Задание 3. «Что изменилось»?
В этой группе заданий количество предметов (животных), предъявляемых ребенку для зрительного восприятия, в каждом задании остается неизменным. Изменяется только порядок расположения этих предметов на нижней картинке по сравнению с верхней. Сложность заданий постепенно возрастает за счет одновременного увеличения числа предметов как на верхней, так и нанижней картинке, поэтому к следующему заданию можно переходить лишь в случае успешногоo выполнения предыдущего. Выполнение их заданий можно начать примерно с 4-летнего возраста. Предложите ребенку сначала посмотреть на верхнюю картинку, а затем — на нижнюю, после эго задайте ему такой вопрос: «Что изменись»? Или: «Какие животные поменялись местами»?
Если в итоге проверки выяснится, что зрительное внимание и зрительная память у Вашего ребенка развиты недостаточно, то нужно специально упражнять его в выполнении таких заданий с постепенным увеличением при этом числа воспринимаемых предметов. Для этих упражнений можно использовать и окружающие ребенка реальные предметы (посуду, инструменты, школьные принадлежности и пр.), а также самые разнообразные игрушки. Чем больше будет «задействовано» разных предметов, тем лучше, потому что одновременно ребенок усвоит и названия этих предметов, обогатив тем самым свой словарный запас. Важно выяснить и состояние у ребенка зрительного анализа и синтеза. Для этой цели можно использовать следующие специальные задания. Задание 1. Попросите ребенка определить, чем отличаются друг от друга изображенные на картинках домики. (Важно, чтобы ребенок заметил все имеющиеся между ними различия).
Задание 2. Попросите ребенка найти различия в сходных рисунках из любого номера журнала «Веселые картинки». Задание 3. Предложите ребенку найти различия в окружающих его предметах (две куклы, две машинки, два яблока, две чашки, два чайника и т.п.). Ребенок среднего и тем более старшего дошкольного возраста, у которого достаточно развиты процессы анализа и синтеза, должен без особых затруднений справиться со всеми этими заданиями.
Представления о форме и величине предметов формируются у детей в процессе их активных действий с этими предметами. Различение предметов по величине доступно детям начиная с 2,5-3 лет. Примерно с этого возраста они начинают раскладывать предметы по порядку с учетом их величины, а затем методом «проб и ошибок» собирать пирамидки и составные матрешки. Многие дети овладевают этим умением значительно раньше. Что касается формирования представлений о форме предметов, то после 4-х лет дети различают основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), знают их названия и могут соотносить фигуры одинаковой формы. Более точные сроки определить очень сложно, поскольку многое, как уже говорилось, зависит от условий жизни и воспитания ребенка, от наличия у него соответствующих игрушек и т.п. «Упражняемые» дети могут в этом отношении значительно опережать своих сверстников. В то же время в последние годы нам иногда приходится иметь дело и с такими случаями сильнейшей педагогической запущенности, когда ребенок с нормальным интеллектом даже в 6-летнем возрасте не знает и не умеет ничего (так называемые «дети-маугли»). Поэтому нужно не ждать, пока пространственные представления у ребенка «сформируются», а активно содействовать их развитию. Исследование пространственных представлений у детей в домашних условиях можно провести при помощи приводимых ниже заданий.
Для выяснения представлений ребенка о форме предметов предложите ему такие задания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|