Сотрудничество — основа витагенной педагогики
Новое направление в технологии образовательного процесса — витагенное с голографическим подходом — было теоретически разработано и обосновано в последней -четверти XX в. академиком АПСН и МАПО, заслуженным деятелем науки России, доктором педагогических наук А.С. Белкиным. Витагенное обучение — это реальный путь к истинному сотрудничеству учителей и учащихся, воспитателей и воспитуемых, реальный путь слияния образования и самообразования, превращения субъект-объектных отношений в субъект-субъектные. Голографический подход — это объемное овладение знаниями, обеспечивающее реализацию витагенного образования в процессе сотрудничества. А.С. Белкин рекомендует различать два понятия — опыт жизни и жизненный опыт. Опыт жизни — витагенная информация, не прожитая человеком, связанная лишь с его осведомленностью о тех или иных сторонах жизни и деятельности, но не имеющая для него достаточной ценности. К сожалению, именно на этом информационном уровне и идет процесс обучения в большинстве образовательных технологий. Жизненный опыт — витагенная информация, ставшая достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти и находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации в адекватных ситуациях. Витагенное обучение — обучение, основанное на актуализации (востребовании) жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях. Переход витагенной информации в жизненный опыт происходит через несколько стадий. 1-я стадия. Первичное восприятие витагенной информации, недифференцированное. 2-я стадия — оценочно-фильтрующая. Личность определяет значимость полученной информации в филогенезе (с общечеловеческих, групповых, гностических позиций), потом — в онтогенезе, т.е. с позиций личной значимости.
3-я стадия — установочная. Личность стихийно или осмысленно создает установку на запоминание информации на конкретный период. В педагогическом взаимодействии весьма важно сотрудничество. Чем выше уровень его организации, тем успешнее идет педагогический процесс. Под сотрудничеством понимается совместная деятельность участников учебного (трудового) процесса, направленная на достижение единых целей. Оно предусматривает три обязательных компонента: • четкое осознание единства целей; • четкое разграничение функций сотрудничающих сторон; • взаимная помощь в реализации задач, способствующих достижению поставленной цели, а главное — взаимное делегирование полномочий. Учителя могут делегировать полномочия в тех случаях, когда следует опереться на потенциал учащихся, когда дети обращаются к учителю как к арбитру, посреднику, «исповеднику». Дети, помогающие учителю в организации урока, поддерживающие порядок в классе, выполняющие поручения педагога в разных проявлениях классной и школьной жизни — это сотрудники. Учащиеся, чутко реагирующие на душевное состояние учителя, помогающие ему как-то преодолевать стресс, депрессию, раздражение, поддерживающие его в минуты эмоционального подъема, творческого накала, — это тоже сотрудники. Таким образом, сотрудничество — сплав совместной деятельности в достижении единых целей на рациональном, эмоциональном, деятельностном уровнях. Сотрудничество рождается не вдруг, не одномоментно и далеко не на всех стадиях возрастного развития детей. Исследования А. С. Белкина показали, что уровни и степени сотрудничества на каждой стадии определяются соотношением роли взрослых и самостоятельности, детей в решении образовательных проблем. Он условно выделил следующие стадии.
• Опека (дошкольный период) — максимальная роль взрослых в определении целей деятельности ребенка и помощи ему; низший уровень осознания целей и минимальная роль детей в оказании помощи взрослым. • Наставничество (младший школьный возраст) — решающая роль взрослых при возрастающей роли детей в оказании помощи учителю, постепенное осмысление ими единства целей. • Партнерство (младший школьный, младший подростковый период). Роль взрослых доминирующая. Недостаточное равенство в осознании целей. Успех деятельности обеспечивается при относительном равенстве совместных усилий. • Сотрудничество (младший и старший подростковый период) — руководящая роль взрослых. Достаточное осознание единства целей. Успех обеспечивается равенством совместных усилий, готовностью оказать помощь друг другу. • Содружество (период старшего детства) — высокая форма сотрудничества, когда обе стороны соединяют воедино деловые, личные отношения на основе сотворчества. Источниками витагенной информации являются (рис. 10): средства массовой информации; научная, техническая и художественная литература; произведения искусства; социальное, деловое и бытовое общение; различные виды деятельности; образовательный процесс. Именно они составляют основное содержание, главный «нерв» витагенной информации. Концентрируясь на полюсах успеха—неуспеха, достижений и ошибок, проходя определенные стадии, витагенная информация трансформируется в витагенный (жизненный) опыт.
Рис. 10. Источники витагенной информации по А.С. Белкину
Субъективный опыт личности (по Э.Ф. Зееру) включает жизненный, образовательный и профессиональный опыт. По мнению А.С. Белкина, включение в учебный материал субъективного опыта порождает новую психодидактическую реальность, усвоение которой, с одной стороны, обогащает опыт личности, придает знаниям и умениям личностный смысл, а с другой — обогащает жизненный опыт.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|