовы к совместным действиям и предпочитают свои проблемы решать индивидуально. Объединениям предпринимателей недостает опыта в организации деятельности, ресурсов, опытных консультантов для отстаивания интересов предпринимателей. Поэтому при реализации политики развития предпринимательства объединения предпринимателей необходимо рассматривать не только в качестве соисполнителей, но и в качестве объектов поддержки. Учитывая положения Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ, в Программе предусмотрено мероприятие по содействию в развитии общественных организаций предпринимателей "Поддержка и пропаганда деятельности некоммерческих общественных организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства" и мероприятие "Создание и организация обеспечения деятельности Совета по развитию малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе", в рамках реализации которого планируется создание совещательного органа - Совета по развитию малого и среднего предпринимательства в автономном округе, главной целью которого является возможность участия представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства на территории автономного округа.
7. Раздел "Содействие развитию межрегионального сотрудничества и выставочной деятельности" В целях пропаганды достижений малого и среднего бизнеса, содействия продвижению продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на рынки Российской Федерации запланированы мероприятия "Проведение ежегодной выставки "Малый и средний бизнес Ямала" и "Участие в региональных и федеральных мероприятиях поддержки малого и среднего предпринимательства. Организация деловых миссий и изучение передового опыта". 8. Раздел "Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства" Для целей обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам, развития системы гарантий и поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, основанных на кредитных договорах, договорах займа и лизинга, планируется проведение мероприятий по реализации механизмов частно-государственного партнерства, направленных на формирование региональных гарантийных фондов (фондов поручительств) по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства. 9. Раздел "Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства" Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны государства имеет важное значение для поддержания и развития малого бизнеса. В целях стимулирования развития малого и среднего предпринимательства в автономном округе, обеспечения процесса развития имущественными ресурсами планируется формирование перечней имущества, находящегося в государственной собственности Ямало-Ненецкого автономного округа для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства. В данный перечень будет включено имущество, использование которого возможно в производственной деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства на территории автономного округа. Условия предоставления и использования данного имущества будут определяться соответствующим положением, утвержденным постановлением администрации автономного округа. Основные проблемы функционирования и развития малого и среднего предпринимательства: 1. Финансирование Развитие малого бизнеса затруднено, в первую очередь, вследствие отсутствия источников финансирования ранних стадий развития бизнеса: • Профессиональные инвесторы не могут финансировать в малый бизнес, так как стоимость транзакции по финансированию предприятия (профессиональной экспертизы, аудита и подготовки проекта) обычно составляет более $200 тыс. долларов, что существенно превышает потребность в финансировании малого предприятия, которая обычно составляет не более 100 тыс. долларов; • Масштабы малого бизнеса незначительны и, как правило, ограничены рамками местного или регионального рынка, а профессиональные инвесторы предпочитают вкладывать деньги в потенциальных лидеров рынка, демонстрирующих высокий потенциал роста бизнеса; • Банковское финансирование недоступно для подавляющего большинства малых предприятий, так как у начинающих предпринимателей отсутствует ликвидное имущество, которое может быть представлено банку в качестве обеспечения; • Лизинг технологического оборудования также малодоступен, как вследствие низкого уровня развития лизинговых операций, так и неспособности лизингополучателей выплатить первый взнос, составляющий 20-30% от стоимости оборудования; Одним из распространенных источников финансирования малого бизнеса в развитых странах является франчайзинг (Mac Donald"s, печать фото-сервис Кодак или Фуджи, сеть заправочных станций), когда предприниматель приобретает не только технологию, но также торговую марку и типовые стандарты ведения бизнеса, которые помогают действовать, не совершая типичных для новичков ошибок; • Основными источниками финансирования малых предприятии в других странах являются друзья или родственники, но в России не так много людей, имеющих достаточные сбережения, чтобы позволить себе финансировать развитие даже малого бизнеса; • Недоступность финансирования для малых предприятий приводит к криминализации малого бизнеса, так как единственным источником финансирования бизнеса становятся криминальные структуры. 2. Способности и квалификация предпринимателей Низкая квалификация предпринимателей с точки зрения организации и управления бизнесом также является важной проблемой: • Многие предприниматели терпят неудачу вследствие отсутствия элементарных знаний и навыков организации и управления бизнесом; • Некоторые люди, пытающиеся начать предпринимательскую деятельность, не имеют способностей к предпринимательству (предпринимателю недостаточно быть хорошим электриком, необходимо быть способным продать услуги электрика клиентам, брать на себя риски, а также терпеть лишения в надежде на развитие бизнеса в будущем); • Высокий уровень неудач в малом бизнесе связан с тем, что многие предприниматели начиная бизнес и не имея достаточного опыта, не могут представить: с какими проблемами они столкнуться в будущем; • Представители малого бизнеса, обычно имеют недостаточные знания в области финансов и бухучета, что приводит к ошибкам, а часто и к нарушениям; • Представители малого бизнеса не имеют возможности оплачивать услуги дорогостоящих консультантов по управлению или юридических советников, т.е. профессиональная консультационная поддержка для малого бизнеса практически недоступна; • Многие предприниматели не в состоянии оплачивать услуги по предоставлению статистической информации, необходимой для эффективного построения и ведения бизнеса. 3. Инфраструктура для поддержки и развития малого бизнеса Государство делало попытки создания поддерживающей инфраструктуры, но она недостаточно эффективна: • Фонды поддержки предпринимательства (малого и среднего бизнеса) не стали реальными источниками финансирования малого бизнеса; • Одной из наиболее эффективных программ финансирования малого бизнеса была и остается программа кредитования через российские уполномоченные банки ЕБРР, но стоимость кредитов по этой программе слишком высока; • Инфраструктура профессиональной поддержки предпринимательства не создана или не эффективна, сегодня предприниматель не имеет возможности обратиться к государству и получить бесплатно профессиональную консультационную поддержку по вопросам развития его бизнеса (разработать бизнес-план, помочь создать организационную структуру и т.п.); • Система профессиональной переподготовки предпринимателей (представителей малого бизнеса) не создана, проводятся отдельные мероприятия, но не на регулярной основе; • Во многих регионах до сих пор существуют серьезные административные барьеры, создающие проблемы предпринимателям, как в процессе создания малого предприятия, так и в процессе его функционирования; • Практически ни в одном российском регионе предприниматели не имеют бесплатного (или льготного) доступа к справочной и статистической информации, которая стратегически важна для развития. Будущее российского предпринимательства, в том числе и малого бизнеса напрямую определяется возможностями развития реального производства и формирования тесных кооперационных связей малых и крупных предприятий. Как показывает зарубежный опыт, в нормальной рыночной экономике значительная, если не доминирующая, часть малых фирм, так или иначе находится в сфере интересов крупных предприятий. При этом устойчивость положения, доходы, финансовые и инвестиционные возможности малых фирм непосредственно зависят от их отношений с крупными предприятиями. Очевидно, что необходимо форсировать сотрудничество малых и крупных пред приятии и в нашей стране как магистральное направление развития всей предпринимательской среды. Стимулирование кооперирования МП между собой и с крупными предприятиями должно стать важной составляющей как государственной, так и корпоративной политики. МП должны стать частью производственной структуры крупных предприятий, которые могут использовать рыночную и структурную гибкость МП, к инновационные возможности. Крупные предприятия заинтересованы в сотрудничестве с малыми предприятиями уже потому, что такое сотрудничество компенсирует их неповоротливость в нахождении и реализации новых технических решений, в проникновении на новые рынки сбыта, в оперативном получении важной информации, передовых инноваций. Кооперирование МП между собой и с крупными предприятиями в определенной степени способно нейтрализовать недостатки государственной политики поддержки малого бизнеса. Среди прочих элементов внешней экономической среды крупный бизнес представляет собой весьма и весьма значимую для малого предпринимательства составную, что определяется, во-первых, лидерством крупного бизнеса в рыночной системе, а во-вторых, колоссальным потенциалом, который несет в себе сотрудничество двух секторов экономики.[14] Государственное регулирование инновационной деятельности должно осуществляться специальным государственно-общественным органом, в обязанности которому следует вменить: • создание национальной системы государственно-общественной поддержки инновационной деятельности, развитие производства, повышение конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции, в том числе выпускаемой малыми предприятиями; • создание национальной инфраструктуры содействия инновациям, включающей региональные деловые, венчурные и сертификационные центры, фонды, агентства; • стимулирование научно-технической и производственно-технологической кооперации малых инновационных предприятий РФ, стран ближнего и дальнего зарубежья; • разработку предложений по совершенствованию организационного, нормативно-правового и финансово-экономического обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, правовой охраны интеллектуальной собственности; • создание национального информационного фонда инновационных проектов и программ; • продвижение на внешние рынки продукции российских инновационных предприятий, патентование отечественных разработок в России и за рубежом, проведение выставок наукоемкой продукции и технологий; • исполнение функции патентообладателя в отношении объектов интеллектуальной собственности, исключительное право на которую передано государству; • ведение национального реестра малых инновационных предприятий; • развитие сотрудничества и создание условий для делового партнерства со странами и организациями-донорами, готовыми оказать консультативно-техническое содействие РФ в развитии инновационного предпринимательства; • координация деятельности государственных, частных и смешанных структур, содействие привлечению в сферу инновационного предпринимательства средств отечественных и зарубежных инвесторов; • вовлечение в сферу инновационного предпринимательства экономически активной части населения, создание новых рабочих мест.[15] Главными задачами федеральной инновационной системы должны стать подготовка и реализация программы, нацеленной на повышение восприимчивости российской экономики, в первую очередь — промышленности, к новейшим достижениям науки и техники, содействие технологическому и техническому перевооружению российской индустрии, укрепление конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей. Реализация подобной программы позволит создать рынок научно-технической продукции и расширить экспортный потенциал России, а также добиться сокращения расходов за счет внедрения ресурсосберегающих технологий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|