Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Картинки для слуховой дифференциации свистящих и шипящих звуков




С-Т санки — танки

С-Ц свет — цвет

Т-Ц тапки — цапки

С-Ш миска — мишка

Ш-Ч шайка — чайка

Ч-Щ чёлка — щёлка

Щ-ТЬ щёлка — тёлка

3-Ж розы — рожи

Ш-Щ чаша — чаща

Ч-ТЬ печка — Петька

 

 


 


 



 

 


 


 


 


 



 

 

Картинки для слуховой дифференциации звуков Р, Л, Й

Р-Л рожки — ложки

РЬ-ЛЬ рейка — лейка

Р-Й корка — койка

ЛЬ-Й галька — гайка

 

 

 


Картинки для слуховой дифференциации звонких и глухих согласных звуков

П-Б почка — бочка

К-Г кости — гости

С-3 сайка — зайка

Т-Д уточка — удочка

Ф-В софа — сова


Ш-Ж Луша — лужа



 


 

 


 


 


Картинки для слуховой дифференциации мягких и твердых согласных звуков

П-ПЬ пальцы — пяльцы

М-МЬ мышка — мишка

Т-ТЬ тапки — тяпки

Н-НЬ банка — банька

Р-РЬ круг — крюк

Б-БЬ прибывает — прибивает

В-ВЬ вол — вел

Д-ДЬ дымка — Димка

С-СЬ осы — оси

Л – ЛЬ галка – галька



 

 



 



 




Воспитание слуховой

Дифференциации звуков

Работа над воспитанием слуховой дифферен­циации звуков речи обычно начинается «издале­ка». Сначала убедитесь в том, что Ваш ребенок хорошо различает на слух такие непохожие не­речевые звуки, как гудок машины, тиканье часов, телефонный звонок, шуршание бумаги, лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, шум дождя и пр. Во всех этих случаях ребенок должен просто уметь соотнести слышимый им звук с соответст­вующим предметом. С этой целью, услышав за ок­ном, например, гудок машины, лай собаки или кар­канье вороны, спросите ребенка о том, кто (или что) издает этот звук («КТО ЭТО?», «ЧТО ЭТО?»). При выполнении таких заданий необхо­димо соблюдение основного условия: ребенок не должен видеть предметы или животных, которые издают звуки. В норме большинство этих звуков различаются детьми в возрасте около года или да­же несколько раньше, о чем можно догадаться по реакции детей на эти звуки.

Если 2-3-летний ребенок затрудняется в раз­личении даже не похожих один на другой не­речевых звуков, то с их слуховой дифференциа­ции и следует начинать работу с ним. Более слож­ные задания в этом случае предлагать пока бессмысленно.

Далее проверьте, может ли ребенок различать однотипные звуки по силе, высоте и длительности звучания. По сравнению с предыдущей, это уже более сложная задача, поскольку она требует значительно более тонкой слуховой дифференциа­ции. Ребенок, различающий похожие звуки по их силе и высоте, должен узнавать и знакомых ему людей по голосу.

Как для проверки, так и для проведения трени­ровочных упражнений можно использовать сле­дующие игры и задания.

Близко или далеко?»

Ребенок стоит на некотором расстоянии от Вас, повернувшись к Вам спиной. Вы произносите однуили несколько фраз то громко, то тихо. Он должен определить, близко или далеко Вы от него находитесь (с тихим звучанием голоса условно связывается более далекое расстояние, с громким — более близкое). Это упражнение позволя­ет выяснить возможность дифференциации зву­ков по их силе.

Кто из медведей?»

Прочитав «в лицах» сказку «Три медведя», попросите ребенка повернуться к Вам спиной. После этого поочередно имитируйте голоса то Михаилы Иваныча, то Настасьи Петровны, то Мишутки. Ребенок должен определить, кому из медведей принадлежит голос. Упражнение по­зволяет проверить возможность различения зву­ков по высоте.

Взрослый или детеныш?»

Имитируя голоса животных, одно и то же звукоподражание (например, МЯУ) произносите в разной последовательности то более низким, то более высоким («тоненьким») голосом. Ребенок должен определить, кошке или котенку принад­лежит этот голос. То же самое и с голосами всех остальных животных. Это задание, как и предыдущее, рассчитано на различение звуков по высоте.

Кто позвал?»

Ребёнку предлагается завязать глаза или встать к Вам спиной. После этого его поочередно называют по имени разные члены Вашей семьи (или другие дети, знакомые). Он должен узнать по голосу, кто его позвал.

 

Долгий или короткий?»

Имитируя попеременно то продолжительный, то короткий звук гудка (У-У-У-У-У-У-У или У-У-У), предложите ребенку каждый раз опреде­лять, долгий или короткий был гудок. Как видим, это упражнение позволяет выявить возможность различения ребенком кратких и продолжитель­ных звучаний. Владение этим умением помимо облегчения дифференциации звуков поможет ре­бенку в дальнейшем и в различении ударных и безударных слогов.

 

Если ребенок не справляется с этими зада­ниями, упражняйте его в их выполнении до тех пор, пока они не станут для него вполне доступ­ными. И только после того, как ухо ребенка научится прислушиваться к окружающим зву­кам и выделять наиболее характерные их при­знаки, можно будет приступить к гораздо более сложным упражнениям — к упражнениям в слуховой дифференциации звуков речи. Теперь Ребенок будет достаточно подготовлен к их раз­личению, поскольку речевые звуки также отличаются друг от друга по силе или громкости звучания (звонкие — глухие), по его высоте (мягкие – твердые) и продолжительности (в частности, один из различительных признаков звуков С и Ц — разная длительность их звучания: звук Ц нельзя «продлить»; мягкие звуки также несколько продолжительнее твер­дых).

К воспитанию у ребенка слуховой дифферен­циации звуков речи (см. приведенные выше уп­ражнения), лучше подойти «издалека». Сначала условно отождествите не различаемые им по слу­ху звуки (например, С-Ш, 3-Ж) с неречевыми звуками окружающей природы. Так, звук С мож­но отождествить со звуком вытекающей из крана воды или со свистом, Ш — с шумом леса при сильном ветре, Ж — с жужжанием жука, 3 — с писком комара.

Смысл этих отождествлений заключается в том, что Вам необходимо любыми возможными способами довести до сознания ребенка разницу в звучании тех звуков, которые он не различает на слух. Ведь именно потому он и «путает» МИШКУ и МИСКУ, что самостоя­тельно не в состоянии уловить никакого раз­личия между звуками С и Ш, а Ваша задача заключается в том, чтобы ему в этом помочь. Поэтому постарайтесь как можно яснее, вплоть до утрирования, подчеркнуть имеющиеся между звуками различия. Для облегчения стоящей пе­ред Вами задачи ниже приводятся четверости­шия, в которых мы специально подчеркнули основные различительные признаки сравни­ваемых звуков.

С-Ш

Водичка из крана бежит

Со звуком, похожим на С,

А лес на ветру шумит —

В том шуме мы слышим Ш.

 

З – Ж

Звук Ж — это жук жужжит,

А 3 — то комар звенит.

Глуховато жуки жужжат,

Комары же звонко звенят.

 

Особенности звучания этих звуков описаны на стр.61, 62.

 

Ш-Щ

На платье купили шёлк,

А ключик в замочке — щёлк.

Звук Ш очень плавно звучит,

А в Щ словно что-то трещит.

 

При чтении этого текста важно голосом подчеркнуть плавность звучания звука Ш (ШЕЛК) и наличие некоторого «взрыва» при произнесении Щ (ЩЕЛК).

 

Ч-Щ

Звук Ч слышен в слове «чай»,

А Щ — из слова «прощай».

«Черника» со звуком Ч,

А в «щётке» слышится Щ.

 

С-Ц

Звук С так похож на свист,

Он плавно, спокойно звучит,

Так с дерева падает лист,

А Ц — как цокот копыт.

Звук С — словно солнечный свет,

Он ровно светит вокруг,

А Ц — как цветенья цвет,

Звук Ц обрывается вдруг.

 

При чтении двух последних четверостиший по­старайтесь создать у ребенка как бы осмысленный образ этих двух звуков (С — СВИСТ, Ц — ЦО­КОТ). Одновременно обратите его внимание на возможность длительного, протяжного произнесе­ния звука С (С...) и на невозможность продления звучания Ц (он действительно «обрывается вдруг»).

Р-Л

На Л — слабо плещутся волны,

АР — громкий грома раскат,

Те волны свободы полны,

А гром грохочет как град.

 

В строчках, посвященных звуку Л, все слова звучат спокойно и плавно, своим звучанием как бы напоминая плавность волн. Строчки же, посвя­щенные звуку Р, имитируют гром, грохот, что нуж­но постараться подчеркнуть и голосом. Это помо­жет ребенку лучше уловить различие в звучании сравниваемых звуков.

 

Звонкие и глухие звуки

Звонкие звуки громко звучат,

В глухих же — лишь тихий шёпот.

С громкими звуками птицы кричат,

С глухими — волны слабый ропот.

 

Подчеркивается основной различительный признак этих звуков — разная громкость их звучания: П — произносится шепотом, Б — громким голосом; Т — шепотом, Д — громким голосом; К, Ф, С, Ш - шепотом, Г, В, 3, Ж -громким голосом.

 

Мягкие и твердые звуки

Мягкие звуки звучат повыше,

Звучанье у них нежней,

А твёрдые — словно грубее и ниже,

Как будто твёрдые — злей.

 

Приведем конкретный пример работы над слу­ховой дифференциацией звуков 3 и Ж. Можно начать с игры в «Комара и жука». Объясните ре­бенку, что комариный писк очень высокий и тонкий, тогда как жуки издают при жужжании более низкий и более приглушенный звук. Несколько раз подряд изобразите попеременно то одно, то другое звучание и дайте ребенку возможность хорошо вслушаться в произносимые Вами звуки. После этого, закрыв лицо экраном (листом бумаги), по­тренируйте ребенка в различении на слух этих по­ка еще не речевых звуков, каждый раз задавая ему такой вопрос: «Кто это, жук или комар?»

После того как ребенок уловит различие в звучании звуков в этих значительно облегченных условиях, предложите ему различить на слух уже речевые звуки 3 и Ж, к тому же произносимые не столь длительно и без утрирования. Можно наде­яться, что теперь он сумеет спокойно справиться и с этой задачей.

Сразу свяжите оба звука с соответствующими им печатными буквами 3 и Ж. Для более легкого усвоения ребенком этих букв обратите его внима­ние на то, что буква Ж по своему внешнему виду напоминает жука (а звук Ж напоминает его по издаваемому им звуку). Таким образом, и харак­тер звучания звука и внешний вид соответствую­щей ему буквы как бы «сходятся» в одном и том же жуке (Ж-Ж-Ж - ЖУК).

В дальнейшем останется только закрепить приобретенный ребенком навык слуховой диффе­ренциации этих звуков путем специальных уп­ражнений (см. стр. 63 — 65).

Примерно в такой же последовательности воспитывается различение на слух и любой другой пары звуков.

Однако далеко не всегда при работе над слухо­вой дифференциацией звуков речи нужно прохо­дить весь описанный выше путь. Если проведен­ная Вами проверка покажет, что ребенок справля­ется с элементарными заданиями, то можно сразу приступать к различению непосредственно ре­чевых звуков. Во всех других случаях работу нужно начинать с той «отправной точки», где бы­ли выявлены затруднения при выполнении за­даний.

Описание же самых простых упражнений (ти­па различения гудков, звонков и т.п.) преследует двоякую цель. Во-первых, это позволит родите­лям своевременно заметить неблагополучие в со­стоянии слуховой функции ребенка, а значит, и принять необходимые меры к ее нормализации. Во-вторых, даст возможность уже в самом раннем возрасте начать целенаправленную работу над развитием и усовершенствованием этой функции, что и будет наиболее надежной профилактикой разного рода ее нарушений, включая и трудности слуховой дифференциации звуков речи.

Вернемся к описанию конкретных упражне­ний. После того как ребенок научится различать на слух изолированно звучащие звуки (например, упомянутые выше 3 и Ж), необходимо поупражнять его в различении этих звуков в словах. С этой целью предложите ему такие задания:

 

1. Хлопнуть в ладоши, если в слове будет слышен звук 3. После такой договоренности с ребенком Вы последовательно произносите примерно следующий ряд слов: ЗВОНОК, ЛАМПА, ЛУНА, КОЗА, ЗАБОР, РОЗА, РУКА, ЗУБЫ, РЫБА, ГЛА­ЗА и т.п. На первых порах звук 3 можно произ­носить несколько подчеркнуто, более длительно. Как видим, в приведенных здесь словах нет зву­ков, акустически близких к звуку 3, в том числе и смешиваемого с ним звука Ж. Все это значитель­но облегчает выполнение задания.

 

2. Хлопнуть в ладоши, если в слове будет слы­шен звук Ж. Ребенку предъявляются примерно такие слова: ЖУРАВЛЬ, ЖАБА, МОЛОКО, ЛУ­ЖА, КАРТИНА, КНИГА, ЖАКЕТ, ЖИРАФ, ТА­РЕЛКА и т.п. Как и в предыдущем случае, здесь полностью отсутствуют звуки, близкие к звуку Ж.

 

3. Поднять вверх руку с буквой 3 (или Ж), если в слове будет слышен звук 3 (или Ж). Про­износится последовательно примерно такой ряд слов с некоторым выделением звуков 3 и Ж: ЛЫ­ЖИ, ЗАЙКА, ЗАМОК, ЖИЛЕТ, ЖАРА, ЖУК, ЗАКАТ, ПОЖАР, ГРОЗА, ЖАВОРОНОК, ЗМЕЯ, ЗОЛОТО и т.д. Ребенок должен «реагировать» только на звук 3 или только на звук Ж. Это зада­ние значительно сложнее предыдущих, поскольку в нем одновременно представлены оба «трудных» звука.

 

4. Поднять вверх руку с буквой 3 или Ж, когда в слове будет слышен звук 3 или Ж. В отличие от предыдущего задания, здесь ребенок должен реа­гировать сразу на оба звука. Упражнение можно усложнить за счет включения в него таких слов, которые содержат сразу оба звука (типа ЖЕЛЕЗО, ЖИЗНЬ, ЗАЖИГАЛКА, ЗАЖАРИТЬ, ЗА­ЖИМ, ЖАЛЮЗИ и др.). В этих случаях одно­временно поднимаются обе буквы. Задание может предлагаться детям старшего дошкольного воз­раста.

 

5. Правильно показать картинки на стр. 44 (РОЗЫ-РОЖИ). Это задание является самым сложным, поскольку оно исключает возможность использования ребенком какого-либо «обходно­го» пути и может быть выполнено только при ус­ловии действительного различения им звуков 3 и Ж на слух. Но при предъявлении этого задания должны быть строго соблюдены все указанные на стр. 38 — 40 условия, так как иначе оно просто те­ряет смысл.

Эти картинки используются на заключитель­ном этапе работы над слуховой дифференциацией любой пары звуков.

 

Если ребенок научился справляться со всеми этими заданиями, включая последнее, то это говорит об овладении им слуховой дифференциацией не различаемых ранее звуков. При наличии у него звуковых замен и в устной речи нужно позаботиться об их устранении. Дети 3 — 5-летнего возраста, научившись различать звуки на слух, чащевсего самостоятельно овладевают нужной артику­ляцией на основе простого подражания правиль­ной речи окружающих. Нужно только в течение некоторого времени стараться ясно и отчетливо произносить в присутствии ребенка как можно больше слов с этими звуками. Если же с усвоени­ем правильной артикуляции звука возникнут трудности, то необходимо обратиться за помощью к логопеду.


Развитие фонематических

Представлений

И начальных форм

Фонематического анализа

 

Для полноценного овладения чтением и пись­мом недостаточно умения дифференцировать звуки речи только в момент их непосредствен­ного восприятия на слух. Необходимо также, чтобы ребенок сохранял в своей памяти ус­тойчивое представление о каждом звуке, то есть мог мысленно представить себе звучание любого звука. Это важно потому, что во время самостоятельного чтения и письма он может соотнести каждый звук с соответствующей ему буквой только на основе таких мысленных представлений о звуках — ведь в это время он не имеет возможности воспринимать эти звуки на слух (если не считать проговаривания самим ребенком записываемых им слов, но об этом речь впе­реди).

Для того чтобы выяснить, имеются ли у ребен­ка устойчивые представления о звуках речи или фонемах (так называемые фонематические пред­ставления), можно воспользоваться следующими заданиями.

 

Задание 1.

Предложите ребенку из всех помещенных ни­же картинок молча показать только те, в названи­ях которых имеется звук Ш. Сами Вы эти картин­ки также не называете. Правильное выполнение этого задания возможно только в том случае, если ребенок способен достаточно отчетливо предста­вить себе звучание звука Ш, поскольку в данный момент он не слышит этого звука. Иными слова­ми, он имеет возможность опереться здесь только на сохранившийся у него слуховой образ звука. Возможно, в оживлении этого образа ему поможет воспоминание о шуме листьев на дереве, а также все другие Ваши пояснения об особенностях звучания этого звука.

 







Задание 2.

Оно однотипно с предыдущим, но значительно сложнее его, поскольку в названиях картинок име­ются звуки, близкие к звуку Ш (Ж, Ч, Щ, С, 3, Ц), которых в предыдущем задании не было.

 










Задание 3.

Предложите ребенку вспомнить и назвать 4-5 слов со звуком Ш (или любым другим проверяе­мым звуком).

Задание 4.

Попросите ребенка вспомнить и назвать: как можно больше имен со звуком Ш (САША, ШУРА, ЛУША, МАША, ДАША, ГОША, МИША, ГРИША, ЛЕША); как можно больше предметов одежды со звуком Ш (ШУБА, ШАРФ, ШАПКА, ШЛЯПА, РУБАШКА, ШОРТЫ); все находящиеся в комна­те предметы, в названиях которых есть этот звук (ШКАФ, ВЕШАЛКА, КАРАНДАШ, ШКАТУЛ­КА, ИГРУШКИ, ШВЕЙНАЯ МАШИНА, КА­ТУШКА, ПОДУШКА) и т.п.

Задание 5.

Указав ребенку на расположенную ниже кар­тинку, на которой нарисованы РОЖКИ и ЛОЖ­КИ, но не называя этих предметов, попросите его молча показать те из них, название которых начинается со звука Р. Успешно справиться с этим заданием ребенок сможет лишь в том случае, если у него имеется устойчивое представление о звуках Р и Л, которое даст ему возможность не путать эти звуки между собой и не показать по этой причине рожки вместо ложек. Подобным же образом для проверки фонематических представ­лений могут быть использованы и все остальные картинки, предназначенные для проверки слухо­вой дифференциации звуков (см. стр. 42 — 53).

 

 

Если б-летний ребенок при выполнении этих заданий испытывает затруднения, то это говорит о неустойчивости его фонематических представле­ний и о необходимости специальной работы по их развитию. В этом случае обратитесь к тем же са­мым заданиям и картинкам и используйте их в самых различных вариантах до тех пор, пока ре­бенок не будет свободно справляться со всеми уп­ражнениями. Предварительно повторите и преды­дущие упражнения, рассчитанные на воспитание слуховой дифференциации звуков (возможно, там не все удалось окончательно доработать, и Вы преждевременно перешли к следующему этапу).

Описанные выше упражнения обеспечат ре­бенку возможность четкого различения на слух всех речевых звуков. Это означает, что в каждом конкретном случае он будет точно знать, какой именно звук (3, Ж или какой-то иной) ему нужно перешифровать в буквенный знак. Теперь ребен­ку останется только усвоить эти буквенные знаки (что тоже непросто) и прочно «закрепить» их за соответствующими звуками. В итоге всего этого ребенок овладеет так называемыми звуко-буквенными обозначениями. Благодаря этому у него в руках окажется нечто вроде ключа, который по­зволит ему проникнуть в тайну письменной речи.

Но мы говорили пока только о различении и последующем буквенном обозначении отдельно взятых звуков. Для записи же целых слов, включающих в свой состав сразу несколько или даже много звуков, необходимо четко разобраться в звуковой структуре слова. В каждом случае нужно точно знать, из каких именно звуков состо­ит любое записываемое слово и в каком порядке эти звуки следуют друг за другом, о чем мы уже говорили на стр. 13—14. Все это и входит в поня­тие звукового анализа.

Навыком звукового анализа слов ребенок должен овладеть до начала его обучения грамоте или на самых начальных этапах такого обучения. В школе для этой цели специально отведен так называемый добукварный период. Однако период этот очень короткий. Поэтому если ребенок придет в школу совершенно не подготовленным к сложному процессу звукового анализа слов, то он неизбежно встретится на том пути с большими трудностями. Отсюда и возникает необходимость развития у него еще в дошкольном возрасте хотя бы самых простых форм такого анализа.

Мы не задаемся целью изложить здесь всю строгую, стройную и до самых мелких деталей раз­работанную в дефектологии систему работы по вос­питанию у детей способности к фонематическому анализу слов, дающую положительный результат даже, казалось бы, в самых безнадежных случаях. Приведем лишь несколько самых простых упраж­нений, позволяющих подготовить дошкольника к этому сложному виду учебной деятельности.

 

1. Попросите ребенка определить, в каком месте слова (начало, середина, конец) слышится звук С в следующих словах: СУМКА, САНКИ, НОС, КАС­КА, ОВЕС, БУСЫ, ВЕСЫ, КОСЫНКА, САРАЙ, СОЛОМА, ЛЕС, СЛОН, СЫР, РИС и т.д. Но до предъявления этого задания Вы должны быть твер­до уверены в том, что ребенок хорошо понимает значение слов НАЧАЛО, СЕРЕДИНА, КОНЕЦ. Для уточнения этого вопроса попросите его, напри­мер, показать, где начало страницы (строчки, целой книги, нарисованной на картинке очереди и пр.), где ее середина и конец. Встречаются случаи, когда этого не знают даже дети младшего школьного воз­раста — именно по этой причине они и не могут от­ветить на упомянутый вопрос. Выполнение этого задания должно быть доступно 5-6-летним детям. Оно подготавливает ребенка к предстоящему ему в дальнейшем более точному определению места ка­ждого звука в слове.

 

2. Произнесите сочетание из двух гласных звуков (А-У...) при условии достаточно длительного звучания каждого из них. Можно предварительно сказать ребенку о том, что когда кто-то заблудится в лесу, то кричит «АУ!» Дайте послушать это сочета­ние еще раз и затем спросите ребенка, какой звук он слышит сначала, а какой — потом. Если он справит­ся с этой задачей, то это и будет самый первый его опыт анализа звукового состава слова. Затем поме­няйте звуки местами (имитация плача грудного ре­бенка) и повторите свой вопрос. В случае затрудне­ний на первых порах можно предложить ребенку самому произнести эти звуки (эффект проговаривания) или внимательно посмотреть на положение Ва­ших губ при произнесении одного и другого звуков (подключение зрительного анализатора). В дальнейшем старайтесь опираться только на слуховое
восприятие и постепенно уменьшать продолжитель­ность звучания обоих звуков.

3. Произнесите сочетание, состоящее из гласного и согласного звуков (типа АХ, ОХ, УХ, УС), то есть так называемый обратный слог. В обратном слоге по сравнению с прямым (типа ХА) звуки произносятся менее слитно, и поэтому их значительно легче расчленить. Спросите ребенка, какой звук он слы­шит первым, а какой — после него.

 

4. Если ребенок успешно справится с предыду­щими заданиями, то попытайтесь предъявить ему для анализа и прямые слоги (типа ХА, СА, ША), повторив при этом тот же самый вопрос. Каждый из звуков при их произнесении подчеркивается голосом.

 

5. В дальнейшем можно упражнять ребенка в выделении первого и последнего звуков из соста­ва слова, поскольку эти задания, так же как и пре­дыдущие, относятся к числу более простых и мо­гут быть доступны детям старшего дошкольного возраста. В ходе этих упражнений можно спро­сить ребенка о том, какой первый и какой послед­ний звук в словах АИСТ, ВОЛК, СОСНА и т.п. При этом выделяемый из слова звук также произ­носится несколько подчеркнуто.

 

Если ребенок в дошкольном возрасте овладеет хотя бы этими «подступами» к полному звуково­му анализу слов, то в процессе обучения грамоте он уже не встретится с теми непреодолимыми трудностями, которые в конечном итоге не позво­лят ему полноценно овладеть письмом. Но такие трудности неизбежно будут подстерегать тех де­тей, ухо которых к началу школьного обучения окажется нетренированным в отношении диффе­ренцированного восприятия звуков речи. Именно о такой «тренировке», то есть о развитии у ребен­ка достаточно тонкой и дифференцированной ра­боты слухового анализатора, мы и вели здесь речь.


Глава 3

Формирование

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...