Взаимодействие как психологический феномен
Проблема взаимодействия интересовала исследователей как отечественной, так и зарубежной психологической школ на разных этапах развития социально-психологической науки. Дж. Вигис, Д. Кислер, Т Лири, Б. Бас, У Шутц, Б.Ф. Ломов, К. Левин и др. уделяли особое внимание изучение данной проблеме. Исследователи указывают, что в совместной деятельности осуществляется не только социальная детерминация индивидуальной психики, но и сложное взаимодействие между внешним, и внутренними факторами человеческого поведения, которое порождает новые социально-психологические образования. Традиционно, в психологической литературе взаимодействие понимается как связи и отношения людей, их влияния друг на друга. Под взаимодействием в социальной психологии, понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность [13, с. 65]. Взаимодействие здесь, систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. Это вынуждает людей строить и согласовывать образы «Я – Он», «Мы – Они», координировать усилия между ними. В ходе реального взаимодействия формируются также адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе. Взаимодействие, по словам Б.Ф. Ломова, как бы пронизывает совместную деятельность, играя организационную роль. В современной социальной психологии взаимодействие обычно классифицируют по форме: · Межличностное взаимодействие
· Межгрупповое взаимодействие · Межличностные отношения · Общение Рассмотрим более подробно данные понятия Межличностное взаимодействие – это случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух или более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок. Основными признаками такого взаимодействия выступают: · Наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели, достижение которой предполагает взаимные усилия · Эксплицированность (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми · Ситуативность – достаточно жесткая регламентация конкретными условиями деятельности, нормами, правилами и интенсивностью отношений, в силу чего взаимодействие становиться достаточно изменчивым феноменом · Рефлексивная многозначность – зависимость его восприятия от условий осуществления и оценок его участников Межгрупповое взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Межличностные отношения – (синоним: взаимоотношения) – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, в которых проявляется система их межличностных установок, ориентацией, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности. Они возникают и развиваются в процессе совместной деятельности и общения. Общение – сложный многогранный процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимоотношений. Общение обычно включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.д.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности [23, с. 110].
Таким образом, анализ данных форм взаимодействия указывает на то что, во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе – это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние. В современной социально – психологической литературе процесс взаимодействия делят на три этапа (уровня): · Начальный; · Средний; · Заключительный. На начальном этапе (низшем уровне) взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей, когда между ними имеет место лишь определенное первичное и очень упрощенное взаимное и одностороннее «физическое» влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения, которое в силу конкретных причин может и не достигнуть своей цели. Главное в успехе первичных контактов заключается в принятии или непринятии партнерами по взаимодействию друг друга. Особенностью простейших первичных контактов является различие между индивидами по взаимодействию – в общении, в отношениях, в совместимости. Б.Ф Ломов указывает что, взаимное непонимание – одна из существенных предпосылок распада взаимодействия людей или причина самых разнообразных межличностных затруднений, конфликтов и т.д. Существенной характеристикой взаимопонимания, как указывает К. Левин, всегда выступает его адекватность. Она зависит от целого ряда факторов: · От типа взаимоотношений между партнерами (отношений знакомства и приятельства, дружеских, любовных, супружеских, товарищеских. · От степени возможной объективизации, проявляемости свойств личности и поведении и деятельности людей · От мнений, оценок других На среднем этапе процесс взаимодействия людей, который получил название продуктивной совместной деятельности, сотрудничество становится все более активным, все больше выражается в эффективном решении проблемы соединения взаимных усилий партнеров. Традиционно выделяют три формы организации совместной деятельности:
· Каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого; · Общая задача выполняется последовательно каждым участником; · Имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными. Общие устремления людей могут также привести и к негативным последствиям. Привести к столкновению в процессе согласования позиций. Поэтому от партнеров требуются проявления взаимной терпимости, настойчивости, собранности, психологической подвижности и других волевых качеств личности, опирающихся на интеллект и высокий уровень сознания и самосознания личности. Во время взаимодействия людей, как отмечают современные исследователи данной проблемы, активно сопровождаются или опосредуется проявлением сложных социально – психологических феноменов совместимости – несовместимости. Совместимость и несовместимость являются составляющими элементами процесса взаимодействия. Межличностные отношения в группе и совместимость порождают важнейшее социально – психологическое явление, которое принято называть «психологическим климатом» [1, с. 20]. Различают несколько видов совместимости: · Психофизиологическая совместимость, основывается на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей индивидов; · Психологическая совместимость предполагает взаимодействие характеров, интеллектов, мотивов поведения; · Социально – психологическая совместимость предусматривает согласование социальных ролей, интересов, ценностных ориентацией участников; · Социально – идеологическая совместимость, основана на общности идеологических ценностей, на сходстве социальных установок, классовых и конфессиональных интересах. Таким образом, в нашей работе под взаимодействием мы будем понимать процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность, межличностную связь. Взаимодействие это многогранный процесс, который включает в себя разнообразные социально – психологические феномены: общение, межличностные отношения, межгрупповое взаимодействие, межличностные взаимодействия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|