Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ГЛава 2. Состояние и политика содействия развитию малого предпринимательства на муниципальном уровне (на примере г.Новый Уренгой)

 

Как показывает мировая и отечественная практика, малое предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и общественных структур. В настоящее время многие проблемы в развитии малого предпринимательства порождены именно недостатками государственной экономической политики, определяющей основные параметры внешней среды, в которой происходит развитие малого бизнеса. Основными из них являются следующие:

- ограниченность внутреннего рынка, в т.ч. спроса на продукцию субъектов малого предпринимательства, в связи с сокращением поставок для государственных нужд, недостатком свободных финансовых ресурсов предприятий-потребителей и низкой покупательной способностью населения в условиях растущего давления со стороны зарубежных поставщиков;

- ориентация экономической политики на обеспечение интересов крупных хозяйственных и финансовых структур, монополизация факторов производства и каналов движения товаров, что создает менее благоприятные условия для деятельности малых предприятий и приводит к недостаточному учету их интересов при разработке и реализации государственной политики;

- чрезмерная жесткость фискальной и кредитно-денежной политики, приводящая к обострению проблем воспроизводства (недостаточность ресурсов для текущей деятельности и развития), и как следствие, вынужденное бегство субъектов малого бизнеса в «теневую экономику»;

- усиление региональной дифференциации экономики и «регионализация» внутреннего рынка вследствие роста транспортных тарифов, недостаточного развития инфраструктуры и действия субъективных факторов, приводящих к неравным условиям для развития субъектов малого бизнеса в различных регионах;

- несовершенство и противоречивость нормативно-правовой базы, неурегулированность отношений собственности, создающих трудности участия субъектов малого предпринимательства в институциональных преобразованиях, невозможности осуществления стратегического планирования.

Полностью устранить или существенно ограничить их действие можно с помощью государственной (а также интеграционной, международной и др.) поддержки малого предпринимательства при значительном улучшении всех факторов внешней (и внутренней) среды малого бизнеса.

Говоря о поддержке малого бизнеса, следует определить, что речь в данном случае должна идти не только о выделении каких-либо средств, а в первую очередь о создании благоприятного климата в стране, способствующего развитию и эффективному функционированию малого предпринимательства.

Раскрывая сущность системы поддержки, необходимо рассмотреть ее составляющие части. Как отмечают ведущие специалисты в этой области, она сочетает в себе два начала: управленческое и обеспечивающее. Управленческое начало призвано быть ведущим, поскольку именно оно придает развитию малого бизнеса устойчивый, эффективный и управляемый характер – это формирование правовой среды функционирования малого бизнеса, а также решение организационно-административных вопросов и контроль. Обеспечение в данном случае означает обслуживание малых предприятий, доведение до них материальных, денежных, информационных ресурсов, госзаказов, услуг и т.д. Следовательно, понятие «поддержка малого предпринимательства» включает синтез управленческого и обеспечивающего аспектов рассматриваемой системы.

В структуре системы поддержки малого бизнеса выделяются три основных уровня: федеральный, региональный и местный. Каждый уровень сам образует некую систему и представлен тремя блоками: концептуально-программным, организационно-ресурсным и функциональным. Между элементами блоков, блоками и уровнями системы поддержки существует тесная взаимосвязь, анализ которой позволяет сформулировать следующее определение: система государственной поддержки – это система управления развитием малого бизнеса и его всестороннего обеспечения, активно и целенаправленно воздействующая на внешнюю среду малых предприятий, оказывающая им прямую помощь и обеспечивающая эффективную самоорганизацию и самосовершенствование.

В эпоху рыночных отношений главным принципом управления развитием малого бизнеса должно стать создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйства. Необходимо, чтобы внешняя среда не угнетала, а стимулировала предпринимательскую активность. Она должна формировать стимулы для саморазвития и улучшения конкурентоспособности малого бизнеса с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Следует создать равные хозяйственные возможности для малых и более крупных предприятий, равные условия предпринимательской деятельности при свободе выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости. Очень важно, чтобы эта поддержка содействовала добросовестной конкуренции; формированию широкого слоя собственников; созданию развитой инфраструктуры малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях; развитию приоритетных видов деятельности малого бизнеса; участию малых предприятий в реализации важнейших народнохозяйственных программ и проектов, а также в поставках продукции и выполнении работ для государственных нужд; модернизации производственных фондов малых предприятий, внедрению прогрессивных технологий и новой техники; устойчивому функционированию субъектов малого предпринимательства за счет уменьшения коммерческих и финансовых рисков, связанных с малым бизнесом.

Для реализации этих целей необходимы: льготные условия доступа к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, научно-техническим разработкам и технологиям; помощь в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала малых предприятий; поддержка внешнеэкономической деятельности малого бизнеса, включая содействие развитию его торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными странами, а также привлечение иностранных инвестиций; установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности и т.д.

Как показывает мировая и отечественная практика, именно государство может сыграть решающую роль в запуске механизмов управления развитием малого бизнеса, и, в первую очередь, в сфере финансового обеспечения деятельности субъектов малого бизнеса. Государственная финансовая поддержка малого предпринимательства может осуществляться по двум основным направлениям. Первое из них предполагает направление бюджетных средств непосредственно в сферу малого бизнеса, т.е. связано с оказанием субъектам малого предпринимательства прямой финансовой помощи в виде субсидий, дотаций, кредитов, в т.ч. льготных и беззалоговых; гарантий по кредитам коммерческих банков; полной или частичной компенсации финансовым структурам недополученной прибыли при кредитовании малых предприятий по пониженной процентной ставке, а также совместного финансирования за счет бюджета и финансово-кредитных организаций. Такая финансовая помощь может быть как безвозвратной, не оговоренной какими-либо предварительными условиями, так и предполагающей использование средств строго по назначению при условии их возврата или компенсации. В любом случае перед государством стоит важнейшая задача обеспечения необходимого уровня бюджетных ассигнований и их эффективного использования. Необходимо предусмотреть специальные бюджетные ассигнования на цели поддержки и развития малого бизнеса в размере фиксированной доли расходов федерального, региональных и местных бюджетов.

Предварительные расчеты и анализ зарубежного опыта показывают, что с учетом масштабности задач развития малого бизнеса в России и его роли в экономической политике государства на эти цели следует выделять не менее 2 % общего объема расходной части бюджета (сейчас эта сумма составляет примерно 0,16 %).

Второе направление представляет собой форму косвенной финансовой поддержки малого бизнеса, нацеленной на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и накопления капитала в этом секторе экономики. Соответствующие меры могут включать общегосударственные и региональные режимы льготного налогообложения малых предприятий, внедрения упрощенных систем налогообложения; установление норм ускоренной амортизации основных фондов малых предприятий; распространение в сфере малого предпринимательства системы лизинга и т.д.

При этом следует отметить существенную перестановку акцентов в реализации государственной политики в сфере малого бизнеса в последние годы: поддержка субъектов малого бизнеса оказывается не напрямую, а преимущественно через кредитно-финансовые организации, обеспечивающие их обслуживание. Так происходит максимальная передача функций по осуществлению финансовой поддержки малого предпринимательства с федерального на региональный и местный уровни управления. Однако, подобная практика в нашей стране не оправдала себя: бесконтрольность функционирования фондов поддержки развития малого бизнеса и др. аналогичных организаций на региональном уровне повсеместно приводит к нецелевому использованию средств, выделяемых на поддержку малого предпринимательства.

В первом полугодии 2005 года в муниципальном образовании город Новый Уренгой насчитывалось чуть более 500 малых предприятий. Среднесписочная численность работников малых предприятий составила 7948 человек. По данным налоговых органов на 01.07.2005 зарегистрировано 1789 индивидуальных предпринимателей.

Наиболее привлекательной сферой для представителей малого бизнеса является строительство. В этой отрасли на малых предприятиях трудится более 5000 человек. В 1 полугодии 2005 года объем налоговых отчислений малых предприятий, осуществляющий деятельность в строительстве, в бюджет муниципального образования город Новый Уренгой составил 56% от общего объема налоговых отчислений малых предприятий.

В марте 2007 года в Новом Уренгое в рамках четвертой выставки Малый и средний бизнес в ЯНАО прошел расширенный круглый стол-совещание на тему Формирование и осуществление государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства на территории Ямала в рамках реализации Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Проводил совещание заместитель губернатора Ямала Александр Ким.

Представители органов государственной власти, местного самоуправления, представители общественных организаций предпринимательских структур обсуждали основные направления развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе, реализацию инвестиционной политики Ямала в сфере развития предпринимательства. Участники проанализировали роль малого предпринимательства в социально-экономическом развитии муниципальных образований и опыт осуществления государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в муниципалитетах. Депутат Государственной думы Ямала, президент Торгово-промышленной палаты ЯНАО Владимир Свидлов познакомил собравшихся с формированием правовой среды и проведением общественной экспертизы правовых актов в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

На примере торгово-промышленной палаты исполнительный директор ТПП ЯНАО Николай Миропольский раскрыл роль общественных организаций в развитии предпринимательства. Он подчеркнул, что торгово-промышленная палата уже сегодня осуществляет различные мероприятия, направленные на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса. Это в первую очередь касается развития инфраструктуры обслуживания предпринимательской деятельности экспертных услуг, информационного и правового обеспечения деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, проведения торговых ярмарок, выставок, деловых встреч в целях содействия в установлении бизнес-контактов, осуществления подготовки специалистов в сфере предпринимательства и привлечения инвестиций.

Заслушав и обсудив наиболее актуальные задачи развития малого и среднего предпринимательства, участники совещания решили рекомендовать органам местного самоуправления автономного округа создать совещательные органы по развитию малого и среднего предпринимательства при главах муниципалитетов с участием представителей органов местного самоуправления, предпринимателей, инфраструктур поддержки предпринимательства. Провести также анализ состояния и развития малого и среднего предпринимательства и нормативно закрепить приоритетные и социально значимые направления развития этой сферы в муниципальных образованиях. Органам государственной власти рекомендовать создание постоянно действующего совещательного органа по развитию малого и среднего предпринимательства при Департаменте экономики ЯНАО и разработать концепцию единой информационной базы данных по субъектам малого предпринимательства, позволяющую отслеживать динамику его развития в регионе.

Вторым предпочтительным направлением деятельности для субъектов малого предпринимательства является оптовая и розничная торговля. Данным видом деятельности занимаются 18% малых предприятий и 76% индивидуальных предпринимателей муниципального образования.

За 2004 год из 199 малых предприятий, отчитавшихся в органы статистики, 137 (68,8%) организаций получили прибыль, а 62 (31,2%) организации - убыток.

Среднемесячная заработная плата (с учетом выплат социального характера) одного работника по малым предприятиям за 2004 год составила 14 975 рублей.

Программа включает в себя комплекс мероприятий, направленный на создание условий для поддержки и развития малого предпринимательства на территории муниципального образования.

В системе программных мероприятий выделены следующие основные разделы:

- совершенствование нормативно-правовой базы;

- совершенствование системы финансово-кредитной и имущественной поддержки малого предпринимательства;

- развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

- организационно-методическое и кадровое обеспечение;

- пропаганда предпринимательской деятельности.

Финансирование Программы предусматривается осуществлять из следующих источников:

- бюджетные средства;

- внебюджетные средства;

- средства НО «Новоуренгойский фонд развития предпринимательства».

Программа представляет собой комплекс мероприятий, исполнителями которых являются структурные подразделения Администрации города, НО «Новоуренгойский фонд развития предпринимательства», НП «Ассоциация предпринимателей Нового Уренгоя». К реализации мероприятий Программы могут привлекаться территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти, иные организации и общественные объединения.

Управление программой производится на основе взаимодействия и координации деятельности всех структур и подразделений, заинтересованных в развитии предпринимательства.

Эффективность реализации Программы будет оцениваться исходя из следующих показателей:

изменение удельного веса малых предприятий и количества занятых в них, а также численности индивидуальных предпринимателей;

изменение доли налоговых поступлений от малых предприятий в бюджет муниципального образования;

изменение показателей, характеризующих занятость населения.

Для контроля качественных изменений и получения сведений об оценке хода реализации Программы предпринимателями и населением города предусматривается проведение социологических исследований, мониторинга, обработки статистических данных, касающихся текущей ситуации в сфере малого предпринимательства.

В Программу могут вноситься изменения и дополнения в связи с изменением действующей нормативно-правовой базы и с учетом изменений социально-экономического положения муниципального образования город Новый Уренгой, а также с учетом данных, полученных в ходе анализа результатов социологических исследований.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Малый бизнес стабилизирует рынок, вовлекая в оборот местные сырьевые ресурсы, содействует развитию малых городов и поселков, уменьшает время поездки на работу и общие транспортные расходы, снижает (осо­бенно в химической отрасли и металлургии) нагрузку на природу, рассредоточивая производство по многим регионам страны. Кроме того, соединение собственника и предпринимателя в одном лице позволяет не только сократить управленческий персонал, но и повысить сплоченность и взаимопомощь работников.

Количественные показатели определяют не статус малого и среднего бизнеса как социально-эконо­мического института, а всего лишь его разделение на средний (преимущественно в виде закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью), малый (преимущественно в виде хозяйственных товари­ществ и кооперативов) и мелкий бизнес (преимущественно в виде предпринимательства без образования юри­дического лица). Эффективная политика государства должна быть ориентирована на поддержку и защиту интересов малого и среднего предпринимательства. Развитие бизнеса должно стать одним из устойчивых приоритетов государственной политики.

Необходимо формирование базового федерального законодательства по поддержке малого и среднего бизнеса и комплексное совершенствование действующего законодательства в этой области.

В том числе, определение критериев отнесения к малому и среднему предпринимательству, предоставление реальных имущественных льгот, упрощение учета и отчетности, развитие инфраструктуры, стимулирование процесса правовой охраны интеллектуальной собственности предприятиями малого и среднего бизнеса, а также усиление механизмов противодействия ее нелегальному обороту и эффективной защиты, снятие ограничений по созданию государственными исследовательскими организациями новых высокотехнологичных «старт-ап» компаний, поддержка экспортно-ориентированных малых и средних предприятий, стимулирование инновационного развития МСП, создание условий для кредитования субъектов малого предпринимательства и развития системы микрофинансирования, сокращение административных барьеров и др.

Законодательство в сфере предпринимательской деятельности продолжает разрабатываться без предварительной общественной экспертизы проектов нормативно-правовых актов. Необходимо обеспечить широкое и гласное участие предпринимательского сообщества в этом процессе.

Автором сделан вывод, что в целях оптимизации регулирования и поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне, прежде всего требуется прорыв «инвестиционной блокады» малого предпринимательства, в том числе формирование действенного мотивационного механизма привлечения отечественных и зарубежных инвестиций в сферу малого бизнеса, особенно функционирующего на инновационной основе в сфере производства. Не менее важно сформировать эффективную систему инфраструктурного обеспечения малого бизнеса на региональном и местном уровнях, а также добиться взаимодействия малого и крупного бизнеса, органов местного самоуправления и структур МСП. Наконец, следует повысить роль местных исполнительных органов в создании условий, обеспечивающих органичное единство и оптимальную структуру малого, среднего и корпоративного предпринимательства в регионе.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...