Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учет половых особенностей при взаимодействии «учитель – ученик»

 

Воспитание и обучение детей в школе во многом зависит от того, как дети того или иного пола воспринимаются учителем, какие роли он приписывает мальчикам и девочкам, а главное – учитывает ли половые особенности при подаче учебного материала. «Бесполое» обучение и воспитание вызывает у многих психологов, нейрофизиологов и педагогов беспокойство, так как при этом искажаются воспитание мальчиков и девочек, адекватность способов их обучения, а в итоге – развитие личности. Девочек чаще хвалят, с ними чаще рассуждают, а когда разговаривают с мальчиками, то, как правило, ограничиваются прямыми указаниями (отнеси, сходи, перестань). Среди тех учащихся выпускных классов, которые в наибольшей степени соответствуют школьным требованиям, подавляющее большинство (85%) составляют девушки. А юноши, попавшие в число таковых, обладают традиционно женскими качествами: примерное поведение, усидчивость, исполнительность и др.

При взаимодействии с учащимися учитель должен знать особенности личности мальчиков и девочек [6, с. 525].

Так, к примеру, существует ряд различий в проявлении эмоциональности. Девочки эмоциональнее, чем мальчики. Особенно это заметно после периода полового созревания. У девочек склонность к страху выражена значительно больше, чем у мальчиков. Личностная и ситуативная тревожность выше у девочек, чем у мальчиков. Различны у мальчиков и девочек и доминирующие причины тревожности. Школьная тревожность доминирует у девочек в возрасте 7–9 лет, а в 10 лет уступает место самооценочной тревожности. У девочек младших классов на фоне меньшего количества невротических реакций, чем у мальчиков, наиболее часто отмечается неустойчивость настроения, плаксивость, застенчивость, обидчивость. У мальчиков 7 лет доминирует межличностная тревожность, школьная тревожность преобладает в 8–9-летнем возрасте. На фоне большого количества невротических реакций у мальчиков младшего возраста наблюдается агрессивность, драчливость, гиперактивность [6, с. 527].

Следует отметить, что с наступлением периода полового воспитания все отчетливее становятся различия мальчиков и девочек в проявлении таких качеств, как смелость и решительность: у мальчиков они выше. Это связано с большей выраженностью у мальчиков склонности к риску.

Что касается интересов, то в центре внимания девочек, начиная с раннего возраста, находится человек и сфера его непосредственного бытия, у мальчиков же интересы направлены на относительно отдаленные предметы и явления. Мальчики имеют преимущество в познании чего-то особенного, более редкого, специального, но уступают девочкам в знании более простых и распространенных предметов и явлений. В целом круг интересов мальчиков шире, чем девочек.

Мальчики наиболее высоко ценят активные, энергичные игры, связанные с борьбой и соревнованием, затем игры на ловкость, игры-приключения. Логические игры – наименее любимы. Девочки предпочитают игры связанные со сферой семьи; игры на ловкость, логические игры, игры-приключения и связанные с борьбой и соревнованием они любят меньше всего.

Выбирая книги для чтения, мальчики отдают предпочтение приключениям, путешествиям и исследованиям, а девочки – любовным историям и романам о детях и семейной жизни. Различаются и предпочтения в выборе кинофильмов: мальчики предпочитают фильмы, рассказывающие о любви, личной жизни и «личном обаянии».

Интересы мальчиков больше выражены в таких видах деятельности, как техническая, практическая, научно-техническая и научно-теоретическая, спортивная; а интересы девочек относятся в большей мере к театрально-художественной, природоведческой, сельскохозяйственной, общественной видам деятельности.

Для девочек большую ценность в жизни играют любовь, материально обеспеченная жизнь, друзья, счастливая семья, уверенность в себе. Тогда, как для мальчиков – здоровье, интересная работа, свобода, жизненная мудрость, творчество, познание [6, с. 529].

Описывая свой психологический портрет, девушки характеризуют эмоциональную сферу (вспыльчивая, отзывчивая, спокойная, веселая и т.д.), в то время как в ответах юношей чаще встречаются характеристики интеллектуальной и волевой сферы (ответственный, волевой, настойчивый).

Мальчики дошкольного и младшего возраста более критично оценивают результаты своей деятельности, у девочек же преобладает эмоциональная оценка своих результатов. Однако юноши 16–17 лет дают в большинстве случаев завышенные самооценки, девушки оценивают себя либо адекватно, либо обнаруживают неадекватно заниженную оценку.

Проблемная озабоченность практически по всем аспектам жизни у девочек выражена больше, чем у мальчиков. Для девочек проблемы с собственной личностью и будущим имеют большее значение, чем для мальчиков.

Переживание школьниками депрессии средней и тяжелой степени чаще наблюдаются у девочек, чем у мальчиков.

Учителю также следует знать тот факт, что у девочек стремление к общению выражено больше, чем у мальчиков. В любом возрасте девочки чаще мальчиков бывают задействованы в «социальных» играх с участием других детей. Девочки больше готовы к общению, чем мальчики.

Конфликтные отношения между собой мальчики выясняют посредством силы, отвергая более слабого. Конфликтные ситуации девочки решают на эмоциональном уровне, в спорах, бойкотировании. Девочки по сравнению с мальчиками не стремятся к лидерству, потому что более боязливые и застенчивые, не уверены в своих силах [4, с. 48].

Педагоги значительно чаще приписывают негативные характеристики мальчикам, чем девочкам. Мальчики выглядят в глазах учителей неряшливыми, возбудимыми, упрямыми, нетерпеливыми; считается, что у них излишне высокое самомнение. Девочки же более старательные, застенчивые, ловкие, боязливые, нерешительные; они больше, чем мальчики владеют собой.

Существуют заметные различия между интересами мальчиков и девочек к учебным предметам. Девочкам присущ интерес к предметам гуманитарного цикла, а мальчикам, естественно, – научного. У юноши первое место занимает устойчивый интерес к математике, второе – к физике, третье – к истории. Девушки тоже предпочитают математику, затем (по убывающей) литературу, химию и физику.

Из предметов, которые не нравятся юношам, на первых местах находится иностранный язык, астрономия, обществоведение. Юноши чаще, чем девушки, называют программирование любимым предметом. Интерес к разным учебным предметам у мальчиков и девочек разный в силу их природных различий в направленности на восприятие и познание окружающего мира. Вербальные компоненты познавательных процессов больше выражены у мальчиков, а образные – у девочек.

При обучении мальчиков и девочек педагогу следует знать особенности познавательных процессов. Чаще, при выполнении заданий на внимание девочки ориентируются на быстроту, а мальчики на точность работы [6, с. 534].

Существуют также различия в вербальных способностях мальчиков и девочек. В детском возрасте выявлены различия между мальчиками и девочками (в пользу последних) в словарном запасе, речевой активности и ясности речи. Девочки используют предложения раньше мальчиков и проявляют тенденцию к более длинным и зрелым по своей структуре предложениям. Они быстрее продвигаются в обучении чтению.

Девочки лучше выполняют такие задания, как завершение предложений и рассказов, у них больше скорость чтения. В речи мальчиков преобладают слова, передающие действия, тогда как девочки более склонны к использованию предметно-оценочных слов. Та сторона речи, которая связана с поиском-нахождением словесных ассоциаций, решение кроссвордов, – лучше представлена у мальчиков.

Среди дошкольников, школьников младших и средних классов с высоким интеллектом больше девочек, а среди школьников с низким интеллектом – больше мальчиков. Это может объяснятся тем, что логическое созревание головного мозга у девочек происходит быстрее, и поэтому девочки опережают мальчиков в возрастном развитии на 1,5–2 года. В 11–14 лет девочки останавливаются в своем прогрессе. В возрасте 15 лет преимущество в интеллекте имеют уже мальчики. У девочек лучше развивается вербальный интеллект, а у мальчиков – невербальный. Поэтому выполнение интеллектуальных тестов, в значительной степени зависящих от пространственных, а не вербальных способностей, лучше осуществляется тоже мальчиками.

Что касается памяти, то девочки лучше запоминают цифры, буквы, слова и фигуры. Однако многое зависит от того, что интересует мальчиков и девочек. Так, информацию о физических, химических, или механических характеристиках лучше запоминают мальчики, а принадлежности туалета быстрее и прочнее запечатлеваются в памяти девочек. Выявлено, девочки лучше учатся. Это обуславливается примерным поведением, аккуратностью, собранностью, сдержанностью, чего так недостает представителям сильного пола.

Все вышеперечисленные половые особенности мальчиков и девочек имеют место при взаимодействии «учитель-ученик». Учитывая эти особенности, педагог может добиться значительных успехов в своей профессиональной деятельности, а именно заинтересовать учеников и снять возможные трудности в процессе овладения тем или иным предметом.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...